Публикации Анализ современного состояния сферы эффективного применения контейнерно-пакетных грузов

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Анализ современного состояния сферы эффективного применения контейнерно-пакетных грузов
Автор: СМИРНОВА ГАЛИНА АЛЕКСЕЕВНА

УДК 656.1/5Анализ современного состояния сферы эффективного применения контейнерно-пакетных грузовГ.А. Смирнова преподаватель специальных дисциплин Владикавказский техникум железнодорожного транспорта – филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ростовский государственный университет путей сообщения»В статье представлена информация о широком распространении контейнерных перевозок на железных дорогах России. Определены достоинства перевозки грузов в контейнерах. Рассмотрены основные технологии комбинированных перевозок и условия их реализации на железных дорогах России.Ключевые слова: контейнерные перевозки, качество обслуживания, контрейлерные перевозки, экономия затрат, смешанные и комбинированные перевозки, безопасность транспортировки, сохранность груза, качество услуг.Российская логистика переживает не самое простое время с февраля 2022 года. Санкции, введённые европейскими государствами против Российской Федерации, а также уход большого количества крупных компаний с рынка оказали отрицательное влияние на транзитный потенциал страны. Контейнерные перевозки – это один из самых быстрорастущих сегментов мировой логистики, который по-прежнему остаётся перспективным как для международных, так и для национальных перевозок во многих странах, в том числе и в России. Отмена нормального экономического режима сделала сложной обслуживание подавляющего большинства контейнеров и контейнеровозов, которые отрицательно сказалось на эффективности и доходности данной сферы.Учитывая огромную территорию России, площадью более 17 млн.кв. километров, надежное транспортное обслуживание потребителей транспортных услуг с минимально возможными транспортными издержками является одним из главных условий успешного функционирования экономики.Контейнерная транспортная система является самым динамично развивающимся видом комбинированных перевозок во всем мире, охватывающим все большие грузопотоки.При использовании контейнеров резко сокращается трудоемкость транспортно-складских операций, полностью ликвидируется тяжелый ручной труд на погрузочно-разгрузочных работах, увеличивается производительность труда, улучшаются условия, безопасность и культура труда работников транспорта и других отраслей производства, достигается экологический эффект за счет уменьшения отрицательного воздействия перевозимых грузов и транспортных процессов на окружающую среду. Сокращение времени нахождения грузов под погрузкой-выгрузкой способствует ускорению их доставки. При контейнерных перевозках повышается сохранность груза, предохранение его от боя, выветривания, других атмосферных воздействий. Развитие контейнерных перевозок способствует сокращению потребности в крытых складах, сортировочных платформах, но вызывает необходимость усиления ремонтной базы вагонных депо, пунктов переработки контейнеров, дополнительные издержки по содержанию, ремонту и амортизации контейнеров и контейнерных пунктов, по перевозке тары самих контейнеров в груженом и порожнем состоянии. Поэтому актуальным является снижение коэффициента тары контейнеров. Контейнеры дают возможность полностью механизировать грузовые и транспортно-складские операции, в результате чего их себестоимость снижается в 2,53 раза, трудоемкость в 56 раз, пропускная способность грузовых фронтов удваивается.В результате внедрения комбинированных перевозок получается значительная экономия прямых и сопутствующих затрат на транспорте и сопряженных затрат в смежных отраслях производства.С учетом накопленного международного опыта комбинированных перевозок были одобрены две основные технологии комбинированных перевозок и условия их реализации на железных дорогах России с учетом специфики их сети.Первая технология — перевозка крупнотоннажных контейнеров специализированными поездами сначала с переоформлением перевозочных документов, а впоследствии по единому сквозному перевозочному документу.Вторая технология — это перевозка преимущественно автопоездов на специализированных платформах ускоренными маршрутами. Такая перевозка называется контрейлерной. Это наиболее успешный пример взаимодействия двух видов транспорта при перевозке грузов, железнодорожного и автомобильного.Для грузовладельца контрейлерные перевозки обеспечивают высокий уровень безопасности транспортировки и сохранности грузов, снижение сроков доставки. Средняя скорость контрейлерных поездов, а они движутся по ускоренным маршрутам, превышает среднюю скорость движения по загруженным автострадам. Контрейлерные перевозки позволяют сократить объем перевозимых грузов по автомобильным дорогам, повысить скорость и безопасность движения автомобильного транспорта, уменьшить загрязнение окружающей среды продуктами сгорания автомобильного топлива. Однако контрейлерные перевозки дороже контейнерных.К основным системам железнодорожных контрейлерных перевозок, получившим развитие в мировой практике, относятся:
  • перевозка полуприцепов на платформах с пониженной грузовой площадкой (платформы «с карманом»);
  • перевозка по системе «движущееся шоссе», обеспечивающая движение автопоездов вдоль состава при погрузке и разгрузке (горизонтальная погрузка);
  • перевозка полуприцепов, оборудованных устройствами установки на железнодорожные тележки и позволяющих соединять их в контрейлерный состав (система «RoadRailer»).
  • С позиций грузовладельцев контрейлерные перевозки эффективны при перевозке грузов «от двери до двери», чем при прямой автомобильной перевозке. Тарифные платы, как по контрейлерным, так и контейнерным перевозкам взимаются независимо от рода перевозимого груза. И зависят от количества перевозимых грузовых единиц, расстояния и массы перевозки.В ближайшее ожидается стабилизация рынка и разделение сфер влияния, в результате которых крупные терминалы будут отдавать приоритет определённому пулу морских линий для приёма. Ускорение грузопотока возможно благодаря использованию дополнительных схем перевозок, таких как перегрузка контейнеров на фитинговые платформы с использованием полувагонов, отправка через сторонние станции и перетарка контейнеров на автомобильный транспорт или использование арендованного оборудования. Таким образом, несмотря на введение санкций и уход большого количества крупных компаний с рынка, контейнерные перевозки в России продолжают развиваться и в РФ может быть реализован значительный экономический потенциал в этой отрасли. Используемые источники
  • Бучанова Я.А., Проблемы контейнерной железнодорожной логистики в 2022 году и варианты их решения / Я.А. Бучанова, И.С. Ключников. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2023. - № 5 (452). - С. 20-22. - URL: (дата обращения: 22.07.2024);
  • Официальный сайт транспортной группы FESCO. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
  • Попова Е.А., Попов В.А. // Студенческая международная научно-практическая конференция. - М.: РОАТ МИИТ, - 2014. - С. 340-341.