Публикации ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА – СТИМУЛ К УСПЕХУ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА – СТИМУЛ К УСПЕХУ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА
Автор: Мухаметзянова Лилия Фагимовна

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА – СТИМУЛ К УСПЕХУ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКАМухаметзянова Л.Ф., учитель татарского языка и литературы ГБОУ «Альметьевская школа-интернат для детей с ОВЗ» г. Альметьевска Республики Татарстан  В жизни ученика, как и в жизни учителя, урок занимает важное место. Урок является основным компонентом школьного образования. Одной из задач образования на современном этапе является повышение эффективности урока как средства повышения качества образования. Вопрос качества, а значит, и эффективности урока волнует всех участников образовательного процесса: администрацию, учителя, учащихся и их родителей.            Каждого педагога волнует вопрос, как организовать урок, чтобы он стал для школьников радостью познания мира и активизировал бы их желание учиться, какие методы и приёмы использовать для достижения эффективного урока.Что значит слово «эффективность»? Какой урок можно считать эффективным? От чего зависит эффективность урока?             Слово «эффективность» в переводе с латинского – «эфектос» - означает выполнение действий, результат, следствие каких – либо действий.             Эффективность – относительный  эффект, результативность процесса,  операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка»).            Эффективность – это уровень соответствия результатов какой – либо деятельности поставленным задачам.            Иными словами, соответствует ли результат поставленным целям и задачам.            Об эффективности  можно говорить, если чётко определить цели и конкретные задачи и видеть конечный результат.             Какой урок можно считать эффективным?Эффективность любого урока определяется не тем, что дает детям учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения.Т.е. что дал учащимся урок, насколько они продвинулись в усвоении учебного материала. Эффективный урок характеризуется тем, что на таком уроке, при разумной экономии учебного времени, при активной деятельности всех детей, каждый ученик приобретает определённую сумму знаний и навыков. Наименьшие «затраты» – наибольший результат! На таких уроках ученики развивают свои умственные способности. На таких уроках наряду с всесторонним развитием осуществляется также воспитание учащихся. Значит, оценивая эффективность урока, следует иметь в виду следующие параметры:- понят ли учащимися теоретический материал,- научились ли применять полученные знания на практике,- сформировались ли умения и навыки по теме урока,- проведена ли учителем коррекционная работа,- проведена ли вытекающая из темы урока воспитательная работа. От чего зависит эффективность урока?
  • Тщательная и всесторонняя подготовка учителя.
  • Каждый урок по любому школьному предмету должен иметь определенную, продуманную при подготовке к нему структуру. И поэтому при подготовке к уроку учитель должен продумать когда, как, чем должны заниматься все учащиеся с учетом их индивидуальных способностей и возможностей. В этом состоит главная цель подготовки к уроку. 2) Конкретность поставленной цели и задач.            Если учащиеся понимают, зачем они пришли на урок, какова цель данного урока, то эффективность урока повышается.            Цель должна быть посильной. Каждый этап урока может иметь свою цель. На уроке должна быть цель для учителя (программа – максимум), цель для учащихся (программа – минимум).             3) Выбор типа урока.            Каждый учитель должен знать типологию уроков и уметь обоснованно выбирать тип урока, соответствующий особенностям того или иного класса, темы, раздела.             4) Продуманность форм и методов обучения. Обучение через открытие!Учитель, прежде всего, должен пробудить в ребёнке желание познавать, искать и экспериментировать. Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребёнка. Он должен искать, пробовать и ошибаться. Только тогда можно добиться положительного результата.Немецкий педагог Дистерверг однажды сказал: «Плохой учитель преподносит истину, а хороший – учит её находить».Такие возможности предоставляют технологии проблемно – диалогического обучения. На проблемно – диалогических уроках учитель сначала посредством диалога помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования. Затем учитель посредством диалога организует поиск решения, т.е. «открытие» знания школьниками. Педагог управляет проблемно - поисковой или исследовательской деятельностью учащихся. Так ученики усваивают материал, т.к. нельзя не понимать то, до чего додумался лично.Проблемно – диалогические методы дают широкие возможности варьирования форм обучения (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной), в то время как традиционные методы чаще всего фронтальны. 5) Сотрудничество учителя и ученика.В образовательном процессе учитель и ученик – равноправные партнёры, участники коллективного процесса познания. Ученик – участник учебного сотрудничества, учащийся, т.е. учащий себя посредством учителя. Учитель и ученик, взаимодействуя между собой в учебном процессе, строят своё взаимодействие на принципах: сотрудничества, партнёрства, сотворчества, сопереживания, совместной деятельности, диалога. 6) Использование разнообразных средств обучения (учебники и учебные пособия, наглядные средства, технические средства, средства Интернета). 7) Моторная плотность урока, использование всего времени урока с максимальной продуктивностью.Как известно, любое однообразное действие приводит к рассеиванию внимания учащихся, даже к сонливости. В результате дети занимаются посторонними видами деятельности, отвлекаются от хода урока, не воспринимают информацию учителя. Поэтому на каждом уроке, на каждом его этапе необходимо стремиться к разумному изменению видов деятельности учащихся. Учитель продумывает каждый этап урока, планирует деятельность каждого ученика на всех этапах урока.Однако смена видов деятельности на уроке должна быть разумной, должна учитывать возрастные особенности учащихся, особенности данного класса и т. п. Не все дети и не всегда могут легко переключаться с одного вида деятельности на другой.Темп, посильный для большинства учащихся класса.Необходима рациональная организация учебного труда учащихся на уроке, формирование у них важнейшего умения - умения учиться. Поэтому сегодняшнему учителю необходимо научиться правильно и с наибольшей пользой использовать учебное время. 8) Активная работа учащихся. 9) Творчество 10) Дифференцированная и индивидуальная работа.При планировании и построении урока учитель обязательно должен учитывать уровень умственных способностей учащихся, психофизические особенности. Учитель должен создать благоприятные условия для развития способностей каждого учащегося. Важно использовать на уроке разноуровневые задания.11) Эмоциональная атмосфера на уроке (положительный эмоциональный настрой в начале урока, эмоциональная подача материала). 12) Создание ситуации успеха.Каждый урок должен отличаться ощутимостью положительных результатов. Каждый прошедший урок должен вызывать у учащихся и учителя чувство движения вперед, и, как следствие, чувство удовлетворения.Результативность обучения можно повысить за счёт искренней веры учителя в большие потенциальные возможности своих учеников. 13) Использование разнообразных  методических приёмов:            - приём новизны предполагает включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов;            - приёмы создания проблемной ситуации;            - приём адаптации к жизненным ситуациям;            - игровые приёмы.             С помощью умелого применения хорошо подобранных разнообразных методических приёмов учителю удаётся сосредоточить внимание всех учащихся на достижении поставленной цели, активизировать их деятельность. Следует избегать чрезмерного разнообразия работ на одном и том же уроке, т.к. частое переключение с одного вида работы на другой мешает детям сосредоточить своё внимание на изучаемом вопросе и достаточно глубоко усвоить его.             14) Мастерство и профессионализм учителя (умение выбрать методы, формы обучения, подобрать средства, умение организовать, умение импровизировать, уверенность в своих знаниях, настойчивость, дисциплинированность, творческое начало личности и т.д.)Учитель продумал четкую структуру урока, конкретную его цель, но что-то не получается, урок не идет по намеченному плану. В этом случае по ходу урока учитель должен уметь вносить необходимые коррективы, менять его структуру, использовать дополнительные приемы, но цель должна быть достигнута. В умении подстроиться под ситуацию и заключается мастерство педагога.  Выше перечислено 14 требований к современному уроку, но это не значит, что этот перечень нельзя продолжить. И нельзя, конечно, требовать, чтобы учитель на каждом уроке выполнял их все. Но знать их необходимо, поскольку это ведет к максимальной эффективности урока.             «Скажи мне – и я забуду.Покажи мне – и я запомню.Вовлеки меня – и я научусь»             Принцип деятельности – один из основных принципов обучения. Формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания.Пути и средства повышения эффективности урока:            - использование личностно – ориентированного подхода в обучении и воспитании (развитие творческой активности и самостоятельности обучающихся);            -использование новых образовательных технологий (проблемно – диалогическое обучение, технология оценивания образовательных достижений учащихся, технология формирования типа правильной читательской деятельности);- чёткая организация урока: определение целей урока, вида урока, выбор методов и приёмов обучения в соответствии с поставленными целями и возможностями обучающихся, определение структуры урока;            - учёт индивидуальных особенностей учащихся (работа с учащимися, имеющими высокий уровень учебно – познавательной деятельности, и с учащимися с низкой учебной мотивацией);            - проведение мониторинга качества знаний;            - постоянное повышение педагогического мастерства учителя (чтение педагогической литературы, посещение уроков коллег, занятия на курсах повышения квалификации и т.д.);            - улучшение материальной базы учебного заведения, кабинетов.             Какие факторы могут помешать эффективности урока?            - Непродуманность организационных моментов, этапов урока;            - неумелое распределение времени на уроке;            - неумелое использование оборудования;            - однообразие применяемых методов;            - слабая материально – техническая база;            - нарушение учащимися дисциплины;            - конфликт между педагогом и учащимися;            - разный темп работы учащихся;            - разный уровень умственного развития учащихся;            - недостаточное развитие общеучебных умений и навыков (умение работать с учебником и дополнительной литературой, умение выделять главное, сравнивать факты, явления, события, высказывать суждения, обобщать, умение слушать друг друга, умение правильно оформлять и вести тетрадь и др.);            - загруженность учителя (как следствие, недостаток времени на подготовку к уроку);            - человеческий фактор (ученик опоздал на урок, заболел, плохое настроение и т.д.)Для успешности учебного процесса необходимо учитывать все вышеперечисленные причины снижения эффективности и качества урока и работать в первую очередь над устранением данных причин.            Как учитель может определить эффективность урока?            -усвоение учащимися определённых знаний (результаты фронтального и индивидуального опроса, тестирование, результаты самостоятельных, проверочных, контрольных работ и т.д.);-  применение знаний в новых ситуациях, использование знаний в жизни;            -  развитие общеучебных умений и навыков;            - развитие у учащихся познавательных процессов;- развитие рефлексии и оценочной деятельности;- характеристика деятельности учащихся на уроке (интерес, активность, понимание материала и его значения);- желание ученика найти дополнительную информацию по теме урока.