Публикации "Особенности организации летне-оздоровительной работы в ДОУ"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Особенности организации летне-оздоровительной работы в ДОУ"
Автор: Пасторок Мария Анатольевна

«Особенности организации летне - оздоровительной работы в ДОУ».Лето вносит большие перемены в организацию работы детского сада. Она становится многообразна, содержательна, наполнена интересными делами, мероприятиями, событиями.Успех летней оздоровительной работы определяется тем, насколько своевременно и качественно подготовился к ней коллектив детского сада.Деятельность ДОУ в летний период регламентируется следующими нормативными документами:-Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89); -Конституцией РФ от 12.12.93 (ст. 38,41,42,43);-Федеральным законом от 24.07.98 №124-фз «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;-Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; -Приказом Минобразования России от 16.07.02 № 2715, Минздрава России № 227, Госкомспорта России № 166, Российской академии образования № 19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации»;-Приказом Минздрава России от 04.04.03 № 139 «Об утверждении инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений» (вместе с рекомендуемым перечнем оборудования и методик по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений»);- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26);- Инструкцией по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках (1980);- ФГОС ДО;-Основной общеобразовательной программой дошкольного образования.- внутренние приказы:-  «О создании рабочей группы по разработке плана подготовки ДОУ к летней оздоровительной работе»;- «Об утверждении плана подготовки ДОУ к  летнему  периоду»;- «Об организации работы ДОУ в летний период»;- «Об организации питания воспитанников в летний оздоровительный период»;-  «Об усилении персональной ответственности по охране жизни и здоровья детей в детском саду и на детских площадках». - инструкций для сотрудников ДОУ:-   «Инструкция по технике безопасности, охране жизни и здоровья воспитанников на прогулочных площадках, во время труда в цветнике, на участке»;-  «Инструкция по оказанию первой помощи детям при отравлениях ядовитыми растениями и грибами, укусах насекомых, тепловом или солнечном ударах»;-  «Инструкция по предупреждению детского дорожного травматизма». Главной целью детского сада в летне-оздоровительный период является создание в дошкольном учреждении максимально эффективных условий для организации оздоровительной работы по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, развития познавательного интереса, творческих способностей воспитанников, с учетом их индивидуальных особенностей.Задачи:
  • Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепление здоровья детей. 
  • Реализовать систему мероприятий, направленных на оздоровление и физическое воспитание детей, развитие самостоятельности, инициативности, любознательности и познавательной активности.
  • Повышать профессиональное мастерство воспитателей и специалистов в вопросах организации летней оздоровительной работы.
  • Осуществлять просвещение родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.
  • Глубокий анализ контингента воспитанников, кадрового потенциала, состояния материально-технической базы позволит дать оценку готовности ДОУ к летнему периоду. Вначале проводим анализ контингента воспитанников. Проводим анкетирование или опрос родителей, учитываем их потребности и в итоге определяем наполняемость групп на летний период. Затем проводим анализ кадрового потенциала. Важно продумать грамотную расстановку кадров с учетом уменьшения количества педагогов, в связи с отпусками. Проводим анализ состояния материально-технической базы. Это техническое обследование участков, оборудования, малых форм, теневых навесов, физкультурной площадки.Важно учесть:
  • готовность всех помещений и участков дошкольного учреждения;
  • наличие и исправность игрового и спортивного оборудования;
  • наличие кадров, обеспечивающих физкультурно-оздоровительную и образовательную работу с детьми летом;
  • создание условий для физкультурно-оздоровительной работы, рациональное питание и закаливание детей;
  • оснащение методического кабинета необходимым материалом по летне-оздоровительной работе.
  • Важно грамотно распределить обязанности между административно-управленческим, педагогическим и младшим обслуживающим персоналом.Заведующий ДОУ-разрабатывает план подготовки ДОУ к летнему оздоровительному периоду;-распределяет обязанности между административно-управленческим, педагогическим и младшим персоналом по благоустройству территории, оборудованию прогулочных площадок и физкультурной площадки в соответствии с СанПиН;-проводит инструктаж с работниками ДОУ; -осуществляет контроль.Зам. зав. по АХЧ- планирует работу по подготовке территории ДОУ (озеленение, разбивка клумб и цветников, замена песка в песочницах, оборудования, покраска оборудования, подготовка оборудования и инвентаря для уборки и полива участков);- проводит инструктаж с обслуживающим персоналом,- осуществляет контроль в рамках своих функциональных обязанностей.Администратор-планирует работу по предупреждению травматизма, желудочно-кишечных заболеваний;-разрабатывает вместе с педагогами систему закаливающих мероприятий;- контролирует выполнение санэпидрежима и санэпидемтребований в группах, на пищеблоке, в прачечной, -осуществляет контроль за комплексностью и непрерывностью оздоровительных мероприятий, питанием детей, питьевым режимом; Педагоги- осуществляют планирование образовательного процесса на основе комплексно-тематического принципа планирования и интеграции образовательных областей; - ежедневно перед выходом детей на прогулку проверяют безопасность территории площадки, песочницы, малых форм; немедленно сообщают дежурному администратору о нарушениях; - ежедневно проводят прием детей и утреннюю гимнастику на улице;-проводят закаливающие процедуры в повседневной жизни (утренняя гимнастика на воздухе, сон с доступом воздуха, гимнастика после сна, воздушные ванны перед сном и др.) и специальные виды закаливания. - осуществляют питьевой режим на прогулке. Старший воспитатель- разрабатывает план работы ДОУ на летний оздоровительный период с воспитанниками, педагогами, родителями, социумом;-повышает профессиональное мастерство воспитателей и специалистов в вопросах организации летней оздоровительной работы через различные формы методической работы;- обеспечивает высокий уровень интеграции всех специалистов ДОУ в рамках единого образовательного пространства;-оснащает методический кабинет материалами по организации летне-оздоровительной работы:
  • справочной и методической литературой;
  • методическими рекомендациями по организации летней оздоровительной работы с детьми;
  • конспектами праздников, развлечений;
  • передовым педагогическим опытом;
  • картотекой игр;
  • методическими рекомендациями для родителей по оздоровлению детей и об организации деятельности детей в летний период; и т.д.
  • Организацией летней оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении охвачены все участники образовательного процесса: воспитанники, педагоги, родители. В течение всего летнего периода старший воспитатель координирует слаженную работу всех специалистов ДОУ для обеспечения высокого уровня интеграции в рамках единого образовательного пространства. Взаимодействие осуществляется в таких формах:-совместное планирование работы;-совместное проведение непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию;- спортивные досуги, дни здоровья- эти формы организуются при совместной работе воспитателя и музыкального руководителя.Педагог-психолог детского сада совместно с воспитателем проводит с детьми тренинги на психологическую разгрузку, осуществляет подборку игр на знакомство, подборку релаксационных упражнений. План летне-оздоровительной работы включает следующие разделы:
  • Организационная (подготовительная) работа.
  • Административно-хозяйственная работа.
  • Физкультурно- оздоровительная работа.
  • Методическая работа.
  • Воспитательно-образовательная работа с детьми
  • Контроль и руководство.
  • Работа с родителями.
  • Модель оздоровительной компании состоит из следующих этапов:
  • Административно – управленческая работа;
  • Организация методической работы;
  • Физкультурно- оздоровительной работы;
  • Организационно – информационный;
  • Заключительный.
  • Организационная (подготовительная) работа.Включает:- издание приказа о создании рабочей группы с назначением ответственных за разработку плана подготовки ДОУ, с указанием сроков предоставления плана на утверждение;- распределение обязанностей между административно-управленческим, педагогическим и младшим обслуживающим персоналом;- обсуждение проекта летнего плана работы ДОУ на педагогическом совете, утверждение к исполнению;- издание приказа о проведении летней оздоровительной кампании;- издание приказа о проведении внепланового инструктажа ДОУ в связи с переходом на летний период;- проведение инструктажа педагогов перед началом летнего периода: (по профилактике детского травматизма, охране жизни и здоровья детей в летний период, правилам оказания первой помощи, по проведению походов и экскурсий за пределы детского сада);-оснащение методического кабинета необходимыми материалами в помощь воспитателям по организации летне-оздоровительной работы.Административно-хозяйственная работаПроводится работа:- по подготовке территории (озеленение, разбивка клумб и цветников, замена песка в песочницах, оборудования, покраска оборудования, подготовка оборудования и инвентаря для уборки и полива участков);- проведение разного вида ремонта (конкретно указать, что именно). - проведение ревизии существующего инвентаря, оборудования, комплектов игр на летней прогулке.Физкультурно - оздоровительная работаПланирование и разработка мероприятий направленных на:- Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.- Развитие двигательной активности и приобщение к летним видам спорта.Работу с детьми в летний период принято называть оздоровительной. Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующая возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. Необходимо отметить, что режим дня разработан в соответствии с СанПиН. Для достижения достаточного объема двигательной активности детей используются все организованные формы деятельности по физическому развитию детей с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений с элементами соревнований, а также пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм). Закаливание детей включает систему мероприятий: элементы закаливания в повседневной жизни и специальные мероприятия: водные, воздушные и солнечные. Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используются дифференцированно в зависимости от возраста детей, состояния их здоровья. Методическая работа Работа с педагогами направлена на:- Повышение профессионального мастерства воспитателей и специалистов в вопросах организации летней оздоровительной работы;- Обеспечение высокого уровня интеграции всех специалистов ДОУ в рамках единого образовательного пространства.Вооружить педагогов необходимыми компетенциями для полноценной образовательной работы с детьми, помогут ряд методических мероприятий: консультации, такие как (темы…)
  • «Система закаливания в летний период»
  • «Особенности планирования воспитательно-образовательной работы в летний период»
  • «Методика организации, система планирования опытно-исследовательской деятельности дошкольников»
  • «Организация подвижных игр на прогулке»
  • «Организация детского творчества летом»;
  • «Организация тематических площадок на территории ДОУ»
  • Эффективной формой повышения квалификации педагогов являются семинары и семинары-практикумы, в ходе которых они не только получают теоретические знания, но и осваивают приемы и методы работы с детьми, разрабатывают систему организации разнообразной увлекательной деятельности с детьми в летней период. Например, на семинарских занятиях можно обсудить:…
  • «Детское экспериментирование »
  • « Работа на экологической тропе»
  • «Обучение спортивным играм (мини-футбол, пионербол, настольный теннис и пр.)
  • В течение летнего периода могут быть организованы смотры-конкурсы:
  • на лучшее оформление участка к летнему сезону;
  • на лучшую постройку из песка;
  • на лучшую поделку из природного материала;
  • оборудование цветника;
  • на лучшую методическую разработку;
  • планирование прогулки и т.д.
  • Воспитательно-образовательная работа с детьмиХотелось бы отметить, что образовательный процесс в летний период имеет свою специфику. В течение летнего оздоровительного периода планируем и проводим:- музыкальные и физкультурные развлечения 1 раз в неделю; - мероприятия с детьми по ОБЖ, по предупреждению бытового и дорожного травматизма;- экскурсии и целевые прогулки с детьми;- тематические мероприятия по приоритетному направлению работы ДОУ и др.В летний период также используется тематическое планирование. Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность максимально и эффективно решить поставленные цели и задачи во всех видах деятельности через весь набор организованных форм.(Примерное планирование) Педагоги получают план мероприятий с указанием тематических дней и ответственных за их проведение. Воспитатель вносит коррективы в зависимости от погодных условий, возраста детей или появления новой идеи организации мероприятия.Деятельность детей в летний период должна быть интересной и разнообразной. Она может включать:
  • организацию тематических (творческих) площадок;
  • досуговые мероприятия: (игровые и музыкальные часы, кружки по интересам, выставки детских работ, игры-путешествия, соревнования, конкурсы, летние праздники) и т.д.
  • экскурсии и прогулки за пределы территории детского сада. Они предусматривают в основном решение развивающих и воспитательных задач и включающие в той или иной мере физические упражнения.
  • Примерные темы:
  • «К тайнам природы»;
  • «В мире сказок и приключений»;
  • «Лесной стадион»;
  • «Туризм и экология»;
  • «Памятники истории и культуры»;
  • трудовую деятельность (труд на огороде и цветнике).
  • Важным этапом организации образовательного процесса является грамотное создание развивающей среды на участке, которое предусматривает:
  • Психологический комфорт и безопасность обстановки.
  • Обеспечение возможности укрепления физического и психического здоровья детей.
  • Реализация права ребенка на свободный выбор вида деятельности (игровой, двигательной, интеллектуальной, творческой, трудовой).
  • Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности.
  • Возможность получить максимум представлений, ярких впечатлений, положительных эмоций.
  • План летне-оздоровительной работы включает еще один разделКонтроль и руководство.по разным направлениям деятельности ДОУ:
  • образовательный процесс;
  • соблюдение санитарногигиенических требований;
  • организация питания, проведение оздоровительных и профилактических мероприятий и др;
  • можно включать и тематический контроль (по задачам, по подготовке групп к новому учебному году…).
  • Оперативный контроль в летний период К вопросам оперативного контроля в летний период можно отнести:
  • Подведение итогов конкурса готовности участков к летнему оздоровительному сезону.
  • Организация закаливающих мероприятий в летний период.
  • Организация игр с песком и водой.
  • Работа педагогов по формированию у дошкольников знаний о правилах дорожного движения, представлений о сезонных изменениях в природе и труде людей в соответствии с требованиями программы для каждого возраста.
  • Организация двигательной активности в режиме дня.
  • Подготовка и проведение целевых прогулок и экскурсий.
  • Работа с родителями.Добиться успеха в укреплении здоровья детей, их полноценном развитии можно только при единстве взаимодействия детского сада и семьи, в основе которого лежит сотрудничество.Систему работы с родителями можно представить двумя блоками- педагогическое просвещение и включение в деятельность детского сада.Работа с родителями в летний период обладает определенной спецификой. Летом некоторые родители отправляются со своими детьми в другие страны, кто-то проведет солнечное лето за городом, на даче, а кто-то останется в городе. Информация о том, как развивать ребенка летом, в какие игры поиграть, какие маленькие открытия совершить, необходима каждой семье. Задача педагогов – предоставить такую информацию. Актуально размещение в родительских уголках различной информации. Тематика статей должна соответствует летнему периоду:
  • «Секреты безопасного отпуска»;
  • «Чем занять ребенка летом»
  • «Как оказать первую помощь при тепловом ударе, укусах»;
  • «Сделайте вместе с детьми»;
  • «Обучение ребенка выполнению элементарных правил безопасности»;
  • «Секреты хорошего аппетита» и т.д.
  • С целью повышения уровня общей педагогической культуры родителей в вопросах организации летнего отдыха детей использованы разнообразные формы работы с семьей:
  • консультации («Как организовать летний отдых ребенка», «Лето-пора закаляться», «Как развивать творчество детей», «Организация наблюдений в природе»);
  • вечера вопросов и ответов;
  • семинары, семинары-практикумы («Труд в природе», «Игры на даче и на природе»);
  • беседы;
  • устные педагогические журналы и т.д.
  • Важнейшим способом реализации сотрудничества детского сада и семьи является включение родителей в деятельность дошкольного учреждения, Родители могут принять активное участие в праздниках, развлечениях, целевых прогулках, в озеленении участка, конкурсах и выставках и т.д. Завершается летне-оздоровительный сезон подведением итогов работы.Педагоги и специалисты ДОУ делятся интересными педагогическими находками, которые могут быть представлены в форме сообщений, отчетов, презентаций и организованы как «эстафета педагогического мастерства». На педагогическом совете, на основании индивидуальных характеристик состояния здоровья ребенка проводим оценку эффективности летнего отдыха отдельно каждого ребенка, каждой группы и всего коллектива в целом. Чтобы узнать и мнение родителей о результатах летне-оздоровительной работы в ДОУ проводим анкетирование родителей, организуем встречи за «круглым столом», в ходе которых обсуждаются положительные моменты и недостатки в организации работы в летний период.Итоги летне-оздоровительной работы обсуждаются и на производственном собрании, общем родительском собрании. На основе анализа и критической оценки работы намечается план мероприятий на следующий летний сезон.Таким образом, результат работы дошкольного учреждения в летний период будет зависеть от слаженной, вдумчивой, скоординированной работы всего коллектива, во взаимодействии с семьей, а грамотная оценка готовности детского сада позволит достичь поставленных целей и оздоровить наших детей, используя для этого все возможности лета.