Публикации Коррекция и развитие грамматического строя речи у младших школьников

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Коррекция и развитие грамматического строя речи у младших школьников
Автор: Коренева Юлия Сергеевна

Коррекция и развитие грамматического строя речи у младших школьниковОдним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Чем богаче и правильнее речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Только речь, построенная в соответствии с грамматическими нормами, служит надёжным средством общения и познания окружающей среды. Овладение грамматическим строем языка является обязательным условием формирования полноценного речевого общения. По мере развития ребёнок обнаруживает некое нормативное чувство языка, он учится определять, является ли высказывание правильным, относительно некоторого языкового стандарта.В первые годы обучения ребенка в школе крайне важно обращать внимание на правильность формирования грамматического строя речи. Объясняется это тем, что его нарушение в условиях процесса обучения в школе чревато возникновением дисграфии – нарушения письма.Основная роль в развитии речи у учителя начальных классов. Но помимо этого, важную функцию выполняют и родители ребенка, которые также должны следить за его речью, правильностью грамматического и фонетического оформления.Формирование и развитие грамматического строя речи школьников имеет свою специфику, которая заключается в организации системы упражнений по устранению проблем в речевом развитии ребенка:
  • Умение анализировать речевой материал.
  • Синтезировать языковые единицы в соответствии с нормами русского языка.
  • Обобщать полученные сведения с учетом существенных и несущественных признаков.
  • Практические задания по словообразованию и словоизменению способствуют формированию грамматического строя речи, а также устранению уже имеющихся речевых дефектов. Они предусматривают накопление и уточнение активного и пассивного словаря, совершенствование имеющихся речевых навыков и развитие связной речи.На этапе коррекции нарушений грамматического строя речи главная задача заключается в преодолении и предупреждении ошибочных словосочетаний в речи учащихся, усвоение ими сочетаемости слов, осознанное построение предложений.В процессе этой работы обращается внимание на изменение существительного по числам, падежам, на употребление предлогов, согласование существительного и глагола, существительного и прилагательного, изменение глагола прошедшего времени по лицам, числам и родам и т.д.Работа над грамматическим строем речи, прежде всего, связана с развитием слухового восприятия, необходимо постоянно и систематически учить учащихся вслушиваться в звучание слов. Путем сравнения слов, выделения общего и различного между ними, путем наблюдения за их изменениями можно научить детей выделять значимые части слов и определять их функции. Навык расчлененного восприятия слова создает основу для формирования грамматических обобщений, преодоления недифференцированности словесных понятий и базу для конструирования слов самими учащимися. Таким образом, путем накопления практических речевых навыков мы формируем так называемое "чувство языка".Упражнения для коррекционной работы:
  • Называние тех предметов, о которых идет речь в упражнении (например, выбрать продукты, которые нужны для приготовления салата, назвать предметы, для которых подходит характеристика «деревянные» и т.д.).
  • Постановка вопросов для уточнения действий и предметов, которые ребенок видит вокруг (Что делает мама?). Сначала вопросы предполагают ответ, который нужно выбрать из двух вариантов (Пирожное сладкое или соленое? В бане жарко или холодно?), а затем вопросы требуют от ребенка самостоятельных ответов.
  • Соотношение предметов и действия (пароход – плывет, машина – едет, лает – собака и т.д.).
  • Дополнение предложений словом, которое подходит по смыслу (Папа взял топор. Он будет рубить дрова (чем?) – топором).
  • Найти ошибку в предложении и исправить ее (Ночью на улицах всегда зажигаются фонарь – вместо фонари).
  • Пересказ текста и ответы на вопросы по нему.
  • Формирование грамматического строя речи младших школьников лучше всего проводить с помощью упражнений в игровой форме, чтобы ребенок не потерял к ним интерес. При этом, при выполнении каждого задания, ребенку должна даваться четкая инструкция.Задания по словоизменению и словообразованию способствуют формированию грамматического строя речи, устранению уже имеющихся недостатков речи. Кроме того, они предусматривают дальнейшее накопление и уточнение пассивного и активного словаря, расширение знаний различных форм слов и оборотов разговорной речи, активизацию и совершенствование имеющихся у детей речевых навыков и, в конечном счете, развитие связной речи.В процессе выполнения заданий проводится работа над словом, словосочетанием, предложением. Указанные направления тесно связаны между собой. Так, например, словарная работа, основной задачей которой является уточнение и обогащение словаря, осуществляется в ходе выполнения всех упражнений, отрабатываемые словосочетания включаются в предложения и тексты.Практические упражнения позволяют использовать многообразные приемы коррекционной работы, из которых можно выделить следующие:• рассматривание и называние тех предметов, о которых идет речь в упражнении (отобрать овощи, которые нужны для приготовления щей; найти и назвать предметы, о которых можно сказать «деревянные» и т.д.);• постановка вопросов на уточнение названий признаков предметов, действий, которые ребенок видит вокруг (Что делает папа? Что сделала мама?) Сначала вопросы носят подсказывающий характер (Лимон сладкий или кислый? Сегодня день солнечный или дождливый?), а затем требуют самостоятельных ответов. Вопросы должны быть краткими и точными, доступными по содержанию;• подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам (мяукает —... кошка, собака —... лает и т.д.);• подбор слов, противоположных по значению (подошел — отошел, улетел — прилетел);• дополнение предложений нужным по смыслу словом (Лиса заметает следы очень хитро, лиса (какая?)... хитрая. Папа взял пилу. Он будет пилить дрова (чем?)... пилой.);• нахождение ошибки в предложении и исправление ее. (Осенью на юг надо улетать птицы - вместо птицам);• при пересказе текстов с отрабатываемыми грамматическими категориями дети сначала должны ответить на вопросы по тексту, затем пересказать текст полностью.В упражнениях и заданиях дается речевой материал, который используется для формирования и развития грамматического строя речи.Так, при регулярном выполнении заданий наиболее эффективно и качественно корригируется грамматический строй речи детей; работа в тетрадях (рисование) помогает осмыслению речевого материала; значительно расширяется и обогащается активный словарь детей, улучшаются слуховое внимание, память, развивается мышление; задания на составление самостоятельных высказываний способствуют формированию грамматических навыков и умений.