Публикации
Сказкотерапия как метод коррекции агрессивного поведения у мдладших школьников с умственной отсталостью (выступление на методическом объединении воспитателей)
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сказкотерапия как метод коррекции агрессивного поведения у мдладших школьников с умственной отсталостью (выступление на методическом объединении воспитателей)
Автор: Халимова Ровзан Маллаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сказкотерапия как метод коррекции агрессивного поведения у мдладших школьников с умственной отсталостью (выступление на методическом объединении воспитателей)
Автор: Халимова Ровзан Маллаевна
Сказкотерапия как метод коррекции агрессивного поведения у мдладших школьников с умственной отсталостью(выступление на методическом объединении воспитателей)Подготовила воспитатель Р. М. ХалимоваСовременный этап развития общества характеризуется, по мнению ведущих специалистов в области психологии и дефектологии, увеличением проявлений агрессивности у детей. Агрессивное поведение детей представляет собой серьёзную психолого-педагогическую проблему, поскольку дети с умственной отсталостью раздражительны, обидчивы, легко возбудимы, драчливы, враждебны по отношению к окружающим и упрямы. Подобное поведение негативно сказывается на личностном развитии, дальнейшей социализации и главное, подрывает здоровье детей.Проблема агрессивного поведения в детской среде перестала быть только психолого-педагогической, она стала социальной. Сухие статистические сводки свидетельствуют о росте преступности среди детей и подростков.Данная проблема особенно актуальна среди детей с нарушением интеллекта.Отечественные психологи (С.Л. Колосова, И.А. Фурманов, А.А. Аладьин и др.) отмечают, что уже в начальных классах наблюдается большое количество учащихся с различными нарушениями поведения, среди которых агрессивное поведение занимает одно из ведущих мест.Тема агрессивного поведения умственно отсталых детей рассматривалась в трудах отечественных (В.В. Ковалева, В.Ф. Шалимова, А.Д. Виноградовой и др.) и зарубежных психологов (М. Ратлер, Д. Лешли, П. Скотт и др.). В любом случае агрессивное поведение ребенка — это проблема для всех, кто его окружает и для него самого. Поэтому она требует решения. Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции. Этим и объясняется актуальность темы агрессии.Агрессивные дети – это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводит к тому, что агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом. Очень часто родители агрессивного ребенка, испытывающие к нему неприязнь, обращаются за психологической помощью не для того, чтобы помочь ребенку, а для того, чтобы попробовать его успокоить.Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:стремление привлечь к себе внимание сверстников; стремление получить желанный результат; стремление быть главным; защита и месть; желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство. Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют:недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков; сниженный уровень саморегуляции; неразвитость игровой деятельности; сниженную самооценку; нарушения в отношениях со сверстниками. Ребенок с умственной отсталостью - это особый ребенок, который в силу своих психических особенностей иначе воспринимает окружающий мир. Незрелость основных нервных процессов, неустойчивость психики делают такого ребенка уязвимым для действия многих отрицательных факторов, нарушающих формирование поведенческих актов. Зачастую данная категория детей сталкивается с трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, учителями, с нормально развивающимися сверстниками, которые в большинстве случаев не знают психических особенностей детей, в результате чего возникают конфликты, и такие дети начинают проявлять агрессию в своем поведении, которая выступает как защитная реакция на возникающие трудности. В специальной психологии проблема агрессии умственно отсталых школьников остается недостаточно разработанной, хотя в некоторых работах имеются указания на проявления их агрессивности и враждебности (Альбрехт Э.Я., 1976; Аунапуу Т., 1988; Бойков Д.И., 1994; Волкова Н.В., 2000; Запрягаев Г.Г.,1986; Иванов Е.С., 1989; Коробейников И.А., 2002; Кузьмина В.К., 1981, Лебединская К.С. с соавт., 1980, 1988; Малинаускене В.А., 1977; Махова В.М., 2000; Поппе Г.К., 1989; Поспишиль К., 1975; Угарова Г.М., 1985; Фрейеров О.Е., 1966; Шипицина Л.М., 2000; и др.), но целенаправленного, комплексного и системного изучения содержания и форм агрессии умственно отсталых школьников, а также факторов, механизмов и условий ее возникновения и закрепления, исследования путей ее комплексной диагностики, профилактики и коррекции не проводилось.Дети с умственной отсталостью характеризуются вспыльчивостью и несдержанностью. Они труднее преодолевают жизненные трудности». Младшие школьники с интеллектуальной недостаточностью часто проявляют беспокойство и тревогу. В школе у них можно наблюдать напряженность, скованность, пассивность, неуверенность в себе. Также часто они проявляют раздражительность, капризность, драчливость. Им трудно наладить контакт со сверстниками и поэтому они часто инициируют конфликты и драки.Дети с интеллектуальной недостаточностью не способны подавлять аффект. Очень часто сильные аффективные реакции проявляются по незначительному поводу.У некоторых детей с нарушением интеллекта отмечаются скрытые проявления агрессивного поведения, которые проявляются в виде злорадства при виде несчастья и боли другого ребенкаТаким образом, можно выделить комплекс факторов, провоцирующих возникновение агрессии.Во - первых, это тип отношения родителей к ребенку. К формированию детской агрессивности приводят: отвержение, гиперсоциализация, гиперопека, насилие в семье, демонстрация родителями агрессивного отношения к окружающим.Второй фактор - стрессы и негативные примеры в социальном окружении.Третий фактор - индивидуальные особенности ребенка.Четвертая из возможных причин - препятствование реализации базовых потребностей ребенка - потребности в движении, общении, внимании.Наконец, последний фактор - биологический, связанный с неправильным формированием головного мозга или заболеваниями.В возникновении агрессивного поведения важную роль играют проблемы, которые появляются у детей вследствие обучения. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:повышение голоса, изменение тона на угрожающий; демонстрация власти («Учитель здесь я», «Будет так, как я скажу»); агрессивные позы и жесты; сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание; негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей; обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда, ...»; сравнение ребенка с другими детьми (не в его пользу); Агрессивное поведение может возникать под влиянием неблагоприятных внешних условий: авторитарного стиля воспитания, деформация системы ценностей в семейных отношениях и т.д. Эмоциональная холодность или чрезмерная строгость родителей часто приводят к накоплению внутреннего психического напряжения у детей. Это напряжение может разряжаться посредством агрессивного поведения. Часто причиной агрессии детей является недостаток внимания и понимания со стороны родителей и педагогов и является отчаянной попыткой младшего школьника восстановить социальные связи.Еще одна причина агрессивного поведения - дисгармоничные взаимоотношения родителей (ссоры и драки между ними), агрессивное поведение родителей по отношению к другим людям. Жесткие несправедливые наказания - нередко модель агрессивного поведения ребенка.Формирование агрессивности может провоцировать ряд факторов: а) тип отношения родителей к ребенку; б) стрессы и негативные примеры в социальном окружении; в) индивидуальные особенности ребенка; г) препятствование реализации базовых потребностей ребенка - потребности в движении, общении, внимании; д) биологический фактор, связанный с неправильным формированием головного мозга или заболевания.Благоприятным периодом для коррекции агрессивного поведения является младший школьный возраст. Главная цель при работе с агрессивными детьми – формирование общности с другими, налаживание коммуникации со сверстниками; необходимо научить ребенка контролировать свою агрессию, научить способам выражения агрессии; нормализовать эмоциональное состояние и развить чувство эмпатии. Основные задачи при коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста: повышение самооценки; развитие саморегуляции в эмоциональной сфере; восстановление доверия к сверстникам и взрослым; коррекция и профилактика деформации в формировании своего Я; приобретение навыков конструктивного поведения в проблемных ситуациях, профилактика агрессивного поведения. Коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста проводится различными методами: игра (самый распространенный метод в работе с детьми); изъятие из привычной среды (при наличии связи между агрессивным поведением и окружением ребенка); творческое самовыражение (рисование, музыка и т.д.); перенаправление агрессии в социально одобряемые действия (труд, общественная работа и др.); перенаправление агрессии в спорт; участие в групповых тренингах. Одним из эффективных методов профилактики детской агрессивности на младшем возрастном этапе развития ребенка может стать сказкотерапия, т.е. лечение сказкой. Сказкотерапия – это направление практической психологии, метод, который использует сказку для решения проблем и задач в области воспитания, коррекции психоэмоционального состояния школьников.В настоящее время психологи и терапевты проводят исследования, позволяющие изучить и описать воздействие сказок на подсознание и сознание детей. Главная особенность сказки состоит в том, что сказка — это выдуманная волшебная история со счастливым завершением. Она позволяет передавать опыт, умения, навыки, помогает ребёнку понять, где добро, а где зло. Большое количество сказок пронизано аллегориями, а так же жизненным поведением. Главное достоинство сказкотерапии как метода заключается еще и в том, что ядром любой сказки является метафора. Именно она является средством психологического воздействия. Точность и глубина метафоры определяет эффективность коррекционных методов в работе с детьми. Данный метод психокоррекции основывается на том, что выдуманная 47 история несёт в себе скрытый смысл решения сложных проблем. Чтение сказок помогает ребёнку преодолеть жизненные трудности, найти выход из сложных ситуаций.Сама ценность и эффективность сказкотерапии очевидна: в сказочных ситуациях отсутствует дидактика, то есть, как поступить в какой-либо жизненной ситуации сказка лишь намекает, также ребенок усваивает причинно-следственные связи, потому как сюжет сказки логично построен; в сказках отсутствуют чёткие персонификации, и это позволяет ребёнку идентифицировать себя с главным героем, наблюдая за судьбой персонажа, ребёнок видит последствия того или иного выбора; образность языка позволяет сказке иметь множество граней, и благодаря этому, ребёнку в разные периоды жизни, может помочь одна и та же сказка; счастливый конец сказки даёт ребёнку чувство психологической защищенности. Ребенок под руководством взрослого делает вывод о том, что все трудности делают людей мудрее и сильнее. Постепенно ребенок начинает понимать и осознавать то, что вознаграждается тот герой, который проявил свои лучшие качества и прошёл через все испытания, а персонаж, который совершал плохие поступки, осуждается окружающими. И именно здесь заложен смысл закона жизни: «… как ты относишься к людям, так и они будут относиться к тебе». Также в сказках всегда есть наличие тайны и волшебства, ведь в сказке любой предмет оживает, и ребёнок может идентифицировать себя с одушевлённым персонажем. Эта особенность играет большую роль для развития психики ребёнка, так как развивается способность децентрироваться, ставить себя на место другого.Многочисленные исследования сказкотерапии как метода психокоррекционной работы позволяют сделать вывод о том, что в процессе знакомства со сказками и проигрывания сюжетов ребёнок начинает понимать, что даже в трудной ситуации можно найти выход, только его нужно поискать. Во-вторых, ребёнок усваивает правило: чтобы преодолеть трудности нужно искать силы в самом себе. В своем исследовании мы обратили внимание на то, что большое значение при осуществлении психолого-педагогической коррекции с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по преодолению трудностей в эмоционально-личностной сфере имеет сказкотерапия, которая предполагает проигрывание детьми эпизодов сказок. Психолого-педагогическая коррекция на основе работы со сказками позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», примерить на себя роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, примерить на себя роль родителя и оценить свой поступок со стороны. А именно позволяет ребенку иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких людей. Сказкотерапия направлена на решение эмоционально-личностных и поведенческих проблем ребенка. Сказкотерапия подходит для работы с агрессивными, тревожными, застенчивыми, неуверенными детьми. Методами сказкотерапии является самостоятельное написание сказок, обсуждение существующих и инсценирование сказок. Виды сказок для процесса сказкотерапии (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой): 1) художественные; 2) дидактические; 3) медитативные; 4) психо-терапевтические; 5) психо-коррекционные.Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться и с детьми, и с родителями. С родителями работа ведется в двух направлениях: просветительская работа об агрессивном поведении ребенка и обучение эффективным способам взаимодействия с агрессивным ребенком.При работе с агрессивными детьми необходимо учитывать их внутренние проблемы. Таким детям необходимо внимание взрослых к своему внутреннему миру, где копится много разрушительных эмоций и с которыми дети не в состоянии справиться сами. Как правило, за проявлениями детской агрессии прячутся боль, разочарования, отверженность. Отсюда, проявления агрессии – это реакции на неудовлетворение потребности в принятии, уважении и любви. Младший школьный возраст это время важных перемен в физиологии и психологии ребенка. Происходит становление личности и переход к осознанному и самостоятельному поведению. Дети в этом возрасте учатся ставить цели, управлять своими эмоциями и принимать самостоятельные решения. Поэтому так важно именно в этом возрасте обратить внимание и объединить усилия родителей и педагогов, для изучения и правильного понимания причин формирования агрессивного поведения.