Публикации Тематический тест по русскому языку для 10 класса по теме "Лексика"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Тематический тест по русскому языку для 10 класса по теме "Лексика"
Автор: Кулибаба Оксана Владимировна

Проверочный тест по русскому языку для 10 класса1. Чем объясняется наличие ударения на втором слогу слова КОЛЫХНЕТ?Как тихо веет над долиной Как море вешнее в разливе,Далёкий колокольный звон,Светлее, не колЫхнет день, - Как шорох стаи журавлиной, - И торопливей, молчаливейИ в шуме листьев замер он.Ложится по долине тень. (Ф.Тютчев)А) Норма литературного произношения этого слова в XIX веке.Б) Индивидуально-авторское образованиеВ) Рифма.Задание: объясните правописание глаголов.2. Охарактеризуйте выделенное слово с точки зрения его исторического изменения.Мы долго бродили с Касьяном по ссечкам. Молодые отпрыски, ещё не успевшие вытянуться выше АРШИНА, окружали своими тонкими, гладкими стебельками почерневшие, низкие пни… (И. Тургенев)А) Архаизм Б) Историзм В) Неологизм.Задание: используя словарь В.И. Даля, установите значение слова ССЕЧКА.3. В вышеприведённом тексте замените слово ССЕЧКА другим словом. Какое слово является более близким по смыслу?А) Дрожки Б) Просеки В) ВырубкиЗадание: объясните, почему определения в данном тексте являются однородными.4. Установите функцию выделенного слова в тексте.Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас КЛАДОВАЯ солнца с великими сокровищами жизни. (М. Пришвин)А) Номинативная (для называния) функция.Б) Изобразительно-выразительная функция.В) Стилистическая функция. Задание: произведите морфологический разбор слова КЛАДОВАЯ.5. Установите функцию тире в тексте.Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. (М. Пришвин)А) Интонационное тиреБ) Тире в неполном предложении.6. Установите значение слова ВЫЯ в тексте.Ты не гнула крепкой выиВ бедовой своей судьбе;Разве пасынки РоссииНе поклонятся тебе? (Ф. Глинка)А) Спина Б) Шея В) ХребетЗадание: по толковому словарю русского языка установите значение слова ПАСЫНКИ.7. Какое из выделенных слов является индивидуально-авторским неологизмом?В смокинг ВШТОПОРЕН,Побрит, что надо, по грандпо оперегуляю ГРАНДОМ.смотрюв антракте – КРАСАВКА на красавице… (В. Маяковский)Задание: выделите заимствованные слова. По словарю иностранных слов установите, из какого языка они заимствованы. Являются ли слова ГРАНДОМ, по ГРАНД омонимами?8. Какое слово текста относится к устаревшим?Город чудный, город древний,Ты вместил в свои концыИ посады и деревни,И палаты и дворцы! (Ф. Глинка)А) Дворцы Б) Посады В) Палаты Г) ДеревниЗадание: используя толковый словарь русского языка, установите значение слова ПАЛАТЫ. Совпадает ли одно из значений со значением этого слова в тексте?9. Какой частью речи являются выделенные слова?Ах, не с того ли за селомТак плачет жалостно гармоника:ТАЛЯ-ЛЯ-ЛЯ, ТИЛИ-ЛИ-ГОМВисит над белым подоконником. (С .Есенин)А) Междометие Б) Звукоподражание В) Наречие.Задание: произведите морфемный и словообразовательный разбор слова ПОДОКОННИКОМ.10. Чем является выделенная запятыми синтаксическая единица текста? Люблю тебя, ПЕТРА ТВОРЕНЬЕ, Люблю твой строгий, стройный вид… (А. Пушкин)А) Приложение Б) Обращение В) Вводная конструкцияЗадание: объясните постановку запятой между определениями.