Публикации «ФОРМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ» (выступление на МО воспитателей)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «ФОРМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ» (выступление на МО воспитателей)
Автор: Тихомирова Елена Сергеевна

«ФОРМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ»(выступление на МО воспитателей)Подготовила воспитатель Тихомирова Е.С.Вопрос, связанный с профилактикой правонарушений детей.  был актуален всегда, и волнует сегодня не только учителя, педагога, но и каждого гражданина, а так  же государство в целом.В последние годы мы наблюдаем, значительный рост подростковых правонарушений, поэтому важность работы по их профилактике среди подростков на сегодняшний день стала уже очевидной.Сегодня каждое 11-е преступление совершает подросток. Особое внимание обращает на себя возрастающее число обучающихся с патологией репродуктивной системы, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Характерной особенностью последнего десятилетия является рост числа социально-обусловленных заболеваний среди подростков (токсикомания, табакокурение, алкоголизм, ВИЧ/СПИД, туберкулез). К сожалению, факторов, негативно влияющих на развитие и поведение детей и подростков, как внешних, так и внутренних, много. Ими являются:Процессы, происходящие в обществе:
  • отсутствие ясной, позитивной государственной идеологии, направленной на изменение иерархии общественных ценностей;
  • несовершенство законов и работы правоохранительных органов, безнаказанность преступлений;
  • безработица (явная и скрытая);
  • отсутствие социальных гарантий и государственной поддержки экономически несостоятельных семей с детьми;
  • пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации;
  • доступность табака, алкоголя, наркотиков.
  • Состояние семьи, ее атмосфера:
  • неполная семья;
  • материальное положение семьи (как бедность, так и богатство);
  • низкий социально-культурный уровень родителей;
  • отсутствие семейных традиций;
  • стиль воспитания в семье (отсутствие единых требований к ребенку, жестокость родителей, их безнаказанность и бесправие ребенка);
  • отрицание самоценности ребенка;
  • удовлетворение потребностей детей (недостаток или избыток);
  • злоупотребление родителей алкоголем, наркотиками и др.;
  • попустительское отношение родителей к употреблению детьми психоактивных веществ.
  • Внутренние факторы риска ребенка:
  • ощущение ребенком собственной ненужности;
  • низкая самооценка, неуверенность в себе;
  • недостаточный самоконтроль и самодисциплина;
  • незнание и неприятие социальных норм и ценностей;
  • неумение критически мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях;
  • неумение выражать свои чувства, реагировать на свои поступки и поступки других людей.
  • Как правило, ребенок или подросток получает клеймо «трудного», если его поведение не соответствует ожиданиям взрослых и для его воспитания и обучения невозможно применить наработанные педагогические приемы.Признаками проблемных детей могут являться:Уклонение от учебы вследствие:
  • неуспеваемости по большинству предметов;
  • отставания в интеллектуальном развитии;
  • ориентации  на другие виды деятельности;
  • отсутствия познавательных интересов.
  • Низкая общественно-трудовая активность:
  • отказ от общественных поручений;
  • пренебрежительное отношение к делам класса;
  • демонстративный отказ от участия в трудовых делах;
  • пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча.
  • Негативные проявления:
  • употребление спиртных напитков;
  • употребление психотропных и токсических веществ;
  • тяга к азартным играм;
  • курение;
  • нездоровые сексуальные проявления.
  • Негативизм в оценке действительности.Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым:
  • грубость;
  • драки;
  • прогулы;
  • пропуски занятий;
  • недисциплинированность на уроках;
  • избиение слабых, младших;
  • вымогательство;
  • жестокое отношение к животным;
  • воровство;
  • нарушение общественного порядка;
  • немотивированные поступки.
  • Отношение к воспитательным мероприятиям:
  • равнодушное;
  • скептическое;
  • негативное;
  • ожесточенное.
  • Безусловно, таким детям необходима педагогическая реабилитация.ЦЕЛИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:
  • защита жизни и здоровья детей;
  • профилактика беспризорности несовершеннолетних;
  • пропаганда и привитие навыков здорового образа жизни;
  • пропаганда культурно-семейных ценностей;
  • оказание учащимся превентивной помощи в решении проблем и трудностей социального,
  • психологического, личностного характера.
  • ЗАДАЧИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:
  • создание эффективной системы социальной поддержки детей и подростков группы риска,
  • направленной на решение проблем детской и подростковой безнадзорности и преступности;
  • обеспечение социальной реабилитации, адаптации, интеграции детей и подростков, охрана
  • их жизни и здоровья;
  • организация профилактической работы по предупреждению правонарушений школьников;
  • повышение правовой культуры и социально-педагогической компетенции родителей учащихся;
  • координация деятельности и взаимодействие служб и ведомств города, заинтересованных в решении проблем безнадзорности и правонарушений в детской и подростковой среде;
  • сотрудничество с организациями и службами по работе с семьей с целью повышения воспитательной функции семьи и обеспечению корректировки воспитания в семьях отдельных учащихся;
  • осуществление мероприятий по оказанию комплексной психолого-педагогической, медико-социальной, социально-правовой, профориентационно-трудовой поддержки, обеспечению досуга и отдыха детей и подростков, находящихся в социально опасном положении.
  • ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХДеятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах:
  • демократизма;
  • гуманного обращения с несовершеннолетними;
  • поддержки семьи и взаимодействия с ней;
  • индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации;
  • обеспечения ответственности должностных лиц;
  • комплексности;
  • дифференцированности;
  • многоаспектности;
  • последовательности;
  • ценностный подход, предполагающий формирование у школьников представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности.
  • ФОРМЫ РАБОТЫ В целях профилактики правонарушений несовершеннолетних используют разнообразные формы работы:
  • выявление семей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах;
  • рейды по неблагополучным семьям;
  • деятельность Совета профилактики школы;
  • организация родительского лектория;
  • индивидуальные беседы с  учащимися, родителями;
  • работа с документами;
  • диагностика;
  • индивидуальные и групповые консультации;
  • содействие в участии в системе внеучебной деятельности школы;
  • работа по профориентации;
  • семинары-совещания по проблемам профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия;
  • родительские собрания, общешкольные, собрания с участием сотрудников социальных общественных организаций (ОДД, прокуратура, правоохранительные органы и т.д.;
  • МЕТОДЫ РАБОТЫ:В школе созданы условия нормального воспитания и развития личности ребенка:
  • гуманный стиль отношений между всеми участниками образовательного процесса;
  • демократические принципы и стиль управления учреждением, включающие адекватную реакцию на общественный заказ;
  • разумная дисциплина и порядок как условия защищенности ребенка и взрослого в образовательном пространстве;
  • возможность проявления детских инициатив и их поддержка со стороны взрослых.
  • Важнейший путь социальной профилактики рецидивной преступности у несовершеннолетних проходит через организацию в условиях интерната систематического воспитательного и учебного процесса, устранение имеющейся педагогической запущенности, коррекции нарушений поведения. Наилучшим образом проблема перевоспитания решается с помощью психолого-педагогических методов, разработанных А.С.Макаренко и апробированных в его педагогической деятельности.Метод переубеждения воспитаннику предоставляются убедительные аргументы, его включают в критический анализ своих поступков.Метод переучивания чтобы включить воспитанника в новый нравственный опыт, требуется предварительная организаторская работа.Метод переключения – занятии подростка трудом, учебой, спортом, новой общественной деятельностью.Метод «взрыва» - педагогический прием представляет сильное педагогическое воздействиеНаиболее сложно профилактика рецидивной преступности происходит у подростков. Подросток стремится быть самостоятельным и болезненно реагирует на попытки взрослых руководить его жизнью и воспитывать его, он претендует на роль взрослого, на уважительное отношение к себе.Существует несколько способов формирования у подростков самоуважения и самосознания. Один из них - ориентация на образец, достойный подражания (родственник, знакомый, реальный или вымышленный герой). Большую помощь в социально-профилактической работе с подростком оказывает и индивидуальная психотерапия: беседы, разговоры, обсуждение различных проблем. Кроме того, подростки, в полном согласии со спецификой своего возрастного кризиса, вообще отличаются стремление оспаривать авторитет взрослых, если же у них за плечами практика противоправной жизни, адаптации к нормам криминального или полукриминального уличного сообщества, специалисты испытывают особые трудности как в коммуникативном взаимодействии с ними, так в коррекции их личности. В ряде случаев, к этому процессу удается привлечь социальные ресурсы семьи, когда социальный потенциал семьи сохранен.Работа педагогов ведется в основном по следующим направлениям: диагностическая, реабилитационная и профилактически-коррекционная. При проведении диагностики широко используются различные методы: наблюдение, беседа, тестирование (проективные методики), опросники на выявление личностных особенностей, блок методик исследовательно-познавательной и эмоциональной сферы. С учетом полученных результатов намечаются методы социально-профилактической работы. К ним относятся следующие методы воспитания: убеждение (разъяснение, применяя эмоционально-словесное воздействие, подчас опираться на внушение); побуждение (возможность нацелить ребенка на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями, выражается в форме рекомендации, совета); поощрение (основан на возбуждении положительных эмоций, которые вселяют уверенность, создают приятный настрой, выражается в форме: одобрения, похвалы). На результатах проделанной работы строится профилактическая коррекционная деятельность, которая проводится как в групповой, так и в индивидуальной форме. С целью коррекции эмоционально-волевой сферы, повышения самооценки у детей, уверенности их в себе используется методика игровой психотерапии. В ходе коррекционной работы специалисты используют различные формы и методы по активизации познавательной сферы детей. Применяются упражнения, направленные на развитие восприятия, памяти, внимания и мышления, тонкой моторики, что положительно сказывается на успеваемости. Основной смысл психотерапевтической работы заключается в том, чтобы ребенок поверил, что его любят и принимают таким, какой он есть, со всеми его недостатками и проблемами.Формы и методы групповой и индивидуальной работы:
  • При проведении диагностики используются:
  • наблюдение за ребенком, дает материал для воспитательной работы;
  • беседа, предполагает предоставить несовершеннолетнему важную для него информацию или узнать побольше о нем самом;
  • тестирование, из которого можно было бы узнать, каково социально-психологическое самочувствие ребенка, насколько его слова соответствуют реальному положению дел;
  • опросники на выявление личностных особенностей
  • блок методик исследования познавательной и эмоциональной сферы, к ним можно отнести:
  • мероприятия, связанные с повышением эрудиции, познанием, потреблением духовных ценностей (чтение, просмотр фильмов и телепередач, посещение выставок, музеев, турпоходов и т.п.).
  • мероприятия, направленные на развитие духовных сил и способностей, активацию творческой деятельности (виды деятельности: трудовая, техническая, спортивно-игровая, художественно-театральная, прикладная);
  • мероприятия, реализующие потребность в общении (клубно-кружковая работа, творческие объединения, вечера встреч, праздники, диспуты, дискотеки и т.п.).
  • 2.При проведении профилактической и коррекционной работы с несовершеннолетними используются:
  • методика игровой психотерапии (проводится индивидуально и в микрогруппе);
  • различные формы познавательной сферы детей (индивидуально).
  • 3.Для профилактики рецидивной преступности у несовершеннолетних проводится социально-психологический тренинг.В различных видах тренингов используется, как правило, один и тот же набор методических приемов: групповые игры и упражнения, ролевые игры, основной метод тренинга - групповая дискуссия, мозговой штурм. В дискуссии могут принимать участие двое и более человек. Наиболее конструктивный вариант - 6-8 человек. Такое количество участников позволяет каждому в полной мере выразить свое мнение и внимательно выслушать партнеров по дискуссии она, возникает тогда, когда каждый участник высказывает свое мнение по той или иной теме на основании своих знаний и опыта. Это обмен мнениями.Мозговой штурм (генерация идей) представляет собой хороший способ быстрого включения всех членов группы в работу на основе свободного выражения своих мыслей по рассматриваемому вопросу.В ролевых играх участникам предоставляется возможность:
  • показать существующие стереотипы реагирования в тех или иных ситуациях;
  • разработать и использовать новые стратегии поведения;
  • отработать, пережить, свои внутренние опасения и проблемы.
  • Методика стимулирования воспитанников (групповая форма).
  • В интернате разработан перечень поступков и «добрых дел» (помощь на кухне, уборка территории и т.д.).Широко развернута работа по компенсации семейных связей. Компенсация семейных связей представлена в двух формах:
  • создание условий, приближенных к домашним
  • создание семейно-воспитательной группы.
  • Направляя процесс перестройки жизненных ориентаций и поведения подростков, очень важно расширить круг их представлений о социальной жизни, о гуманных взаимоотношениях людей, о подлинной красоте, т.е. показать, что жизненный опыт, накопленный ими в семье или сомнительной уличной компании, не исчерпывает всей полноты жизни. Общение воспитанника с людьми должно служить тому наглядным подтверждением. Ребенок, у которого снижена планка жизненных ценностей, должен убедиться в значимости новых для него ориентиров, носителями которых являются сотрудники учреждения. Ребенок способен оценить и широту кругозора, и любовь к своей профессии, и готовность понять чужие проблемы и прийти на помощьРабота с родителямиРабота с родителями включает два направления: просветительская деятельность и повышение педагогической грамотности родителей.Содержание просветительской работы школы с родителями состоит в следующем:
  • повышение психолого-педагогических знаний родителей
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
  • участие родителей в управлении школой
  • Формы работы с родителями:Подводя итоги: у нас в школе ведется системно профилактическая работа по предотвращению девиантного поведения несовершеннолетними.Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и это - не все: наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше горе, это – наши слезы, это – наша вина перед другими людьми, перед обществом.