Публикации
«Интерактивные методы проведения уроков социально-гуманитарного цикла как способ развития универсальных учебных действий учащихся»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Интерактивные методы проведения уроков социально-гуманитарного цикла как способ развития универсальных учебных действий учащихся»
Автор: Семенова Майя Петровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Интерактивные методы проведения уроков социально-гуманитарного цикла как способ развития универсальных учебных действий учащихся»
Автор: Семенова Майя Петровна
Интерактивные методы проведения уроков социально-гуманитарного цикла как способ развития универсальных учебных действий учащихся
Цель метода case-study - совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию - case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение - определённый алгоритм решения проблемы, выявленной при анализе ситуации.
Для эффективной работы необходимы два условия:
1)хороший кейс
2)определить методику использования данной инновационной технологии.
Акцент данной методики переносится не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учащегося и учителя, отсюда принципиальное отличие метода case-study от традиционных методик - равноправное участие учащегося и учителя в процессе получений знаний.
Кейс 1. 8 класс. Тема урока Внешняя политика Николая I
Сюжет
Роль николаевской России в Европе:
В 1849г. Русская армия помогла австрийской армии подавить восстание в Венгрии и готова была двинуться дальше, спасая европейских королей от революций. В те дни супруг английской королевы Виктории писал другу: Император Николай – господин Европы. Австрия – его орудие, Пруссия – одурачена, Франция-ничтожество, Англия - меньше нуля.
Справочные сведения
По подсчетам историков, в николаевской армии из каждых 5-ти рекрутов, взятых на службу, 2-е умирали. За 25 лет в армии Николая I на полях погибло около 30 тыс. солдат, а от болезней и жестоких наказаний – более 1млн. Постоянное войско Шамиля насчитывало около 20 тыс. всадников. Общее число горцев, которые подчинялись ему – 100 тыс. Армия России – 1 млн солдат, тем не менее война на Кавказе шла десятки лет.
Ключевые понятия:
Внешняя политика, великая держава, жандарм Европы, революционное движение, экспансия, национально-освободительное движение
Возможная формулировка проблемы:
- Россия эпохи правления НиколаяI– великая держава?
- Почему Россию называли жандармом Европы?
Кейс 2. 11 класс. Тема урока Выборы в демократическом обществе
Полезные понятия для использования в ходе решения кейса:
Парламентские выборы, президентские выборы, парламентская монархия, президентская республика, мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система, избирательная кампания, политическая партия, политическая программа, политический лидер..
Сюжет
На парламентских выборах в Великобритании в 1945 г. многие не сомневались в том, что успех обеспечен лидеру консервативной партии, премьер-министру У. Черчиллю — одному из главных организаторов победы над Германией во Второй мировой войне. Однако на проходивших весной 1945 г. выборах выиграл лидер лейбористской партии К. Эттли, который выглядел рядом с Черчиллем незначительной фигурой.
Проблематизация
Вопрос учителя: Что вам показалось странным при чтении этого сюжета?
Возможные ответы учащихся
Странно, что англичане на выборах отвернулись от той партии и лидера, которые привели страну к победе.
Странно, что политический лидер, успешно руководившей страной все годы Второй мировой войны, теряет свой пост премьер-министра в пользу сравнительно незначительного политика.
Возможные варианты формулировки проблемы, предлагаемые учащимися:
- Чем можно объяснить провал на выборах консервативной партии У. Черчилля и успех лейбористов К.Эттли?
- В чем секрет успешной избирательной кампании лейбористов К.Эттли?
Возможные гипотезы:
1.Для английских избирателей авторитет Уинстона Черчилля не имел существенного значения.
2.К. Эттли предложил избирателям широкую и конкретную программу развития страны.
3.Политические противники Уинстона Черчилля сумели дискредитировать его в глазах избирателей.
Кейс 3. Тема Крепостное право и просвещенный абсолютизм
Полезные понятия для использования в ходе решения кейса:
права, привилегии, гражданское равенство, сословие, идеи Просвещения, личные свободы и др.
Сюжет
Из Наказа Екатерины II Уложенной комиссии 1767 года:
...Все люди - братья, и всю свою жизнь я посвящу искусству поступать согласно этому правилу.
Равенство граждан всех состоит в том, чтобы всеподвержены были одинаковым законам. Гонения - человеческие умыраздражали.
Надо относиться к крестьянам так, чтобы человеколюбивыми поступками предупредить грядущую беду.
Объявление в газете Санкт-Петербургские ведомости (XVIII век):На Четвертой Мещанской в доме № 111 продаются две молодые девки,собой видные, белье шьют, и гладят, и крахмалят, и стряпать мастерицы.Последняя цена им 1000 рублей. Тут же продается жеребец, да бык, да стаягончих собак, числом пятьдесят, по сходной цене.
Проблематизация
Вопрос учителя: Что вам показалось странным при чтении этих двух документов?
Возможные ответы учащихся
- Из Наказа следует, что правительница признает всех людей равными, а из объявления следует, что простая девка продается и покупается, т.е. она практически приравнена к скоту, который тоже продается и покупается.
- Государыня говорит о человеколюбивом отношении к крестьянам, а на самом деле помещики открыто ими торгуют.
Возможные варианты формулировки проблемы, предлагаемые учащимися:
Почему просвещенная государыня не уравняла в правах всех своих подданных?
Почему в эпоху правления просвещенного монархаEкатериныII в России процветало крепостное право?
(данные формулировки – запасной вариант для учителя на случай его неудачи мотивировать учащихся на выдвижение своих собственных, пусть и менее гладко сформулированных проблемных вопросов)
Выдвижение гипотез
(гипотезы могут перекликаться или совпадать по смыслу)
1.Екатерина II осуждала крепостничество, но ничего не могла с этим поделать, т.к. дворянство настаивало на сохранении крепостных порядков. Была зависимость Екатерины II от дворянского сословия, которое помогло ей взойти на престол.
2.Крепостной труд был совершенно необходим помещикам, отмена крепостничества должна была вызвать глубочайший экономический кризис помещичьего хозяйства и всего с ним связанного сословного строя и государственного устройства России.
3.Отсутствие единства и острые противоречия между сословиями российского общества.
(данные гипотезы – запасной вариант для учителя на случай его неудачи мотивировать учащихся на выдвижение своих собственных, пусть и менее гладко сформулированных гипотез).
Проверка гипотез
(самостоятельная поисковая работа учащихся)
Класс делится на группы (количество групп зависит от количества выдвигаемых гипотез), каждая из которых должна в течение 20 - 25 минут осуществить в ходе совместной работы проверку правильности своей гипотезы, используя материал учебника или дополнительные источники. Необходимо найти и систематизировать факты, как подтверждающие, так и опровергающие гипотезу
Даже самая фантастическая гипотеза должна пройти проверку, обучающиеся сами должны убедиться в её несостоятельности.
Презентация результатов проверки гипотез
Учащиеся (представители группы) поочередно публично демонстрируют классу полученный и систематизированный материал, защищают свой вывод по гипотезе, основываясь на собранных фактах и доказательствах, отвечают на вопросы одноклассников, возникшие в ходе презентации.
1 группа проверяет гипотезу:Екатерина II осуждала крепостничество, но ничего не могла с этим поделать, т.к. дворянство настаивало на сохранении крепостных порядков:
(вот некоторые факты, которыемогутбыть найдены учащимися в ходе проверки гипотезы)
Подавив крестьянское движение на Урале, Екатерина II вынуждена была признать, что положение помещичьих крестьян критическое и что предотвратить грядущую беду, т.е. новые крестьянские восстания, можно лишь уменьшением жестокости
В 1767 году была созвана Уложенная комиссия - съезд народных представителей от всех сословий - всего - 572 человека, из которых 45% - дворяне - с целью выработки общего свода государственных законов. Комиссия должна была выяснить народные нужды и пожелания (было получено до полутора тысяч депутатских наказов).
Предлагалось запретить увеличение крестьянских повинностей сверх установленного законом уровня и даже передать крепостных в распоряжение специальной коллегии, которая бы и взимала повинности в пользу помещиков.
Большинство дворянских депутатов встало на защиту крепостничества и своих привилегий. Идти наперекор дворянству царица не могла из опасений потерять трон.
А. П. Сумароков: "Сделать крепостных людей вольными нельзя, скудные люди ни повара, ни лакея иметь не будут, и будут ласкать слуг своих, пропуская им многие бездельства, вотчины превратятся в опаснейшие жилища, ибо они (помещики. Н. П.) будут зависеть от крестьян, а не крестьяне от них".
В 1771 г. для прекращения неприличной публичной торговли крестьянами издан был закон, запрещавший продажу крестьян без земли за долги помещиков с публичного торга, с молотка и т.п.
2 группа проверяет гипотезу:Крепостной труд был очень выгоден, отмена крепостничества должна была вызвать глубочайший экономический кризис помещичьего хозяйства и всего с ним связанного сословного строя и государственного устройства России.
(вот некоторые факты, которыемогутбыть найдены учащимися в ходе проверки гипотезы)
Помещик облагал крестьян работой - барщиной и оброком в свою пользу, жил за их счет
Не состоявшие на государственной службе дворянеимели единственный источник доходов - крепостных крестьян.
3 группа проверяет гипотезу:Отсутствие единства и острые противоречия между сословиями российского общества не позволяли уравнять всех подданных в правах.
(вот некоторые факты, которыемогутбыть найдены учащимися в ходе проверки гипотезы)
В Уложенной комиссии лишь несколько депутатов выступили за то, чтобы облегчить участь крестьян.
В конце 1768 Уложенная комиссия была распущена, так и не выполнив своей задачи, т.к. среди её членов было больше противоречий и разногласий, чем единства.
Рефлексия проделанной работы
(по вопросам, обращенным к учащимся)
- Что нового мы узнали в ходе этого урока?
- Что было самым интересным в ходе урока?
- Что оказалось самым сложным?
- Что, на ваш взгляд, получилось лучше всего, а что не получилось?
- Какие умения и навыки, полученные в ходе урока, могут пригодиться в будущем?
Оценивание ответов учащихся
Задание на дом для желающих
(таких найдется не более 1-3 человек в лучшем случае):
написать сочинение-размышление на тему: Что было бы в России, если бы Екатерина II отменила крепостное право?
Заключение
Наблюдения свидетельствуют о том, что если с учащимися работать по данной технологии, то они легче вступают в общение, аргументировано отвечают на вопросы, у детей появляется интерес к исследовательской деятельности, формируется активная гражданская позиция. Мне нравится метод case-study ещё и тем, что он позволяет не только обучающимся, но и учителю открывать для себя новые аспекты проблемы, а иногда менять, казалось бы, устоявшиеся взгляды. При этом надо понимать, что в школьной практике преподавания истории и обществознания, экономики и права учитель, естественно, не может и не должен использовать какую-либо одну-единственную технологию.
В любой технологии есть свои риски и ограничения, в данном случае необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможности учащихся. Лучше всего понимать сущность и уметь применять комбинацию методик в своей системе преподавания, выбирая те, которые наиболее эффективно будут работать в каждом конкретном случае.
Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Однако в случае грамотного и творческого подхода при использовании данного метода в профессиональной деятельности , case-study намного расширяет возможности учителя и даёт много позитивных результатов.
Список используемой литературы
Андюсев Б. Кейс-технология – инструмент формирования компетентностей // Директор школы. – 2010. - №4. – С. 61-65
Гладких И.ВМетодические рекомендации по разработке учебных кейсов Вестник Санкт – Петербургского университета. Серия: Менеджмент. – 2005. –Вып.2.С.169-194
Еремин, А.С. Разработка и апробация кейсов // Инновации в образовании. – 2010. - №3. – С.
Михайлова, Е.А. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса // Школьные технологии: Научно-практический журнал школьного технолога. - 2005. - № 5. – С. 106-116.
Панина Т.С. Современные способы активизации обучения : учеб. пособие для студентов пед. вузов. - М.: Академия, 2006. - (Высшее профессиональное образование).
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.– М.: Народное образование,1998. – 256 с.
Смолянинова О.Г.Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов
Интернет - ресурсы:
Цель метода case-study - совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию - case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение - определённый алгоритм решения проблемы, выявленной при анализе ситуации.
Для эффективной работы необходимы два условия:
1)хороший кейс
2)определить методику использования данной инновационной технологии.
Акцент данной методики переносится не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учащегося и учителя, отсюда принципиальное отличие метода case-study от традиционных методик - равноправное участие учащегося и учителя в процессе получений знаний.
Кейс 1. 8 класс. Тема урока Внешняя политика Николая I
Сюжет
Роль николаевской России в Европе:
В 1849г. Русская армия помогла австрийской армии подавить восстание в Венгрии и готова была двинуться дальше, спасая европейских королей от революций. В те дни супруг английской королевы Виктории писал другу: Император Николай – господин Европы. Австрия – его орудие, Пруссия – одурачена, Франция-ничтожество, Англия - меньше нуля.
Справочные сведения
По подсчетам историков, в николаевской армии из каждых 5-ти рекрутов, взятых на службу, 2-е умирали. За 25 лет в армии Николая I на полях погибло около 30 тыс. солдат, а от болезней и жестоких наказаний – более 1млн. Постоянное войско Шамиля насчитывало около 20 тыс. всадников. Общее число горцев, которые подчинялись ему – 100 тыс. Армия России – 1 млн солдат, тем не менее война на Кавказе шла десятки лет.
Ключевые понятия:
Внешняя политика, великая держава, жандарм Европы, революционное движение, экспансия, национально-освободительное движение
Возможная формулировка проблемы:
- Россия эпохи правления НиколаяI– великая держава?
- Почему Россию называли жандармом Европы?
Кейс 2. 11 класс. Тема урока Выборы в демократическом обществе
Полезные понятия для использования в ходе решения кейса:
Парламентские выборы, президентские выборы, парламентская монархия, президентская республика, мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система, избирательная кампания, политическая партия, политическая программа, политический лидер..
Сюжет
На парламентских выборах в Великобритании в 1945 г. многие не сомневались в том, что успех обеспечен лидеру консервативной партии, премьер-министру У. Черчиллю — одному из главных организаторов победы над Германией во Второй мировой войне. Однако на проходивших весной 1945 г. выборах выиграл лидер лейбористской партии К. Эттли, который выглядел рядом с Черчиллем незначительной фигурой.
Проблематизация
Вопрос учителя: Что вам показалось странным при чтении этого сюжета?
Возможные ответы учащихся
Странно, что англичане на выборах отвернулись от той партии и лидера, которые привели страну к победе.
Странно, что политический лидер, успешно руководившей страной все годы Второй мировой войны, теряет свой пост премьер-министра в пользу сравнительно незначительного политика.
Возможные варианты формулировки проблемы, предлагаемые учащимися:
- Чем можно объяснить провал на выборах консервативной партии У. Черчилля и успех лейбористов К.Эттли?
- В чем секрет успешной избирательной кампании лейбористов К.Эттли?
Возможные гипотезы:
1.Для английских избирателей авторитет Уинстона Черчилля не имел существенного значения.
2.К. Эттли предложил избирателям широкую и конкретную программу развития страны.
3.Политические противники Уинстона Черчилля сумели дискредитировать его в глазах избирателей.
Кейс 3. Тема Крепостное право и просвещенный абсолютизм
Полезные понятия для использования в ходе решения кейса:
права, привилегии, гражданское равенство, сословие, идеи Просвещения, личные свободы и др.
Сюжет
Из Наказа Екатерины II Уложенной комиссии 1767 года:
...Все люди - братья, и всю свою жизнь я посвящу искусству поступать согласно этому правилу.
Равенство граждан всех состоит в том, чтобы всеподвержены были одинаковым законам. Гонения - человеческие умыраздражали.
Надо относиться к крестьянам так, чтобы человеколюбивыми поступками предупредить грядущую беду.
Объявление в газете Санкт-Петербургские ведомости (XVIII век):На Четвертой Мещанской в доме № 111 продаются две молодые девки,собой видные, белье шьют, и гладят, и крахмалят, и стряпать мастерицы.Последняя цена им 1000 рублей. Тут же продается жеребец, да бык, да стаягончих собак, числом пятьдесят, по сходной цене.
Проблематизация
Вопрос учителя: Что вам показалось странным при чтении этих двух документов?
Возможные ответы учащихся
- Из Наказа следует, что правительница признает всех людей равными, а из объявления следует, что простая девка продается и покупается, т.е. она практически приравнена к скоту, который тоже продается и покупается.
- Государыня говорит о человеколюбивом отношении к крестьянам, а на самом деле помещики открыто ими торгуют.
Возможные варианты формулировки проблемы, предлагаемые учащимися:
Почему просвещенная государыня не уравняла в правах всех своих подданных?
Почему в эпоху правления просвещенного монархаEкатериныII в России процветало крепостное право?
(данные формулировки – запасной вариант для учителя на случай его неудачи мотивировать учащихся на выдвижение своих собственных, пусть и менее гладко сформулированных проблемных вопросов)
Выдвижение гипотез
(гипотезы могут перекликаться или совпадать по смыслу)
1.Екатерина II осуждала крепостничество, но ничего не могла с этим поделать, т.к. дворянство настаивало на сохранении крепостных порядков. Была зависимость Екатерины II от дворянского сословия, которое помогло ей взойти на престол.
2.Крепостной труд был совершенно необходим помещикам, отмена крепостничества должна была вызвать глубочайший экономический кризис помещичьего хозяйства и всего с ним связанного сословного строя и государственного устройства России.
3.Отсутствие единства и острые противоречия между сословиями российского общества.
(данные гипотезы – запасной вариант для учителя на случай его неудачи мотивировать учащихся на выдвижение своих собственных, пусть и менее гладко сформулированных гипотез).
Проверка гипотез
(самостоятельная поисковая работа учащихся)
Класс делится на группы (количество групп зависит от количества выдвигаемых гипотез), каждая из которых должна в течение 20 - 25 минут осуществить в ходе совместной работы проверку правильности своей гипотезы, используя материал учебника или дополнительные источники. Необходимо найти и систематизировать факты, как подтверждающие, так и опровергающие гипотезу
Даже самая фантастическая гипотеза должна пройти проверку, обучающиеся сами должны убедиться в её несостоятельности.
Презентация результатов проверки гипотез
Учащиеся (представители группы) поочередно публично демонстрируют классу полученный и систематизированный материал, защищают свой вывод по гипотезе, основываясь на собранных фактах и доказательствах, отвечают на вопросы одноклассников, возникшие в ходе презентации.
1 группа проверяет гипотезу:Екатерина II осуждала крепостничество, но ничего не могла с этим поделать, т.к. дворянство настаивало на сохранении крепостных порядков:
(вот некоторые факты, которыемогутбыть найдены учащимися в ходе проверки гипотезы)
Подавив крестьянское движение на Урале, Екатерина II вынуждена была признать, что положение помещичьих крестьян критическое и что предотвратить грядущую беду, т.е. новые крестьянские восстания, можно лишь уменьшением жестокости
В 1767 году была созвана Уложенная комиссия - съезд народных представителей от всех сословий - всего - 572 человека, из которых 45% - дворяне - с целью выработки общего свода государственных законов. Комиссия должна была выяснить народные нужды и пожелания (было получено до полутора тысяч депутатских наказов).
Предлагалось запретить увеличение крестьянских повинностей сверх установленного законом уровня и даже передать крепостных в распоряжение специальной коллегии, которая бы и взимала повинности в пользу помещиков.
Большинство дворянских депутатов встало на защиту крепостничества и своих привилегий. Идти наперекор дворянству царица не могла из опасений потерять трон.
А. П. Сумароков: "Сделать крепостных людей вольными нельзя, скудные люди ни повара, ни лакея иметь не будут, и будут ласкать слуг своих, пропуская им многие бездельства, вотчины превратятся в опаснейшие жилища, ибо они (помещики. Н. П.) будут зависеть от крестьян, а не крестьяне от них".
В 1771 г. для прекращения неприличной публичной торговли крестьянами издан был закон, запрещавший продажу крестьян без земли за долги помещиков с публичного торга, с молотка и т.п.
2 группа проверяет гипотезу:Крепостной труд был очень выгоден, отмена крепостничества должна была вызвать глубочайший экономический кризис помещичьего хозяйства и всего с ним связанного сословного строя и государственного устройства России.
(вот некоторые факты, которыемогутбыть найдены учащимися в ходе проверки гипотезы)
Помещик облагал крестьян работой - барщиной и оброком в свою пользу, жил за их счет
Не состоявшие на государственной службе дворянеимели единственный источник доходов - крепостных крестьян.
3 группа проверяет гипотезу:Отсутствие единства и острые противоречия между сословиями российского общества не позволяли уравнять всех подданных в правах.
(вот некоторые факты, которыемогутбыть найдены учащимися в ходе проверки гипотезы)
В Уложенной комиссии лишь несколько депутатов выступили за то, чтобы облегчить участь крестьян.
В конце 1768 Уложенная комиссия была распущена, так и не выполнив своей задачи, т.к. среди её членов было больше противоречий и разногласий, чем единства.
Рефлексия проделанной работы
(по вопросам, обращенным к учащимся)
- Что нового мы узнали в ходе этого урока?
- Что было самым интересным в ходе урока?
- Что оказалось самым сложным?
- Что, на ваш взгляд, получилось лучше всего, а что не получилось?
- Какие умения и навыки, полученные в ходе урока, могут пригодиться в будущем?
Оценивание ответов учащихся
Задание на дом для желающих
(таких найдется не более 1-3 человек в лучшем случае):
написать сочинение-размышление на тему: Что было бы в России, если бы Екатерина II отменила крепостное право?
Заключение
Наблюдения свидетельствуют о том, что если с учащимися работать по данной технологии, то они легче вступают в общение, аргументировано отвечают на вопросы, у детей появляется интерес к исследовательской деятельности, формируется активная гражданская позиция. Мне нравится метод case-study ещё и тем, что он позволяет не только обучающимся, но и учителю открывать для себя новые аспекты проблемы, а иногда менять, казалось бы, устоявшиеся взгляды. При этом надо понимать, что в школьной практике преподавания истории и обществознания, экономики и права учитель, естественно, не может и не должен использовать какую-либо одну-единственную технологию.
В любой технологии есть свои риски и ограничения, в данном случае необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможности учащихся. Лучше всего понимать сущность и уметь применять комбинацию методик в своей системе преподавания, выбирая те, которые наиболее эффективно будут работать в каждом конкретном случае.
Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Однако в случае грамотного и творческого подхода при использовании данного метода в профессиональной деятельности , case-study намного расширяет возможности учителя и даёт много позитивных результатов.
Список используемой литературы
Андюсев Б. Кейс-технология – инструмент формирования компетентностей // Директор школы. – 2010. - №4. – С. 61-65
Гладких И.ВМетодические рекомендации по разработке учебных кейсов Вестник Санкт – Петербургского университета. Серия: Менеджмент. – 2005. –Вып.2.С.169-194
Еремин, А.С. Разработка и апробация кейсов // Инновации в образовании. – 2010. - №3. – С.
Михайлова, Е.А. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса // Школьные технологии: Научно-практический журнал школьного технолога. - 2005. - № 5. – С. 106-116.
Панина Т.С. Современные способы активизации обучения : учеб. пособие для студентов пед. вузов. - М.: Академия, 2006. - (Высшее профессиональное образование).
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.– М.: Народное образование,1998. – 256 с.
Смолянинова О.Г.Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов
Интернет - ресурсы: