Публикации "Специфика концертмейстерской работы"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Специфика концертмейстерской работы"
Автор: Карпов Радий Николаевич

Муниципальное автономное образовательное учреждениедополнительного образования «Дворец детского (юношесколго) творчества» г. Чебоксары Методическая разработка"Специфика концертмейстерской работы"Автор:Концертмейстервысшей категорииКарпов Радий НиколаевичЧебоксары, 2024 г.Задачи и специфика работы концертмейстераТермины «аккомпаниатор» и «концертмейстер» не равнозначны, хотя на практике и в литературе часто применяются как синонимы. Аккомпаниатор (от франц. «akkompagner» – «сопровождать») – музыкант, играющий партию сопровождения солисту (солистам) на эстраде. Мелодию сопровождают гармония и ритм, сопровождение подразумевает гармоническую и ритмическую опору. Отсюда следует, какая большая нагрузка приходится на аккомпаниатора. Он должен справиться с ней, чтобы достичь художественного единения всех компонентов исполняемого произведения.Концертмейстер – «музыкант, помогающий инструменталистам, вокалистам, артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и в концертах» [3, с. 270]. Деятельность аккомпаниатора подразумевает обычно лишь концертную работу, тогда как понятие «концертмейстер» включает в себя нечто большее: разучивание с солистами их партий, умение контролировать качество их исполнения, знание их исполнительской специфики и причин возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать правильный путь к исправлению тех или иных ошибок. Отсюда следует, что в деятельности концертмейстера объединяются педагогические, творческие и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, конкурсных и концертных ситуациях.Если обратиться к истории данного вопроса, то можно отметить, что многие десятилетия понятие «концертмейстер» обозначало музыканта, руководившего оркестром, затем группой инструментов в оркестре. Концертмейстерство как отдельный вид исполнительства появился во второй половине ХIХ века, когда большое количество романтической камерной инструментальной и песенно-романсовой лирики потребовало особого умения аккомпанировать солисту. Этому также способствовало расширение количества оперных театров, концертных залов, музыкальных учебных заведений. В то время концертмейстеры, как правило, были «широкого профиля» и умели делать многое: играли с листа симфонические и хоровые партитуры, транспонировали фортепианные партии на любые интервалы, читали с листа ноты в различных ключах и т. п.Со временем эта универсальность была утрачена. Это было связано с всё большей дифференциацией всех музыкальных специальностей, увеличением и усложнением количества произведений, написанных в каждой из них. Концертмейстеры также стали специализироваться для работы с определенными исполнителями.Интересно, что в настоящее время термин «концертмейстер» чаще всего используется в контексте фортепианной методической литературы. Термин же «аккомпаниатор» – адресован в методической литературе музыкантам-народникам, прежде всего баянистам. Музыкальная энциклопедия вообще не дает понятия «аккомпаниатор». В ней есть статьи «аккомпанемент» и «концертмейстер». Тенденция к синонимии двух терминов наблюдается в работах пианистов-практиков. Так В. Чачаева в предисловии к книге о Дж. Муре пишет: «Обычно аккомпаниатор является и концертмейстером в строгом смысле этого слова – он не только исполняет произведение с певцом, но и работает с солистом на предварительных репетициях» [4, с. 3].Солист и аккомпаниатор в художественном смысле являются членами единого, целостного музыкального организма. Более того, концертмейстерское искусство доступно далеко не всем музыкантам. Оно требует высокой художественной культуры, музыкального мастерства и особого призвания. Почти все выдающиеся композиторы занимались аккомпанементом. Стоит вспомнить яркие примеры сотрудничества Шуберта с Фогелем, Рахманинова с Шаляпиным, Мусоргского с Леоновой, Метнера с Шварцкопф. В XIX веке конечной целью всех консерваторских классов, как в Москве, так и в Петербурге, была подготовка выпускников – так называемых свободных художников – к многообразной практической деятельности в сфере музыки. Образцом здесь служили разносторонние творческие устремления выдающихся пианистов, в равной мере подготовленных к творчеству в области сольного и ансамблевого исполнительства, дирижирования, концертирования с оркестром, аккомпанемента (инструменталистам и певцам). Достойным подражания примером в русской музыкальной культуре может служить деятельность М. Мусоргского, братьев Рубинштейнов, Ф. Блюменфельда, В. Сафонова. Великие российские пианисты Игумнов, Нейгауз, Гольденвейзер, Гинзбург, Рихтер и многие другие, считали полезным появляться периодически на концертной эстраде в качестве аккомпаниаторов-ансамблистов. Выдающийся английский пианист Дж. Мур выступал аккомпаниатором таких признанных мастеров, как Э. Минухин, Э. Шворцкопф, Д. Фишер-Дискау.Со временем исторически объективные процессы обусловили тенденцию узкой специализации (в средних и высших музыкальных учебных заведениях открылись классы концертмейстерского мастерства), что во многом сказалось на разделении сольной и ансамблевой деятельности пианистов. Появилась возможность достичь впечатляющих результатов не только в сольном, но и в ансамблевом, в частности, аккомпаниаторском искусстве. Доказательство тому – выдающаяся творческая практика замечательных пианистов-концертмейстеров А. Ерохина, С. Давыдовой, М. Карандашовой, В. Ямпольского, В. Чачаева, Е. Шендеровича, М. Бихтера и др. В настоящее время в России для концертмейстеров стали проводиться фестивали-конкурсы, на которых, помимо состязаний музыкантов, обсуждаются такие проблемы как «несоответствие сложнейших задач, стоящих перед концертмейстером (его значения в развитии музыканта, его роли в ансамблевой работе с солистом и его вкладе в конечный художественный результат), и того места, которое по большей части отводится аккомпаниаторам, а также диспропорции в оплате музыкантов» [5, с. 6].Хороший концертмейстер должен обладать общей музыкальной одаренностью, воображением, хорошим музыкальным слухом, артистизмом, умением охватить образную сущность и форму произведения, способностью образно, вдохновенно воплотить замысел автора в концертном исполнении. «Концертмейстер должен быстро осваивать нотный текст, охватывая комплексно трехстрочную и многострочную партитуру и сразу отличая важное от менее существенного» [6].По словам исследователей специфика работы концертмейстера состоит в том, что ему приходится сотрудничать с представителями разных художественных специальностей, и в этом смысле он должен быть «универсальным» музыкантом. В своей работе Е.И.Кубанцева [2] определяет какие навыки и знания необходимы концертмейстеру для начала профессиональной деятельности:в первую очередь умение читать с листа произведение любой сложности, понимать смысл воплощаемых в нотах звуков, их роли в построении целого, играя аккомпанемент, видеть и ясно представлять партию солиста, заранее улавливая индивидуальное своеобразие его трактовки и всеми исполнительскими средствами содействовать наиболее яркому его выражению;умение транспонировать и читать на полтона и тон вверх и вниз четырехголосные хоровые партитуры; умение играть клавиры (кантат, опер, концертов) разных композиторов в соответствии с требованиями инструментовки каждого стиля и каждой эпохи; наличие тембрального слуха; знание правил оркестровки;умение транспонировать в пределах кварты нотный текст средней трудности, что полезно, что необходимо при игре с духовыми инструментами, а также для работы с певцами;владение навыками игры в ансамбле;знание основ вокала: постановки голоса, дыхания, артикуляции, нюансировки; быть особенно чутким, чтобы суметь быстро подсказать солисту слова, компенсировать, где это необходимо, характер, настроение, темп, а в случае надобности – незаметно подыграть мелодию;знание основных дирижерских приемов и жестов;знание основ сценического движения и хореографии, чтобы верно организовать музыкальное сопровождение танцорам и правильно скоординировать жесты руками у вокалистов; знание основ поведения актеров на сцене; знание об основных движениях классического балета, бальных и русских народных танцев; умение одновременно играть и видеть танцующих; умение импровизировать (подбирать) вступления, отыгрыши, заключения, необходимые в учебном процессе на занятиях хореографии; умение вести за собой целый ансамбль танцоров;для успешной работы с певцами необходимо знание основ фонетики итальянского, желательно и французского, немецкого языков, то есть знать основные правила произношения слов на этих языках, в первую очередь – окончаний слов, особенности речевой фразировочной интонации;умение «на ходу» подобрать мелодию и аккомпанемент; навыки импровизации, то есть умение играть простейшие стилизации на темы известных композиторов, без подготовки фактурно разрабатывать заданную тему, подбирать по слуху гармонии к заданной теме в простой фактуре;знание русского фольклора, основных обрядов, а также приемов игры на русских народных щипковых инструментах – домре, балалайке,гуслях;знание истории музыкальной культуры, литературы и изобразительного искусства, чтобы верно отразить образный строй и стиль произведений [2].Концертмейстеру необходимо накопить большой музыкальный репертуар («багаж»), чтобы почувствовать музыку разных стилей и направлений. Чтобы овладеть стилем какого-либо композитора, нужно изучить несколько его произведений. Хороший концертмейстер должен проявлять большой интерес к познанию неизвестной, новой музыки, знакомству с нотами тех или иных произведений, слушанию их на концертах и в записи. Концертмейстер не должен упускать случая практически соприкоснуться с различными жанрами исполнительского искусства, стараясь расширить свой опыт и понять особенности каждого вида исполнительства. Поскольку «приобретенный опыт не пропадёт даром, даже если впоследствии определится узкая сфера аккомпаниаторской деятельности, в избранной области всегда будут встречаться в какой-то мере элементы других жанров» [1].Специфика деятельности концертмейстера состоит также в том, что он должен понимать, что он является одним из участников музыкального действия, несмотря на то, что создается видимость второплановости. Концертмейстеру приходится приспосабливать свое видение музыки к исполнительской манере солиста, коллектива и т.д. При всей многогранности деятельности концертмейстера ведущая роль отводится творчеству. Творчество – это созидание, открытие нового, источник духовных и материальных ценностей. Необходимым условием творческого процесса в работе концертмейстера является наличие замысла и его воплощение. Реализация замысла органично связана с активным поиском, который выражается в раскрытии, уточнении и корректировке художественного образа произведения, заложенного в нотном тексте и внутреннем представлении. Для решения задач в музыкально-творческой деятельности концертмейстеру обычно бывает недостаточно знаний только по своему предмету. Широкая осведомленность в смежных областях знаний, способность изучать предмет в различных связях, гибкость и разносторонность мышления – все это поможет концертмейстеру творчески переработать исполняемый материал.Концертмейстер должен обладать рядом психологических качеств. Так, внимание концертмейстера – это внимание совершенно особого рода. Оно многоплоскостное: его необходимо распределять не только между видением нотного текста, но и соотносить с движениями танцоров, выдерживать ритм, развивать кульминационные составляющие образа, создаваемого в танце. В каждый момент важно, как техническое воплощение музыкального образа, так и звуковой баланс, помогающий состояться творческому воплощению сценического образа в танце. Такое напряжение внимания требует большого опыта работы, хорошего взаимодействия руководителя ансамбля и концертмейстера.Активность, быстрота и мобильность реакции также важны для профессиональной деятельности концертмейстера и аккомпаниатора. Он обязан в случае, если возникли какие-то непредвиденные ситуации помочь сориентироваться танцорам во время выступления, не потерять канвы исполнения танца. И благополучно довести исполнение до конца. Самообладание и воля – качества, также необходимые концертмейстеру. При возникновении каких-либо музыкальных неполадок, происшедших на сцене, он должен твердо помнить, что ни поправлять свои ошибки, ни останавливаться недопустимо, как и выражать свою досаду на ошибку жестом или мимикой.Функции концертмейстера, работающего в творческом коллективе, носят в значительной мере педагогический характер, поскольку они заключаются, не только в разучивании нового учебного репертуара, но и в каждодневной репетиционной работе, в процессе которой складывается процесс взаимодействия и сотворчества. Эта педагогическая сторона концертмейстерской работы требует от музыканта, помимо аккомпаниаторского опыта, ряда специфических навыков, а также педагогического такта и чутья.Библиографический список
  • 1. Вартазарян, А. Семь вечеров под аккомпанемент рояля / А. Вартазарян // Музыкальная академия. – 2011. – № 1. – С. 176–177.
  • 2. Кубанцева, Е. И. Концертмейстерский класс : учеб. пособие / Е. И. Кубанцева. – Москва : Academia, 2002. – 183 с.
  • 3. Музыкальный энциклопедический словарь / ред. Г. В. Келдыш. – изд. 2-е. – Москва : Большая Рос. энцикл., 1998. – 672 с.
  • 4. Мур, Д. Певец и аккомпаниатор. Воспоминания. Размышления о музыке / Дж. Мур ; перевод с англ., предисловие В. И. Чачаева. – Москва : Радуга, 1987. – 432 с.
  • 5. Никешичев, М. Первый Всероссийский оперный конкурс-фестиваль концертмейстеров «Диалог во имя цельности» / М. Никешичев // Фортепиано. – 2001. – № 1. – С. 5–6.
  • 6. Тенюкова, Г. Г. Содержание и методы подготовки студентов к концертмейстерской работе в классе хорового дирижирования / Г. Г. Тенюкова // Проспект педагогических идей : сб. статей – Чебоксары, 1998. – Вып. 2. – С. 81–82.