Публикации Проблемы организации борьбы с терроризмом и экстремизмом и пути их решения на современном этапе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проблемы организации борьбы с терроризмом и экстремизмом и пути их решения на современном этапе
Автор: Урцмиханов Руслан Зелимханович

Урцмиханов Руслан Зелимханович Urtsmikhanov Ruslan Zelimkhanovich Магистрат Master’s Degree student Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «СИНЕРГИЯ» Non-state educational private institution of higher education "Moscow Financial and Industrial University "Synergy" Проблемы организации борьбы с терроризмом и экстремизмом и пути их решения на современном этапе Problems of organizing the fight against terrorism and extremism and ways to solve them at the present stage Аннотация: Современные методы экстремизма и терроризма носят насильственный характер не только в физическом, но и в психологическом плане, поскольку подобные инструментарии апеллируют не к разуму, не к глубоким знаниям и пониманию, а к чувствам, инстинктам и эмоциям. В этой связи одним из эффективных шагов по противодействию терроризму и экстремизму является задействование комплексной программы по обеспечению духовной безопасности и психологического здоровья граждан. Abstract: physically, but also psychologically, since such tools appeal not to reason, not to deep knowledge and understanding, but to feelings, instincts and emotions. In this regard, one of the effective steps to counter terrorism and extremism is the use of a comprehensive program to ensure the spiritual security and psychological health of citizens. Ключевые слова: терроризм, экстремизм, «экономика террора», механизмы противодействия экстремизму и терроризму. Keywords: terrorism, extremism, the "economy of terror", mechanisms for countering extremism and terrorism. Терроризм искалечил жизни многим ни в чѐм не повинным людям. Одурманенные экстремистской идеологией террористы совершили террористические акты в Будѐнновске, Волгодонске, Москве, Беслане, унѐсшие сотни жизней взрослых и детей. После таких кровавых злодеяний стало понятно, что террористы ни перед чем не остановятся в достижении своих экстремистских идеалов. В настоящее время многими экспертами было замечено, что терроризм вышел на новый уровень. Примером этого может служить борьба в Сирии с ИГИЛ, когда террористы со всего света объединились, чтобы создать «экстремистское государство» с идеологией ненависти к остальному миру, не желающему принимать их пещерный религиозный экстремизм как религию нового мира, который они собирались построить. Объектами нападения террористов в этом новом витке развития терроризма становятся авиалинии, компьютерные системы, транспорт, средства связи и т. д. Современный терроризм носит международный окрас. Например, в ИГИЛ вовлечено большое количество европейцев, американцев, россиян. Такой террористический «интернационал» совершает свои зверства независимо от цвета знамени, под которым он выступает, что делает его одной из глобальных проблем современного мира. «Сегодня никто не может быть застрахован от такой опасности, так как для организованной преступной группировки и сообщества терроризм стал способом решения их проблем – политических, национальных, религиозных и личных, оказывая сильное психологическое давление на массы людей. Терроризм превратился в прибыльный бизнес с развитым «рынком труда» и приложением капитала»1. 1 Орлов И. А. Меры борьбы с терроризмом // Интернет-журнал Науковедение. 2013. №6. С. 3 Чтобы максимально повысить эффективность противодействия терроризму, нужно взаимодействие и систематизация действий правоохранительных органов, органов государственной власти и общества. В настоящее время все силы государственной власти направлены на противодействие терроризму, об этом ежегодно говорит Президент в своѐм послании к Федеральному Собранию. «Одной из реальных угроз на современном этапе выступает «экспансия международного терроризма» (Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года : утв. Указом Президента Рос. Федерации от 19 дек. 2012 г. № 1666. П. 15 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 52, ст. 7477). По этой причине совершенствование правовых основ научного и экспертного обеспечения раннего предупреждения проявлений терроризма закреплено в качестве одной из задач в сфере государственной национальной политики Российской Федерации»2. Противодействие терроризму также является одной из целей, поставленных в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». «Для России с ее многонациональным и поликонфессиональным составом угроза террористической агрессии напрямую связана с попытками отдельных реакционных и радикально настроенных групп нанести ущерб территориальной целостности, дестабилизировать обстановку внутри страны, расколоть российское общество, нанести удар по национальному единству, сформировать у россиян религиозную нетерпимость и внедрить в их сознание страх возможного террора»3. Для осуществления борьбы с терроризмом 6 марта 2006 г. был принят Федеральный закон № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», а 15 февраля 2006 г. был издан Указ Президента №116 «О мерах по противодействию терроризму». Кроме этого, был образован Национальный антитеррористический комитет. Он был создан по решению 2 Пожарский Д. В. Политическая деятельность России по противодействию терроризму: теоретико-правовой аспект // Вестник Владимирского юридического института. 2017. №3. С. 206 3 Буткевич С. А. Противодействие экстремизму и терроризму в Крымском федеральном округе: проблемы теории и практики: монография. Симферополь., 2015. С. 162 Президента Российской Федерации для улучшения государственного управления в области противодействия терроризму 15 февраля 2006 года. Комитет является коллегиальным органом, задачей которого является организация и координация антитеррористической деятельности органов государственной власти на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ и органов местного самоуправления. Директор Федеральной службы безопасности является его председателем. Таким образом, работа по противодействию террористической угрозе ведѐтся во всех регионах страны, где образованы антитеррористические комиссии. По своей сути организационная основа борьбы с терроризмом в РФ представлена в двух компонентах: первый осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти по профилактике, а второй осуществляет мероприятия по борьбе с терроризмом. «Новая система противодействия терроризму характеризуется рядом основных черт: 1) комплексное решение вопросов предупреждения, выявления, устранения причин и условий, способствующих совершению террористических актов, борьбе с терроризмом и минимизации, а затем последующей ликвидации последствий проявлений терроризма. При этом особое внимание уделяется несиловым методам решения данной проблемы – профилактике и противодействию идеологии опасного явления; 2)четкое разделение компетенции в области противодействия терроризму между различными органами исполнительной власти; 3) наделение необходимым объемом полномочий руководителей всех координационных структур; 4) включение в состав НАК и Федерального оперативного штаба исключительно руководителей заинтересованных министерств и ведомств, наделенных правом единолично принимать окончательные решения; 5) усиление персональной ответственности руководителей соответствующих министерств и ведомств; 6) заблаговременная разработка порядка действий и планов антитеррористических мероприятий и их практическая реализация в ходе тренировок. Регулярное проведение международных антитеррористических учений, на которые в качестве наблюдателей приглашаются представители зарубежных государств и международных организаций»4. Основным источником, продуцирующим экстремистскую и террористическую опасность для мирового сообщества, являются боевые действия в различных странах: в Сирии, Афганистане, Ираке, Ливии, откуда в ЕС бегут беженцы, среди которых могут скрываться и лица с экстремистскими взглядами. Спустя время они начинают террор уже в Европе, устраивая теракты. Для России наибольшую опасность представляют организованные преступные формирования, террористические сообщества, активно действующие на территории Северного Кавказа, в которые входят не только местные жители, но и наѐмники из разных стран. «Главари бандформирований не оставляют своих притязаний на расширение географии террористической деятельности и еѐ распространение на территорию других регионов России, в первую очередь, на еѐ европейскую часть. С учѐтом этого борьба с терроризмом, наряду с его профилактикой, Президентом Российской Федерации была определена в качестве главного приоритета в деятельности силовых структур»5. Одной из форм противодействия терроризму и экстремизму на Северном Кавказе является проведение контртеррористических операций. Данный способ позволяет воплотить в жизнь весь спектр правоохранительных мер по обеспечению безопасности гражданского населения, живущего в местах возникновения террористической опасности. Российское участие в операции в Сирии (начавшееся в 2015 году) доказало, что Россия вносит большой вклад в 4 Муратов О. А. Россия против борьбы со злом на языке зла: опыт несилового противодействия терроризму // Вестник Владимирского юридического института. 2015. №2. С. 88 5 Меркурьев В. В. Ульянов М. В. Стратегия противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации: состояние проблемы и перспективы // Известия Юго-Западного государственного университета. 2016. №2. С 186 укрепление международной антитеррористической коалиции не словом, а делом. В результате операции были ликвидированы основные силы ИГИЛ. Можно с уверенностью сказать, что в России сформирована централизованная система противодействия экстремизму и терроризму благодаря тесному взаимодействию правоохранительных органов и органов исполнительной власти. «В целях оптимизации мер противодействия указанным явлениям в России стала реализовываться Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 г., утвержденная Президентом РФ 28.11.2014, Пр-2753»6. Основными угрозами государственной и общественной безопасности являются: - деятельность экстремистских и террористических организаций; - разведывательная деятельность спецслужб иностранных государств; - деятельность радикальных общественных организаций, пропагандирующих националистические и экстремистские идеи; - деятельность преступных организаций (в том числе и транснациональных), направленная на распространение наркотиков, незаконного оружия и боеприпасов, взрывчатых веществ и т. д.; - деятельность, связанная с использованием информационных и коммуникационных технологий (сети Интернет) для распространения идей экстремизма, фашизма, сепаратизма, национализма и т. д.; - преступления, главной целью которых является государственная власть, общественная и экономическая безопасность. Для успешного противодействия экстремизму и терроризму нужно обязательно вести профилактические мероприятия. На профилактику влияет множество различных факторов, их делят на внутренние и внешние. К внутренним факторам относят: 1. Межконфессиональные и межэтнические противоречия. «Россия - одно из самых крупных в мире многонациональных государств. На ее 6 Меркурьев В. В. Ульянов М. В. Указ. соч. С. 187 территории проживает свыше 170 народов. На протяжении всей истории многонациональность России была и остается ее богатством. Сегодня стратегической целью национального строительства в Российской Федерации становится консолидация российского общества в гражданскую нацию - российский многонациональный народ. Государственная политика в сфере национальных отношений призвана стать в большей мере, чем когда бы то ни было, национально-региональной, учитывающей специфику Центральной России и Северного Кавказа, Поволжья и Урала, Сибири и Дальнего Востока»7. Россия с этим столкнулась после распада СССР, когда начали вспыхивать межнациональные конфликты. «Социальные конфликты в современной России как обществе переходного типа являются результатом обострения социальных противоречий, связанные с углублением кризисного состояния субъектов Федерации, которые приводят к столкновению различных политических и профессиональных групп, наций, этносов и этнических групп, движений)»8. 2. Активизация подрывной деятельности экстремистских группировок и экстремистски настроенных лиц. Экстремистские группировки активно используют для своих целей Интернет. 3. Недостаточная эффективность правоохранительных, административно-правовых и других мер по борьбе и противодействию экстремизму и терроризму. Недостаточно эффективно ведѐтся работа по разложению экстремистских группировок, и недооценивается опасность, идущая от неформальных групп молодѐжи. Слабо ведѐтся обмен информацией между правоохранительными органами. Слабо отслеживается и без того высокая нелегальная миграция. 4. Слабо контролируется распространение радикальных, экстремистских идей, пропаганда насилия в информационном пространстве 7 Журавлѐв Е. Ю. Противодействие национализму, экстремизму, терроризму – важнейшая задача обеспечения национальной безопасности России // Молодѐжь и наука. 2012. №1 С. 247 8 Борщ А. Факторы, влияющие на профилактику терроризма // Научно-аналитический журнал Обозреватель. 2010. №9 (248). С. 95 (в социальных сетях и интернете), что затем приводит к стрельбе в школах и самоподрывам. 5. Слабая борьба органов власти с коррупцией, организованной преступностью, незаконным оборотом оружия и т. д. К внешним факторам относят: 1. Постоянные попытки проникновения международных террористических организаций и иностранных спецслужб в регионы Российской Федерации. 2. Террористическая и экстремистская активность недалеко от Государственной границы России. Обострение конфликта на Донбассе, где активно участвуют добровольческие неонацистские батальоны и радикальные экстремистские группировки, служит ярким примером. 3. Образование и развитие в иностранных государствах лагерей подготовки боевиков для международных экстремистских и террористических организаций, которые антироссийски настроены (лагеря по подготовке бойцов «Правого сектора» на территории Украины), развитие теологических и религиозных организаций, исповедующих религиозный экстремизм и радикализм. Сюда можно отнести и финансовую помощь экстремистских и террористических организаций, действующих на территории России, со стороны международных экстремистских и террористических организаций. 4. Попытки иностранных государств, направленные на ослабление Российской Федерации, стремление установить своѐ влияние на российскую политику, экономику, дестабилизировать ситуацию в отдельных регионах через идеи экстремизма и террористические методы. Вся эта деятельность маскируется и выдаѐтся ими за борьбу с терроризмом. Важнейшим компонентом борьбы с экстремизмом и терроризмом является противодействие экстремистской и террористической пропаганде в сети интернет. «Информационная работа – один из самых опасных аспектов современного терроризма. Его идеологи оперативно адаптируются к меняющейся ситуации, эффективно используют реальные проблемы современного мира, международные и внутренние конфликты и кризисы, ведут активную пропаганду. Распространение высокоскоростного, мобильного доступа в Интернет и появление социальных сетей, не защищенных редакционными барьерами, привели к тому, что террористические и экстремистские организации получили мощный пропагандистский инструмент»9. Именно через использование интернета стала известна террористическая группировка ИГИЛ, которая широко пропагандировала свои экстремистские взгляды, сопровождая это роликами с технической точки зрения снятыми очень профессионально. Такие методы воздействия очень быстро дали плоды в виде большого потока молодѐжи, которая захотела поучаствовать в построении нового «государства». Множество других группировок экстремистского толка по всему миру, в том числе и в Российской Федерации, занимаются пропагандой экстремизма в социальных сетях. «Конечной целью контрпропагандистской деятельности в сфере противодействия идеологии терроризма является формирование антитеррористического, антиэкстремистского мировоззрения. Исходя из этого, основными принципами контрпропагандистской деятельности в сфере противодействия терроризму, как составляющей общегосударственной концепции безопасности, должны стать: гуманизм, общегосударственный патриотизм, идеологическая обоснованность, социальная справедливость, соблюдение прав человека, гарантии безопасности этносам и легальным конфессиональным организациям, системность, последовательность и эффективность, сочетание централизации и регионализации, учет гендерных особенностей и менталитета, опора на поддержку и доверие народа, сочетание гласности и профессиональной тайны»10. Нужно также отметить, что основная часть активных пользователей социальных сетей — это молодѐжь, поэтому одним из средств профилактики 9 Горбунов К. Г. Противодействие террористической пропаганде в интернете // Вестник: Омского университета. Серия Психология. 2016. №2 С. 23 10 Горбунов К. Г. Указ. Соч. С. 26 терроризма и экстремизма там должны быть меры, направленные на деромантизацию этих идей. Большинство лидеров террористических организаций, например, на Северном Кавказе, как раз привлекают молодѐжь романтикой борьбы за «справедливость», если на взрослого, сформировавшегося как личность человека это, как правило, не оказывает влияния, то на молодого человека 16-20 лет это может оказать сильнейшее влияние в силу его возраста. Лидеров экстремистских организаций молодые люди воспринимают как героев. Деятельность большинства молодѐжных экстремистских организаций построена на влиянии и авторитете лидеров. Для эффективной борьбы с экстремизмом нужно это влияние ликвидировать. Лидеры, как правило, имеют уголовное прошлое, жестоки, обладают организаторскими способностями, формируют взгляды сообщества, сильно сплачивают группу. Поэтому скомпрометировав лидера экстремистской организации, можно вызвать неприязненное отношение к нему среди участников организации, что впоследствии приведѐт к еѐ разобщению или к распаду. Разобщѐнность группы приводит к снижению еѐ активности и снижению вероятности совершения преступлений. «Поэтому для успешной профилактики терроризма необходимо объединить усилия для разработки единых механизмов по пресечению использования глобального информационно-телекоммуникационного пространства с целью распространения идеологии терроризма»11. В качестве основного профилактического средства по борьбе с терроризмом и экстремизмом выступает повышение уровня жизни общества, которое политически и экономически уравнивает государство и отдельно взятого человека. «Таким образом, сегодня необходимо актуализировать совместные усилия всех уровней власти и религиозных организаций по выработке общественного осуждения и неприятия экстремизма и терроризма в любых его формах и проявлениях. В этой связи важна и роль православных институтов России как основной конфессии РФ. Их убеждающее 11 Борщ А. Указ. Соч. С. 102 воздействие, несомненно, оздоровит отношение большей части населения РФ к мусульманству. Необходимо помнить, что Интернет, по мере расширения сферы его использования в повседневной жизни, создает потенциальную угрозу манипулятивного воздействия на личность, в том числе со стороны субъектов политического процесса. Проведенный анализ PR-технологий, реализуемых посредством Интернет в ходе информационно пропагандистских кампаний, выступает наглядным тому подтверждением»12. В заключение можно также заметить, что для формирования качественной системы противодействия терроризму нужно учитывать следующие факторы: - противодействие терроризму - это подсистема обеспечения национальной безопасности, которая должна постоянно развиваться и совершенствоваться; - должна развиваться правовая база обеспечения участия в борьбе с терроризмом и экстремизмом государственных органов, относящихся ко всем ветвям власти; - должна быть отлажена система действенных механизмов общегосударственного регулирования политики борьбы с терроризмом и экстремизмом на всех уровнях; - нужно чѐтко разграничивать роли и места госорганов разных ветвей власти в области противодействия терроризму; - должны быть чѐтко разработаны и закреплены правовые основы участия институтов гражданского общества в противодействии терроризму, нормативно определены основные формы участия гражданских объединений в обеспечении антитеррористической безопасности Российской Федерации. 12 Горбунов К. Г. Указ. Соч. С. 30 Список использованных источников I. Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) / Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398. 2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.11.2019)// Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954 3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 01.11.2019) // Собрание законодательства РФ. - 24.12.2001. - № 52 (ч. I). - ст. 4921 4. Федеральный закон от 25 июля 2002 г №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // СПС КонсултантПлюс. 5. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 18.04.2018, с изм. от 29.03.2019) «О противодействии терроризму» // СПС КонсультантПлюс. 6. Указ Президента РФ от 15.02.2006 N 116 (ред. от 29.07.2017) "О мерах по противодействию терроризму" (вместе с "Положением о Национальном антитеррористическом комитете") // СПС КонсультантПлюс. 7. Постановление Правительства РФ от 15.02.2011 N 73 "О некоторых мерах по совершенствованию подготовки проектной документации в части противодействия террористическим актам" // СПС КонсультантПлюс II. Специальная литература 1. Абдулатипов А. М. Организация террористического сообщества и участие в нѐм (уголовно-правовые аспекты) // Юридический вестник ДГУ. 2016. Т. 18. №2. С. 91-99 2. Абдулатипов А. М. Уголовно-правовая характеристика организации террористического сообщества и участие в нѐм (на примере республики Дагестан) // В сборнике: Стратегии противодействия вызовам преступности в России на современном этапе материалы XIX Международной научно-практической конференции. Краснодарский университет МВД России. 2016. 300с. 3. Аблаева Т. Д. Понятие и сущность финансирования терроризма // В сборнике Наука 2.0 от идеи к результату – Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2017, 244с 4. Алимирзаев Э.А. Экстремизм и терроризм: проблемы соотношения // Государственная служба и кадры. 2016. № 2. С. 109-112. 5. Андреев А. В. Субъективные признаки преступления, предусмотренного статьѐй 2823 Уголовного кодекса Российской Федерации // Вестник Тверского государственного университета. Серия Право. 2016. №2. С. 106-111 6. Арипшев А. Ю. Уголовная ответственность за публикации в сети «Интернет» // Юридический факт. 2019. № 42 С. 45-50 7. Ахмедов М. Н. Преступления экстремистской направленности: проблемы законодательного определения и противодействия // Вестник Владимирского юридического института. 2019. №1. С. 47-50 8. Бабурин В. В. Уголовная ответственность за несообщение о преступлении террористической направленности ст. 205.6 УК РФ // В сборнике: Современная молодѐжь и вызовы экстремизма и терроризма в России и за рубежом Современная молодежь и вызовы экстремизма и терроризма в России и за рубежом Сборник материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Под редакцией Х.П. Пашаева. 2019. 340с 9. Бархатова Е. Н. Некоторые вопросы регулирования уголовной ответственности за преступления террористического характера // Научный портал МВД России. 2017. № 3 (39). С. 110-115 10. Безниско М. О. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика терроризма // Гуманитарные и социальные науки. 2013. №4. С. 181-190