Публикации Развитие внимания младших школьников (выступление на МО воспитателей)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие внимания младших школьников (выступление на МО воспитателей)
Автор: Тихомирова Елена Сергеевна

Развитие внимания младших школьников(выступление на МО воспитателей)Подготовила воспитатель ОГКОУ “Ивановская школа-интернат № 3”Тихомирова Е.С.Особенности внимания умственно отсталых учащихся Опыт работы во вспомогательной школе показал, что у умственно отсталых школьников более, чем у их нормальных сверстников, выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость. У этих детей сильно страдает непроизвольное внимание, однако преимущественно недоразвита его произвольная сторона. Это связано с волевым напряжением, направленным на преодоление трудностей, которые умственно отсталые и не пытаются преодолевать. Они бросают работу при первых же затруднениях. Однако, если работа интересна и посильна, она поддерживает внимание детей, не требуя от них большого напряжения.выполнении. Уровень развития внимания у учащихся вспомогательной школы весьма низок. Умственно отсталые дети смотрят на объекты или их изображения, не замечая при этом присущих им существенных элементов. Вследствие низкого уровня развития внимания они не улавливают многое из того, о чем им сообщает учитель. По этой же причине дети выполняют ошибочно какую-то часть предложенной им однотипной работы [С.Я.Рубинштейн]. Каковы же причины столь низкого уровня развития внимания умственно отсталых детей. Первая причина - это колебания психической активности, являющиеся проявлением кратковременных фазовых состояний в коре головного мозга. Иными словами, причина кроется в быстрой истощаемости, утомляемости психических процессов. У многих учащихся вспомогательной школы колебания тонуса психической активности возникают постоянно и очень часто. В своих исследования М.С. Певзнер говорит о том, что некоторым детям-олигофренам присуще нарушение баланса между основными нервными процессами: о преобладании торможения над возбуждением или наоборот. У умственно отсталых детей часто возникают летучие кратковременные состояния, которые во время учебной деятельности проявляют себя в колебаниях внимания. Вторая причина невнимательности – несформированность у учащихся вспомогательной школы навыка самоконтроля (П.Я.Гальперин). Данный навык может быть сформирован в специально созданных для этого условиях. Указанный навык тесно связан с критичностью и самообладанием. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы приучить умственно отсталых детей проверять правильность собственных действий, следить за своей речью, перечитывать написанное и т.п.Использование приемов развития внимания. Для того чтобы облегчить ребенку познание, освоение окружающего мира, надо научить его сосредотачиваться на изучаемом объекте. В своей практической работе мы наблюдаем детей, которые показывают низкие результаты в той или иной деятельности вследствие несформированности внимания. Им можно помочь. Для коррекции недостатков внимания и для формирования таких его качеств, как объем (способность воспринимать одновременно больше предметов), устойчивость (способность выполнять действия длительное время), распределяемость (способность одновременно выполнять несколько действий), переключаемость (быстрота перехода с выполнения одного действия на другое), нужны специальные занятия, а также включение игр, упражнений и заданий, развивающих указанные качества. Детям младшего возраста свойственна незрелость произвольной деятельности. Они еще не умеют управлять своими желаниями и, чтобы начать с ребенком совместную деятельность, надо учесть сиюминутное состояние, подстроиться под него, использовать положительный фон. Особенно важно при этом заинтересовать ребенка выполняемой работой. Все виды работ, используемые на внеклассных занятиях, усложняю и видоизменяю в зависимости от интеллектуального развития учащихся класса.Используя разнообразные методы и приемы развития внимания детей с нарушением интеллекта, привлекаю красочную наглядность и раздаточный материал, чем вовлекаю учащихся в активный процесс овладения знаниями. Самыми эффективными для развития внимания младших школьников являются игры:
  • развивающие;
  • дидактические;
  • зрительные и слуховые диктанты;
  • занимательные задания.
  • Именно игра является одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у умственно отсталых детей. Игра способствует созданию у школьников положительного эмоционального настроя, вызывает добросовестное отношение к выполняемой деятельности, дает возможность многократно повторять один и тот же материал. Игра не только дает возможность исправлять недостатки речевого развития детей, но и активизирует познавательную деятельность. Чтобы длительное время поддерживать интерес к одному и тому же виду деятельности, а, следовательно, и к одной, даже очень полезной, игре, необходимо больше внимания уделять различным вариантам ее проведения и разнообразным наглядным пособиям.Приведу примеры некоторых видов работы по развитию внимания с учащимися 1 класса. Предлагаемые задания, игры, упражнения позволят повысить уровень внимания у каждого ребенка младшего школьного возраста, развить такие свойства внимания, как устойчивость, распределение, переключение, а также увеличить объем внимания.Игры типа “Кто больше увидит”Предложите детям посмотреть в окно или на стол, на котором стоят разные игрушки, а затем, отвернувшись, назвать увиденное.Покажите картинку, в которой “спрятаны” разные звери, птицы (см. Приложение, рис. 1). Ребенок должен найти их.Попросите ребенка найти различия в двух картинках (Приложение, рис.2).Попросите найти две одинаковых елки (рис. 3), одинаковые мячи (рис. 4), такую же фигурку (рис. 5), гномика (рис. 6).Игра «Что изменилосьРазложите знакомые предметы или картинки с их изображением. Пусть ребенок посмотрит на них. Затем уберите один из предметов. Ребенок должен сказать, какой предмет убрали. После этою предметы замените или поменяйте местами и спросите, что изменилось. То же самое проводится с картинками. Другой вариант: покажите ребенку куклу, попросите рассмотреть ее. Затем ребенок закрывает глаза, а вы меняете детали одежды; ребенок должен сказать, что изменилось.Систематическое применение различных вариантов этой игры развивает внимание, зрительную память, речь, обогащает словарный запас. Для этой игры можно использовать различные геометрические фигуры разного цвета и размера, полоски бумаги, предметные картинки, карточки с цифрами и числами. Возможны различные варианты игры и усложнения:
  • смена места расположения,
  • убирается карточка,
  • дополняется новой,
  • увеличивается число карточек.
  • Игра «Какого предмета в ряду не хватает?»Предлагаемая игра способствует развитию внимания, а также памяти и восприятия. Задания располагаются на двух отдельных страничках.На первой странице расположено несколько рядов самых разных предметов: овощи, фрукты, игрушки, транспортные средства, мебель и др. На следующей странице в каждом из рядом какого-то предмета не хватает. Ребенок должен внимательно посмотреть на один из рядов на первой странице, рассказать, что за предметы он видит, назвать каждый предмет. Затем переворачиваем страницу и просим посмотреть ребенка на ряд тех же предметов очень внимательно и ответить на вопрос: Какого предмета в ряду не хватает? Игра «Найди игрушку»Взрослый описывает ребенку какую-либо игрушку, находящуюся вкомнате. Ребенок может задавать вопросы. Затем ребенка просят найти предмет, о котором шла речь. Вариант игры: Горячо – холодно.Спрячьте небольшой предмет (игрушку, конфету) в пределах комнаты. Ребенок должен отыскать спрятанный предмет, руководствуясь вашими подсказками: если он ищет в верном направлении, говорите «Горячо», если удаляется от места — «Холоднее, холодно». Эти слова можно заменить хлопками, жестами и т. п. Игра развивает внимание, наблюдательность, умение ориентироваться в пространстве.Игра «Добавь слово»направлена на формирование внимания и памяти. Игру можно проводить с группой ребят. Первый ребенок называет какую-нибудь игрушку. Второй повторяет это слово и добавляет какое-либо свое. Третий ребенок повторяет первые два по порядку и называет свое и т. д. Если эту игру проводить неоднократно, то от раза к разу увеличивается количество запоминаемых слов, т. е. объем памяти. А установка, которую дает взрослый на запоминание как можно большего числа слов, развивает произвольное внимание детей.Игры «Помоги кролику найти морковку»,«Что найдут мальчик и девочка, если пойдут по своей дорожке?»,«Помоги щенку найти косточку» и др. Эти игры можно объединить под одним названием «Лабиринты» (варианты данных игр см. в Приложении, рис.7). Игра «Лабиринты» может быть буквенной, числовой. Ее можно использовать для закрепления на самоподготовке при изучении прямого и обратного счета, для закрепления состава чисел, при изучении алфавита, при закреплении правописания слов. Данные задания развивают способность сосредотачивать внимание в течение нужного времени.Игра «Что перепутал художник?» Варианты игры:
  • «Где ошибся Буратино?» Ученикам говорится, что Буратино
  • срисовывал узор, но он постоянно отвлекался и у него получалось то правильно, то неправильно. Нужно найти, где у Буратино ошибки, и помочь ему их исправить.
  • «Что хотел нарисовать художник?»
  • Найди на картинке круги, прямоугольники, треугольники Другой вариант:
  • Найди на картинке геометрические фигуры и раскрась
  • прямоугольники в красный цвет, квадраты – в зеленый, треугольники – в желтый цвет. Задание способствует развитию переключения внимания, зрительному распознаванию геометрических фигур, логическому мышлению и творческой активности (см. Приложение, рис.9).
  • Назови все геометрические фигуры, из которых состоит мишка на картинке. Дополнительно детям предлагается набор геометрических фигур, из которых они сами составляют фигуру мишки. (см. Приложение, рис. 9а)
  • На разных рисунках присутствуют одинаковые геометрические фигуры. Детям необходимо их найти.
  • Определить, сколько в каждом сооружении не хватает кубиков до полного куба.
  • “Сосчитай кружки” Попросите ребенка сосчитать и назвать количество кружков в каждом секторе, не прикасаясь к ним. Запишите результат и сравните с правильным вариантом.Другой вариант игры:
  • «Раз кружочек, два кружочек» Игра
  • направлена на развитие способности распределять внимание и на развитие кратковременной памяти.Игра “Галочки и крестики»Приготовьте несколько вариантов таблиц по образцу (См. Приложение, рис. 10).Предложите отметить все заштрихованные квадраты галочками, а белые крестиками. Делать это нужно одновременно, начиная ставить галочки с верхнего левого угла, а крестики — с нижнего правого, чередуя их.Пропущенные квадраты и неправильные знаки говорят о проблемах с переключением внимания.«Кто быстрее»Нужно как можно быстрее отыскать все числа от 1 до 10 по порядку, начиная с 1, и показать их. Возможный вариант: отыскивать числа в убывающем порядке, начиная с 10. Во избежание запоминания местонахождения чисел больше двух раз пользоваться одной и той же таблицей не рекомендуется. Другой вариант:
  • таблица с двумя рядами чисел от 1 до 10. Каждый ряд нового
  • цвета. Ребенок сначала отыскивает числа одного цвета, затем другого Приложение, рис. 11). Другой вариант игры: буквенная таблица, в которой размещен алфавит. Учащиеся называют буквы в алфавитном порядке. Все эти игры, как уже говорилось, развивают наблюдательность, формируют произвольное внимание. Полезны они и для совершенствования восприятия, зрительной памяти. Все приведенные выше игры и упражнения по развитию внимания используются на самоподготовке, различных внеклассных занятиях, на специальных занятиях по развитию познавательных процессов. Примеры таких занятий мы приведем ниже (См. Приложение 2). Игры и упражнения по развитию внимания используются автором и во время проведения физкультминуток – обязательного элемента в проведении любого занятия во вспомогательной школе. Подобные физкульминутки могут содержать игры типа Делай, как я”
  • Все, включая взрослого, сидят за столами. Кисти рук кладут на
  • стол. Воспитатель поочередно: сжимает в кулак пальцы обеих рук, разжимает кулаки, сжимает в кулак пальцы правой руки, распрямляя при этом пальцы левой и т.д. Это упражнение полезно для развития моторики, согласованности действий и в то же время является тренировкой внимания, так как для правильного выполнения необходимо сосредоточиться, суметь переключаться с одного действия на другое. Достаточно 10—15 разных позиций, чтобы не было утомления. Темп показа нарастает постепенно в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей играющих.
  • Ведущий производит действия, а дети повторяют: руки вверх,
  • руки в стороны; правая рука на пояс, левая в сторону; левая рука вверх, правая в сторону и т.д. Упражнение выполняется стоя.
  • Ведущий (им может быть как взрослый, так и ребенок)
  • производит удары палочкой по столу или хлопки в ладоши. Дети поочередно воспроизводят удары, хлопки в том же ритме. Это упражнение способствует развитию внимания при слуховом восприятии.Подвижные игры на вниманиеПоставьте детей в круг, сами встаньте в середине. Бросайте мяч кому-нибудь из играющих, называл одно из трех слов:растение, мебель, одежда. Тот, кто поймал мяч, должен назвать любое слово, входящее в данную родовую категорию. Например, при слове “растение” можно назвать березу, ель и т.д. После того как ребенок назвал слово, он возвращает вам мяч. Допустившие ошибку выходят из игры.дети встают лицом к ведущему на расстоянии 5—10 м. Здесь же нарисованы круги по числу играющих. Называем знакомые детям одушевленные и неодушевленные предметы. Если предмет “живой”, то дети должны побежать и занять круг. Если предмет “неживой”, то они прыгает на месте сначала на одной, затем на другой ноге по два раза;дайте каждому играющему скакалку. По сигналу светофора (показывайте круги красного, зеленого и желтого цвета) дети должны:если круг зеленый со скакалкой прыгать до обозначенной черты;если желтыйпрыгать через скакалку на местеесли красный — стоять на месте с опущенной скакалкой.Спрячьте предмет. Ребенок должен найти ею, ориентируясь на музыкальные сигналы. Чем ближе к искомому предмету, тем громче музыка.Предложите ребенку слушать хлопки: один хлопок — встать на одну ногу; два хлопка — руки на пояс; три хлопка - побежали.Это задание требует не только концентрации, но и распределения внимания.Предложите ребенку внимательно слушать слова. Если называете животное, он должен прыгать на месте на. ногах; если называется растение, он должен поднять правую руку и т.п.
  • Предложите детям повторять движения (хлопки, руки в стороны
  • кивок головой). Движения неожиданно меняются. Не заметивший, выбывает из игры. «Съедобное – несъедобное». Игра с мячом. Вы кидаете мяч и называете предмет. Если он съедобный, ребенок ловит мяч, если несъедобный - отбивает.Другой вариант игры: подберите картинки с изображением различных предметов - среди них должны быть съедобные. Показываем картинки по очереди, а он должен хлопать в ладоши, если на картинке то, что можно съесть. Первый вариант развивает слуховое внимание, а второй - зрительное. Приведенные игры не только положительно влияют на внимание, но и полезны для физического развития (бросание - развивает меткость, ловкость, двигательную координацию; прыжки со скакалкой укрепляют мышцы ног и т.д.), для формирования слухового восприятия.III. Заключение Таким образом, в ходе данной работы мы рассмотрели особенности внимания умственно отсталых школьников, основные свойства внимания и пути их развития в играх и упражнениях. Как показали результаты внеклассной работы, занятия по развитию познавательной сферы не только необходимы, поскольку преследуют своей целью коррекцию познавательных процессов, но и эффективны. Проведенная работа свидетельствует о том, что коррекция познавательной сферы умственно отсталых школьников возможна. Предлагаемые задания, игры, упражнения позволяют повысить уровень внимания у каждого ребенка младшего школьного возраста, развить такие свойства внимания, как устойчивость, распределение, переключение, а также увеличить объем внимания, развивают наблюдательность, формируют произвольное внимание. Полезны они и для совершенствования восприятия, зрительной памяти. Учащиеся относятся к этим занятиям хорошо, с увлечением и большим интересом выполняют задания и упражнения, включаются в игру. Подобные занятия помогают воспитывать у учащихся доброжелательность и контактность в отношении сверстников и взрослых. Необходимо отметить, что на этих занятиях школьники занимаются по-разному, что зависит от подготовленности и способностей учащихся. Это сказывается и на результатах работы. У более сильных учащихся динамические изменения в развитии внимания заметнее, чем у слабых. К таким учащимся необходим индивидуальный, дифференцированный подход. Работу по развитию познавательной сферы можно строить и как отдельные занятия, так и «вкраплять» отдельные упражнения и игры в занятия по другим направлениям воспитательной работы. Мы убеждены, что большая результативность в коррекции познавательных процессов будет достигнута только при совместной работе учителя и воспитателя.