Публикации Рабочая программа факультативного курса "Речевой этикет"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа факультативного курса "Речевой этикет"
Автор: Кулибаба Оксана Владимировна

Пояснительная записка      Программа факультативного курса «Речевой этикет» разработана на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы:  (автор-составитель С.И.Львова «Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы:  (автор-составитель С.И.Львова).- 3-е изд.,- М.: Мнемозина,  2009).Программа занятий рассчитана на 34 часа (из расчета 1 час в неделю) и полностью совпадает с примерной авторской по курсу.Задачи и цели программы:     Данный курс поможет учащимся овладеть понятием культура речевого общения, усвоить основные правила русского речевого этикета , обогатить свою речь разнообразными этикетными формулами, осознать этикетную роль интонации, а также  других средств общения: жестов, мимики, телодвижений.    Овладение нормами речевого этикета происходит в результате систематического и целенаправленного выполнения практически ориентированных заданий, которые задают определённую ситуацию и требует выбора соответствующих языковых средств для установления и поддержания доброжелательного контакта в процессе общения. Особое внимание уделяется сложным ситуациям: обращение к собеседнику, извинение, просьба, выражение сочувствия…      Концептуальным ядром речевого этикета является понятие вежливости  в различных её проявлениях: тактичность, деликатность, доброжелательность, учтивость, корректность, любезность, галантность… Именно поэтому курс имеет большое воспитательное значение.       Формы организации работы учащихся носят преимущественно деятельностный характер, что обусловлено стремлением сформировать у школьников практические  навыки эффективного речевого поведения. Такими формами являются моделированные речевые ситуации, конференции, практикумы, проектная деятельность.       Содержание обучения, требования к подготовке учащихся по предмету 1 раздел.   Роль речевого этикета в общении.        Речевое общение: единство двух его сторон. Формы общения.Сферы речевого общения.Культура речевого общения.Этикет как совокупность правил речевого поведения.Речевой этикет как правила речевого этикетаОбщая характеристика норм речевого этикета.Речевая ситуация; её основные характеристики.Языковые средства выражения речевого этикета.Интернациональные и национальные особенности речевого этикета.Русские пословицы и поговорки, отражающие основные правила речевого  поведения.Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.Вежливость как непременное условие толерантного речевого общения.2 раздел. Основные формулы речевого этикета.Использование этикетных выражений для установления контакта и поддержания доброжелательности и взаимного уважения.Основные виды речевых ситуаций.Богатство и разнообразие этикетных формул.Речевая ситуация обращения и её разновидности.Из истории правил этикетного обращения в России. Устаревшие этикетные формулы.Из истории русских имён и фамилий. Варианты личного имени.Этикетное употребление местоимений ты и Вы в русской речи.Речевая ситуация выражения  просьбы.Языковые способы смягчения отрицания, отказа в просьбе.Речевая ситуация извинения. Способы его выражения.Виды комплимента.Дискуссия, диспут, спор как специфические формы общения.Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе и мобильного.Речевой этикет современной молодёжи. Молодёжный сленг, отношение к нему.Краткая информация об этимологии наиболее употребительных этикетных слов.Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением правил речевого этикета.Характеристика толковых словарей русского речевого этикета. Список учебно-методической литературы:Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. — 6-е изд.,  — М., 1984.Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. — М., 1997.Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. — М., 1998.Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. — М., 1998.Ладыженская Т.А. Живое слово: устная речь как средство и предмет обучения.  М., 1986.Календарно-тематическое планирование занятий факультативного курса