Публикации
«ФОРМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ» (выступление на МО воспитателей)
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «ФОРМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ» (выступление на МО воспитателей)
Автор: Тихомирова Елена Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «ФОРМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ» (выступление на МО воспитателей)
Автор: Тихомирова Елена Сергеевна
«ФОРМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ»(выступление на МО воспитателей)Подготовила воспитатель Тихомирова Е.С.Вопрос, связанный с профилактикой правонарушений детей. был актуален всегда, и волнует сегодня не только учителя, педагога, но и каждого гражданина, а так же государство в целом.В последние годы мы наблюдаем, значительный рост подростковых правонарушений, поэтому важность работы по их профилактике среди подростков на сегодняшний день стала уже очевидной.Сегодня каждое 11-е преступление совершает подросток. Особое внимание обращает на себя возрастающее число обучающихся с патологией репродуктивной системы, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Характерной особенностью последнего десятилетия является рост числа социально-обусловленных заболеваний среди подростков (токсикомания, табакокурение, алкоголизм, ВИЧ/СПИД, туберкулез). К сожалению, факторов, негативно влияющих на развитие и поведение детей и подростков, как внешних, так и внутренних, много. Ими являются:Процессы, происходящие в обществе:отсутствие ясной, позитивной государственной идеологии, направленной на изменение иерархии общественных ценностей; несовершенство законов и работы правоохранительных органов, безнаказанность преступлений; безработица (явная и скрытая); отсутствие социальных гарантий и государственной поддержки экономически несостоятельных семей с детьми; пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации; доступность табака, алкоголя, наркотиков. Состояние семьи, ее атмосфера:неполная семья; материальное положение семьи (как бедность, так и богатство); низкий социально-культурный уровень родителей; отсутствие семейных традиций; стиль воспитания в семье (отсутствие единых требований к ребенку, жестокость родителей, их безнаказанность и бесправие ребенка); отрицание самоценности ребенка; удовлетворение потребностей детей (недостаток или избыток); злоупотребление родителей алкоголем, наркотиками и др.; попустительское отношение родителей к употреблению детьми психоактивных веществ. Внутренние факторы риска ребенка:ощущение ребенком собственной ненужности; низкая самооценка, неуверенность в себе; недостаточный самоконтроль и самодисциплина; незнание и неприятие социальных норм и ценностей; неумение критически мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях; неумение выражать свои чувства, реагировать на свои поступки и поступки других людей. Как правило, ребенок или подросток получает клеймо «трудного», если его поведение не соответствует ожиданиям взрослых и для его воспитания и обучения невозможно применить наработанные педагогические приемы.Признаками проблемных детей могут являться:Уклонение от учебы вследствие:неуспеваемости по большинству предметов; отставания в интеллектуальном развитии; ориентации на другие виды деятельности; отсутствия познавательных интересов. Низкая общественно-трудовая активность:отказ от общественных поручений; пренебрежительное отношение к делам класса; демонстративный отказ от участия в трудовых делах; пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча. Негативные проявления:употребление спиртных напитков; употребление психотропных и токсических веществ; тяга к азартным играм; курение; нездоровые сексуальные проявления. Негативизм в оценке действительности.Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым:грубость; драки; прогулы; пропуски занятий; недисциплинированность на уроках; избиение слабых, младших; вымогательство; жестокое отношение к животным; воровство; нарушение общественного порядка; немотивированные поступки. Отношение к воспитательным мероприятиям:равнодушное; скептическое; негативное; ожесточенное. Безусловно, таким детям необходима педагогическая реабилитация.ЦЕЛИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:защита жизни и здоровья детей; профилактика беспризорности несовершеннолетних; пропаганда и привитие навыков здорового образа жизни; пропаганда культурно-семейных ценностей; оказание учащимся превентивной помощи в решении проблем и трудностей социального, психологического, личностного характера. ЗАДАЧИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:создание эффективной системы социальной поддержки детей и подростков группы риска, направленной на решение проблем детской и подростковой безнадзорности и преступности; обеспечение социальной реабилитации, адаптации, интеграции детей и подростков, охрана их жизни и здоровья; организация профилактической работы по предупреждению правонарушений школьников; повышение правовой культуры и социально-педагогической компетенции родителей учащихся; координация деятельности и взаимодействие служб и ведомств города, заинтересованных в решении проблем безнадзорности и правонарушений в детской и подростковой среде; сотрудничество с организациями и службами по работе с семьей с целью повышения воспитательной функции семьи и обеспечению корректировки воспитания в семьях отдельных учащихся; осуществление мероприятий по оказанию комплексной психолого-педагогической, медико-социальной, социально-правовой, профориентационно-трудовой поддержки, обеспечению досуга и отдыха детей и подростков, находящихся в социально опасном положении. ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХДеятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах:демократизма; гуманного обращения с несовершеннолетними; поддержки семьи и взаимодействия с ней; индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации; обеспечения ответственности должностных лиц; комплексности; дифференцированности; многоаспектности; последовательности; ценностный подход, предполагающий формирование у школьников представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности. ФОРМЫ РАБОТЫ В целях профилактики правонарушений несовершеннолетних используют разнообразные формы работы:выявление семей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах; рейды по неблагополучным семьям; деятельность Совета профилактики школы; организация родительского лектория; индивидуальные беседы с учащимися, родителями; работа с документами; диагностика; индивидуальные и групповые консультации; содействие в участии в системе внеучебной деятельности школы; работа по профориентации; семинары-совещания по проблемам профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия; родительские собрания, общешкольные, собрания с участием сотрудников социальных общественных организаций (ОДД, прокуратура, правоохранительные органы и т.д.; МЕТОДЫ РАБОТЫ:В школе созданы условия нормального воспитания и развития личности ребенка:гуманный стиль отношений между всеми участниками образовательного процесса; демократические принципы и стиль управления учреждением, включающие адекватную реакцию на общественный заказ; разумная дисциплина и порядок как условия защищенности ребенка и взрослого в образовательном пространстве; возможность проявления детских инициатив и их поддержка со стороны взрослых. Важнейший путь социальной профилактики рецидивной преступности у несовершеннолетних проходит через организацию в условиях интерната систематического воспитательного и учебного процесса, устранение имеющейся педагогической запущенности, коррекции нарушений поведения. Наилучшим образом проблема перевоспитания решается с помощью психолого-педагогических методов, разработанных А.С.Макаренко и апробированных в его педагогической деятельности.Метод переубеждения – воспитаннику предоставляются убедительные аргументы, его включают в критический анализ своих поступков.Метод переучивания – чтобы включить воспитанника в новый нравственный опыт, требуется предварительная организаторская работа.Метод переключения – занятии подростка трудом, учебой, спортом, новой общественной деятельностью.Метод «взрыва» - педагогический прием представляет сильное педагогическое воздействиеНаиболее сложно профилактика рецидивной преступности происходит у подростков. Подросток стремится быть самостоятельным и болезненно реагирует на попытки взрослых руководить его жизнью и воспитывать его, он претендует на роль взрослого, на уважительное отношение к себе.Существует несколько способов формирования у подростков самоуважения и самосознания. Один из них - ориентация на образец, достойный подражания (родственник, знакомый, реальный или вымышленный герой). Большую помощь в социально-профилактической работе с подростком оказывает и индивидуальная психотерапия: беседы, разговоры, обсуждение различных проблем. Кроме того, подростки, в полном согласии со спецификой своего возрастного кризиса, вообще отличаются стремление оспаривать авторитет взрослых, если же у них за плечами практика противоправной жизни, адаптации к нормам криминального или полукриминального уличного сообщества, специалисты испытывают особые трудности как в коммуникативном взаимодействии с ними, так в коррекции их личности. В ряде случаев, к этому процессу удается привлечь социальные ресурсы семьи, когда социальный потенциал семьи сохранен.Работа педагогов ведется в основном по следующим направлениям: диагностическая, реабилитационная и профилактически-коррекционная. При проведении диагностики широко используются различные методы: наблюдение, беседа, тестирование (проективные методики), опросники на выявление личностных особенностей, блок методик исследовательно-познавательной и эмоциональной сферы. С учетом полученных результатов намечаются методы социально-профилактической работы. К ним относятся следующие методы воспитания: убеждение (разъяснение, применяя эмоционально-словесное воздействие, подчас опираться на внушение); побуждение (возможность нацелить ребенка на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями, выражается в форме рекомендации, совета); поощрение (основан на возбуждении положительных эмоций, которые вселяют уверенность, создают приятный настрой, выражается в форме: одобрения, похвалы). На результатах проделанной работы строится профилактическая коррекционная деятельность, которая проводится как в групповой, так и в индивидуальной форме. С целью коррекции эмоционально-волевой сферы, повышения самооценки у детей, уверенности их в себе используется методика игровой психотерапии. В ходе коррекционной работы специалисты используют различные формы и методы по активизации познавательной сферы детей. Применяются упражнения, направленные на развитие восприятия, памяти, внимания и мышления, тонкой моторики, что положительно сказывается на успеваемости. Основной смысл психотерапевтической работы заключается в том, чтобы ребенок поверил, что его любят и принимают таким, какой он есть, со всеми его недостатками и проблемами.Формы и методы групповой и индивидуальной работы:При проведении диагностики используются: наблюдение за ребенком, дает материал для воспитательной работы; беседа, предполагает предоставить несовершеннолетнему важную для него информацию или узнать побольше о нем самом; тестирование, из которого можно было бы узнать, каково социально-психологическое самочувствие ребенка, насколько его слова соответствуют реальному положению дел; опросники на выявление личностных особенностей блок методик исследования познавательной и эмоциональной сферы, к ним можно отнести: мероприятия, связанные с повышением эрудиции, познанием, потреблением духовных ценностей (чтение, просмотр фильмов и телепередач, посещение выставок, музеев, турпоходов и т.п.). мероприятия, направленные на развитие духовных сил и способностей, активацию творческой деятельности (виды деятельности: трудовая, техническая, спортивно-игровая, художественно-театральная, прикладная); мероприятия, реализующие потребность в общении (клубно-кружковая работа, творческие объединения, вечера встреч, праздники, диспуты, дискотеки и т.п.). 2.При проведении профилактической и коррекционной работы с несовершеннолетними используются:методика игровой психотерапии (проводится индивидуально и в микрогруппе); различные формы познавательной сферы детей (индивидуально). 3.Для профилактики рецидивной преступности у несовершеннолетних проводится социально-психологический тренинг.В различных видах тренингов используется, как правило, один и тот же набор методических приемов: групповые игры и упражнения, ролевые игры, основной метод тренинга - групповая дискуссия, мозговой штурм. В дискуссии могут принимать участие двое и более человек. Наиболее конструктивный вариант - 6-8 человек. Такое количество участников позволяет каждому в полной мере выразить свое мнение и внимательно выслушать партнеров по дискуссии она, возникает тогда, когда каждый участник высказывает свое мнение по той или иной теме на основании своих знаний и опыта. Это обмен мнениями.Мозговой штурм (генерация идей) представляет собой хороший способ быстрого включения всех членов группы в работу на основе свободного выражения своих мыслей по рассматриваемому вопросу.В ролевых играх участникам предоставляется возможность:показать существующие стереотипы реагирования в тех или иных ситуациях; разработать и использовать новые стратегии поведения; отработать, пережить, свои внутренние опасения и проблемы. Методика стимулирования воспитанников (групповая форма). В интернате разработан перечень поступков и «добрых дел» (помощь на кухне, уборка территории и т.д.).Широко развернута работа по компенсации семейных связей. Компенсация семейных связей представлена в двух формах:создание условий, приближенных к домашним создание семейно-воспитательной группы. Направляя процесс перестройки жизненных ориентаций и поведения подростков, очень важно расширить круг их представлений о социальной жизни, о гуманных взаимоотношениях людей, о подлинной красоте, т.е. показать, что жизненный опыт, накопленный ими в семье или сомнительной уличной компании, не исчерпывает всей полноты жизни. Общение воспитанника с людьми должно служить тому наглядным подтверждением. Ребенок, у которого снижена планка жизненных ценностей, должен убедиться в значимости новых для него ориентиров, носителями которых являются сотрудники учреждения. Ребенок способен оценить и широту кругозора, и любовь к своей профессии, и готовность понять чужие проблемы и прийти на помощьРабота с родителямиРабота с родителями включает два направления: просветительская деятельность и повышение педагогической грамотности родителей.Содержание просветительской работы школы с родителями состоит в следующем:повышение психолого-педагогических знаний родителей вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс участие родителей в управлении школой Формы работы с родителями:Подводя итоги: у нас в школе ведется системно профилактическая работа по предотвращению девиантного поведения несовершеннолетними.Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и это - не все: наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше горе, это – наши слезы, это – наша вина перед другими людьми, перед обществом.