Публикации Деловая игра «Математика – это интересно».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Деловая игра «Математика – это интересно».
Автор: Севумян Светлана Заргаламовна

«Математика – это интересно».Цель:         Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.         Использование нетрадиционных технологий в работе с педагогами для повышения эффективности профессиональной деятельности, способствование творческому поиску.«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели». А. МаркушевичМатематика во все времена остается для детей, учеников трудной работой. Так утверждал почти полтора века назад Д.И. Писарев. Изменилось ли восприятие математики с тех пор? Не очень. Математика продолжает оставаться наиболее трудным учебным предметом в школе. А что же дошкольники? Они ведь еще не знают, что математика трудная дисциплина. Наша задача - развить творческую личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Не завязывать ребенку свое мнение, а давать ребенку возможность думать самому и получать удовольствие при преодолении трудностей. Мозг человека требует постоянной тренировки, упражнений. В результате упражнений ум человека становится острее, а он сам – находчивее, сообразительнее.Практика показывает, что старшие дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к образовательной деятельности только в том случае, когда заинтригованы и поражены чем-то неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной. Задача педагога – сделать образовательную деятельность по ФЭМП занимательной и необыкновенной. А как сделать, чтобы наши дети во время занятия были внимательны, не отвлекались, правильно и с удовольствием выполняли бы задания. Что же нужно для того, чтобы и воспитатели, и дети получали от образовательной деятельности удовлетворение? Думаю, вы согласитесь с тем, что успех образовательной деятельности во многом зависит от компетентности педагога в той или иной области знаний. Вы любите играть? Предлагаю поиграть в игры. - Сегодня мы проводим деловую игру «Математика- это интересно!» Две команды будут соревноваться друг с другом и пройдут через несколько этапов испытаний. Затем мы подведём итоги. (Старший воспитатель предлагает поделиться на команды, используя мешочек с фишками желтого и красного цвета и просит занять соответствующие места за столами).1 Станция «Разминка»Каждой команде предлагается решить 3 задания.Оценка конкурса: за правильно решенное задание по 1 баллу, т.е. макс 3б.
  • Какие обще дидактические принципы лежат в основе методики обучения ФЭМП?
  • Систематичность, последовательность, индивидуальный подход, постепенность.
  • Из скольких разделов по ФЭМП состоит программа каждой возрастной группы?
  • Количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени.
  • Перечислите методы, используемые на занятиях по ФЭМП
  • Наглядные, словесные, игровые, практические.
  • Перечислите приемы, используемые на занятиях по ФЭМП
  • Рассказ, беседа, вопросы, инструкция, дидактические игры, показ реальных предметов, действия с числовыми карточками и цифрами, упражнения.
  • Каким требованиям должен соответствовать наглядный материал на занятиях по ФЭМП?
  • Всё занятие по ФЭМП строится на наглядности, поэтому и демонстрационный, и раздаточный материал должен отвечать эстетическим требованиям:
  • Быть художественно оформлен;
  • Привлекательный;
  • Материала должно быть в достаточном количестве на каждого ребёнка + запасной материал;
  • Материал должен быть различным на каждом занятии;
  • Материал должен быть понятен детям;
  • Пособия нужно подбирать соответственно друг другу 
  • Основные ошибки, встречающиеся на занятиях по ФЭМП?
  • многословие, неточность в постановке вопросов.
  • однообразие наглядного материала, заданий
  • неверное расположение материала
  • использование неэстетичного наглядного материала, пособий, не отвечающих педагогическим требованиям
  • 2.  «Мудренные вопросы»Никто не рождается развитым и образованным. Чтобы в зрелом возрасте преуспевать, нужно немало потрудиться в детском и подростковом возрасте. Для этого мы учим с детьми стихотворения, читаем книжки, развиваем память, внимание, логику, тренируют мышление. Хочу предложить вам несколько упражнений и задач для тренировки серого вещества головного мозга у детей различного возраста. Занимаясь с ребенком каждый день по 15 минут, вы подготовите отличный фундамент для его дальнейшей учебы, ведь логическое мышление – основа всех знаний и умений ребенка.(Распечатать задачки на смекалку. Каждый педагог по очереди вытягивает по одной карточке. Ответ дает сразу). 1.На столе лежит 1 апельсин. Его разрезали на 2 части, сколько апельсинов лежит на столе? Ответ: 1, разрезанный. 2.Собаку привязали к забору веревкой. Длина веревки составляет 10 метров, а собака прошла за день 100 метров. Как ей это удалось? Ответ: Собака ходила вдоль забора туда и обратно и «находила» целых 100 метров.3.Какой день недели соответствует числу 3? Ответ: среда, т.к. его порядковый номер в неделе – 3.4.Посчитать, сколько людей в следующей строке: ты да я, да мы с тобой. Ответ: 2 человека 5.Папа и сын, дедушка и внук, сын и папа. Сколько всего человек здесь отмечено? Ответ: 3, т.к. папа – сын дедушки, сын папы – внук дедушки. 6.На опушке стояло 3 высоких сосны. На каждой сосне по 3 больших ветки и по 3 маленьких. На каждой маленькой ветке по яблоку. Сколько всего яблок на деревьях? Ответ: 0, на соснах яблоки не растут. 7.Папу Антона зовут Андрей Викторович, а дедушку – Сергей Иванович. Какое отчество у мамы Антона? Ответ: Сергеевна, Потому что Сергей Иванович – это отец мамы Антона. 8.Отца папы Антона зовут Виктор. У двух братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? Ответ: 3. 2 брата и одна сестра на двоих. 9.Какие камни есть в море? Ответ: мокрые. 10.Саша сидит в самолете. Впереди него машина, сзади – лошадь. Где находится Саша? Ответ: катается на карусели. 11.Что все дети на земле делают одновременно? Ответ: взрослеют12.Ленту разрезали на шести местах. Сколько частей получилось? (Семь частей)13.Дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка вытянули репку. Сколько глаз её увидело? (Двенадцать.)14.Настя положила в чай три ложки сахара и выпила один стакан. Катя использовала четыре ложки сахара и выпила два стакана. У кого чай был слаще? (У Насти, так как в стакане у неё три ложки, а у Кати по две ложки сахара.)15.Мама связала своим детям три шарфа (каждому по одному шарфу) и три варежки. Сколько ей осталось связать варежек? (Три варежки, так у нее было трое детей.)16.Четыре мальчика и две девочки скатали по одному снежному комку и слепили снеговиков. Сколько морковок для носа и угольков для глаз принесла им воспитательница? (Если каждый снеговик состоит из трех комков, то воспитательница принесла две морковки и четыре уголька.) 17.Сестра и брат получили по 4 яблока.   Сестра съела 3 яблока, брат – 2 яблока. У кого яблок осталось больше?  (у того, кто съел меньше).18.Сестре 4 года, брату 6 лет.  Сколько лет будет брату, когда сестре исполнится 6 лет?   (пройдёт 2 года, следовательно брату будет 8 лет).3 Математика в рисунках единицаконус величина фигура задача линия4. Музыкальная пауза (педагоги по очереди поют песни, в словах которых есть цифры)5. МудрилкаРешение педагогических ситуацийКомандам предлагаются педагогические ситуации. Сказать, что неправильно сделал педагог и предложить правильное поведение педагога.Оценка конкурса: максимум 2 балл.Педагогам 1 команды:Младший возрастВоспитатель дает ребенку зеленый кубик и предлагает среди предметов разного цвета (колечки, кубики, мячики) выбрать предмет такого же цвета. Ребенок выбирает кубик красного цвета. Воспитатель тут же помогает ребенку (дает мячик зеленого цвета).Что должен сделать воспитатель, если ребенок ошибся?Ответ: если ребенок ошибся, воспитатель задает вопросы: «Что это? Ты взял кубик такого же цвета? Приложи кубики друг к другу! Видишь, он другого цвета». Только после этого воспитатель может указать на предмет, который следовало взять: «Вот этот мячик можно было взять. Видишь, он такого же цвета. А что еще такого же зеленого цвета?». Ребенку предлагается выбрать зеленый предмет, назвать выбранный предмет и общий признак пары.Средний возрастПри обучении отсчету предметов воспитатель начинает с показа его приемов. Объясняя способ действия, воспитатель подчеркивает необходимость считать каждый предмет. Затем предлагает ребенку отсчитать 4 игрушки. Ребенок отсчитывает игрушек больше.Как вы думаете, почему?Ответ: новый способ действия поглощает внимание ребенка, и он забывает, сколько предметов надо отсчитать. Иногда дети, отсчитывая, соотносят числительные не с предметами, а со своими движениями, например берут в руку предмет и произносят один, ставят его и говорят два. Воспитателю необходимо показать и разъяснить, что предмет надо брать молча и только тогда, когда он поставлен, называть число.Старший дошкольный возрастВоспитатель просит рассказать, как было получено число 9 на примере яблок, например: к 8 яблокам добавили 1, стало 9 яблок. Из 9 яблок взяли 1, осталось 8 яблок Что в данной ситуации должен делать воспитатель?Ответ: воспитатель должен задать наводящие вопросы: «Сколько было? Сколько добавили (убрали)? Сколько стало?». Добиваясь осознанных действий и ответов, воспитатель варьирует вопросы. Он спрашивает, например: «Что надо сделать, чтобы стало 8 квадратов? Если к 7 квадратам добавить 1, сколько их станет?»Педагогам 2 команды:Младший возрастПеред детьми карточки с нарисованными зайчиками. Воспитатель предлагает детям угостить зайчиков морковками (способ наложения). И хотя воспитатель продемонстрировал способы действия, почти все дети не справляются с заданием.Как должен был поступить воспитатель в данной ситуации?Ответ: показ необходимо сопровождать четкими пояснениями, так как детям трудно сразу воспринять смысл и все детали сложного действия. Сначала воспитатель обращает внимание детей на то, что каждую морковку нужно помещать точно на зайчике (один зайчик ‒ одна морковка и т.д.), а в промежутки между зайчиками ничего класть не нужно (окошечки свободные).Повторяя показ, педагог показывает и разъясняет, что значит взять «столько ‒ сколько», и предупреждает детей о том, что могут остаться лишние предметы, их не надо брать, если все зайчики уже получили морковки.Средний возрастДля усвоения детьми связи между числами (4 > 3, 3< 4 и т. д.) воспитатель предлагает детям сравнить 2 группы предметов. Дети называют, в какой группе больше (меньше) предметов (блюдец больше, чем чашек; чашек меньше, чем блюдец). Воспитатель считает, что дети выполнили задание.Достаточно ли такого ответа от детей среднего возраста?Ответ: воспитатель должен большое внимание уделить отражению в речи детей результатов сравнения совокупностей предметов и чисел (4 больше, а 3 меньше; 4 больше, чем 3; 3 меньше, чем 4). Необходимо, чтобы дети обозначали эти различия словами ‒ числительными. Только тогда они начинают понимать, что каждое число обозначает определенное количество предметов, постепенно усваивают связи между числами.Старший дошкольный возрастВоспитатель стучит пять раз в барабан, затем дает детям задание: «Отсчитайте на 1 треугольник больше, чем вы услышали звуков». Дети выполняют задание. «Сколько вы отсчитали треугольников? Дети отвечают.Какие еще вопросы необходимо задать детям?Ответ: желательно задать следующие вопросы: «Почему именно столько?» «Сколько вы услышали звуков? Сколько надо отсчитать треугольников, чтобы их было на 1 больше?» Выполнив задание, ребенок должен не только сказать, сколько отсчитал предметов, но и объяснить, почему именно столько, т. е. смежные сравнить числа. «Я услышал пять звуков, отсчитал шесть треугольников, потому что шесть больше, чем пять на один».«Фольклорная математика» Вспомнить пословицы, в которых упоминаются числа: кто больше назовёт пословиц за определённое время (5 мин).Примерный перечень пословиц:•    Один ум хорошо, а два – лучше.•    За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.•    Старый друг лучше новых двух.•    Знать, как свои пять пальцев.•    Семь бед – один ответ.•    Семеро одного не ждут.Перечислите сказки, в названиях которых есть цифры?«Три поросенка»«Три медведя»«Два жадных медвежонка»«Волк и семеро козлят»«Белоснежка и семь гномов»«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»«Двенадцать месяцев»«Цветик-семицветик»Игра «Просклоняй числительное»(548 и 387 шаров)И. П. (сколько)Р. П. (скольких)Д. П. (скольким)В. П. (сколько)Т. П. (сколькими)П. П. (о скольких)Вы почувствовали, как сложно было справиться с заданием? Чтобы ребёнок хорошо усвоил материал, сам воспитатель должен прекрасно владеть математическим словарём (точность фраз, выражений, формулировок). Речь должна быть грамотной и в отношении грамматики, и в отношении математики. Речь воспитателя и ребёнка должна быть точной, краткой, чёткой, ясной (меньше «воды») в этом случае занятие проходит быстро и интересно.Заключение. Математика – один из самых сложных учебных предметов в школе. Об этом говорят и родители, и учителя, и сами ученики. А дошкольники? Они не знают, что математика – трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Наша задача – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием и всегда верить в свои силы.Завершая деловую игру, скажу несколько слов об оценке деятельности детей на занятий. Не у всех детей одинаковые способности, поэтому воспитатель должен видеть не только всю группу, но и каждого отдельного ребенка. Каждому уделять внимание и на ООД и вне ее. И теперь, следуя древней пословице: «Я слышу- и я забываю, я вижу- и я запоминаю, я делаю- и я понимаю», призываю всех педагогов делать, это-внедрять в практику работы с детьми лучшее, что создано педагогической наукой и практикой.Благодарю всех за внимание!