Публикации
"Особенности организации летне-оздоровительной работы в ДОУ"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Особенности организации летне-оздоровительной работы в ДОУ"
Автор: Пасторок Мария Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Особенности организации летне-оздоровительной работы в ДОУ"
Автор: Пасторок Мария Анатольевна
«Особенности организации летне - оздоровительной работы в ДОУ».Лето вносит большие перемены в организацию работы детского сада. Она становится многообразна, содержательна, наполнена интересными делами, мероприятиями, событиями.Успех летней оздоровительной работы определяется тем, насколько своевременно и качественно подготовился к ней коллектив детского сада.Деятельность ДОУ в летний период регламентируется следующими нормативными документами:-Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89); -Конституцией РФ от 12.12.93 (ст. 38,41,42,43);-Федеральным законом от 24.07.98 №124-фз «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;-Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; -Приказом Минобразования России от 16.07.02 № 2715, Минздрава России № 227, Госкомспорта России № 166, Российской академии образования № 19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации»;-Приказом Минздрава России от 04.04.03 № 139 «Об утверждении инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений» (вместе с рекомендуемым перечнем оборудования и методик по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений»);- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26);- Инструкцией по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках (1980);- ФГОС ДО;-Основной общеобразовательной программой дошкольного образования.- внутренние приказы:- «О создании рабочей группы по разработке плана подготовки ДОУ к летней оздоровительной работе»;- «Об утверждении плана подготовки ДОУ к летнему периоду»;- «Об организации работы ДОУ в летний период»;- «Об организации питания воспитанников в летний оздоровительный период»;- «Об усилении персональной ответственности по охране жизни и здоровья детей в детском саду и на детских площадках». - инструкций для сотрудников ДОУ:- «Инструкция по технике безопасности, охране жизни и здоровья воспитанников на прогулочных площадках, во время труда в цветнике, на участке»;- «Инструкция по оказанию первой помощи детям при отравлениях ядовитыми растениями и грибами, укусах насекомых, тепловом или солнечном ударах»;- «Инструкция по предупреждению детского дорожного травматизма». Главной целью детского сада в летне-оздоровительный период является создание в дошкольном учреждении максимально эффективных условий для организации оздоровительной работы по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, развития познавательного интереса, творческих способностей воспитанников, с учетом их индивидуальных особенностей.Задачи: Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепление здоровья детей. Реализовать систему мероприятий, направленных на оздоровление и физическое воспитание детей, развитие самостоятельности, инициативности, любознательности и познавательной активности. Повышать профессиональное мастерство воспитателей и специалистов в вопросах организации летней оздоровительной работы. Осуществлять просвещение родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период. Глубокий анализ контингента воспитанников, кадрового потенциала, состояния материально-технической базы позволит дать оценку готовности ДОУ к летнему периоду. Вначале проводим анализ контингента воспитанников. Проводим анкетирование или опрос родителей, учитываем их потребности и в итоге определяем наполняемость групп на летний период. Затем проводим анализ кадрового потенциала. Важно продумать грамотную расстановку кадров с учетом уменьшения количества педагогов, в связи с отпусками. Проводим анализ состояния материально-технической базы. Это техническое обследование участков, оборудования, малых форм, теневых навесов, физкультурной площадки.Важно учесть:готовность всех помещений и участков дошкольного учреждения; наличие и исправность игрового и спортивного оборудования; наличие кадров, обеспечивающих физкультурно-оздоровительную и образовательную работу с детьми летом; создание условий для физкультурно-оздоровительной работы, рациональное питание и закаливание детей; оснащение методического кабинета необходимым материалом по летне-оздоровительной работе. Важно грамотно распределить обязанности между административно-управленческим, педагогическим и младшим обслуживающим персоналом.Заведующий ДОУ-разрабатывает план подготовки ДОУ к летнему оздоровительному периоду;-распределяет обязанности между административно-управленческим, педагогическим и младшим персоналом по благоустройству территории, оборудованию прогулочных площадок и физкультурной площадки в соответствии с СанПиН;-проводит инструктаж с работниками ДОУ; -осуществляет контроль.Зам. зав. по АХЧ- планирует работу по подготовке территории ДОУ (озеленение, разбивка клумб и цветников, замена песка в песочницах, оборудования, покраска оборудования, подготовка оборудования и инвентаря для уборки и полива участков);- проводит инструктаж с обслуживающим персоналом,- осуществляет контроль в рамках своих функциональных обязанностей.Администратор-планирует работу по предупреждению травматизма, желудочно-кишечных заболеваний;-разрабатывает вместе с педагогами систему закаливающих мероприятий;- контролирует выполнение санэпидрежима и санэпидемтребований в группах, на пищеблоке, в прачечной, -осуществляет контроль за комплексностью и непрерывностью оздоровительных мероприятий, питанием детей, питьевым режимом; Педагоги- осуществляют планирование образовательного процесса на основе комплексно-тематического принципа планирования и интеграции образовательных областей; - ежедневно перед выходом детей на прогулку проверяют безопасность территории площадки, песочницы, малых форм; немедленно сообщают дежурному администратору о нарушениях; - ежедневно проводят прием детей и утреннюю гимнастику на улице;-проводят закаливающие процедуры в повседневной жизни (утренняя гимнастика на воздухе, сон с доступом воздуха, гимнастика после сна, воздушные ванны перед сном и др.) и специальные виды закаливания. - осуществляют питьевой режим на прогулке. Старший воспитатель- разрабатывает план работы ДОУ на летний оздоровительный период с воспитанниками, педагогами, родителями, социумом;-повышает профессиональное мастерство воспитателей и специалистов в вопросах организации летней оздоровительной работы через различные формы методической работы;- обеспечивает высокий уровень интеграции всех специалистов ДОУ в рамках единого образовательного пространства;-оснащает методический кабинет материалами по организации летне-оздоровительной работы:справочной и методической литературой; методическими рекомендациями по организации летней оздоровительной работы с детьми; конспектами праздников, развлечений; передовым педагогическим опытом; картотекой игр; методическими рекомендациями для родителей по оздоровлению детей и об организации деятельности детей в летний период; и т.д. Организацией летней оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении охвачены все участники образовательного процесса: воспитанники, педагоги, родители. В течение всего летнего периода старший воспитатель координирует слаженную работу всех специалистов ДОУ для обеспечения высокого уровня интеграции в рамках единого образовательного пространства. Взаимодействие осуществляется в таких формах:-совместное планирование работы;-совместное проведение непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию;- спортивные досуги, дни здоровья- эти формы организуются при совместной работе воспитателя и музыкального руководителя.Педагог-психолог детского сада совместно с воспитателем проводит с детьми тренинги на психологическую разгрузку, осуществляет подборку игр на знакомство, подборку релаксационных упражнений. План летне-оздоровительной работы включает следующие разделы:Организационная (подготовительная) работа. Административно-хозяйственная работа. Физкультурно- оздоровительная работа. Методическая работа. Воспитательно-образовательная работа с детьми Контроль и руководство. Работа с родителями. Модель оздоровительной компании состоит из следующих этапов: Административно – управленческая работа; Организация методической работы; Физкультурно- оздоровительной работы; Организационно – информационный; Заключительный. Организационная (подготовительная) работа.Включает:- издание приказа о создании рабочей группы с назначением ответственных за разработку плана подготовки ДОУ, с указанием сроков предоставления плана на утверждение;- распределение обязанностей между административно-управленческим, педагогическим и младшим обслуживающим персоналом;- обсуждение проекта летнего плана работы ДОУ на педагогическом совете, утверждение к исполнению;- издание приказа о проведении летней оздоровительной кампании;- издание приказа о проведении внепланового инструктажа ДОУ в связи с переходом на летний период;- проведение инструктажа педагогов перед началом летнего периода: (по профилактике детского травматизма, охране жизни и здоровья детей в летний период, правилам оказания первой помощи, по проведению походов и экскурсий за пределы детского сада);-оснащение методического кабинета необходимыми материалами в помощь воспитателям по организации летне-оздоровительной работы.Административно-хозяйственная работаПроводится работа:- по подготовке территории (озеленение, разбивка клумб и цветников, замена песка в песочницах, оборудования, покраска оборудования, подготовка оборудования и инвентаря для уборки и полива участков);- проведение разного вида ремонта (конкретно указать, что именно). - проведение ревизии существующего инвентаря, оборудования, комплектов игр на летней прогулке.Физкультурно - оздоровительная работаПланирование и разработка мероприятий направленных на:- Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.- Развитие двигательной активности и приобщение к летним видам спорта.Работу с детьми в летний период принято называть оздоровительной. Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующая возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. Необходимо отметить, что режим дня разработан в соответствии с СанПиН. Для достижения достаточного объема двигательной активности детей используются все организованные формы деятельности по физическому развитию детей с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений с элементами соревнований, а также пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм). Закаливание детей включает систему мероприятий: элементы закаливания в повседневной жизни и специальные мероприятия: водные, воздушные и солнечные. Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используются дифференцированно в зависимости от возраста детей, состояния их здоровья. Методическая работа Работа с педагогами направлена на:- Повышение профессионального мастерства воспитателей и специалистов в вопросах организации летней оздоровительной работы;- Обеспечение высокого уровня интеграции всех специалистов ДОУ в рамках единого образовательного пространства.Вооружить педагогов необходимыми компетенциями для полноценной образовательной работы с детьми, помогут ряд методических мероприятий: консультации, такие как (темы…)«Система закаливания в летний период» «Особенности планирования воспитательно-образовательной работы в летний период» «Методика организации, система планирования опытно-исследовательской деятельности дошкольников» «Организация подвижных игр на прогулке» «Организация детского творчества летом»; «Организация тематических площадок на территории ДОУ» Эффективной формой повышения квалификации педагогов являются семинары и семинары-практикумы, в ходе которых они не только получают теоретические знания, но и осваивают приемы и методы работы с детьми, разрабатывают систему организации разнообразной увлекательной деятельности с детьми в летней период. Например, на семинарских занятиях можно обсудить:…«Детское экспериментирование » « Работа на экологической тропе» «Обучение спортивным играм (мини-футбол, пионербол, настольный теннис и пр.) В течение летнего периода могут быть организованы смотры-конкурсы:на лучшее оформление участка к летнему сезону; на лучшую постройку из песка; на лучшую поделку из природного материала; оборудование цветника; на лучшую методическую разработку; планирование прогулки и т.д. Воспитательно-образовательная работа с детьмиХотелось бы отметить, что образовательный процесс в летний период имеет свою специфику. В течение летнего оздоровительного периода планируем и проводим:- музыкальные и физкультурные развлечения 1 раз в неделю; - мероприятия с детьми по ОБЖ, по предупреждению бытового и дорожного травматизма;- экскурсии и целевые прогулки с детьми;- тематические мероприятия по приоритетному направлению работы ДОУ и др.В летний период также используется тематическое планирование. Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность максимально и эффективно решить поставленные цели и задачи во всех видах деятельности через весь набор организованных форм.(Примерное планирование) Педагоги получают план мероприятий с указанием тематических дней и ответственных за их проведение. Воспитатель вносит коррективы в зависимости от погодных условий, возраста детей или появления новой идеи организации мероприятия.Деятельность детей в летний период должна быть интересной и разнообразной. Она может включать:организацию тематических (творческих) площадок; досуговые мероприятия: (игровые и музыкальные часы, кружки по интересам, выставки детских работ, игры-путешествия, соревнования, конкурсы, летние праздники) и т.д. экскурсии и прогулки за пределы территории детского сада. Они предусматривают в основном решение развивающих и воспитательных задач и включающие в той или иной мере физические упражнения. Примерные темы:«К тайнам природы»; «В мире сказок и приключений»; «Лесной стадион»; «Туризм и экология»; «Памятники истории и культуры»; трудовую деятельность (труд на огороде и цветнике). Важным этапом организации образовательного процесса является грамотное создание развивающей среды на участке, которое предусматривает: Психологический комфорт и безопасность обстановки. Обеспечение возможности укрепления физического и психического здоровья детей. Реализация права ребенка на свободный выбор вида деятельности (игровой, двигательной, интеллектуальной, творческой, трудовой). Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности. Возможность получить максимум представлений, ярких впечатлений, положительных эмоций. План летне-оздоровительной работы включает еще один разделКонтроль и руководство.по разным направлениям деятельности ДОУ: образовательный процесс; соблюдение санитарно – гигиенических требований; организация питания, проведение оздоровительных и профилактических мероприятий и др; можно включать и тематический контроль (по задачам, по подготовке групп к новому учебному году…). Оперативный контроль в летний период К вопросам оперативного контроля в летний период можно отнести:Подведение итогов конкурса готовности участков к летнему оздоровительному сезону. Организация закаливающих мероприятий в летний период. Организация игр с песком и водой. Работа педагогов по формированию у дошкольников знаний о правилах дорожного движения, представлений о сезонных изменениях в природе и труде людей в соответствии с требованиями программы для каждого возраста. Организация двигательной активности в режиме дня. Подготовка и проведение целевых прогулок и экскурсий. Работа с родителями.Добиться успеха в укреплении здоровья детей, их полноценном развитии можно только при единстве взаимодействия детского сада и семьи, в основе которого лежит сотрудничество.Систему работы с родителями можно представить двумя блоками- педагогическое просвещение и включение в деятельность детского сада.Работа с родителями в летний период обладает определенной спецификой. Летом некоторые родители отправляются со своими детьми в другие страны, кто-то проведет солнечное лето за городом, на даче, а кто-то останется в городе. Информация о том, как развивать ребенка летом, в какие игры поиграть, какие маленькие открытия совершить, необходима каждой семье. Задача педагогов – предоставить такую информацию. Актуально размещение в родительских уголках различной информации. Тематика статей должна соответствует летнему периоду:«Секреты безопасного отпуска»; «Чем занять ребенка летом» «Как оказать первую помощь при тепловом ударе, укусах»; «Сделайте вместе с детьми»; «Обучение ребенка выполнению элементарных правил безопасности»; «Секреты хорошего аппетита» и т.д. С целью повышения уровня общей педагогической культуры родителей в вопросах организации летнего отдыха детей использованы разнообразные формы работы с семьей: консультации («Как организовать летний отдых ребенка», «Лето-пора закаляться», «Как развивать творчество детей», «Организация наблюдений в природе»); вечера вопросов и ответов; семинары, семинары-практикумы («Труд в природе», «Игры на даче и на природе»); беседы; устные педагогические журналы и т.д. Важнейшим способом реализации сотрудничества детского сада и семьи является включение родителей в деятельность дошкольного учреждения, Родители могут принять активное участие в праздниках, развлечениях, целевых прогулках, в озеленении участка, конкурсах и выставках и т.д. Завершается летне-оздоровительный сезон подведением итогов работы.Педагоги и специалисты ДОУ делятся интересными педагогическими находками, которые могут быть представлены в форме сообщений, отчетов, презентаций и организованы как «эстафета педагогического мастерства». На педагогическом совете, на основании индивидуальных характеристик состояния здоровья ребенка проводим оценку эффективности летнего отдыха отдельно каждого ребенка, каждой группы и всего коллектива в целом. Чтобы узнать и мнение родителей о результатах летне-оздоровительной работы в ДОУ проводим анкетирование родителей, организуем встречи за «круглым столом», в ходе которых обсуждаются положительные моменты и недостатки в организации работы в летний период.Итоги летне-оздоровительной работы обсуждаются и на производственном собрании, общем родительском собрании. На основе анализа и критической оценки работы намечается план мероприятий на следующий летний сезон.Таким образом, результат работы дошкольного учреждения в летний период будет зависеть от слаженной, вдумчивой, скоординированной работы всего коллектива, во взаимодействии с семьей, а грамотная оценка готовности детского сада позволит достичь поставленных целей и оздоровить наших детей, используя для этого все возможности лета.