Публикации ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Автор: Самойленко Виталий Юрьевич

Самойленко В.Ю., Самойленко М.В.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр детского и юношеского туризма и экскурсий, г. Старый Оскол
ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ
ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Полноценно восстановить силы, сохранить здоровье на длительный период, повысить физическую и умственную работоспособность возможно только с помощью физической активности. Обязательная физическая активность является главнейшим компонентом понятия здоровый образ жизни. Многочисленные исследования подтверждают, что показатели здоровья взрослых и детей за последние десятилетия ухудшились. Обобщение многочисленных данных, полученных во многих странах мира, доказывают, что виной тому гипокинезия (греч. hipo - понижение, недостаточность, kinesis - движение) и гиподинамия. Недостаточное физическое развитие, низкий уровень показателей функционального состояния является результатом малоактивного образа жизни в школьные годы. [1]
К числу социально-гигиенических факторов, оказывающих благоприятное (оздоровительное) влияние на состояние здоровья детей, относятся гигиенически оптимальная окружающая ребенка среда, оптимальный двигательный режим, закаливание, сбалансированное питание, рациональный суточный режим, здоровый образ жизни. Движение, закаливание и питание можно назвать ведущей триадой, в значительной степени, определяющей состояние здоровья подрастающего поколения.
Одним из реальных путей выхода из сложившейся ситуации может быть организация туристско-краеведческой работы со школьниками.
Туризм - это разнообразная двигательная деятельность, естественная по своему характеру и осуществляемая в природных условиях. Поэтому хорошо организованный туризм открывает большие возможности к приобретению многих важных для жизни и трудовой деятельности общеобразовательных и специальных знаний, различных двигательных умений и навыков, способствует укреплению здоровья и разностороннему формированию личности. Туризм доступен людям от школьного до пожилого возраста. Поэтому туризм - самый массовый вид спорта, занимающий важное место в общей системе физического воспитания и физической культуры.
Изучением влияния туризма на детский организм изучалось многими исследователями. Установлено улучшение функционального состояния кардиореспираторной системы, проявляющееся в увеличении ударного объема крови, увеличения мощности вдоха, выдоха, улучшении силовых показателей, выносливости школьников под влиянием даже одноразовых многодневных походов. Физиологи считают, что эстетическое наслаждение, получаемое от созерцания красот природы, приводит к снятию стойких очагов возбуждения в коре головного мозга, что имеет большое оздоравливающее значение. Многолетние наблюдения за туристскими группами школьников и студентов, участниками одноразовых многодневных пеших, велосипедных, лыжных походов помимо положительного влияния на их организм показали, что различные виды туризма по-разному влияют на отдельные системы. Так, на увеличение силы мышц верхнего плечевого пояса эффективнее влияют лыжные походы, мышц спины — пешие. Мощность выдоха эффективнее улучшается в пеших походах, подвижность нервных процессов — в лыжных. Многолетние (4—5 лет) регулярные занятия туризмом оказывают положительное влияние на физическое развитие школьников, их физическую подготовленность, на функциональное состояние многих физиологических систем. Так, если кистевая сила девочек, не занимающихся спортом, в том числе туризмом, к 16 годам увеличивается по сравнению с их показателями 12-летнего возраста на 46,7%, то у регулярно занимающихся туризмом она увеличивается на 63,9%; у занимающихся спортом — на 101,7%. У мальчиков увеличение кистевой силы составляет соответственно 81,2%, 99,9% и 126,5%. Занятие туризмом ведет к улучшению и других показателей физического развития школьников. Так, у занимающихся туризмом имело место, более выраженное урежение пульса по сравнению со школьниками, которые не занимались туризмом, хотя и менее выраженное по сравнению со спортсменами. Глубина дыхания 16-летних девочек увеличилась по сравнению с их показателями в 12-летнем возрасте на 69,8%, в то время как у занимающихся туризмом она увеличилась на 93,6%. У мальчиков глубина дыхания увеличилась соответственно на 57,4% и 98,0%. Максимальная вентиляция легких у девочек увеличилась соответственно на 31,4% и 59,0%, у мальчиков — соответственно на 39,1% и 69,2%.[2]
Занятие туризмом оказывают заметное влияние на улучшение физической подготовленности школьников. Необходимость развития школьного туризма наряду с другой физкультурно-оздоровительной работой сегодня очевидна. Туризм формирует со школьного возраста правильную мотивацию восстановления трудоспособности способом активного использования свободного времени, предназначенного для отдыха, в тоже время туристские походы вызывают значительную затрату физических сил и энергии. Это важный шаг к ведению здорового образа жизни.[3]
Разнообразие форм туризма, его положительное влияние на организм ребенка позволяют использовать его как средство физического воспитания, начиная с младшего школьного возраста. Экскурсии, походы выходного дня, категорийные походы — один из методов внеклассной работы.
Но туризм – это не только средство физического и прикладного воспитания. Велика роль туризма в нравственном и духовном воспитании, социализации и развитии коммуникативных качеств подростков. Туризм – средство расширения кругозора и обогащения духовной жизни подростков. В туристическом походе вырабатывается умение преодолевать трудности, ребята учатся коллективизму не на словах, а на деле. Регулярное занятие туризмом вырабатывает у детей сознательную дисциплину, настойчивость, ответственность. Многие школьники ежегодно во время каникул и в другое свободное от школьных занятий время совершают туристские походы по родному краю, и каждый поход дает им новые знания и практические навыки, открывает перед ними красоту родной природы, расширяет кругозор, укрепляет здоровье.
Список используемых источников
Купчинов Р.И. Физическое воспитание: учеб. пособие для студентов подгот. учеб.-тренировоч. групп учреждений, обеспечивающих получение высш. образования. — Минск: ТетраСистемс, 2006. — 352 с.
Курилова В.И. Туризм: учебное пособие. – М.: Просвещение, 1998. – 224с.
Трушкина Л.Ю., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М. Гигиена и экология человека: учеб. пособие. – М.: Проспект, 2006. – 528с.
HYPER13PAGE HYPER15