Публикации
Проектная деятельность: "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредствам инновационных технологий "
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектная деятельность: "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредствам инновационных технологий "
Автор: Валентина Васильевна Профатило
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектная деятельность: "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредствам инновационных технологий "
Автор: Валентина Васильевна Профатило
Экологический проект для детей II младшей группыПодготовила Профатило В.В.«Огород на окошке»1. Аннотация проектаТип проекта: познавательный.Вид проекта: исследовательский.Сроки проекта: февраль-май Участники проекта: дети коррекционной группы, воспитатель группы, родители.Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым зелени на подоконнике в зимнее время, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.Целевая группа: дети дошкольного возраста, педагоги дошкольных учреждений, родители.Цель проекта: развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.Выполнение проекта:Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.Основные мероприятия проекта: Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по изучению культурных и декоративных растений. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания огородных и декоративных культур. Презентация проекта «Огород на окошке». Продолжительность проекта: 3 месяца.Дальнейшее развитие проекта: проектная организация планируется и в последующих возрастных группах с посадкой новых огородных культур. 2. Обоснование социальной значимости проектаАктуальность проекта: Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. 3. Цели проектаЦель проекта: развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом. Задачи проекта:Формировать у детей знания о росте и потребности растений; Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами; Учить ребенка оформлять результаты наблюдений (календарь жизни культур); Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию; Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям; Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями. 4. Методология проектаОсновные этапы и направления реализации цели проекта:Подготовительный этап.Деятельность педагога:Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях). Составление плана работы над проектом. Сбор материала необходимого для реализации проекта. Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме. Организация предметно – развивающей среды по теме проекта. Изготовление дидактических игр и пособий. Деятельность детей:Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта. Взаимодействие с семьей.Сбор необходимого материала для создания огорода. Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта. Практическая работа.Деятельность педагога:Беседа с детьми познавательного характера. Организация предметно – развивающей среды по теме. Подготовка информации для родительских уголков. Организация конкурсов, развлечений, выставок. Создание презентаций для занятий по темам: «У Луки и Лукерьи», «Мир растений», «Загадки об овощах». Деятельность детей:Посадка семян в землю. Уход за растениями. Выполнение заданий самостоятельных наблюдениях. Подготовка атрибутов, костюмов для развлечений. Игровая, двигательная деятельность. Участие в практической деятельности. Совместная деятельность взрослых и детей:Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы. Различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику. Работа дневником наблюдения. Просмотр фильмов о растениях. Сбор коллекций семян. Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах, травах. Труд в огороде. Подведение итогов.Деятельность педагога:Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы). Презентация проекта. Представление опыта. Деятельность детей:Участие в итоговой беседе о проделанной работе. Участие в презентации проекта «Огород на окошке» Распространение опыта.Ознакомление педагогов ДОУ с удачно выполненной работой. Оформление альбомов, буклетов, фотовыставок для родителей. Мероприятия по реализации проекта1. Беседы: «Что такое «Огород на окне», «У Луки и Лукерьи», «Растения – это жизнь», «Семена», «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья». 2. Опытно-экспериментальная деятельность:«Строение растений», «Рост и развитие растений», «Земля, какая она?», «Вода и росток», «Солнце и росток», «Проращивание семян», 3. Практическая деятельность и трудовые поручения:Отбор и посев семян. Полив, уход и наблюдения за овощными культурами в «огороде». 4. Экологические занятия по темам: «Волшебная корзинка», «Мир овощей», «Семена», «Первые всходы».5. Игровая деятельность:Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек». Настольная игра «Парные картинки», «Овощи». Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике. Рассматривание различных семян. 6. Художественно-творческая деятельность детей.Раскрашивание картинок «В огороде я росту» Изготовление табличек-указателей с названием растений и первых восходов. Рисование «Лук от всех недуг» Лепка «Овощи большие и маленькие», Аппликация «Зайкин огород», «Стручок» 7. Речь и речевое общение.Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых», Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла», Рассказ детей по теме: «Дачный огород у бабушки». Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах. 8. Заполнение дневника наблюдений. 9. Оформление альбома «Наш первый огород».10. Консультация для родителей «Приучение ребенка к помощи».Ресурсное обеспечение.1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.2. Экологический уголок.3. Методический инструментарий: конспекты занятий, сценарии развлечений, картотека дидактических игр и т.д.4. Технические средства: компьютер, музыкальный центр, фотоаппарат и.т.д.Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (посадка культур), эффективно развивает творческое и познавательное мышление детей дошкольного возраста, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием огородных культур.Родители: приобрели землю, семена, материал для ухода за посадками, организовали развивающую среду для эффективного размещения в группе.Риски: Болезнь детей, педагога, отсутствие материальных ресурсов, стихийные бедствия и другие непредвиденные обстоятельства. 5. Рабочий план реализации проектаЭтапы реализации проекта 6. Ожидаемые результаты, механизм мониторинга и оценки результатов проектаПредполагаемые результаты: Из семечка, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, горох, помидоры, огурцы и другие овощные культуры. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. Для понимания результатов нашей практической работы мы провели диагностику по изучению интереса к исследовательской и практической деятельности по изучению особенностей выращивания растений в «огороде на окне». Диагностическое исследование проводилось дважды: на начало и на конец проекта со всей группой детей, участвующих в работе проекта. Результаты наблюдений и беседы с детьми по основным показателям и критериям диагностики мы заносили в таблицу. Качество основных показателей мы оценивали по трём уровням: высокий, средний, низкий. За итоговый уровень брали средний результат качества. Полученные результаты обрабатывали и рассчитывали в процентном соотношении. Пустой бланк Таблицы Высокий уровень: Ребенок проявляет интерес к исследовательской деятельности в познании растительного мира. Узнает и называет 2-3 растения, их основные части. Может сравнить растения, найти сходство и различия во внешних признаках. Знает условия роста растения и устанавливает связь между растением и потребностями в свете, тепле, влаге. Активно проявляет желание участвовать в уходе за растениями.Средний уровень: Ребенок неустойчив в проявлении интереса к растениям. Испытывает затруднения в определении названий растений, а так же затрудняется определить части растений. Связи между растениями и его потребностями самостоятельно не устанавливает. Участвует в уходе за растениями, но особого желания не проявляет.Низкий уровень: Ребенок не знает названия растений. Не испытывает интереса к растениям. Представления об особенностях строения растений, условиях его роста неустойчивы. Желания, ухаживать за растениями, нет.Результаты повторной диагностики, как мы и ожидали, были выше в среднем на 21 %, что позволило нам сделать вывод о том, что уровень интереса детей II младшей группы к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Дети стали различать растения, познакомились с условиями их роста, научились ухаживать за растениями и даже учить и объяснять родителям как правильно это делать. 7. Перспективы дальнейшего развития проектаНаш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов. Полученный нами опыт будет распространён среди педагогов дошкольных образовательных учреждений. Развитие проекта и обновление материально-технической базы предполагается за счёт привлечение внебюджетных средств, родительской, спонсорской помощи. Библиографический список:1. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2005 г. 234 с.2. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006 г. 215 с.3. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Новая школа», 1995 г. 187 с.4. Поддубная Л.Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006 г. 94 с.