Публикации
Конспект урока "Понятие обыкновенной дроби"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока "Понятие обыкновенной дроби"
Автор: Николаева Елена Михайловна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока "Понятие обыкновенной дроби"
Автор: Николаева Елена Михайловна
Тема: Понятие обыкновенной дробиПредмет: МатематикаКласс: 5Учебник: Мерзляк А.Г., Полонский В.Б. и др. Математика: 5 класс.Цель: Ознакомить учащихся с понятием дроби, научиться определять числитель и знаменатель дроби, что показывает числитель и знаменатель дроби; понимать, что такое доля, половина, треть и четверть; уметь записывать дроби.Задачи урока:Образовательные: Ввести понятие доли, обыкновенной дроби. Развивать навыки записи и чтения обыкновенных дробей.Развивающие: Создать условия для развития навыков самостоятельной работы, самоконтроля и самооценки, развития интеллектуальных качеств: внимания, воображения, памяти, умения анализировать, обобщать, выделять главное.Воспитательные:Воспитать чувство дружественной атмосферы в классе и чувство сопереживания друг к другу. Воспитывать самостоятельность мышления, уважение к мнению других, умение работать в паре, формировать культуру устной и письменной речи, умение слушать и слышать.Планируемые образовательные результаты:Предметные: знать, что такое «доли», что показывает числитель дроби, знаменатель дроби; начать формирование умения решать задачи, содержание дроби.Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.Метапредметные:Регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.Коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.Познавательные - умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебный текст учебника, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); уметь извлекать из математических текстов необходимую информацию.Основные понятия: доля, дробь, числитель, знаменатель.Ресурсы:Учебник «Математика. 5 класс» (автор Мерзляк А.Г.); Презентация «Доли. Обыкновенные дроби». Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, парная.Тип урока: урок открытия нового знания.Методы:По источникам знаний: словесные, наглядные;По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.Оборудование урока:-проектор;-экран;-компьютер- сигнальные круги;- цветные карандаши;- раздаточный материал.ХОД УРОКА.1. Организационный момент.- Здравствуйте, ребята..- Начать урок я хочу с вопроса к вам. Как вы думаете, что самое ценное на Земле? (выслушиваются варианты ответов учеников). Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал известный учёный Аль - Бируни:«Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит»Пусть эти слова станут девизом нашего урока.2. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.- Ребята, сделаем разминку и посчитаем по цепочке:33 * 2 = + 6 = *7 = - 419 = : 5 = ?- Перед нами появилась проблема, и мы с вами сегодня на уроке должны ее решить. Какой результат получится в результате деления, как записать результат этого деления?- Сейчас мы с вами посмотрим мультфильм, герои которого – животные.Просмотр ролика мультфильма «Апельсин» (фильм)- Какой фрукт делили звери? (Апельсин)- Из чего он состоит? (Из долек)- А какие дольки в апельсине? (одинаковые)- Значит, что такое доли? (Каждая из равных частей единицы, часть от чего-нибудь целого. Доли – это равные части)- Молодцы!- На сколько частей надо разделить апельсин, чтобы все звери получили поровну? (на 5)- . А сколько долек достанется трём зверям, а пяти? (3 доли, 5 долей)- Так как апельсин разделили на 5 равных частей, значит, его разделили на 5 долей и каждый получил «одну пятую» долю апельсина, или, короче «одну пятую апельсина».3.Этап выявления места и причины затруднения.- Давайте попробуем ответить на 1-й вопрос. Получилось ли нам разделить единицу на 5? Как это сделали? (1 разделили на 5 частей, долей)- Как правильно записать результат такого деления? Можем мы ответить на этот вопрос?- Чтобы узнать, какие числа существуют для записи результата такого деления, для записи долей, отгадаем ребус:- Вы умеете разгадывать ребусы. Объяснить.«Дроби».4.Этап постановки темы урока и учебной цели.- Давайте сформулируем тему нашего урока. Тема нашего урока: «Обыкновенные дроби».- Ребята, а какую цель мы поставим себе на этом уроке? Задачи?- Сегодня на уроке мы ставим перед собой задачи: узнать, что такое дробь, научиться читать и записывать дроби, решать простейшие задачи на дроби5.Этап открытия новых знаний- Чтобы доли можно было записать, придумали такое математическое понятие, как обыкновенная дробь.- Ребята, открываем наши тетради и запишем в них сегодняшнее число, классную работу и тему нашего урока.- Для записи любой дроби используют горизонтальную чёрточку. Её называют дробной чертой. Дробная черта обозначает деление. Пишут: .- Откройте учебник на странице 171. На слайде вы видите вопросы, давайте найдем ответы на них.- Как называют число, записанное над чертой?- Как называют число, записанное под чертой?Записать дробь 5/8, указать где числитель, а где знаменатель.- Что показывает знаменатель?- Что показывает числитель?- Вот такое стихотворение позволяет запомнить, как называются компоненты дроби:Каждый может за верстуВидеть дробную черту.Над чертой – числитель, знайте,Под чертою – знаменатель.Дробь такую, непременно,Надо звать обыкновенной.- А сейчас мы с вами будем отгадывать загадки и поможем справиться с задачами.Загадка № 1В сказке небо синее,В сказке птицы страшные.Яблонька, спаси меня,Ты спаси меня и братца! О какой сказке идет речь?Задача №1: На яблоньке осталось лишь одно яблоко. Как разделить между братом и сестрой яблоко?Какую долю получит каждый?- Долю в математике принято еще называть половиной.Записать в тетрадь ½ - половина.- Учитель: Самая известная из долей – это, конечно, половина. Слова с приставкой «пол» можно услышать часто. Назовите пожалуйста слова с приставкой «пол» (полчаса, полкилометра)2) Загадка № 2Возле леса на опушке,Трое их живет в избушке,Там три стула, три подушки,Три кровати и три кружки.Угадайте без подсказки,Кто герои этой сказки. (Три медведя)Задача №2: Маша пришла в гости к медведям. Она принесла им мёд. На сколько частей надо разделить мед чтобы всем медведям досталось поровну? Какую долю получил каждый медведь?- Долю в математике принято называть треть. Записать в тетрадь.Загадка № 3Он не низок, не высок,В нем для всех есть уголок.А медведю нет местечкаНи в прихожей, ни у печки.Но на крышу он полез,Задрожал зелёный лес.Все пустились наутёк,Поломался… («Теремок»).Задача №3Решила лисичка угостить лягушку-квакушку, мышку-норушку, зайчика-попрыгайчика пирогом. На сколько частей нужно разрезать пирог? Какую долю получил каждый из них? (долю )- Долю в математике принято называть четверть. Записать в тетрадь.- Скажите, когда мы говорим четверть? (Учебная четверть, четверть часа)- Название дроби зависит от того, на сколько равных частей разделилиединицу.- При чтении дробей надо помнить: числитель дроби – количественное числительное женского рода – сколько? (одна, две, восемь), а знаменатель – порядковое числительное, которое отвечает на вопрос какая, каких.Записать в тетрадь.6. Этап первичной проверка понимания- Ребята, а сейчас мы с вами поучимся читать дроби, называть, что показывает числитель и знаменатель каждой дроби.Слайд- Прочитайте дробь, назовите числитель и знаменатель дроби.- В учебнике на стр. 173 находим номер 674.Выполнение задания по цепочке.- Прочитайте дробь, что показывает числитель и знаменатель каждой дроби.- Откройте учебник на странице 173, решим номер 675 устно по цепочке.Пример:- Давайте рассмотрим пример, нам нужно определить, какая часть фигуры закрашена в зелёный цвет. - Перед нами геометрическая фигура, как она называется?- Прямоугольник разделили на равные части.- Сколько таких частей? (5)- Что такое 5? (знаменатель)- Где нужно записать 5? (под чертой)- Сколько частей закрасили?- Что такое 3? (числитель)- Где нужно записать 3? (над чертой)- Значит, фигуры закрасили в зелёный цвет.- Назовите, какая часть каждого вагона у поезда закрашена.- Вагон, это какая геометрическая фигура?- На сколько частей разделен прямоугольник?- Сколько частей закрашено?- Какая часть вагона закрашена? (1/4)Аналогично остальные.- Ребята, сейчас мы с вами немного отдохнем. (Физкультинутка)- У вас на партах лежит листочек с текстом, работая в парах, прочитайте его вместе, подчеркните словосочетания, которые обозначают дроби._- Я думаю, что вы все правильно справились с заданием, но давайте проверим себя? (проверка по слайду)- Выпишите себе в тетрадь обыкновенные дроби, которые вы подчеркнули в тексте. (проверка по слайду)«Дорога от школы до дома у Зои занимала четверть часа. Пойдя треть пути, она зашла в магазин: надо выполнить поручение мамы – купить хлеба и пол - литра молока. Продавщица тётя Лена угостила Зою большой конфетой. Половину она съела, а вторую долю оставила для маленького брата Гены».- Прочитайте текст и дробь, которой заменили.(проверка дробей, прочитать их ¼, 1/3, ½ , ½)- Молодцы!- В учебнике на стр. 173 находим номер 676. А чтобы нашим гостям было более понятно я выведу страницу учебника на экран. Прочитайте задание.- Разбор фигур. Все ли фигуры поделены на равные части?(читают полученные дроби)- Дроби можно еще изображать на координатном луче.- А что же такое координатный луч?(Координатный луч- это луч, с отмеченными на нем точками с заданными координатами)- Перед вами координатный луч, единичный отрезок ОА разделен на 5 равных частей.- Какую же часть единичного отрезка ОА составляет отрезок ОВ? (2/5)- Число 2/5 называют координатой точки В и записывают В ().- Назовите координату точки С. (4/5)- Молодцы!- Откройте учебник на стр. 174, №680. (устно)- Прочитайте условие.- Сколько всего деревьев?- Какую часть будет составлять 1 дерево? (1/56)- Какую часть от 56 будут составлять 23 яблони?- №681, устно8. Этап диагностики качества освоения темыМатематический диктант.-Я сейчас продиктую дроби, а вы запишите их себе в тетрадь.- 2\5; 3\4; 7\12; 5\13; 4\21; 1\2; 1\4; 1\3, 2\4, 3\6.- Посмотрите на слайд, проверьте ваши ответы.- Выполните задание на карточках из рабочей тетради (цветные карандаши)-Заштрихуйте соответствующую дроби часть фигуры.- Теперь поменяйтесь карточками и проверьте друг друга.(проверка с слайда)- Ребята у вас на парте имеется тест с заданиями. Ваша задача внимательно прочитать задание, обвести в кружочек букву, напротив которого находится правильный ответ.- Теперь поменяйтесь карточками и проверьте друг друга.Оценка «5» - за 5 правильно выполненных задания;Оценка «4» - за 4 правильно выполненных задания;Оценка «3» - за 3 правильно выполненных задания.- Поставьте оценку своему товарищу по парте.- Поднимите руки у кого пятерки, а теперь четверки. А у кого тройки, кто не со всеми справился заданиями.9. Подведение итогов урока.- Что такое доля? (Доля – каждая из равных частей единицы)- От чего зависит название доли? (Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу)- Приведите примеры обыкновенных дробей. (Записи вида , называют обыкновенными дробями)- Как называется число, которое пишут над дробной чертой?- Как называется число, которое пишут под дробной чертой? (Число, которое записывают над чертой, называется числитель, под чертой - знаменатель)- Что показывают числитель и знаменатель дроби? (Знаменатель показывает, на сколько долей делят, а числитель – сколько таких долей взято)10. Домашнее задание§25, с., № 677 (по новой теме), № 716 ( на повторение)11. РефлексияРебята, перед вами лежат сигнальные круги, подумайте и поднимите тот, который отражает ваше состояние в конце урока:- Зеленый – урок прошёл полезно, плодотворно, я все понял;- Желтый – урок прошёл довольно неплохо, но надо еще раз прочитать;- Красный– не совсем удовлетворён уроком, ничего не понял, нужна помощь. «Дорога от школы до дома у Зои занимала четверть часа. Пойдя треть пути, она зашла в магазин: надо выполнить поручение мамы – купить хлеба и пол - литра молока. Продавщица тётя Лена угостила Зою большой конфетой. Половину она съела, а вторую долю оставила для маленького брата Гены».«Дорога от школы до дома у Зои занимала четверть часа. Пойдя треть пути, она зашла в магазин: надо выполнить поручение мамы – купить хлеба и пол - литра молока. Продавщица тётя Лена угостила Зою большой конфетой. Половину она съела, а вторую долю оставила для маленького брата Гены».«Дорога от школы до дома у Зои занимала четверть часа. Пойдя треть пути, она зашла в магазин: надо выполнить поручение мамы – купить хлеба и пол - литра молока. Продавщица тётя Лена угостила Зою большой конфетой. Половину она съела, а вторую долю оставила для маленького брата Гены».«Дорога от школы до дома у Зои занимала четверть часа. Пойдя треть пути, она зашла в магазин: надо выполнить поручение мамы – купить хлеба и пол - литра молока. Продавщица тётя Лена угостила Зою большой конфетой. Половину она съела, а вторую долю оставила для маленького брата Гены».«Дорога от школы до дома у Зои занимала четверть часа. Пойдя треть пути, она зашла в магазин: надо выполнить поручение мамы – купить хлеба и пол - литра молока. Продавщица тётя Лена угостила Зою большой конфетой. Половину она съела, а вторую долю оставила для маленького брата Гены». «Дорога от школы до дома у Зои занимала четверть часа. Пойдя треть пути, она зашла в магазин: надо выполнить поручение мамы – купить хлеба и пол - литра молока. Продавщица тётя Лена угостила Зою большой конфетой. Половину она съела, а вторую долю оставила для маленького брата Гены».«Дорога от школы до дома у Зои занимала четверть часа. Пойдя треть пути, она зашла в магазин: надо выполнить поручение мамы – купить хлеба и пол - литра молока. Продавщица тётя Лена угостила Зою большой конфетой. Половину она съела, а вторую долю оставила для маленького брата Гены».«Дорога от школы до дома у Зои занимала четверть часа. Пойдя треть пути, она зашла в магазин: надо выполнить поручение мамы – купить хлеба и пол - литра молока. Продавщица тётя Лена угостила Зою большой конфетой. Половину она съела, а вторую долю оставила для маленького брата Гены».«Дорога от школы до дома у Зои занимала четверть часа. Пойдя треть пути, она зашла в магазин: надо выполнить поручение мамы – купить хлеба и пол - литра молока. Продавщица тётя Лена угостила Зою большой конфетой. Половину она съела, а вторую долю оставила для маленького брата Гены».«Дорога от школы до дома у Зои занимала четверть часа. Пойдя треть пути, она зашла в магазин: надо выполнить поручение мамы – купить хлеба и пол - литра молока. Продавщица тётя Лена угостила Зою большой конфетой. Половину она съела, а вторую долю оставила для маленького брата Гены».«Дорога от школы до дома у Зои занимала четверть часа. Пойдя треть пути, она зашла в магазин: надо выполнить поручение мамы – купить хлеба и пол - литра молока. Продавщица тётя Лена угостила Зою большой конфетой. Половину она съела, а вторую долю оставила для маленького брата Гены».«Дорога от школы до дома у Зои занимала четверть часа. Пойдя треть пути, она зашла в магазин: надо выполнить поручение мамы – купить хлеба и пол - литра молока. Продавщица тётя Лена угостила Зою большой конфетой. Половину она съела, а вторую долю оставила для маленького брата Гены».«Дорога от школы до дома у Зои занимала четверть часа. Пойдя треть пути, она зашла в магазин: надо выполнить поручение мамы – купить хлеба и пол - литра молока. Продавщица тётя Лена угостила Зою большой конфетой. Половину она съела, а вторую долю оставила для маленького брата Гены».«Дорога от школы до дома у Зои занимала четверть часа. Пойдя треть пути, она зашла в магазин: надо выполнить поручение мамы – купить хлеба и пол - литра молока. Продавщица тётя Лена угостила Зою большой конфетой. Половину она съела, а вторую долю оставила для маленького брата Гены».«Дорога от школы до дома у Зои занимала четверть часа. Пойдя треть пути, она зашла в магазин: надо выполнить поручение мамы – купить хлеба и пол - литра молока. Продавщица тётя Лена угостила Зою большой конфетой. Половину она съела, а вторую долю оставила для маленького брата Гены».