Публикации "Инновационная деятельность преподавателя ДШИ как важнейшая составляющая образовательного процесса"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Инновационная деятельность преподавателя ДШИ как важнейшая составляющая образовательного процесса"
Автор: Спириденко Мария Александровна

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования«Детская школа искусств Каргатского района Новосибирской области»Методическое сообщениена тему:«Инновационная деятельность преподавателя ДШИ как важнейшая составляющая образовательного процесса»Выполнил: преподаватель по классу фортепианоI квалификационной категории Спириденко М.А.Каргат, 2024План
  • Введение 3
  • 2. Информатизация образовательного учреждения как основа его системного развития 43. Детские музыкальные школы на современном этапе развития. 64.Ансамблевая игра 8 5Заключение 96.Литература 10Введение«Музыка пробуждает воображение, фантазию ребенка, обостряет вос приятие окружающего мира, углубляет представление о пред метах и явлениях, то есть активи зирует творческие силы разума» В.А. Сухомлинский.Инновационная деятельность преподавателя дмш как важнейшая составляющая образовательного процесса. Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития. Чтобы говорить об инновационном образовании необходимо, разобраться в понятиях, так как в современном обществе имеет место такая тенденция называть любое действие, любой процесс «инновационным».Инновация (англ. innovation — нововведение, новаторство) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.Инновационная деятельность или инновационный процесс - процесс создания, освоения и распространения инноваций.Что же такое инновационное образование?Это такое образование, которое способно к развитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников. Инновационное образование – это развивающее и развивающееся образование.В современном образовании инновационная деятельность педагога стала важнейшей составляющей образовательного процесса. Она предполагает внедрение в профессиональную  деятельность как новых дидактических и воспитательных программ, так и организацию психологического сопровождения для обучающихся и педагогов учебной организации.Ошибочно полагать, что инновации в ДШИ – это только принципиально новые и масштабные изменения системы образования. Модификации стандартных педагогических приемов и методов с целью повышения успеваемости учащихся в усвоении определенного материала, также можно назвать инновациями. Целью педагогических инноваций в образовании является подготовка ребенка к жизни в постоянно меняющемся мире.Главные задачи современной дши - раскрытие способностей каждого ученика, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Этому способствует переход на новые образовательные стандарты.Сегодня многие образовательные учреждения в той или иной степени работают в инновационном режиме. Хорошим инструментом для анализа учебного процесса являются мониторинговые исследования, благодаря которым мы имеем оперативную, объективную информацию, что позволяет своевременно принимать управленческие решения, проводить коррекцию деятельности учителя и ученика. ·  Информатизация образовательного учреждения как основа его системного развитияТеперь для достижения образовательных результатов, отвечающих новым запросам общества, в арсенале педагога имеется современная система средств обучения на базе цифровых технологий.Облегчает ли это труд учителя? Несомненно. Более того, повышается эффективность педагогического труда. Но вместе с тем возрастают требования к учителю. Он не должен стоять на месте, он обязан идти в ногу со временем, осваивать и внедрять новшества в образовательный процесс. В проекте профессионального стандарта педагога подчеркивалось: «Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений — все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу». Стандарт педагога требуют от учителя гибкости и мобильности.Учителю, реализующему новый образовательный стандарт, необходимо быть компетентным при работе с информационной средой. Но многие ли из нас в первый год введения новых образовательных стандартов был готов к использованию современного высокотехнологичного учебного оборудования, применению электронных учебников и других электронных образовательных ресурсов в учебном процессе, к работе с электронными дневниками и журналами, со школьными и персональными сайтами? Но, как гласит русская пословица, «не бравшись за топор, избы не срубишь».В рамках проекта модернизации образования педагогу приходится осваивать новое компьютерное оборудование. Эта тема в течение последних ЛЕТ остается одной из приоритетных в развитии нашей школы. Это и создание сайта школы, сайтов учителей, банк тестовых заданий.Конечно, это своего рода инновационная деятельность, поскольку в результате появляются новые продукты, усовершенствуется образовательный процесс. Профессиональное развитие педагогов является одним из необходимых условий успешного развития процессов информатизации школы. Каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей школ, направлений. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. Реализация современной политики в образовании невозможна без педагога, владеющего высоким профессионализмом и творческим потенциалом. « Диссеминация педагогического опыта» -это инновация в системе образованияДиссеминация – это процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления, продукты и (или) результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории.    Инновация в образовании предполагает создание новых образцов педагогической деятельности, поднимающих деятельность учителя на принципиально новый качественный уровень и способствующих повышению результата обучения и воспитания школьников. Исходя из определения понятия «инновация» предполагается, что распространению подлежит именно такой опыт, который вносит в образовательную среду целенаправленные изменения.Одним из условий диссеминации - распространения инновационных педагогических систем и педагогического опыта является профессиональное сообщество, которое создает следующие каналы диссеминации:информационные - выпуск и издание литературы, рассказывающий о новом, создание сайтов или блогов в сети Интернет;коммуникационные - профессиональные события;обучающие - организация ознакомительных семинаров, мастер-классов и конференций;экспертные - оценка и поддержка участников процесса диссеминации.К основным функциям  диссеминационной сети относятся:- координация, в том числе сетевого взаимодействия;- научно-методическое сопровождение;- описание практики, «окультуривание» опыта;- накопитель (информационный ресурс);- тьюторское сопровождение (необходимое звено в инклюзивном образовании.Обобщая практику распространения педагогического опыта, можно наметить следующие основные этапы, из которых складывается этот сложный процесс:
  • ознакомление желающих учителей с педагогическим опытом, разъяснение преимуществ рекомендуемых методов и приемов по сравнению с традиционными;
  • «показ в действии» методов и приемов работы, подлежащих использованию;
  • практическое обучение учителей использованию рекомендуемых методов и приемов (курсы, семинары, практикумы);
  • свободный обмен инновациями, педагогическими находками в режиме сетевого общения творческих учителей.
  • Детские музыкальные школы на современном этапе развития. Российская система образования в области искусств имеет богатое историческое прошлое и своими корнями уходит в XIX век. Отечественное образование в области искусств обеспечивало полноценную подготовку создателей художественных произведений, их исполнителей, компетентных слушателей и зрителей, педагогов, ответственных за воспитание всех обозначенных выше субъектов творческой деятельности, что играло ключевую роль в реализации социально-культурного потенциала всех видов искусств. В советское время сформировалась трехуровневая модель подготовки творческих кадров (ДШИ - среднее профессиональное - высшее профессиональное учебное заведение соответствующего профиля), признанная всем мировым профессиональным сообществом и ставшая основой исполнительского и изобразительного искусства. Политические, общественные, культурные трансформации, произошедшие в России в последние два десятилетия оказали свое негативное влияние на всю систему развития отрасли в целом. С принятием в 1992 году Закона Российской Федерации «Об образовании», в котором ДШИ были определены как учреждения дополнительного образования детей без учета специфики их деятельности, т.е. стали выполнять досуговскую функцию. стали проявляться тенденции к разрушению исторических традиций в подготовке творческих кадров, поскольку перед ДШИ были поставлены задачи, аналогичные задачам, стоящим перед клубами, кружками, творческими секциями. Согласно статистике число детских школ искусств (музыкальных, художественных, хореографических) в 1985 г. составляло 5890, в 1990 г. - 6591, 2001 г. - 5837, 2005 г. - 5555, 2007 г. - 5477. Однако при сокращении общего количества детских школ искусств число обучающихся в 2007 г. составило 1336130 детей, тогда как в 2001 г. обучалось 1293430 детей. При явно положительной тенденции увеличения количества обучающихся в детских школах искусств настораживает заметное сокращение количества выпускников, многие из которых составляют основную часть будущих абитуриентов среднего специального образования в сфере культуры и искусства. В настоящее время в Российской Федерации функционируют 5328 ДШИ, охватывающих своей деятельностью 12,1% всего детского населения страны. В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» в ДМШ реализуются дополнительные предпрофессиональные и общеразвивающие программы в области искусств. В результате: - не стало четкой ориентировки на решение задач ранней профессиональной ориентации обучающихся; - ежегодно уменьшается количество детей, обучающихся в ДМШ по программам предпрофессиональной направленности и растет количество обучающихся по общеразвивающим программам - разрушилась система единых принципов управления и финансирования деятельности ДМШ, учредитель самостоятельно определяет условия и объемы финансирования учреждений; - у преподавателей ДШИ стала утрачиваться нацеленность на подготовку выпускника как будущего студента музыкального училища, владеющего необходимыми навыками и умениями для продолжения образования наша задача на данном этапе обучать и держать любыми способами - снизился социальный статус педагогических работников по отношению к учителям общеобразовательных школ (пенсии по выслуге отменили, требования как в образовании. Утрата за последние годы значительного количества ДШИ (1263) может отрицательно сказаться на всей вертикали отраслевого образования и общекультурной ситуации в стране в целом. В современной ситуации роль системы ДШИ необходимо переоценить. В больших городах — ДМШ могут стать не только центрами предпрофессиональнойподготовки по традиционным специальностям в сфере искусства, но и инкубаторами творческих профессий нового поколения, Таким образом, система ДМШ всей своей деятельностью должна быть нацелена на подготовку людей с активным творческим потенциалом, готовых к созданию интеллектуальной творческой среды, способной изменить лицо страны и обеспечить ее высокую конкурентоспособность.
  • Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новым знанием. Работать над активизацией познавательной деятельности – это, значит, формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов. Основная задача учителя – повышение мотивации учащихся к учению.
  • Для поддержания интереса к занятиям необходимо повышать мотивацию учащихся различными способами:учитывая индивидуальные особенности каждого ученика необходимо избегать перегрузок. На желание играть отражаются атмосфера в классе, взаимоуважение между учеником и учителем, основанное на авторитете учителя, а не на его авторитарных действиях.очень важный и эффективный способ повышения мотивации — не упускать из вида цель. Необходимо регулярно обращать внимание ученика на те преимущества, которые возникнут после достижения цели. Другим действенным способом является похвала за любые достигнутые результаты.повышать интерес к классической музыке необходимо путем посещения учащимися концертов, просмотром видеозаписей выступлений известных исполнителей, т.д. мы часто посещаем концерты всем классом, просмотры исполнителей по интернету, концертная деятельность, ансамблевая практика с другими учащимися, педагогом также способствует повышению интереса к занятиям.Хочу обратить ваше внимание: воспитание личности ребёнка в коллективе требует грамотной, вдумчивой и неспешной работы. Вся система работы построена на трёх уровнях.1 уровень. «Приобщение» На этом уровне ребёнок впервые знакомится с инструментом, его устройством, историей, значимостью в современном мире. Приобретает первоначальные навыки владения инструментом и голосом, обучается азам музыкальной грамоты. Надо сказать, что занятия имеют ещё и оздоровительный характер. Позиционная перестановка пальцев развивает мелкую моторику. Изучение музыкальной грамоты тренирует память и логическое мышление. Уже попадая в кабинет, где будут проходить занятия, учащийся сразу чувствует атмосферу фортепианной культуры. На этом уровне воспитанник является созерцателем. Он знает, как коллектив существует, что старшие ребята много выступают, участвуют в конкурсах. Таким образом, на первом уровне учащийся через определённые виды деятельности вливается в новую для себя творческую образовательную среду и получает новые знания, умения и представления. 2 уровень. «Погружение» На этом уровне учащийся, получив основы, навыки исполнительского мастерства, начинает более углубленно изучать музыкальную грамоту, приемы игры, переходит к занятиям в малых группах и ансамбле. Теперь мало хорошо вести свою партию, надо ещё внимательно слушать партнёра. Ребёнок вступает во взаимодействие с другими детьми.3 уровень. «Созидание» На этой ступени ребята переходят в старший ансамбль. Продолжается совершенствование игры на инструменте. Репертуар становится сложней по исполнению и интересней по содержанию. Полученные на предыдущих уровнях знания и умения помогают им. Все обучающиеся класса становятся носителями и популяризаторами фортепианной культуры. На третьем уровне происходит дальнейшее становление личностных отношений между участниками ансамбля. ЗаключениеДружба, товарищество, взаимопонимание, личные симпатии.… Только при таких отношениях каждый ребёнок может найти своё место, испытывать эмоциональный комфорт. Всё, что происходит в коллективе, захватывает, завораживает ребёнка, заставляет его удивляться и раскрываться, а значит – творить, созидать! Особое место занимает концертная деятельность, конкурсы, во время которых узнаётся много нового, расширяется детский кругозор. После таких концертов дети становятся безгранично преданными ансамблю, возрастает уважение к педагогу и более ответственное отношение к занятиям. Полноценная жизнь коллектива – сложный, динамичный, непрерывно развивающийся процесс, который является той средой где, как нам кажется, от созерцания к созиданию и воспитывается гармоничная, разносторонняя личность ребёнка. Так же мы повышаем мотивацию с помощью концертной деятельности, конкурсной и личным примером. Еще одно направление инновационной деятельности в нашей школе - это сетевое взаимодействие учреждений дополнительного образования друг с другом, а также с другими учреждениями. Мы часто посещаем конференции, семинары, мастер - классы, проводим на базе нашей школы мастер-классы преподавателей НМК и НОККиИ. Литература
  • Громова Н.В. Технология модульного обучения.
  • 2 Гузеев В.В Лекции по педтехнологии, М., Знание, 1992г.
  • Иванова С.Г. Актуальные проблемы музыкального образования в ДМШ и ДШИ.
  • Интернет и музыкальное образование школьников  Искусство и образование. - 2000. - №1.
  • Концепция развития детских школ искусств в РФ от 17.12.2012.
  • Лифановский Б.А. Интернет для музыканта. - М., 2006.
  • Морозова В.П. «О функции музыки в развитии эмоциональной и коммуникативной сфер личности».
  • Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие, М., изд. центр «Академия»,2001.
  • Петренко А.И. Мультимедиа. – М., Бином.1994.
  • Ражников В.Н. Диалоги о музыкальной педагогике. – М., 2004.
  • Сайт «Федеральный государственный стандарт» ()
  • Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. - М.: НИИ школьных технологий, 2005.