Публикации
Курсовая работа
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Курсовая работа
Автор: Светлана Витальевна Маканаш
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Курсовая работа
Автор: Светлана Витальевна Маканаш
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИКАФЕДРА ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН И МЕТОДИКИ ИХ ПРЕПОДАВАНИЯВЫПУСКНАЯ РАБОТА«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ЭКОНОМИКИ»Выполнил слушатель группы 4.3.1 ________________________________________________________________________________________________________________________________________________(название ДПП)Маканаш Светлана Витальевнаучитель географии МБОУ «Средняя школа №64»города МариуполяРуководитель выпускной работы Коваль Наталья НиколаевнаРабота допущена __________(подпись)Донецк, 2023 г.АННОТАЦИЯ В условиях глобализации образование играет важную роль во всестороннем развитии личности, в формировании качеств совершенства и квалифицированного специалиста. Здесь ключевым фактором считается использование инновационных технологий. Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и пассивной позицией ученика (как объекта педагогического воздействия), объяснительно-репродуктивными методами обучения, не в полной мере обеспечивает достижение требуемых результатов качества образования. Это заставляет педагогов-практиков искать новые подходы и способы организации образовательного процесса, взаимодействия учителя и ученика, которые бы формировали у учащихся такие социально значимые ценности, как потребность в получении знаний; умение самостоятельно организовывать работу по усвоению знаний; выбор наиболее оптимальных путей для решения учебных задач; планирование своей образовательной деятельности. Цель. Повышение эффективности образовательного процесса методами использования инновационных технологий на уроках географии. Задачи.-Формирование положительной мотивации к изучению географии. -Расширение знаний обучающихся по географии. -Развитие творческих способностей личности. -Применение полученных знаний в нестандартных ситуациях. В данной работе представлены пути реализации инновационных технологий в образовательном и воспитательном процессе в курсе географии и экономики средней школы. В первом разделе обобщен теоретический материал, характеризующий инновационные технологии в образовании.Во втором разделе представлен опыт учителя, который применяет на практике в ходе обучения детей новые технологии. В работе представлено обобщение опыта учителя, который использует на уроках географии и во внеклассной работе системы разнообразных форм и методов, направленных на повышение мотивации, развитие познавательных возможностей и способностей, что расширяет географический кругозор школьников, повышает качество географической подготовки, позволяет обучающимся более уверенно ориентироваться в закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать географические знания на практике в повседневной жизни. СОДЕРЖАНИЕАннотация……………………………………….…………………………………..….…1Содержание………………………………………………………………………………..3Введение…………………………………………………………………………………...4 Раздел 1. Инновационные технологии обучения: понятия, признаки, виды…………5Раздел 2. Инновационные технологии в обучении географии……………………….10 10 9 Выводы ………………………………………..……………………………….........24Список использованной литературы ………………….………………….…...…..25Приложение 1 ……………………………………………………………….….…..26Приложение 2 ..……………………………………………………………....……..27Приложение 3 …………………………………………………………….....….… .28ВВЕДЕНИЕ В условиях глобализации образование играет важную роль во всестороннем развитии личности. В наше время, когда наблюдается небывалый рост объёма информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться, принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески. Этот социальный запрос нашёл отражение в Законе РФ «Об образовании», законодательно утвердившем цели образования как «ориентацию на обеспечение самоопределение личности, на создание условий её самореализации». Сформировать всесторонне развитую личность возможно через инновационную деятельность учителя, а именно через внедрение в практику передового педагогического опыта. Инновационная деятельность учителя в современной школе становится актуальным как никогда в связи с новыми требования и стандартами. Главная цель инновационной деятельности - улучшение качества работы. Инновационная деятельность имеет основные принципы:Создание и использование интеллектуального продукта. В ходе образовательного процесса учитель создает что-то новое для себя или для класса. Интеграция основной образовательной деятельности в дополнительную. Повышения интереса у детей к обучению. Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что обучающемуся урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. Использование инновационных технологий на моих уроках географии позволяет: активизировать познавательную деятельность обучающихся, организовать одновременно детей, обладающими различными возможностями и способностями; усилить образовательные эффекты, проводить уроки на высоком эстетическом уровне, развивать умения обучающихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира.РАЗДЕЛ 1.ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ: ПОНЯТИЯ, КЛАССИФИКАЦИЯ.Под технологией обучения понимают способы повышения эффективности обучения, такое проектирование учебного процесса, который имеет четко заданный результат.Инновационная образовательная технология – это методика организации учебно-воспитательной деятельности, предполагающая применение каких-то новых или качественное усовершенствование существующих приемов и средств для повышения эффективности образовательного процесса и создание условий учебно-воспитательной деятельности, максимально отвечающих текущим тенденциям социально-экономического развития общества.Классификация инновационных образовательных технологий:;-технология развития критического мышления;-технология игровой деятельности;-технология проблемного обучения;-информационно-коммуникационные технологии;-технология листов опорных сигналов и логических опорных конспектов;-технология проектного обучения.Краткая характеристика инновационных образовательных технологий.1.1.Технология интегрированного обучения.Главной целью интегрированного обучения является формирование более широкого и глубокого миропонимания учащимися, активизация их познавательной деятельности, формирование умений применять полученные знания в жизни, создание благоприятных условий для самореализации ребенка. Тема для проведения интегрированного урока должна быть такая, чтобы была возможность сближения материала двух или трех дисциплин, чтобы материал одной дисциплины логично увязывался с материалом другой дисциплины. 1.2.Технология развития критического мышления. Основа технологии – построение урока по определённому алгоритму – последовательно, в соответствии с тремя фазами: вызов, осмысление и рефлексия.Технология развития критического мышления формирует точку опоры для мышления человека, предоставляет естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Знания закрепляются, ибо они опираются на опыт учащихся. А результаты достигаются путём свободного, позитивного, активного освоения ими информации, её синтеза и присвоения. 1.3. Технология игровой деятельности.Для того, чтобы в процессе игры раскрывался и усовершенствовался творческий потенциал личности необходимо использовать разнообразные творческие задания. При проведении игр осуществляется уровневая дифференциация знаний учащихся, а, следовательно, и реальный контроль базового уровня знаний на основе образовательных стандартов. При работе в команде, группе, ребята учатся обсуждать проблемы, формировать коллективное мышление. Работа в команде создает чувство защищенности у слабых учеников, так как они уверены, что товарищи их поддержат, помогут с ответом.Такие уроки способствуют развитию речи школьников, учат их доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ. Ребят привлекает нетрадиционная форма урока, необычное оформление кабинета, работа с дополнительными источниками знаний. 1.4. Технология проблемного обученияСущность проблемного подхода состоит в том, что в ходе изучения нового материала и последующего его закрепления предлагаются задания, выполнение которых имеет своей целью закрепить у учащихся умения использовать полученные ранее знания. Перед ними ставится определенная проблема, которую они должны самостоятельно или с помощью учителя решить, найти способы ее решения или пути применения уже имеющихся знаний в новых условиях. Противоречия между уже имеющимися знаниями и новым заданием преодолеваются самостоятельными умственными и практическими действиями творческого характера. Создается проблемная ситуация – психологическое состояние умственного затруднения ученика при решении учебной проблемы или вопроса, поставленного учителем.Проблемная ситуация создается посредством проблемных вопросов и задач. Отдельным фактором является заинтересованность каждого ученика в данной проблеме.Проблемное обучение реализуется в проблемном изложении, в частично-поисковом (эвристическая беседа) и в исследовательском методах обучения.На уроках с проблемным изложением учитель ставит проблему, и сам ее решает, раскрывая цепь логических рассуждений, объясняя новые понятия и термины. 1.5. Информационно-коммуникационные технологии.Стремительное развитие информационных технологий резко меняет структуру занятости и трудоустройства населения, создает новые профессии и рабочие места. Все больше и больше людей становятся членами этого информационного общества.Применение всех видов интерактивных, аудиовизуальных и экранно-звуковых средств обучения направлено на повышение положительной мотивации учащихся к изучению предметов. Это ведет к активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их мышления, формированию активной позиции личности в современном информатизированном обществе. Использование указанных средств обеспечивает развитие творческих способностей школьников и желание продолжить самостоятельную работу. Комплексное применение ИКТ и аудиовизуальных средств может стать средством организации такой деятельности, существенно может повысить наглядность обучения, выступает как стимулятор, побуждающий к познанию, развитию интереса, воображения, создающий эмоциональную сферу обучения. Принцип наглядности, продолжая оставаться одним из главных в обучении, меняет свое качество, что приводит к пересмотру сочетаний различных средств наглядности. Восприятие натуральной, конкретной наглядности как первоначальной уступает место условной – схематичным изображениям, рисункам, картам и картосхемам, графикам, таблицам и.т.д. 1.6. Технология листов опорных сигналов и логических опорных конспектовВ процессе обучения данной технологии применяются листы опорных сигналов (логических опорных конспектов). Разработанные ныне опорные конспекты помогают учителю управлять познавательной деятельностью школьников, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, а также помогают школьникам осуществлять самоконтроль за результатами учебной работы. 1.7. Технология проектного обучения.Проект – это разработка замысла, идеи, детального плана того или иного практического продукта. При этом происходит разработка не только идеи, но и условий ее реализации. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Учебный проект – это форма методической работы, направленная на изучение конкретного предметного раздела, темы, события, явления, процесса. Цель проектно – исследовательской деятельности на уроке – формирование у современного школьника готовности к саморазвитию, самообразованию.В ходе работы над проектом ученики учатся вести дискуссию, защищать работу, представлять ее сильные стороны, отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению окружающих людей. Результатом выполненного проекта должен быть конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи.РАЗДЕЛ II.ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ И ЭКОНОМИКИ.Опыт работы учителем географии привел меня к выводу, что использование новых технологий в обучении пробуждает интерес школьников к изучаемому предмету и мотивирует их к его дальнейшему изучению. При планировании уроков использую различные виды и приемы работы. В течение последних лет активно применяю инновационные технологии. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает психические процессы, развитие мышления, восприятия, памяти. Использование инновационных технологий на уроках географии позволяет учащимся в яркой, интересной форме усваивать географические термины и определения. Кроме этого, способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме, позволяет закреплять материал в игровой форме.На своих уроках географии я использую инновационные технологии обучения. 2.1. Технология интегрированного обучения.География – наука многогранная, в которой тесно переплелись многие науки: этнография, биология, экология, история, медицина, экономика, политика, астрономия.На своих уроках я применяю технологию интегрированного обучения. -Интеграция географии и математики на уроках.В 5 классе темы «Географические координаты» и «Масштаб» сложны для усвоения детьми, как в географии, так и в математике. В ходе урока решается ряд важнейших задач: закрепляются и углубляются теоретические знания, отрабатываются практические навыки по определению координат точки. В ходе урока выполняются детьми практические задания игрового характера, словарные диктанты. В 6 классе в теме «Атмосфера» расчёты средней температуры, амплитуды колебания температур и построение розы ветров невозможны без знаний основ математики. В 8 классе в ходе выполнения задач по теме «Население» используются формулы, вычисления процентов городского и сельского населения. -Интеграция географии и истории на уроках.В 5 классе по темам «Предпосылки и последствия Великих географических открытий» прослеживается интеграция географии и истории. Аналогично в 10 классе при изучении темы »Политическая карта мира» рассматривается история формирования и распада государств. -Интеграция географии и биологии на уроках.В 8 классе при изучении темы «Природные зоны» рассматривают флору и фауну России. -Интеграция географии и экологии на уроках.В 8 классе при изучении тем «Экологическая ситуация в России» и «Экологическая безопасность России» дети прослеживают последствия деятельности человека на территорию России. -Интеграция географии и экономики на уроках.В 9 классе при изучении тем «Промышленность России», «Агропромышленный комплекс России» рассматривается экономическая целесообразность построения предприятий , а также зоны распространения сельскохозяйственных культур на территории России.В 10-11 классах при изучении курса «Экономическая и социальная география мира» рассматривается экономическое развитие стран мира. -Интеграция географии и литературы на уроках.Содержание школьных курсов географии позволяет широко применять литературу на всех дидактических этапах урока, создавая возможности для сотрудничества, развивая индивидуальную технологию работы с картой, понимая человекоориентированную сущность и значимость географии. Изучая тему “Литосфера”, выявляем роль вулканов в образовании земной коры, водной оболочки и атмосферы. Среди разнообразных явлений природы, происходящих на земном шаре, одним из самых опасных, но величественных можно назвать извержение вулкана. Одно из описаний этого грозного явления можно взять в романе Ж. Верна “Таинственный остров”: “Потоки лавы перелились через стену, и огненная река устремилась на берег у Гранитного дворца. Это было неописуемо страшное зрелище. Ночью казалось, что низвергается настоящая Ниагара из расплавленного чугуна: сверху – огненные пары, снизу – кипящая лава”. В теме “Гидросфера” для поддержания познавательного интереса читаю стихотворение И.Якимова “Круговорот”, настроив школьников на то, чтобы они дали название этому стихотворению. Приложение 2При изучении высотной поясности всегда удачно в конце урока слушается стихотворение А.С.Пушкина “Кавказ”. Перед чтением акцентирую внимание ребят на географических закономерностях в этом стихотворении.Кавказ подо мною. Один в вышинеСтою над снегами у края стремнины;Орел, с отделенной поднявшись вершины,Парит неподвижно со мной наравне.Отселе я вижу потоков рожденьеИ первое грозных обвалов движенье.Здесь тучи смиренно идут подо мной;Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;Под ними утесов нагие громады;Там ниже мох тощий, кустарник сухой;А там уже рощи, зеленые сени, Где птицы щебечут, где скачут олени.А там уж и люди гнездятся в горах…Для раскрытия некоторых особенностей географического положения Австралии, в 7 классе, зачитываю стихи австралийского поэта Бернарда О?Дэуда.Ты сберегла диковинных зверей,Которых мир теперь уже не знает.Какой тобою управляет рок?Есть благо, есть и зло в судьбе твоей.Созвездие Креста во лбу мерцает,И плещет бурный океан у ног…Географы не могут не оценить исключительную точность описания местностей и явлений природы в произведениях А.С.Пушкина. В 8 классе, в теме “Климат”, при изучении циклонов и антициклонов читаю строки:Буря мглою небо кроет,Вихри снежные крутя…(“Зимний вечер”)Мчатся тучи, вьются тучи,Невидимкою лунаОсвещает снег летучий;Мутно небо, ночь мутна… (“Бесы”)Как настоящий метеоролог описывает здесь поэт погоду, определяемую одним и тем же атмосферным процессом. А в “Зимнем утре” описана смена погоды:Вечор ты помнишь, вьюга злилась,На мутном небе мгла носилась…На другой день:…Мороз и солнце; день чудесный!В “Зимнем утре”, “Бесах”, в воспоминаниях о погоде вечером, предшествовавшим “Зимнему утру”, можно узнать признаки прохождения циклона. В описываемое утро стояла типичная антициклональная погода.2.2.Технология развития критического мышления.На уроках географии рационально использовать данную технологию можно при изучении больших, сложных текстов учебника и дополнительной литературы. Для того чтобы ответить на вопрос: «Африку называют континентом коротких теней. Почему?»семикласснику необходимо и достаточно воспроизвести известные ему сведения и сформулировать собственные высказывания, основанные на выстроенной им самим цепочке взаимосвязей:— длина тени зависит от высоты Солнца, чем выше Солнце,тем короче тень;— большая часть Африки находится в тропических и в экваториальных широтах, где Солнце бывает в зените;— самая короткая тень наблюдается во время положения Солнца в зените;— в экваториальных и в тропических широтах Солнце поднимается выше, чем в умеренных, поэтому там и тень короче. В 8 классе при изучении темы «Климат» ребята должны объяснить, какие особенности октябрьской погоды нашли отражение в поговорке: «В октябре на одном часу и снег, и дождь».Велика вероятность, что первые ответы учащихся будут лишь простым повторением: «В поговорке отмечается, что в октябре бывает и снег, и дождь» или «…часто бывает снег с дождем». Задача учителя через дополнительные вопросы (Какие элементы погоды упомянуты? Что это за осадки? В какое время года они наблюдаются? и т.д.) подвести учеников к анализу и, как следствие, к новым высказываниям: «Погода в октябре часто меняется», «За короткое время может произойти смена погоды», «В октябре часто первый развыпадает снег, наблюдаются осадки теплого и холодного времени года». Еще эффективнее, если подобные вопросы сформулирует не учитель, а сами учащиеся. Технология научит учащихся использовать информацию текста избирательно и критически, что очень важно при возможности использовать сведения, взятые из Интернета. 2.3. Технология игровой деятельности. В настоящее время перед школой стоит большая задача – формирование различных практических навыков, которые человеку нужны сегодня и в будущей жизни. Дешифратор. В 6м классе при изучении темы «План и карта», чтобы подвести учащихся к изучению новой темы, я зашифровываю ее с помощью условных знаков. Таким образом учащиеся повторяют тему «Условные знаки».При изучении темы «Географические координаты» можно зашифровать какое-либо слово с помощью координат. Учащимся предстоит сначала определить какие города соответствую данным координатам, а потом определить заданное слово.59 с.ш. 11 в.д. Осло 35 с.ш. 51 в.д. Тегеран 13 ю.ш. 76 з.д Лима 52 с.ш. 105 в.д. Иркутск с.ш. 115 в.д. Чита 42 с.ш 78 з.д. Нью-Йорк 46 с.ш. 75 з.д. Оттава Такое задание можно давать учащимся на дом. Они могут зашифровать свое имя, фамилию или любое другое слово, которое на следующем уроке будут отгадывать его одноклассники. «Геоалфавит». В этой игре может быть несколько вариантов.1. В игре участвуют две команды. После проведения жеребьёвки игру начинает одна из команд №1. Капитан этой команды по договорённости с её членами задаёт 5 или 10 вопросов на географические темы, а члены команды №2 должны дать ответы, начинающиеся с какой- то одной буквы. Букву называет капитан первой команды, например букву П.1. Назовите известного русского путешественника- географа. Пржевальский.2. Назовите страну нашей планеты. Парагвай.3. Назовите столицу европейского государства. Париж.4. Какая река протекает в Южной Америке? Парана.5.Назовите город, расположенный на полуострове Камчатка. Петропавловск-Камчатский.6. Какой полуостров в Европе вы знаете? Пиренейский.7. Какую вы знаете горную страну? Памир.8. Кто возглавлял первую дрейфующую станцию “ СП-1”? Папанин.9. Назовите известный вам канал. Панамский.10. Какие горы расположены в Англии? Пеннины.Участвовать могут команды или пары или каждый ученик отдельно. Задание – называть географические объекты или термины на буквы алфавита. Желательно географические объекты показывать на карте, а терминам давать определения.Например. Атлантический океан – Белое море – Великобритания – Ганг река – Дрейка пролив – и т.д.Азимут – Барометр – Ветер - Гейзер – Демография – и т.д.Также в качестве задания можно предложить перечислить названия животных или растений с указанием материка или природной зоны, где они проживают. 2.4. Технология проблемного обученияНа уроках с проблемным изложением учитель ставит проблему, и сам ее решает, раскрывая цепь логичных рассуждений, объясняя новые понятия и термины. Для того, чтобы заинтересовать учащихся, можно перед объяснением предложить им какое-либо занимательное задание. Например, при изучении темы «Строение земной коры» в 7 классе: «На основе имеющихся у вас знаний о земной коре, о литосферных плитах составьте теорию движения литосферных плит. Ваша теория должна быть обоснована и иметь доказательства своей правдивости».Эвристическая беседа проводится посредством одной или нескольких задач проблемного характера. Для примера возьмем тему «Движения земной коры» в 6 классе. Для учащихся она сложна тем, что у них нет возможности самим наблюдать явления, связанные с движением земной коры. Поэтому возникает необходимость совместной работы учителя и учеников.Исследовательские методы применяются как при изучении нового материала, так и для совершенствования, закрепления и проверки знаний учащихся. Так, при изучении темы «Природа и человек» в 8 классе обобщаются знания о ресурсах России, хозяйственном освоении ее территории, экологических проблемах. Для облегчения задачи учителем даются вопросы и задания проблемного характера:1. Составить схему «Виды природных ресурсов».2. Привести примеры воздействия различных видов хозяйственной деятельности человека на природные комплексы.3. Предложить свой вариант решения экологических проблем.4. Насколько эффективно и необходимо освоение территорий с экстремальными условиями (Север, БАМ).В обучении географии используется несколько видов проблемных заданий. Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи (или вопроса). Так, в начальном курсе физической географии учащиеся усваивают, что количество солнечного тепла зависит от широты: чем широта ниже, тем тепла больше, и наоборот. В следующем курсе при изучении Африки они узнают, что в тропическом поясе летние температуры (+32 С) выше, чем в экваториальном (+24 С). Этот факт вступает в противоречие с ранее усвоенной зависимостью и составляет основу для формирования проблемного задания: «Работая с атласом, сопоставьте летние и зимние температуры в тропическом и экваториальном поясах Африки. Почему в тропическом поясе температура июля выше?» Задания на установление многозначных причинно-следственных связей. Особенности объектов и процессов, изучаемых географией обычно обусловлены комплексом причин и порождают комплекс следствий. Поэтому этот вид заданий наиболее широко распространен в обучении. Если при этом учащиеся должны самостоятельно отобрать и применить по-разному широкий круг знаний. В том числе и из других учебных предметов, задание приобретает проблемный характер, например «Какие изменения, наступают в природе в средней полосе России после рубки леса?» (Назовите не менее 8-9 следствий). Задания, требующие понимания диалектических противоречий. Умение оперировать ими. В логике такие ситуации называются ситуациями противоположных суждений, например: «Используя знания по географии России и других стран, объяснить, какое влияние оказывает большая территория на экономику страны – благоприятствует или затрудняет развития хозяйства» или: «Увеличивается или уменьшается в условиях НТП влияние природных ресурсов на развитие хозяйства?» Особенность этих заданий состоит в том, что они требуют рассуждения по принципу «и то и другое одновременно» (а не одно вместо другого), т.е. нужно рекомендовать школьникам не отбрасывать ни одно из утверждений, попытаться обосновать оба. Задания, в основе которых лежит научная гипотеза, например о происхождении вечной мерзлоты. Об изменении климатов на Земле и др. раскрывая эту гипотезу, учащимся необходимо высказать свои суждения по ней, обосновать ее научно-практическое значение. Задания-парадоксы, например: «Реки европейской части России и Сибири разливаются один раз в год. Реки же, пересекающие пустыни, – Амударья, Сырдарья, Зеравшан – имеют два паводка в год – весной и летом. Как это можно объяснить?». 2.5. Информационно-коммуникационные технологииНа своих уроках по технологии ИКТ я применяю:уроки-презентации; уроки с использованием учебника мультимедиа; уроки с использованием «Библиотеки электронных наглядных пособий». На уроках географии в 6-11 классах дети участвуют в творческих проектах.6класс «Уникальные формы рельефа Земли» презентация.« Мои путешествия» презентация.7класс. «Реклама материка Африка» буклет.Составление пазлов в програмеPuzzing.ru8класс -Составление карт в программе GoogleMaps-«Опасные явления природы» составление мемов в программе «1001мем» 9класс -«Легкая промышленность России» работа в программе гифов -«Пищевая промышленность России» учащиеся создавали инфографику10класс Презентации государств в программе PowerPoint, Рrezi.Визитные карточки государств Европы.11класс Маркетинг. Рекламные ролики в программе WindowsLive.Учебно-игровые программы, которые используются мной для подготовки к урокам и помогают учащимся в их работе над проектами. В 5 классе.- программа Глобус Луны- программа Selestia- программа Эмулятор солнечной системы6 класс Общая география-GoogleEarth-Earth-3d-Землетрясение 3D7 класс География материков и океанов-Globe 2.2/Земля в трёхмерном пространстве/-GoogleMaps8 класс Физическая география России.-Собери пазлы-Рrezi9 класс Экономическая и социальная география России.-questgarde -tagxedo-Glogster10 класс Экономическая и социальная география мира-googlecultural-Europe-программаFlаgs-MapInfo Professional 11.5GS Эти программы делают учебный процесс интересным и увлекательным(Приложение 1) 2.6. Технология листов опорных сигналов и логических опорных конспектов. В процессе обучения географии применяю технологию листов опорных сигналов (логических опорных конспектов – ЛОК или ЛОС).Схемы связей учителя используют постоянно. Разработанные ныне опорные конспекты помогают учителю управлять познавательной деятельностью школьников, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, а также помогают школьникам осуществлять самоконтроль за результатами учебной работы. Учителями-практиками эта технология хорошо разработана, опубликовано немало статей и даже книг для учителя, где представлены опорные конспекты по целым курсам (например, 7 и 8 кл.).Для того чтобы научить детей работать по опорным схемам (конспектам), необходимо в первую очередь научить умению выделять главное: целое или частное, определять причинно-следственные связи. Над этим я начинаю работать в 5 классе. Работая с текстом учебника, уделяю время на отработку навыков умения: выделять ключевые слова, главную мысль, затем заносить данные в таблицу. Так мы не только учимся работать с текстом учебника, мы учимся правильно составлять и оформлять таблицу. В курсе 6 класса мною используются готовые опорные конспекты, которые я составляю сама и предлагаю учащимся в ходе объяснения материала. Учащиеся изучают их и заносят в тетрадь. В листах опорных конспектов включены задания для закрепления. Учитывая сокращение часов отведенных на изучение географии в 6 классе и на большой объем изучаемого материала, данная технология помогает решить проблему. Занятия по опорным конспектам позволяют охватить больший объем теоретического материала, тем самым, оставляя время для отработки практических заданий.Учащиеся, работая с опорным конспектом, привыкают и запоминают условные знаки, сокращения. Учатся строить опорные схемы самостоятельно, например, по теме «Ветер» – бриз, муссоны и др.В 7 классе при изучении материков, начинаем строить опорные схемы сначала совместно, затем самостоятельно. При этом каждый вправе сам подобрать необходимые условные знаки для своей схемы. При изучении первого материка – Африки – составляем схему вместе, затем кто усвоил, продолжает самостоятельно. Порядок выполнения работы: рисуем контур материка схематически (от руки, глядя на карту); затем наносим и подписываем все компоненты соответствующие географическому положению: условные линии (экватор, 0 меридиан, тропики, полярный круг); океаны, крайние точки, полуострова, заливы, проливы и т.д. На следующий урок схема дополняется: тектоническое строение, рельеф, климатические особенности, внутренние воды. Тема природные зоны оформляется таблицей. Народы и страны – опорный конспект.В 8-9 классе учащиеся продолжают работу по составлению опорных схем и конспектов. Наиболее удачное применение технологии опорных схем при изучении темы «Природные районы» В курсе «Экономической географии» составляют опорные конспекты по теме «Экономическое районирование». Основные положения плана характеристики даются в виде фактического материала с вытекающим из него выводом, что позволяет сделать конспект более обоснованным, логически правильным.Уже на протяжении многих лет я использую в преподавании географии ЛОС и ЛОК. Опыт работы показывает, что обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учеников.(Приложение 3) 2.7. Технология проектного обучения. Ученики впервые знакомятся с методом проектов уже в 5 классе и выполняют свой последний школьный проект в 11 классе. Конечно, проект, изготовленный учеником 5 или 6 класса, намного проще и не претендует на звание исследовательского проекта, но уже в этом возрасте ребята учатся ставить цель, определять задачи, формулировать основополагающие и проблемные вопросы, гипотезу, отбирать содержание, формулировать выводы.В 6 классе можно выбрать следующие темы проектов: «Как поспорили план и карта, кто из них важнее и нужнее?» (сочинение-сказка – исследование); «Путешествие капельки по большому круговороту воды»; «План школьного двора» (съёмка местности). В 7-8 классе, в соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков. Здесь исследовательскую деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать возможности ученика выбора индивидуальной формы работы. Например, здесь можно выбрать следующие темы проектов: «Туристический проспект (памятка): Посетите Австралию»; «Коллаж Африки. (население, растительный и животный мир Африки)»; «Уникальность природы озера Байкал». В 9-11 классах метод проектов – это самостоятельное практическое владение технологией исследования, которое должно достигаться к концу 9 класса. Темы и проблемы исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или мини групповые формы работы. Выполнение исследований в 11 классе может быть как отдельные случаи выдающихся успехов одарённых обучающихся, или как курсовое проектирование с последующей защитой результатов в качестве творческого экзамена. Например: «Структура экспорта России. Как ее изменить?»; «Месторождения нефти и газа в Западной Сибири. Это освоение или разорение?»; «Каким вы видите демографический портрет планеты к концу 21 века?» и другие темы проектов. Диагностика результатов обучения показала, что в классах, где регулярно проводятся уроки с инновационными технологиями, успеваемость выше, по сравнению с классами, в которых большая часть уроков проводится в традиционной форме.ВЫВОДЫВ профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на следующем – технологическом уровне. Использование новой технологии как составной части методики предмета предполагает получение гарантированного педагогического результата деятельности учителя. А этот результат учащиеся обнаруживают в период оценки качества их подготовки по предмету. Современной школе необходима принципиально новая система обучения, которая в опоре на лучшие традиции учитывала бы индивидуальные особенности учащихся.Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи.Новые образовательные технологии (модульное обучение, технология уровневой дифференциации, метод проектов, дистанционное обучение и др.) – это совокупность определенных форм и методов обучения, обеспечивающих решение учениками в результате самостоятельных действий образовательной задачи.Вот почему так важно использовать новые технологии в современном обучении, иными словами организацию учебной деятельности школьников с четко заданной целью и планируемыми результатами.Таким образом, курс географии – один из самых интересных в школьной программе, эффективность обучения в этом курсе может быть достигнута, если учебный процесс будет направлен на развитие мышления учащихся, на формирование их познавательной самостоятельности, в том числе и с помощью различных новых технологий обучения. Возможности для технологий обучения на уроках географии весьма широки. Список использованной литературыАндреева Е.Ю. Проблемное обучение в географии // География в школе, 1999, № 7. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. М., 1990. Бенькович Т.М., Бенькович Д.Л. Опорные конспекты в обучении географии. 7 класс. М., 1995. Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии. М., 1996. Кларин М.В. Технологии обучения: идеал и реальность. Рига, 1999. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2000. Кутейников СЕ. Типы учебных элементов модульной программы // География в школе, № 2. 1998. Панчешникова Л.М. Методика обучения географии в средней школе. – М.: Просвещение,1983. Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. – М.: Просвещение, 1991. 10.Чернявская А.П. Технология развития критического мышления: перспективы для образования 21 века. Н.Новгород, 2001. 2006. - 304 с. 11. Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе. – М.: АСТ: Астрель, 2007. 12.Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.Приложение 1Проект Проблемы и перспективы г. МариуполяПриложение 2Приложение 2Стихотворение И.Якимова “Круговорот”Чтобы не быть с географией в споре, Волга впадает в Каспийское море,Но трудно прожить на Земле одиноко,И воды из Волги текут в Ориноко.Хоть в это поверить не очень легко,Но Волги вода есть в реке Лимпопо.И, путешествуя облаком пара,Воды из Волги текут в Ниагару.Волги вода и в Байкале, и в Ниле,И в Танганьике, и в нашей квартире,Значит должны понимать это все мы,Реки – часть водной единой системы.Но, чтобы не быть с географией в споре,Волга впадает в Каспийское море”.Приложение 3