Публикации «Коррекция нарушения зрительного анализатора детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм физического воспитания»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Коррекция нарушения зрительного анализатора детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм физического воспитания»
Автор: Батырова Дилдора Хайруллаевна

муниципальное общеобразовательное учреждение «Начальная школа, реализующая адаптированные образовательные программы для детей с нарушением зрения, № 2 Ворошиловского района Волгограда»структурное подразделение «Дюймовочка» Методическая разработка «КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ ФОРМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»Разработала: воспитатель Батырова Д.Х. 1 квалификационная категорияВолгоград 2024ВведениеСовременная социально-экономическая и экологическая ситуации привели к резкому ухудшению здоровья населения России, главным образом детского. А от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.В статистическом сборнике «Здравоохранение в России» представлены последние показатели, характеризующие состояние здоровья в Российской Федерации. При этом в нём отмечается, что детей в возрасте от 0 до 7 лет, имеющих болезни глаза и его придаточного аппарата, составляет ± 5699,6 тысяч.Ряд авторов обращают внимание, что на развитие нарушения зрения, в частности, близорукости влияют такие факторы, как детские общесоматические и инфекционные заболевания, неправильное питание, плохая освещенность в помещении, зрительная нагрузка на близком расстоянии, малоподвижный образ жизни и др. [Кокаева И.Ю., 2014 и др.].Горская Л.Ю. [2000] отмечает, что «дети с нарушениями зрения имеют свои специфические особенности деятельности, в общения и психофизическом развитии, такие как, отставание, нарушение и многообразие двигательной сферы, ориентации в пространстве. Также, такие особенности, как формирование представлений и понятий, способах практической деятельности, эмоционально-волевая сферы, коммуникация, трудовая адаптация и др.».В последние годы существенно изменился подход к организации физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми в дошкольных учреждениях. Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного здоровьесберегающего образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса по сохранению и укреплению здоровья детей. В настоящее время недостаточно изучены вопросы по коррекции нарушения зрения у детей дошкольного возраста с использованием малых форм физического воспитания. Физкультминутки и утренняя гимнастика, играют важную роль в коррекции нарушения зрения у детей, а также в повышении двигательной активности, укреплении состояния здоровья, повышении уровня физического развития и физической подготовленности, приобщения к здоровому образу жизни. II. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИЦелью данной работы является всестороннее развитие, коррекция и компенсация имеющихся у детей с нарушением зрения недостатков развития обусловленных степенью и характером зрительных нарушений средствами малых форм физического воспитания. Задачи:1. Способствовать оздоровительному эффекту в процессе использования предлагаемых упражнений;2. Предупредить зрительное (зрительно-психогенное и зрительно-вегетативное) утомление у дошкольников.3. Улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз, а также аккомодацию (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях).Адресность методической разработки: воспитателям, молодым специалистам ДОУIII КОРРЕКЦИОННЫЕ ВИДЫ ГИМНАСТИК И ФИЗКУЛЬТМИНУТОК, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.Ретроспективный анализ литературных источников показывает, что постоянно повышаются требования к уровню физической подготовленности и состоянию здоровья дошкольников (Е.Н. Вавилова, С.И. Гальперин, Л.Е. Любомирский, Т.И. Осокина, А. Щербак, Л.И. Лубышева, В.И. Лях, Л.П. Матвеев, Н.А. Фомин и др.). Проблеме оздоровления детей предавали большое значение физиологи А. А. Ухтомский и Н. А. Бернштейн, психологи А.В. Запорожец и В.П. Зинченко, педагог П.С. Лесгафт, философ Э.В. Ильенков, педиатр и педагог Ю.Ф. Змановский и др. Известно, что основную информацию об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Нарушения зрения негативно влияют на состояние здоровья, работоспособность и развитие ведущих физиологических систем организма ребенка. Отмечается устойчивая взаимосвязь болезней органа зрения с соматическими и психосоматическими заболеваниями. Как правило, у таких детей встречаются сочетанные нарушения: речи, координации движений и др. Дети с нарушенным зрением отстают от видящих сверстников по темпу и качеству психического и интеллектуального развития. Одним из проявлений своеобразия физического развития детей с нарушением зрения является неравномерность развития. У таких детей наблюдается значительное отклонение от нормы состояния двигательного аппарата. На фоне его нарушений возникает большое количество вторичных отклонений в двигательных актах. Таким образом, процессы психофизического развития также сдвигаются во времени и замедляются. Возрастает необходимость, начиная с самого раннего возраста, обеспечить воспитание у дошкольников с нарушением зрения устойчивого интереса, потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями, ценностной мотивации к здоровому образу жизни, особенно у детей с ограниченными возможностями здоровья. Использование нетрадиционных форм и методов работы по оздоровлению и укреплению физического здоровья дошкольников с нарушением зрения становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушение зрения.1. Физкультминутки.Во время проведения физкультминуток для детей с нарушением зрения необходима полная раскованность детей в движениях, что достигается развитием их воображения, фантазии. Дети могут свободно двигаться по комнате. Также дети прослеживают движения рук, траекторию полета, имитируют различные виды движений, учатся ориентироваться в пространстве.Зрительные  физкультминутки с использованием ИКТЗрительные физкультминутки с использованием ИКТ несут в себе несколько функций. Основная их цель – сохранение зрения, снятие зрительного напряжения. Система упражнений, представленная в виде мультимедийных презентаций сохраняет зрение, способствует развитию прослеживающей функции глаз, повышает мотивацию детей к выполнению зрительной гимнастики, вызывает приятные эмоции. Методика проведения подобной физкульминутки проста в использовании. Дети слушают музыку  и следят за движением объектов. Предложенный  вариант зрительной физкультминутки с использованием ИКТ можно использовать  на любом уроке для снятия зрительного перенапряжения. Можно предварять их стихами, объясняющими детям, как следует проводить гимнастику для глаз. Руки за спину, головки назад.(Закрыть глаза, расслабиться) Глазки пускай в потолок поглядят.(Открыть глаза, посмотреть вверх)Головки опустим - на стол погляди.(Вниз)И снова наверх - где там муха летит?(Вверх)Глазами повертим, поищем ее.(По сторонам)И снова рисуем. Немного еще.2.Гимнастика Гимнастикаэто комплекс специально подобранных упражнений, которые положительно воздействуют в целом на организм занимающихся и оказывают локальное воздействие на отдельные группы мышц, а также регулируют физиологическую нагрузку.Исходя из этого определяется оздоровительная, лечебная и корригирующая направленность гимнастики как одной из форм организации физического воспитания детей с нарушениями зрения.Специфика видов гимнастики, используемых в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения, зависит от характера первичного дефекта и вторичных отклонений.По использованию дополнительных атрибутов, можно выделить 4 вида: - с предметами или работа с расположенными на стенах карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов, буквы, слоги, цифры, геометрические фигуры и т.д. (размер изображенных предметов от 1 до 3 см). По просьбе педагога дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук и т.д. - без атрибутов (никакие предметы и плакаты не используются); - с использованием специальных полей или изображением каких-либо цветных фигур (овал, восьмерка, волна, спираль, ромб и т.д.) или причудливо перекрещенных линий разных цветов толщиной 1 см. - с использованием ИКТ. Существуют специализированные программы, направленные на снятие напряжения и коррекцию зрения. Как правило, они дорогостоящие и мало используются в ДОУ. Но мультимедийную гимнастику для глаз легко изготовить самим, используя программу PowerPoint для создания презентаций, где любому объекту можно задать определенное движение (инструменты Анимации). Это удобно при использовании непосредственной образовательной деятельности на основе презентации, когда педагог подбирает рисунки по теме и вставляет ее в нужный этап. Следовательно можно выделить следующие формы зрительной гимнастики: игровая пятиминутка с разными предметами; использование зрительных тренажеров (индивидуальные, потолочные, настенные); гимнастика по словесной инструкции, со стихотворениями; опора на схему и зрительные метки; электронная гимнастика. Разновидности зрительной гимнастики Гимнастика и Метка на стекле (по Аветисову) позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактики близорукости. Ребенку предлагаем рассмотреть круг, наклеенный на стекле, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом и рассказать, что он там видит. Пальминг (автор У.Бейтс) является разновидностью гимнастики для глаз и как раз-таки помогает им отдохнуть. Этот метод используем на своих занятиях после зрительных нагрузок. Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Ладони – ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах 2-3 минуты. В это время педагог включает спокойную музыку или читает стихи по лексической теме. Условия: 1. Фиксированное положение головы (дети стоят, стараясь не поворачивать головы, дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони, дети лежат на ковре руки за головой)- это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз. 2. Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минут в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день со всеми детьми или индивидуально. 3. Выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а так же видом занятия. IV МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕПравила проведения зрительной гимнастики и физкультминуток. - всегда снимать очки - сидеть (стоять) прямо, не напрягаться расслабить плечи и опустить их - следить за дыханием оно должно быть глубоким и равномерным - сосредоточить все внимание на глазах - после выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать. Детям с патологией зрения противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы. Дети во время проведения не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз и после практиковать расслабляющие упражнения.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, применение в работе малых форм физического воспитания повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку. Применение коррекционных физкультминуток и гимнастик в процессе обучения детей с нарушением зрения приводит к следующим результатам: у ребенка повышается самооценка, происходит коррекция психических процессов, совершенствуются умения и навыки, которые помогут дальнейшей успешной адаптации его в современном обществе. Здоровьесберегающие технологии помогают сохранить детям здоровье, заложенное природой, поддерживать их позитивное и эмоциональное состояние, способствуют физическому развитию ребенка