Публикации "Логопед советует" Методические рекомендации для родителей. Средняя группа компенсирующей направленности для детей с ТНР

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Логопед советует" Методические рекомендации для родителей. Средняя группа компенсирующей направленности для детей с ТНР
Автор: МИТРОФАНОВА ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА

Октябрь:
Тема: Сад. Фрукты, Различение речевых и неречевых звуков
Задание 1.
Родителям рекомендуется:
рассмотреть с ребенком натуральные фрукты и объяснить, что все это можно назвать одним словом фрукты;
обратить внимание на характерные признаки фруктов: цвет, форму, вкус;
по возможности показать и рассказать ребенку, где и как растут фрукты (в саду, на дереве, на кусте);
рассказать и показать ребенку, что можно приготовить из фруктов.
Задание 2. Разучиваем Пальчиковую гимнастику (П.Г.)
Компот
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много вот:
Будем яблоки крошить,
Грушу будим, мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
Левую ладошку держат
ковшиком пальцем правой
руки мешают.
Загибают пальчики по одному,
начиная с большого.
Опять варят и мешают
*П.Г. делается сначала на одной, затем на другой руке
Родителям рекомендуется:
Обратить внимание детей, что слова бывают длинные и короткие. Это можно проверить с помощью хлопков. Любое слово можно прохлопать. Давайте попробуем прохлопать слово Со-ба-ка. Хлопать будем на каждую часть в слове. Со (хлопок), ба (хлопок), ка (хлопок). Сколько мы раз хлопнули? (Три), а теперь давайте прохлопаем слово кит (хлопок). Сколько раз хлопнули? (один). Какое слово длиннее? (Собака), а какое короче? (кит). Также слова можно пропрыгать.
Задание 3. Родитель и ребенок называют разные слова, прохлопывают их, и считают, сколько хлопков-частей слова, выясняя длинное или короткое это слово.
Октябрь:
Тема: Грибы. Ягоды Звук У
Цель:Расширять представления детей о грибах и лесных ягодах.
Задание 1.
Родителям рекомендуется:
рассмотреть с ребенком по картинкам и видеороликам для детей среднего дошкольного возраста грибы и лесные ягоды;
знать названия 4-5 грибов и ягод;
обратить внимание на характерные признаки: цвет, форму, вкус;
по возможности показать и рассказать ребенку, где и как растут грибы и ягоды;
рассказать и показать ребенку, что можно приготовить из грибов и ягод.
Задание 2. Разучиваем Пальчиковую гимнастику (П.Г.) За ягодами
Раз, два, три, четыре, пять,
В лес идем мы погулять.
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
Сжимать-разжимать руки
Шагаем пальчиком по столу.
Загибают пальчики, начиная с
большого.
Задание 3. Уточнение произношения звука У.
- В лесу живет ветерок. Как воет ветер?
Просим ребенка сесть красиво, ровно держать спинку. Сделать вдох носом. Произносим песенку ветерка на выдохе, тихо У-У-У.
А теперь песенку сильного ветра: громко У-У-У!!!!!
Октябрь:
Тема: Наше тело, Звук А
Задание 1.
Родителям рекомендуется: называть вместе с ребенком части своего тела: голова, волос, нос, рот, зуб, губа, нёбо, язык, щека, висок, ухо, подбородок, шея, грудь, живот, спина, рука, нога, ладонь, ступня, палец, ноготь, локоть, колено, пятка.
Задание 1.
Нарисовать в тетради человека, называть части тела по картинке, учить ребёнка согласовывать существительные с числительными один — одна — два — две
- Чего у человека по одному? — Один нос, рот, язык, подбородок, живот.
- Одна голова, спина, шея, грудь.
- Чего у человека по два? —Два колена, локтя, виска, уха.
- Две губы, щеки, щеки, руки, ноги, ладони, пятки.
Задание 3. Разучиваем пальчиковую гимнастику
Прогулка
Пошли пальчики гулять,
А вторые догонять.
Третьи пальчики бегом,
А четвертые пешком,
Пятый пальчик поскакал
И в конце пути упал.
Пальцы обеих рук сжимают в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по бедру к колену.
Выполняются ритмичные движения
указательными пальцами.
движения средних пальцев в
быстром темпе.
Медленные движения безымянных
пальцев по направлению к коленям
Ритмичные касания мизинчиками
по бедрам.
Хлопок обеими ладонями по коленям .
Задание 4. Уточнение произношения звука А.
- Покажи, как девочка плачет?
Просим ребенка сесть красиво, ровно держать спинку. Сделать вдох носом. Произносим на выдохе, громко А-А-А!!!
Ловишка - родители называют разные звуки, а затем слова, ребенок должен подпрыгнуть, когда услышит звук А
Октябрь:
Тема: Игрушки, Звуки У. А
Задание 1. Родителям рекомендуется:
рассмотреть с ребенком несколько игрушек;
определить материал, из которого каждая из них сделана (деревянная, резиновая, пластмассовая, плюшевая, меховая);
отметить внешние признаки игрушки: форму (круглая, квадратная, овальная, прямоугольная), цвет, качество (мягкая, твердая, гладкая, шершавая);
провести с ребенком беседу о бережном отношении к игрушкам;
Задание 2. Отгадать загадки.
Его бьют, а он не плачет, упадет — поскачет.
Пляшет крошка, а всего одна ножка.
Задание 3. Составить описательный рассказ об игрушке по плану:
Что это? Каков ее внешний вид (величина, цвет, форма)?
Из какого материала сделана? Как с ней можно играть?
Задание 4. Разучиваем Пальчиковую гимнастику
Надуваем быстро шарик,
Он становится большим,
Вдруг шар лопнул, воздух вышел,
Стал он тонким и худым.
Все пальцы обеих рук в
щепотке, соприкасаются
кончиками. В этом положении
дуем на них,
При этом пальчики принимают
форму шара.
Воздух выходит и пальчики
принимают исходное положение.
Задание 5. Закрепление произношения звуков У, А
Как воет ветер? У-У-У.
Как девочка плачет? А-А-А.
Ноябрь:
Тема: Посуда, Звук И
Задание 1.
Родителям рекомендуется: рассмотреть вместе с ребенком предметы посуды. Назвать их.
Задание 2. Назови много предметов: напр.: чашка - чашки, блюдце, тарелка, бокал, стакан, чайник, кружка, сковородка, солонка и т.д.
Как одним словом можно назвать все эти предметы? (Посуда.)
Какие предметы посуды ты еще знаешь?
Назовите столовые приборы, которыми мы пользуемся для еды? (Ложка, вилка, нож.)
В какой посуде готовят пищу? (Кастрюля, сковородка, противень и т.п.)
Какой посудой мы пользуемся, когда пьем чай? (Чашка, блюдце, сахарница, заварной чайник, конфетница и т.п.
Задание 3. Разучиваем Пальчиковую гимнастику
Машина каша
Маша кашу наварила,
Маша кашей всех кормила.
Положила Маша кашу
Кошке - в чашку, Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку.
В миску курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла,
Все до крошки раздала.
Указательным пальцем правой
руки мешают в левой ладошке.
Загибают пальчики на обеих руках.
Разжимают кулачки.
Сдувают крошки с ладошки.
Задание 4.
Произнеси звук И столько раз, сколько мама (папа и т.д.) хлопнут в ладоши.
Ловишка - родители называют разные звуки, а затем слова, ребенок должен хлопнуть в ладоши когда услышит звук И
Стой-шагай- родители называют слова, если в слове звук И стоит в начале, ребенок шагает на месте, если в конце-стоит. Звук выделять голосом! Слова: Индюк, Игла, ногИ, Ириска, дынИ, тучИ, Индеец, собакИ, Ива.
Ноябрь:
Тема: Моя семья, Звуки А, У, И
Задание 1.
Рассмотреть фотографию вашей семьи. Спросить про каждого члена семьи:
- Кто это?- Это мама. Как зовут маму? ИМЯ или ИМЯ ОТЧЕСТВО
- Где работает мама? Кем? (и т.д. про всех членов семьи)
- Как назовём всех этих людей, одним словом? — Семья
- Сколько человек в вашей семье?
Задание 2.
Учить ребёнка устанавливать родственные связи. Поиграть в игру Кто кому кем приходится?
- Мальчик для мамы (кто?) — сын. Мальчик для папы - сын
-Мальчик для дедушки – внук. Мальчик для бабушки — внук и т.д.
Задание 3.
Учить ребёнка подбирать антонимы. Поиграть в игру Наоборот
- Высокий, а наоборот, как будет? - Низкий толстый — тонкий
сильный — слабый старый - молодой добрый — злой
большой - маленький больше—меньше старший — младший
Задание 4. Разучиваем Пальчиковую гимнастику Моя семья
Этот пальчик- дедушка,
Этот пальчик- бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик- мамочка,
Этот пальчик - наш малыш. Загибание пальчиков с массажным движением подушечек пальцев.
Задание 5.
Умные пуговички
Ребенок берет в руки горсть пуговиц. Взрослый называет слова, в которых есть звук А и слова, где этого звука нет, ребенок дает пуговичку в том случае, если звук есть.
Аналогично проводится игра со звуками У, И
Ноябрь:
Тема: Одежда. Обувь, Звуки А, У, И-закрепление
Задание 1.
Родителям рекомендуется:
Назвать с ребенком предметы одежды, обобщить: Одежда. Также с обувью.
Объяснить ребенку, почему человек меняет одежду и обувь в зависимости от времени года.
Во время прогулки будет полезно обратить внимание ребенка на то, как одеты;
Задание 2. Разучиваем Пальчиковую гимнастику
Маша варежку надела:
Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал.
Маша варежку сняла:
Поглядите – ка, нашла!
Ищешь, ищешь и найдёшь,
Здравствуй, пальчик, как живёшь?
Сжать пальцы в кулачок.
Все пальцы разжать, кроме большого.
Разогнуть большой палец.
Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.
Задание 3. Физкультминутка Самый внимательный?
А теперь слушай внимательно, что я буду говорить. Если назову, что-то из обуви, то ты ТОПАЕШЬ; если что-то изодежды - ХЛОПАЕШЬ
Задание 4. Повторение звукокомплексов. Обратить внимание на положение губ во время произношения.
Декабрь:
Тема: Домашние животные,
Звук О
Задание 1. Родителям рекомендуется:
показать ребенку (по возможности живых в зоопарке или обучающие видеоролики для детей) домашних животных — кошку, собаку, корову, лошадь, свинью, овцу;
поговорить о том, чем они питаются, какую пользу приносят людям, почему они называются домашними;
Задание 2. Посмотреть и назвать их детенышей
Задание 3. Разучиваем Пальчиковую гимнастику
Раз, два, три, четыре пять, будем мы с тобой играть. Домашних животных называть.
У мамы кошки есть котенок,
У мамы козы - козленок,
У собаки есть щенок-
У мамы коровы-теленок.
Сжимать-разжимать пальцы в кулачок.
Массажные движения по каждому пальцу.
Задание 4.
Произнеси звук О столько раз, сколько мама (папа и т.д.) хлопнут в ладоши.
Ловишка - родители называют разные звуки, а затем слова, ребенок должен хлопнуть в ладоши когда услышит звук О
Стой-шагай- родители называют слова, если в слове звук О стоит в начале, ребенок шагает на месте, если в конце-стоит. Звук выделять голосом! Слова: Обруч, кинО, Ослик, Осы, гнездО, Осы.
Декабрь:
Тема: Зима. Зимние забавы. Звуки У, О.
Задание 1.
Родителям рекомендуется:
побеседовать с ребенком о том, какое сейчас время года, при этом следует напомнить, какие изменения произошли в природе, что происходит с животными и растениями зимой, как звери в лесу переносят холод и голод, как ведут себя птицы зимой;
обратить внимание ребенка на характерные признаки зимы;
расскажите и покажите ребенку игры, в которые можно играть на улице
Задание 2. Разучиваем Пальчиковую гимнастику Снежок
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый крепкий, очень
гладкий
И совсем-совсем не сладкий.
Раз подбросим.
Два поймаем.
Три уроним
И сломаем.
Загибают пальчики, начиная с
большого.
Лепят меня положение
ладоней.
Показывают круг, сжимают
ладони.
Грозят пальчиком.
Смотрят вверх, подбрасывая
воображаемый снежок.
Роняют воображаемый снежок.
Топают ногой.
Задание 3. Веселые лягушки
Рекомендуется вспомнить, как меняется положение губ при произнесении звуков О,У.
Декабрь:
Тема: Зимующие птицы,
Звук Э
Задание 1. Родителям рекомендуется:
пойти вместе с ребенком на прогулку в парк или на улицу, чтобы понаблюдать за птицами, показать ребенку зимующих птиц: снегиря, синицу, голубя, воробья, ворону, галку, сороку, дятла, клеста.
рассказать, где они живут и чем питаются;
желательно покормить птиц вместе с ребенком.
Задание 2. Разучиваем Пальчиковую гимнастику Зимующие птицы
Прилетайте, птички!
Сала дам синичке.
Приготовлю крошки
Хлебушка немножко.
Эти крошки – голубям,
Эти крошки – воробьям.
Галки да вороны,
Ешьте макароны!
зовущие движения пальцев
массировать подушечки пальцев
тереть ладонью о ладонь
Задание 3.
Произнеси звук Э столько раз, сколько мама(папа и т.д.) хлопнут в ладоши.
Ловишка - родители называют разные звуки, а затем слова, ребенок должен хлопнуть в ладоши когда услышит звук Э
Пропевание звукоряда ( вдох через нос, поем на одном выдохе) АУЭ, УАЭ, ЭУИ и т.д
Декабрь:
Тема: Новый год, Звук Э - продолжение
Задание 1. Родителям рекомендуется:
побеседовать с ребенком о том, какой праздник скоро будет, что он обозначает; если в доме уже поставлена елка, рассмотреть ее и рассказать, какими игрушками украшают новогоднюю елку;
вместе с ребенком украсить новогоднюю елку;
Вопрос: Кто приносит детям подарки на Новый год?
Задание 2. Разучиваем Пальчиковую гимнастику Мы во двор пошли гулять
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом
катались,
А еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли.
Съели суп, и спать легли.
Загибают пальчики, начиная с
большого.
Идут по столу указательным и средним пальчиками.
Лепят комочек двумя
ладонями.
Крошат хлебушек
Ведут указательным пальцем
правой руки по ладони левой.
Кладут ладошки на стол то
одной, то другой стороной.
Движения воображаемой ложкой.
Руки под щеку.
Задание 3.
Пропевание звука Э низким голосом, как медведь, высоким, как мышка
Январь:
Тема: Дикие животные и их детеныши, Звук Ы
Задание 1. Родителям рекомендуется:
Рассмотреть иллюстрации (или обучающие видеоролики для детей) с изображением диких животных наших лесов: зайца, белки, волка, медведя, ежа, лисы; отметить их внешние признаки; почему их называют дикими.
Рассказать о том, где они живут, чем питаются; закрепить в словарном запасе ребенка названия животных и их детенышей.
Уточнить названия частей тела животных;
Дидактическая игра: Кто чем питается
Волк – мясо, малину - ..., мед - ..., морковку - ..., яблоко - ..., орехи - ..., грибы - ... .
Назови ласково Белка – белочка, заяц- зайчик… и т.д.
Задание 2. Разучиваем Пальчиковую гимнастику
Раз, два, три, четыре, пять, будем мы с тобой играть, диких животных называть
За мамой-лисицей крался лисенок,
За мамой-ежихой катился ежонок,
За мамой-медведицей шел медвежонок,
За мамою-белкой скакали бельчата,
За мамой-зайчихой – косые зайчата.
У каждой мамы малыши, все красивы, хороши!
Сжимать-разжимать пальцы в кулачок.
Массажные движения по каждому пальцу.
Похлопать в ладоши
Задание 3.
Поймай звук Ы: хлопнуть в ладоши столько раз, сколько мама(папа и т.д.) произнесут звук.
Пропевание звукоряда ( вдох через нос, поем на одном выдохе) АУЫ, УАЫ, ЫУИ и т.д
Январь:
Тема: МЕБЕЛЬ, Звук Ы - продолжение
Задание 1. Родителям рекомендуется:
рассмотреть с ребенком домашнюю мебель, предназначенную для спальни, столовой, кухни;
назвать мебель и ее отдельные части (крышка, ножка, ручка, подлокотник, спинка, дверца), внешние признаки (цвет, форму), материал, из которого она изготовлена;
объяснить ребенку назначение мебели, различных ее видов.
Игра Один-много
Стул-стулья, диван-диваны, и т.д.
Игра Большой-маленький
Диван-диванчик, шкаф-шкафчик и т.д.
Задание 2. Разучиваем Пальчиковую гимнастику
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем пальцы загибать.
Вот большой, вот указательный,
Будьте вы теперь внимательны!
Средний мы сейчас загнём,
Безымянный позовём.
И мизинчик – молодец
Опустился, наконец!
Получились кулачки,
Застучали молотки:
Тук – тук – тук – тук!
Вы послушайте свой стук!
Хлопки в ладоши.
Загибаем пальцы одновременно на обеих руках.
Вращение кулачков.
Стучать кулачками.
Простучать ритм возле уха.
Задание 3.
Учимся слышать и определять на слух, есть ли в слове звук Ы.
Ребенок подпрыгивает, если услышит в слове заданный звук
Январь:
Тема: ПРОФЕССИИ
Звук И – Ы, дифференциация
Задание 1. Родителям рекомендуется:
- побеседовать с ребёнком о том, что на свете есть очень многопрофессий, спросить его, какиепрофессии он знает, кем бы он хотел стать, когда вырастет;
- спросить у ребёнка, что делают люди разныхпрофессий, какую работу они выполняют, какие инструменты и орудия труда им для этого нужны;
- рассказать ребёнку о своейпрофессии, о том, где и кем вы работаете, что делаете, какую пользу приносит ваша работа людям;
- если есть возможность, отведите ребёнка на место вашей работы, или покажите фотографии с рабочего места.
Задание 2. Игра с мячомЗакончи мое предложение. Взрослый говорит начало предложения и кидает ребенку мяч, а ребенок ловит мяч и заканчивает предложение.
Учитель детей.(учит). Пожарный пожар.(тушит).
Повар обед.(варит). Парикмахер волосы.(укладывает, сушит).
Полицейский за порядком.(следит).
Воспитатель детей. (воспитывает). Строитель здания. (строит).
Врач людей.(лечит).
Задание 3. Разучиваем Пальчиковую гимнастику Строим дом, выполняем 2 раза.
Целый день тук да тук -Раздаётся звонкий стук.Молоточки стучат,Строим домик для ребят (зайчат, бельчат).Вот какой хороший дом,Как мы славно заживём.
Руки сжаты в кулаки,большой палец поднят вверх,постукивает по указательным пальцам
(Стучать кулаком о кулак.)
(Пальцы соединить, показать крышу.)
(Сжимать-разжимать пальцы.)(Вращать кисти рук.)
Задание 4. Подарки для мИшки и мЫшки
Взрослый проговаривает слово, если в слове звук И, дарим мИшке, если Ы, мЫшке: сЫр, дЫм, конИ и т.д. Ребенок определяет звук и говорит, кому отдает это слово.
Февраль:
Тема: Моя страна - Россия
Звуки А, У, И, О, Э, Ы, повторение
Задание 1.
Родителям рекомендуется:
рассказать ребенку, как называется страна, где он живет,
рассмотреть карты (для детей дошкольного возраста) с изображением нашей страны;
Словарь ребенка должен включать слова:Россия, Родина, президент, Москва, столица, флаг, государство, гимн, кремль, Красная Плошадь; (страна) большая, дружная, сильная, добрая, независимая, непобедимая, многонациональная.
Задание 2. Разучиваем пальчиковую гимнастику, выполняем 2 раза.
Моя страна
Посмотрю на карту я:Вот российская земля.Есть леса тут и озера,Горы, реки и моря.Я люблю тебя, Россия,
Ты же Родина моя!
(сжимают-разжимают пальцы рук)
(соединить ладони)
(поочередно соединяют одноименные пальцы рук)
(крепко сжимают в замок)
прикладывают руки к груди)
Задание 3. Игра с мячом.
Взрослый бросает мяч ребенку, произносит слово Ослик, ребенок называет первый звук О и бросает мяч взрослому. Так со всеми звуками (ы-исключение)
Февраль:
Тема: Мой город, Звук М
Задание 1. Родителям рекомендуется: рассказать ребенку, как называется город, в котором мы живем;
Есть город на Урале,Которым мы гордимся,Акто здесь побывает,Тот сможет нас понять.Его ведь называют уж третьей все столицей!Растёт и хорошеет он. Века ему стоять!
Ипусть пройдут столетья … Другие поколеньяНадёжно эстафету свою передадут!Будь, город наш, опоройУрала и России,Расти и развивайся, Град Екатеринбург!
рассмотреть фотографии, видеоролики достопримечательностей г. Екатеринбурга;
Проговорить с ребенком свой адрес
Задание 2. Разучиваем гимнастику, выполняем 2 раза.
Мы по улице шагаем,Этажи в домах считаем:Раз этаж, два этаж –Двухэтажный домик наш.По бульвару мы шагаем,Липы с клёнами считаем:Одна, два, три, четыре, пять…Трудно нам их сосчитать.Поспешим, прибавим ходу,Подойдём мы к переходу.К светофору подошли,Красный свет мигнул нам: Жди!Вот уж желтый свет погас,Зелёный – пропускает нас.(Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения.)
Февраль:
Тема: Наша армия, Звук П
Задание 1. Пальчиковая гимнастика 23 февраля"
Подарите мне фуражку,(ритмичное касание одинаковых пальцев обеих рук)
Сапоги и автомат.(разводить пальцы обеих рук, начиная с больших)
Стану воином отважным,(интенсивное сжимание рук в кулаки)
Защищать вас буду рад.(пальцы сцепить в замок)
Задание 2. Родителям рекомендуется:
рассказать ребенку об этом празднике — кто такие защитники Отечества, кого поздравляют в этот день;
рассмотреть вместе с ним иллюстрации и фотографии, имеющие отношение к Российской армии, в газетах, журналах, книгах.
Задание 3.
Вырезать картинки с изображением военной техники и представителей военных профессий и вклеить их в тетрадь.
Задание 4.
Взрослый кладет ватку на ладонь, подносит ко рту ребенка, делаем вдох через нос- выдох с произнесением звука П-П-П!
Следить, чтобы при произношении звука "П" дети не надували щеки, не напрягались, дули на ватку легко и спокойно. Звук должен звучать четко, без добавления гласных "П", а не "пэ", "пы".
Март
Тема: Весна. Мамин праздник,
Звук Т
Задание 1.
Родителям рекомендуется:
рассказать ребенку, что наступила ВЕСНА, обсудить с ребенком приметы весны;
поговорить о празднике
8-е Марта — кого поздравляют в этот день, почему его называют Мамин день;
научить ребенка словам поздравления для того, чтобы он сказал их в этот день маме, сестре, бабушке, воспитательнице в детском саду;
Задание 2. Расскажи, как ты помогаешь маме и бабушке (рассказ из личного опыта ребенка).
Задание 3. Разучиваем пальчиковую гимнастику, выполняем
2 раза. Мамин праздник.
Первые подснежники
Я в руках несу.
Нежные цветочки
Маме подарю.
Будь всегда красивой,
Нежной, как цветы.
Хорошо, что рядом
Есть со мною ты.
(Ладошки сжать друг с другом и
округлить – Тюльпан)
(Сжать ладони в кулачки, держать перед собой)
(Вытягиваем руки вперед, ладони вверх)
(Обводим овал лица)
(Прижать ладони к груди)
Задание 4.Игра "Сдуй пушинку"
Задание 4.Игра Где спрятался звук Т?
Взрослый с ребенком, проходя по улице квартире, магазину и т.д., называют окружающие предметы, вещи. Спрашиваем у ребенка: В этом слове спрятался звук Т?
Март
Тема: Перелетные птицы, Звук Х
Задание 1. Родителям рекомендуется:
познакомить ребенка с перелетными птицами (скворцом, ласточкой, журавлем, соловьем, стрижом, жаворонком, грачом);
рассмотреть изображения этих птиц на иллюстрациях, обсудить их внешний вид и отличительные признаки;
рассказать, откуда птицы к нам прилетели; во время прогулок научить ребенка узнавать грача и скворца;
учить ребенка бережному отношению к живой природе;
обратить внимание на сезонные изменения в природе.
Задание 2. Дидактическая игра Улетает— не улетает. (Взрослый называет птицу, а ребенок отвечает: улетает она на зиму или нет).
Задание 3. Разучиваем пальчиковую гимнастику, выполняем
2 раза. Грачи
Мы лепили куличи.
Прилетели к нам грачи.
Первый грач испек пирог,
А второй ему помог.
Третий грач накрыл на стол,
А четвертый вымыл пол,
Пятый долго не зевал
И пирог у них склевал.
Раз, два, три, четыре, пять,
Выходи грачей считать.
Лепить пирожок
Помахать крыльями
Загибать пальчики по очереди
Сжимаем-разжимаем пальчики.
Март
Тема: Домашние птицы, Звук Н
Задание 1.
Дидактическая игра Один — много (образование множественного числа имени существительного); цыпленок — цыплята, курица — курицы, индюк — .. гусь — ..., утка — ... .
Задание 2. Дидактическая игра У кого кто (упражнения в словообразовании).
у утки - утенок, у гусыни — ..., у индюшки — ....
у утки -утята, у гусыни — гусята, у индюшки — ....
Задание 3. Дидактическая игра Кто как передвигается: утка (что делает?) — ходит, плавает, летает; индюшка (...) - ..., курочка (.)
Задание 4. Разучиваем Пальчиковую гимнастику ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ, выполняем 2 раза.
Раз, два – шли утята. Три, четыре – за водой.
А за ними плёлся пятый. Позади бежал шестой.
А седьмой от них отстал. А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал. А десятый напугал.
Громко, громко запищал: Пи – пи – пи! Не пищи. Мы тут рядом, поищи.
Поочерёдно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная
с большого.
Ритмично сгибать и разгибать
пальцы обеих рук.
Задание 5.
Заучивание стихотворения
Нос в веснушках у Наташки,Наша Ната — первоклашка.
Какие слова в этом стихотворении начинаются со звука [н]?
Поиск предметов (слов), в названии которых есть звук Н (краН, ваННА, киНо и т.д)
Март
Тема: Животные северных стран,
Звук К
Задание 1. Родителям рекомендуется: познакомить ребенка с животными Севера (северный олень, белый медведь, морж и тд), их внешнем виде, образе жизни и повадках;
рассмотреть изображения этих животных на иллюстрациях, обсудить их внешний вид и отличительные признаки;
организовать совместный просмотр советского мультфильма "Умка" и других видеоматериалов по теме
Задание 2. Разучиваем пальчиковую гимнастику Животные севера, выполняем 2 раза.
Кто на севере живет?
Кто там ест и кто там пьет?
Звери необычные к холоду привычные.
Вот песец из норки смотрит.
Белый мишка важно ходит,
Ну, а морж, как капитан
Покоряет океан.
Гордый северный олень
Грузы возит целый день.
Хлопки ладошки – кулачки, попеременно.
Замок - меняя положение пальцев
Соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем образовывая колечки.
Пальчики – шагают
Ладони лодочкой двигаются вперед.
Кисти рук скрещены, пальцы раздвинуты.
Растирание ладоней движениями вверх, вниз
Ритмично сгибать и разгибать
пальцы обеих рук.
Задание 3. Знакомство с новым звуком.
- послушай, как капает дождик:
К- К- К
Март
Тема: Животные жарких стран,
Звук Ф
Задание 1. Родителям рекомендуется: познакомить ребенка с животными жарких стран (лев, тигр, обезьяна, слон, змея, верблюд, жираф, бегемот, носорог, крокодил, зебра, черепаха), их внешнем виде, образе жизни и повадках;
рассмотреть изображения этих животных;
организовать совместный просмотр советского мультфильма "Доктор Айболит.
Задание 2. Разучиваем Пальчиковую гимнастику, выполняем 2 раза.
И.Жуков
Задание 3. Знакомство с новым звуком.
- Как сдувается шарик? Ф-Ф-Ф
- Какую песенку поют ежики, как они разговаривают? Давайте вместе ее споем! Ф-Ф-Ф Ребенок:Ф-Ф-Ф
Игра Ежики и лиса
Ребенок и взрослый шагают по кругу, произнося слова:
По тропинке мы идем - Фук,Фок,Фэк.
Громко песенку поем - Фук,Фок,Фэк.
Лучше нас лесных ежей - Фук,Фок,Фэк.
Нет на свете сторожей.
А в это время другой взрослый (лисичка) будет спать, как только закончили произносить слова, она проснется:
Вот лисичка к ним идет, свернулись ежики в клубок, нет ни головы, ни ног Игра повторяется 2-3 раза.
Апрель
Тема: Космос, Звук В
Задание 1. Родителям рекомендуется: познакомить ребенка расширять представления детей окосмосе, его освоении, познакомить детей с историей возникновения праздника Денькосмонавтики.
Познакомить с профессиейкосмонавт.
Дать первоначальные сведения о Солнце, Земле, планетах солнечной системы, Луне, звездах. Активизировать словарь:космос, планета,космонавт, скафандр, спутник.
Задание 2. Просмотр обучающих видеороликов о космосе (для среднего дошкольного возраста
Задание 3. Разучиваем вместе с ребенком:
Мы – космонавты.
Мы отважные пилоты,
Это наши космолёты,
Два крыла,
Одна кабина,
Сзади – мощная турбина.
Разбежались и взлетели.
Полетели, полетели.
Там внизу остался дом,
Мы махнём ему крылом.
Выше облака и тучи,
Выше – выше, круче – круче!
По воздушным ямкам,
Пристегните лямки!

показывают на себя
делают рукой круг
руками изображают крылья
держат импровизированный руль
движение бёдрами
бег на месте, руки - крылья
имитация полёта
ладонь – козырёк, смотрят вниз
движения по тексту

встали на носочки, руки вверх
приседания
имитация по тексту.
Задание 4. Знакомство с новым звуком.
Воет вьюга : В – В – В – В – В
Апрель
Тема: Весна. Обобщение по теме, Звуки В-Ф
Задание 1.
Родителям рекомендуется:
уточнить у ребенка, какое сейчас время года;
повторить названия весенних месяцев;
во время прогулки в парке обратить внимание на изменения, происходящие в живой и неживой природе весной ;
понаблюдать за тем, как изменилась погода: стало теплее или холоднее, день стал длиннее или короче;
понаблюдать, какие перелетные птицы вернулись с зимовки.
Задание 2. Д\и Самый внимательный!
Взрослый называет слова, а ребенок хлопает в ладоши, если услышит слово, относящееся квесне.
Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, половодье, прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко и тд..
Задание 3. Составление рассказа о весне
Май
Тема: День победы, Звук Д
Задание 1.
Родителям рекомендуется:
рассказать ребенку о празднике День Победы, почему он так назван и кого поздравляют в этот день;
вспомнить, кто из ближайших родственников принимал участие в Великой Отечественной войне, рассмотреть фотографии, иллюстрации в книжках;
воспитывать уважение к ветеранам войны;
просмотр обучающих видеороликов для детей по данной теме.
Задание 2.
Нарисовать картину на военную тематику.
Задание 3. Выполнить физкультминутку (движения по тексту)
Как солдаты на параде,мы шагаем ряд за рядом,Левой -раз , правой -раз ,посмотрите все на нас.Мы захлопали в ладошки - Дружно, веселей.Застучали наши ножки - Громче и быстрей!По коленочкам ударим - Тише, тише, тише!Ручки, ручки поднимаем - Выше, выше, выше.Завертелись наши ручки , Снова опустились.Мы на месте покружились и остановились.
Задание 4. Знакомство с новым звуком.
Май
Тема: Транспорт. Правила дорожного движения
Гласные звуки У, А, И, О, Э, Ы
Задание 1. Родителям рекомендуется:
вместе с ребенком понаблюдать на улице за движением различного транспорта;
познакомить его с такими видами транспорта, как наземный, воздушный, водный, подземный, железнодорожный;
побеседовать с ним о необходимости соблюдения правил дорожного движения, а также о профессии водителя.
Задание 2. Разучиваем Пальчиковую гимнастику по теме Транспорт выполняем 2 раза.
Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки – друзья –
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
Ладони лодочкой, волнообразные
движения рук.
Поднять выпрямленные ладони
вверх.
Имитация движений волн и
рыбок.
Задание 3. Пропевание гласных звуков с движениями
Все гласные А, У, О, И, Э, Ы пропеваются на выдохе.
1. Цветок распускается - А. исходное положение – стоя, руки опущены. Руки через стороны поднять вверх – вдох. Руки через стороны вниз, поём: А-а-а - выдох.
2. Рубим дрова - У. Исходное положение – стоя, руки опущены. Ноги шире плеч. Прямые руки вверх – вдох. Наклон – поём: У-у-у.
3. Пускаем облачко - О. Исходное положение – стоя, руки опущены. Руки в стороны – вдох. Руки соединяются, кисти складываются, изображая букву О, продвигаются вперёд ото рта – выдох.
4. Держим большой мяч - Э. Исходное положение – стоя, руки опущены. Руки в стороны – вдох. Руки перед грудью – выдох: Э-э-э.
5. Маятник - Ы. Исходное положение – стоя, руки опущены. Прямые руки со сжатыми кулаками вперёд – вдох. Прямые руки со сжатыми кулаками отводятся назад – выдох: Ы-ы-ы.
6. Поймаем лучик - И. Исходное положение – стоя, руки опущены – вдох. Руки плавно поднимаются вверх: И-и-и.