Публикации
Влияние межличностных отношений на мотивацию юных спортсменов
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Влияние межличностных отношений на мотивацию юных спортсменов
Автор: Самойленко Виталий Юрьевич
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Влияние межличностных отношений на мотивацию юных спортсменов
Автор: Самойленко Виталий Юрьевич
Самойленко В.Ю., Самойленко М.В.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр детского и юношеского туризма и экскурсий, г. Старый Оскол
Влияние межличностных отношений на мотивацию юных спортсменов
В первую очередь необходимо понять, являются ли межличностные отношения диспозиционным или ситуационным фактором для мотивации. С одной стороны этот вопрос очень прост, так как межличностные отношения являются внешними по отношению к личности спортсмена, а, следовательно, являются ситуационным фактором мотивации.
Однако следует отметить, что данный фактор является двойственно направленным, и в этом заключается сложность данного вопроса. Межличностные отношения могут влиять непосредственно на мотивацию спортсмена, например, за счет тесных отношений со своими подопечными тренер имеет возможность во время соревнования мотивировать спортсменов на победу [1].
Также межличностные отношения могут корректировать психологические особенности конкретных спортсменов, тем самым, влияя не на мотивацию непосредственно, а на ее диспозиционные факторы. Например, тренер может часами работать с каким-либо членом команды, разбирая его психологические проблемы, с целью поднять его моральный дух и повысить мотивацию занятия спортом, скорректировать его внутренние факторы мотивации [1].
Таким образом, при изучении влияния межличностных отношений на мотивационную сферу спортсменов необходимо отслеживать, происходит ли это влияние непосредственно на мотивацию или на психологические особенности спортсмена, выступают межличностные отношения в качестве диспозиционных или ситуационных мотивов.
Теперь рассмотрим каждую из составляющих мотивационной сферы: потребности, цели, задачи, интерес – как объект влияния межличностных отношений в детской спортивной команде.
Влияние межличностных взаимоотношений на потребности спортсмена станет понятным, когда мы вспомним, что потребность – это некая неудовлетворенность человека. Понятно, что отношения внутри команды не могут удовлетворить абсолютно все потребности спортсмена, однако если вспомнить потребности по Маслоу или по Мюррейю, то мы увидим, что удовлетворение ряда потребностей не возможно без благоприятной психологической обстановки в команде и без хороших межличностных взаимоотношений [2].
Третья ступень потребностей по Маслоу – это потребность в принадлежности и любви. Разные люди понимают любовь по-разному, однако тесные межличностные взаимоотношения внутри команды всегда будут восприняты как принятие внутри команды, как любовь. И наоборот, если в команде будут постоянные конфликты между спортсменами и тренером, то члены команды не будут чувствовать любви и одна из их базовых потребностей не будет удовлетворена. Неудовлетворение базовой потребности тормозит развитие человека, спортсмен не будет стремиться к удовлетворению потребностей более высокого уровня, к самоактуализации, а, следовательно, будет проигрывать в конкурентной борьбе из-за нехватки мотивации.
Рассмотрим еще потребности, на которые оказывают влияние межличностные отношения внутри спортивной команды. Потребность в уважении и признании по Маслоу и потребность в общении и установлении эмоциональных связей по Мюррейю также сильно завязаны на уровень межличностных отношений в команде. Только в команде с крепкими и дружественными межличностными взаимоотношениями спортсмен может получить в нужный момент психологическую поддержку и подпитку в качестве признания и качественного общения [3].
Таким образом, благоприятная психологическая обстановка внутри спортивной команды, особенно детской, учитывая ее большую тягу к прочным межличностным отношениям, способствует удовлетворению практически всех психологических и социальных потребностей.
Цели и задачи спортсмена являются определяющими составляющими его мотивационной сферы, а потому влияние межличностных отношений на цели и задачи юного спортсмена в команде очень важно.
Можно выделить две роли межличностных отношений во влиянии на цели и задачи спортсмена [4]:
Формирующая роль. Отношения внутри команды и с тренером команды должны формировать цели спортсмена и цели команды в целом. В первой главе было отмечено, что ребенок в возрасте 7-9 лет уже находится в состоянии формирования целей. Именно этому и должны способствовать межличностные отношения в команде. Если юный спортсмен начинает играть в баскетбол в команде, где дети тесно и открыто коммуницируют, где поддерживается баскетбольный дух, где тренер в неформальном тоне рассказывает про выдающихся баскетболистов, то в дальнейшем спортсмен на долго сформирует цель быть успешным баскетболистом, преданным своей команде.
Коммуникационная роль. Отношения внутри команды должны быть открытыми и прозрачными, чтобы тренеру или лидеру команды было просто ставить общекомандную цель. Чтобы все члены команды понимали ее смысл правильно. В детской команде это особенно тяжело, так как формулировка цели детям должна звучать предельно просто и должна достичь слуха каждого юного спортсмена.
Таким образом, межличностные отношения очень важны для целей и задач юных спортсменов, так как только при хороших межличностных отношениях спортсмен сформирует у себя правильную цель на победу и четко поймет общекомандную цель.
Если говорить про влияние межличностных отношений на интерес спортсмена к какой-либо спортивной деятельности, то здесь также стоит отметить важность данного вопроса. Если спортивная деятельность не будет ребенку интересна, то он ее в скором времени закончит или не будет прикладывать много усилий для достижения результат [5].
В данном случае, межличностные отношения не являются фактором, который формирует интерес. Интерес к спортивной деятельности будет формироваться в зависимости от других факторов: личных успехов и достижений, соответствия складу характера и так далее. Межличностные отношения здесь играют роль благоприятного или не благоприятного фона. Если отношения внутри команды напряженные, то у ребенка появляется мнение, что эта напряженность связана именно со спортом, это может повлиять на его решение отказаться от этого рода деятельности. Если же психологическая обстановка благоприятная, то ребенок может сконцентрироваться на спорте и получать от него и от общения с другими членами команды удовольствие.
Мотивация – это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности. Она играет большую роль, в деятельности человека, особенно в спортивной. Ее отличительной чертой является специфика протекания спортивной деятельности в командном или индивидуальном стиле спортивной деятельности. В командном стиле отмечается большое влияние межличностного взаимодействия нежели в индивидуальном.
Список используемых источников
Алексеев А.В. Преодолей себя! Психическая подготовка в спорте. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006
Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб., 1999.
Столяров В.И. Социология физической культуры и спорта. – ФиС. 2005
Попов А.Л. Психология спорта. – М., 1998.
Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. – Лань. 2005
HYPER13PAGE HYPER15
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр детского и юношеского туризма и экскурсий, г. Старый Оскол
Влияние межличностных отношений на мотивацию юных спортсменов
В первую очередь необходимо понять, являются ли межличностные отношения диспозиционным или ситуационным фактором для мотивации. С одной стороны этот вопрос очень прост, так как межличностные отношения являются внешними по отношению к личности спортсмена, а, следовательно, являются ситуационным фактором мотивации.
Однако следует отметить, что данный фактор является двойственно направленным, и в этом заключается сложность данного вопроса. Межличностные отношения могут влиять непосредственно на мотивацию спортсмена, например, за счет тесных отношений со своими подопечными тренер имеет возможность во время соревнования мотивировать спортсменов на победу [1].
Также межличностные отношения могут корректировать психологические особенности конкретных спортсменов, тем самым, влияя не на мотивацию непосредственно, а на ее диспозиционные факторы. Например, тренер может часами работать с каким-либо членом команды, разбирая его психологические проблемы, с целью поднять его моральный дух и повысить мотивацию занятия спортом, скорректировать его внутренние факторы мотивации [1].
Таким образом, при изучении влияния межличностных отношений на мотивационную сферу спортсменов необходимо отслеживать, происходит ли это влияние непосредственно на мотивацию или на психологические особенности спортсмена, выступают межличностные отношения в качестве диспозиционных или ситуационных мотивов.
Теперь рассмотрим каждую из составляющих мотивационной сферы: потребности, цели, задачи, интерес – как объект влияния межличностных отношений в детской спортивной команде.
Влияние межличностных взаимоотношений на потребности спортсмена станет понятным, когда мы вспомним, что потребность – это некая неудовлетворенность человека. Понятно, что отношения внутри команды не могут удовлетворить абсолютно все потребности спортсмена, однако если вспомнить потребности по Маслоу или по Мюррейю, то мы увидим, что удовлетворение ряда потребностей не возможно без благоприятной психологической обстановки в команде и без хороших межличностных взаимоотношений [2].
Третья ступень потребностей по Маслоу – это потребность в принадлежности и любви. Разные люди понимают любовь по-разному, однако тесные межличностные взаимоотношения внутри команды всегда будут восприняты как принятие внутри команды, как любовь. И наоборот, если в команде будут постоянные конфликты между спортсменами и тренером, то члены команды не будут чувствовать любви и одна из их базовых потребностей не будет удовлетворена. Неудовлетворение базовой потребности тормозит развитие человека, спортсмен не будет стремиться к удовлетворению потребностей более высокого уровня, к самоактуализации, а, следовательно, будет проигрывать в конкурентной борьбе из-за нехватки мотивации.
Рассмотрим еще потребности, на которые оказывают влияние межличностные отношения внутри спортивной команды. Потребность в уважении и признании по Маслоу и потребность в общении и установлении эмоциональных связей по Мюррейю также сильно завязаны на уровень межличностных отношений в команде. Только в команде с крепкими и дружественными межличностными взаимоотношениями спортсмен может получить в нужный момент психологическую поддержку и подпитку в качестве признания и качественного общения [3].
Таким образом, благоприятная психологическая обстановка внутри спортивной команды, особенно детской, учитывая ее большую тягу к прочным межличностным отношениям, способствует удовлетворению практически всех психологических и социальных потребностей.
Цели и задачи спортсмена являются определяющими составляющими его мотивационной сферы, а потому влияние межличностных отношений на цели и задачи юного спортсмена в команде очень важно.
Можно выделить две роли межличностных отношений во влиянии на цели и задачи спортсмена [4]:
Формирующая роль. Отношения внутри команды и с тренером команды должны формировать цели спортсмена и цели команды в целом. В первой главе было отмечено, что ребенок в возрасте 7-9 лет уже находится в состоянии формирования целей. Именно этому и должны способствовать межличностные отношения в команде. Если юный спортсмен начинает играть в баскетбол в команде, где дети тесно и открыто коммуницируют, где поддерживается баскетбольный дух, где тренер в неформальном тоне рассказывает про выдающихся баскетболистов, то в дальнейшем спортсмен на долго сформирует цель быть успешным баскетболистом, преданным своей команде.
Коммуникационная роль. Отношения внутри команды должны быть открытыми и прозрачными, чтобы тренеру или лидеру команды было просто ставить общекомандную цель. Чтобы все члены команды понимали ее смысл правильно. В детской команде это особенно тяжело, так как формулировка цели детям должна звучать предельно просто и должна достичь слуха каждого юного спортсмена.
Таким образом, межличностные отношения очень важны для целей и задач юных спортсменов, так как только при хороших межличностных отношениях спортсмен сформирует у себя правильную цель на победу и четко поймет общекомандную цель.
Если говорить про влияние межличностных отношений на интерес спортсмена к какой-либо спортивной деятельности, то здесь также стоит отметить важность данного вопроса. Если спортивная деятельность не будет ребенку интересна, то он ее в скором времени закончит или не будет прикладывать много усилий для достижения результат [5].
В данном случае, межличностные отношения не являются фактором, который формирует интерес. Интерес к спортивной деятельности будет формироваться в зависимости от других факторов: личных успехов и достижений, соответствия складу характера и так далее. Межличностные отношения здесь играют роль благоприятного или не благоприятного фона. Если отношения внутри команды напряженные, то у ребенка появляется мнение, что эта напряженность связана именно со спортом, это может повлиять на его решение отказаться от этого рода деятельности. Если же психологическая обстановка благоприятная, то ребенок может сконцентрироваться на спорте и получать от него и от общения с другими членами команды удовольствие.
Мотивация – это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности. Она играет большую роль, в деятельности человека, особенно в спортивной. Ее отличительной чертой является специфика протекания спортивной деятельности в командном или индивидуальном стиле спортивной деятельности. В командном стиле отмечается большое влияние межличностного взаимодействия нежели в индивидуальном.
Список используемых источников
Алексеев А.В. Преодолей себя! Психическая подготовка в спорте. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006
Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб., 1999.
Столяров В.И. Социология физической культуры и спорта. – ФиС. 2005
Попов А.Л. Психология спорта. – М., 1998.
Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. – Лань. 2005
HYPER13PAGE HYPER15