Публикации Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мир праздников"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мир праздников"
Автор: Холод Светлана Владимировна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Мир праздников». Направленность: социально – гуманитарная Срок реализации программы: 9 месяцев Возраст обучающихся: 9-13лет Форма реализации: очная Составила: Холод С. В. Педагог дополнительного образования р.п. Дергачи2023 г. Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
  • Пояснительная записка
  • Праздничная культура России сегодня представляет собой причудливое сочетание самых разнообразных праздников – собственно славяно-русских, и праздников народов, населяющих многонациональную страну. У каждого праздника своя история, отражающая события российского и мирового уровня, своя значимость.Понятие «праздник» часто понимается как развлекательно-парадное мероприятие. Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Истинные праздники - это завещание одного поколения другому, и обществу не должно быть безразлично, какие праздники унаследуют наши дети и внуки.Данная общеобразовательная программа имеет социально-гуманитарную направленность.Нормативно-правовое обеспечение программы.Программа «Мир праздников» разработана с учетом:- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года «Об образовании Российской Федерации» (с изменениями на 17 февраля 2023года); - Федерального закона от 13.07.2020 № 189-ФЗ"О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере"- Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022г. № 678-р «Об утверждении »; - Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";- Приказа Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;- Приказа Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 октября 2021 года № 652Н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;- Приказом Министерства Саратовской области от 08.02.2022 №141»;- ;- Приказа Министерства образования от 21.08. 2023 года № 1450 « Об утверждении новых Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Саратовской области».Актуальность программы.Программа «Мир праздников» предусматривает приобщение детей к национальной культуре, к традициям, к знакомству с народными, профессиональными, государственными праздниками, что способствует формированию духовного, нравственного, патриотического воспитания обучающихся.Знакомство с народными, государственными, тематическими и профессиональными праздниками предполагает развитие умения адекватноориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства к миру в соответствии с культурными традициями общества.Педагогическая целесообразность заключается в оптимальном сочетании педагогических условий, средств, методов обучения и воспитания в процессе реализации программы.Отличительные особенности программы.Программа строится на основе модульной организации в цикличной системе. Темы занятий берутся поочередно из каждого модуля. Таким образом, дата знакомства обучающихся с конкретным праздником совпадает с датой самого праздника и виды праздников чередуются (народные и религиозные, тематические, профессиональные, государственные).Адресат программы.Дополнительная общеобразовательная программа «Мир праздников» предназначена для детей в возрасте 9 - 13 лет. Наполняемость группы 12- 15 человек.Объем и срок освоения программы.Программа рассчитана на учебный период и составляет 144 часа (4 часа в неделю).Срок реализации 9 месяцев.Режим занятийГруппа комплектуются из расчета 12-15 человек. Периодичность занятий - 2 раза в неделю по 2 часа.
  • Цели и задачи программы
  • Цель программы:формирование у обучающихся духовно-нравственного отношения к окружающему миру путем приобщения к истокам народной культуры, духовным традициям, народному творчеству.Задачи программы:Обучающие:
  • сформироватьзнанияонародных,религиозных,государственных, профессиональных, тематических праздниках;
  • Развивающие:
  • способствовать развитию творческих способностей, творческой самостоятельности и навыков детей через различные виды деятельности (инсценировки, слушание, пение, подвижные игры).
  • Воспитательные:
  • воспитыватьу детей уважительное и бережное отношение к своему прошлому, к истории и культуре своего народа;
  • способствовать формированию привычки готовиться и отмечать вместе с родителями семейные, государственные и религиозные праздники, пониманию их исторического и жизненного смысла.
  • Планируемые результаты.К концу обучения дети должны владеть следующими компетенциями:Предметные:
  • сформированызнания о народных, религиозных, государственных, профессиональных, тематических праздниках.
  • Метапредметные:
  • развиты творческие способности, творческая самостоятельность и навыки детей через различные виды деятельности (инсценировки, слушание, пение, подвижные игры и т.д.).
  • Личностные:
  • сформировано у детей уважительное и бережное отношение к своему прошлому, к истории и культуре своего народа;
  • сформированы умения готовиться и отмечать вместе с родителями семейные (дни рождения, именины), календарные (Новый год, 8 марта и др.), государственные и религиозные праздники, понимания их исторического и жизненного смысла.
  • Формы занятийВ работе детского объединения используются разнообразные формы учебных занятий, что позволяет педагогу сделать образовательный процесс более динамичным и интересным для обучающихся.Формы учебных занятий можно разделить на две группы: а) традиционные занятия:
  • тематические (изучение или повторение одной темы);
  • комплексные или интегрированные (изучение одной темы с использованием 2 – 3 видов творческой деятельности);
  • итоговые или контрольные (проверка уровня подготовки обучающихся).
  • б) нетрадиционные формы организации занятий:
  • экскурсии в музей, библиотеку, Дом культуры;
  • выставки;
  • праздники.
  • В проведении занятий используются коллективные формы работы.Для полноценного освоения каждого раздела используются два вида деятельности: игровой и учебный. На занятиях используются игры: сюжетно- ролевые, режиссерские, театрализованные, дидактические.Обязательным фрагментом каждого занятия являются: тематическая беседа, чтение и обсуждение с обучающимися подобранного в соответствиистемойзанятиянебольшоголитературногопроизведения(чаще стихотворения), просмотр видеоматериалов, прослушивание песен.Методы обучения:
  • объяснительно-иллюстративный(объяснениесопровождается демонстрацией наглядного материала);
  • репродуктивный (воспроизводящий);
  • проблемный (ставится проблема, и дети под руководством педагога ищут пути её решения);
  • эвристический(проблемаформулируетсядетьми,имижеи предлагаются способы решения);
  • практический апробирование элементов праздника, изготовление и оформление реквизитов.
  • Содержание программы.
  • 1.1. Учебно-тематический планСодержание учебного плана
  • Вводное занятие (2 часа)
  • Знакомство. Понятие праздника. Виды праздников (семейные, государственные, профессиональные, народные, религиозные). Презентация «Что такое праздник?»
  • Модуль 1. Народные и религиозные праздники (4 часа).
  • 2.1. Масленица (2 часа)Теория. Знакомство с праздничными обрядами и историей праздника. Просмотр репродукции картины Б.М. Кустодиева «Масленица». Объяснение названий 7 дней Масленицы.Практика и контроль. Заклички «Масленица пришла» 2.2. Навруз (2часа)Теория. Беседы с детьми о традициях татарского народа, рассматривание иллюстраций - национальные костюмы, изделия татарской, казахской кулинарии.Практика и контроль. Игра «Скачки». Подготовка сообщения по теме«Навруз».
  • Модуль 2.Тематические праздники (72 часа).
  • 3.1 День солидарности в борьбе с терроризмом. (2 часа) Теория. Историческая справка.Практика и контроль. Акция3.2. День шоколада (2 часа)Теория. Историческая справкарезентация.Практика. Викторина «Мир сладостей».3.3. Всемирный день благодарности.(2 часа)Теория. История возникновения праздника.Практика. Презентация «Благодарность»3.4. День музыки ( 2 часа)Теория. История и особенности праздника. Презентация «Великие музыканты».Практика и контроль. Игра «Лучший музыкант».3.5. День отца в России (6 часов)Теория. История и традиции праздника. Презентация «Папа и ребёнок».Практика. Видеопоздравление «Мой папа». Выставка рисунков «Рисуем папу»3.6. День новых друзей (2 часа) Теория. История праздника. Презентация.Практика и контроль. Опрос «Мои друзья»
  • 3.7. День школьной библиотеки (2часа)
  • Теория. История праздника. Презентация. Экскурсия в библиотекуПрактика и контроль. Анализ 3.8. День памяти погибши при выполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России. (2 часа)Теория. Историческая справка. Презентация «Наши герои»еседа.Практика. Опрос и анализ.3.9. Международный день скороговорок. (2 часа)Теория. История возникновения праздника. Презентация.Практика. Скорочтение скороговорок. 3.10. День матери в России (8 часов)Теория. История возникновения праздника. Презентация «Мамино сердце». Акция «Мама – главное слово!»Практика. Праздничная программа «Мамино сердце». Видеопоздравление «Мамины глаза»3.11. День Государственного герба РФ. (2часа)Теория. Историческая справка. ПрезентацияПрактика. Опрос 3.12. День неизвестного солдата (2часа)Теория. Историческая справка. Презентация «Наши герои» Практика. Опрос3.13.День объятий. (2 часа)Теория. История возникновения праздника. ПрезентацияПрактика. Опрос.3.14.Международный день «Спасибо» (4 часа) Теория. История возникновения праздника.Практика. Сюжетно- ролевая игра «Вежливые слова». Акция. «Спасибо»3.15. День творчества и вдохновения (4 часа)Теория. Историческая справка. ПрезентацияПрактика. Игра «Мои творческие способности».3.16. День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.(4 часа)Теория. Историческая справка.Практика. Опрос. Акция «Блокадный хлеб» 3.17. День головоломок. (2 часа)Теория. История возникновения праздника. Презентация.Практика. Игра «Разгадай».3.18.День эрудита (2 часа)Теория. История праздника.Практика .Игра «Эрудит». Анализ.3.19.День Российской науки. (2 часа)Теория. Презентация «Наука». Историческая справка.Практика. Опрос.3.20. 450 лет со дня выхода первой «Азбуки» Ивана Фёдорова (1574) (2 часа)Теория. Историческая справка. Презентация.Практика. Опрос.
  • Всемирный день театра (6 часов)
  • Теория. История возникновения праздника. Презентация.Практика. Викторина о театре. Сценка.
  • 3.22. День шуток(2часа)
  • Теория. История возникновения праздника. Презентация.Практика. Игровая программа « Апрельские шуточки» 3.23.Всемирный день здоровья (2 часа.)Теория. История возникновения праздникаПрактика. Игры «Веселые старты».
  • Всемирный день памятников выдающих мест. (4 часа)
  • Теория. Историческая справка. Презентация «Памятники»Практика. Экскурсия. Опрос. 3.25.Международный день танца. (2 часа)Теория. Историческая справка. Презентация.Практика. Викторина «Музыка»
  • Модуль 3. Профессиональные праздники (14 часов).
  • 4.1. День учителя (8 часов)Теория. История возникновения праздника. Презентация.Практика. Поздравление «Спасибо вам, учителя!»отоконкурс «Мой учитель»4.2. День Космонавтики (6 часов)Теория. Историческая справка. Презентация «День космонавтики», «Первые космонавты»Практика и контроль. Игровая программа «Космические дали». Выставка Рисунков «Космос»
  • Модуль 4. Календарные праздники (44 часа).
  • 5.1.День народного единства (6 часов) Теория. История возникновения праздника. Презентация «День народного единства».Практика. Викторина «Мы едины». Видеопоздравление «Мы едины» 5.2.День Конституции (2 часа.)Теория. Знакомство обучающихся с Конституцией России, основными обществоведческими понятиями. Продолжить знакомство с праздниками, сделать акцент на вопросах темы, дать определение Конституции РФ. Презентация «Конституция».Практика и контроль. Познавательная игра «Конституция – главная книга страны».
  • 5.3. Новый год (10 часов.)
  • Теория. История и традиции празднования Нового года в России. Просмотр мультфильмов «Снегурочка», «Зимняя сказка», «Новогодняя ночь», «Когда зажигаются ёлки», «Ну, погоди!» и др.Практика и контроль. Театрализованное представление «Новогодние чудеса». Изготовление новогодних игрушек. 5.4. День Защитника Отечества (8 часов).Теория. Историческая справка. Презентация праздника. Прослушивание стихов и песен.Практика и контроль. Игровая программа «Мы защитники отечества!». Выполнение поздравительной открытки. Акция «Поздравь Защитника Отечества». 5.5. 8 марта Международный женский день (8 часов). Теория. История праздника. Презентация. Прослушивание стихов и песен.Практика и контроль. Праздничная программа «Весенняя звезда». Видеопоздравление «8 Марта». 5.6. 1 мая – день весны и труда (2 часа).Теория.Историяиособенностипраздника.Презентация.Рассказо праздновании этого праздника в разных странах.Практикаиконтроль.Рисунки « 1 Мая» 5.7. День Победы (6 часов).Теория. Знакомство с событиями Великой Отечественной войны, воинами, одержавшимиПобеду.Знакомство с предметамивоеннойэпохи (фронтовые письма-треугольники), символикой праздника (георгиевская лента). Прослушивание стихов и песен. Посещение краеведческого музея. Практика и контроль. Изготовлениепоздравительной открытки. Акция«С Днем Победы!».
  • 5.8. Международный день семьи (2 часа).
  • Теория. История и особенности праздника. День семьи в разных странах мира. Составление семейной родословной.Практика и контроль. Игра «моя семья».
  • Отчетное мероприятие «Детство – страна чудес». (8 часов)
  • Теория. Подготовка сценарияПрактика и контроль. Праздничное мероприятие «В стране Детства». Презентация «Я умею»Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
  • Формы подведения итогов реализации программы
  • При наборе обучающихся в начале года в качестве вводного контроля проводится анкетирование с целью получения первоначальной информации о ребенке, выявления его способностей, интересов и наклонностей.Текущий контроль проводится на каждом занятии в форме тестирования, викторин, отгадывания кроссвордов, творческих заданий, исполнения заученных элементов праздников, проведения народных игр, мини - показы с целью получения информации о ходе усвоения детьми образовательной программы.Итоговый контроль осуществляется в форме игры - путешествия по станциям, на каждой из которых обучающиеся получают теоретическое и практическое задания по темам программы «Мир праздников».В содержании программы прописаны контрольные средства по каждому занятию.
  • Методическое обеспечение
  • Материально-техническое обеспечение
  • Учебный кабинет должен быть просторным с достаточным освещением, оснащён удобными столами, на которых можно изготавливать поделки.
  • Для занятий необходим инвентарь, реквизиты для проведения игр.
  • Компьютер и медиа-проектор.
  • Учебно-методическое обеспечениеВкачестведидактическихматериаловприреализациипрограммы используются:
  • иллюстративный материал;
  • игровой инвентарь;
  • образцы поделок в разных традициях;
  • художественные альбомы и пособия по народной культуре;
  • Методические рекомендации С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки можно использовать:
  • подвижные игры: «Выполни движения»;
  • физкультминутки: «Как живёшь», «Как приятно в речке плавать», «Медвежата», «Солнце светит», «Раз, два стоит ракета» и др.;
  • гимнастика для глаз: «Волшебный замок», «Рисуй глазами треугольник»;
  • кроссворды;
  • словесные игры;
  • жанры устного народного творчества: сказки, скороговорки, пословицы и поговорки, русские народные песни.
  • Педагогические технологии:- личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания;
  • технология коллективной творческой деятельности;
  • игровые технологии;
  • новые информационные технологии.
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫДЛЯ ПЕДАГОГА
  • Берсенева Г. К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие. М.: Астрель, 2001.
  • Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами. - М.:
  • Педагогическое общество России, 2002.
  • Воспитательныйпроцесс:изучениеэффективности.Подред.Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ
  • «Сфера», 2001.
  • ДеменковичА.,Поплавская К., Свистунов Р. Сборник методических рекомендаций по
  • организации и проведению праздников. Издательство АзбукварикГрупп, Континент-Пресс.2012.
  • Дайн Г.Л. Детский народный календарь. М.: Детская литература, 2001.
  • Ичалов Г. Мусульманские праздники.- Махачкала: Ихлас,2002.
  • Кислицына Т.Г. Праздники и традиции. Издательство Белый город. 2008г.
  • Кузина Т.Ф. Занимательная педагогика народов России.-2-е изд.-М.: Школьная Пресса,2001.
  • Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. М.: Эксмо-Пресс, 2002.
  • Министерство образования РФ. Традиционные праздники и обычаи русского народа.
  • Сборник. Москва, 1994.
  • Покровский Е.А. Детские игры. СПб.,1994.
  • СластенинВ.А.Педагогика:учебноепособиедлястудентов педагогических учебных
  • заведений.-4-е изд.- М.: Школьная Пресса,2004.
  • Саплина Е. Историческое образование в начальной школе. Путешествие в историю. - М.,
  • 1998.
  • Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. М., 1992.
  • Чернова Г.Н. Чудеса из соленого теста. М.: Скрипторий, 2005.
  • Чудакова Н.В. Праздники для детей и взрослых: в 2 кн. П68.-М.:ТКО АСТ, 1996.
  • Шмакова С.А. Нетрадиционные праздники в школе. - М.: Новая школа, 1997.
  • Щуркова Н.Е. Новое воспитание.- М.: Педагогическое общество России, 2000.
  • ДЛЯ ДЕТЕЙ
  • Абдулаев Э.Н., Крылов В.В., Морозов А.Ю. По следам прошлого. Книга для чтения в двух частях. - М., 1995.
  • Ганаго Б. Свеча в окне: рассказы для детей. Минск: изд-во белорусского экзархата, 2007.
  • Лопаткина А. Притчи для детей и взрослых. Издательство: Амрита,2011. 4.Соловьев В. Минин и Пожарский.- М.,Детгиз,2012.
  • ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ Приложение 1Оценочные материалыОценочный лист учащегосяФ.И.О. Дата Всего баллов: Критерии оценкиОтличный уровень (3 балла):
  • у учащегося очень высокий уровень эмпатии;
  • высокий уровень доброжелательного отношения к другим;
  • 0-1 положительных ответа в тесте «Умение слушать»;
  • высокие показатели толерантности;
  • учащийся проявляет высокую способность к рефлексии, готов к самоанализу
  • Хороший уровень (2 балла):
  • у учащегося средний уровень эмпатии;
  • средний показатель доброжелательного отношения к другим;
  • 2-3 положительных ответа в тесте «Умение слушать»;
  • средние показатели толерантности;
  • учащийся проявляет способность к рефлексии, готов к самоанализу
  • Допустимый уровень (1 балл):
  • у учащегося очень заниженный и очень низкий уровень эмпатии;
  • низкий показатель уровень доброжелательного отношения к другим;
  • 4 и более положительных ответа в тесте «Умение слушать»;
  • низкие показатели толерантности
  • учащийся проявляет низкую способность к рефлексии, не выражает готовности к самоанализу
  • Оценка уровня развития социальных компетенций учащихсяОтличный уровень – 13-15 баллов Хороший уровень – 10-12 баллов Допустимый уровень до 10 балловКалендарный учебный графикУсловные обозначения: Т-теория, П-практика, К-контроль.