Публикации
«Наш мир и мы в этом мире!»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Наш мир и мы в этом мире!»
Автор: Коновалова Татьяна Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Наш мир и мы в этом мире!»
Автор: Коновалова Татьяна Викторовна
Тема: «Наш мир и мы в этом мире!»Цель: Развитие личностной готовности родителей к воспитанию и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья; улучшение психоэмоционального состояния родителей и содействие созданию конструктивных детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.Задачи: 1. Формировать позитивное отношение к детям с ОВЗ. 2. Развивать позитивное отношение к себе. 3.Формировать умения и навыки саморасслабления, взаимодействия в группе. 4.Научить способности к самораскрытию и самовыражению, управлению своими эмоциями. 5.Улучшить эмоциональное состояние, снизить уровень тревожности и повысить настроение. Предполагаемые результаты: 1.Оптимизация детско-родительских взаимоотношений; 2.Формирование адекватных поведенческих и эмоциональных реакций; 3.Овладение родителями психологическим приемам саморегуляции; 4.Формирование у родителей активной жизненной позицииФорма проведения: групповой тренинг с использованием арт - терапии (рисование пальцами) Формы работы: - фронтальная работа; - индивидуальная работа. Методы работы: - беседа, дискуссия; - упражнения игровые; -изотерапия;- релаксационные упражнения.План тренингового занятия:1. Приветствие. 2. Разминка. 3. Основное содержание занятия (игры и упражнения). 4. Рефлексия занятия.Оборудование, расходные материалы: ноутбук, аудиоколонки, музыка для релаксации, небольшой мячик, ватман формата А1, пальчиковые краски, фломастеры, рисунок сердца, разрезанный на части (каждая часть нумеруется, чтобы в дальнейшем было удобнее и легче собрать мозаику). Описание использованной технологии: Арт-терапия -это форма психотерапии, в которой использование художественных материалов и творческого процесса помогает людям выражать свои эмоции, решать психологические и эмоциональные проблемы. Эта методика включает в себя различные виды искусства, такие как рисование, лепка, музыка, танец, театр и другие. Рисование (изотерапия) помогает снизить уровень тревоги у пациентов и позволяет им отвлечься от переживаний.Ход занятия1. Приветствие - Здравствуйте, уважаемые родители! Я искренне рада видеть вас на групповом тренинге. Перед тем как мы начнем наше занятие, я предлагаю поближе познакомиться друг с другом. Сейчас каждый из вас по очереди назовет свое имя и по первой букве должен себя охарактеризовать (н-р: Марина – мудрая, Татьяна – талантливая и т.п.).- Замечательно! Вот и познакомились. Но прежде чем мы продолжим наше занятие, мне бы хотелось напомнить вам правила работы в группе, которые необходимо соблюдать в течение занятия:- заботиться о конфиденциальности жизни группы. - быть искренним, сообщать достоверные сведения. - слушать говорящего, стараться не перебивать. - использовать обращение на «ты» во время работы группы.- высказываться только от своего имени и только о том, что воспринято, прочувствовано, переживается, происходит здесь и сейчас.- не говорить о присутствующих в третьем лице.2. Разминка. Упражнение «Комплименты»Цель: способствовать формированию у участников положительного отношения друг к другу.- Для того, чтобы работалось нам сегодня в прекрасном настроении, я предлагаю начать тренинг с упражнения «Комплименты» (ведущий бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент, н-р: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч, бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику).- Молодцы! Все хорошо справились с упражнением. Давайте поблагодарим друг другу за это (аплодисменты).3. Основное содержание занятия 1. Упражнение «Погружение»Цель: Формирование доверительного стиля общения с ребенком в процессе налаживания контактов.- Родился он долгожданным и желанным. Мама и папа его очень любят, но так случилось, что он не такой, как все. (Пауза). Особый. Он плохо слышит, у него текут слюни, ещё он много прыгает на месте, улыбается и говорит что-то не понятное нам взрослым, желая при этом увидеть искорку понимания. Он не умеет играть с детьми, общаться со взрослыми, но ему так хочется этому научится и быть рядом с нами. В этот мир он пришел таким не понятным и сейчас он с нами. Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: «дети с проблемами в обучении», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «исключительные дети». В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. Итак, дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию. - Сейчас, я предлагаю, по кругу, каждому из нас ответить на вопрос: какое чувство родилось у вас при встрече с ОВЗейкой или с похожими детьми? (ответы родителей)Вывод: Дети с ОВЗ не любят, когда с ними сюсюкаются, проявляют чувство жалости. Родителям нужно научиться принимать своего ребенка и относиться к нему как к равному.2. Упражнение «Мы похожи?» Цель: Создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение. Участники беспорядочно ходят по комнате и говорят каждому встречающемуся по 2 фразы, начинающиеся со слов: «Ты похож на меня тем, что...», «Я отличаюсь от тебя тем, что...». По окончании упражнения проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было легко и что было трудно делать, какие были открытия. Вывод: Все мы, в сущности, похожи и в то же время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другими. 3.Упражнение: «Стихотворение» (дискуссия) - Я сейчас прочитаю вам стихотворение, постарайтесь прочувствовать каждое слово. Мир «особого» ребенка Интересен и пуглив. Мир «особого» ребенка Безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, Добродушен и открыт. Мир «особого» ребенка Иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему он так закрыт? Почему он так испуган? Почему не говорит? Мир «особого» ребенка – Он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребенка Допускает лишь своих! - Что вы почувствовали? Что вы испытываете, прослушав это стихотворение? (ответы родителей)Вывод: Мир ребенка он есть и у особого ребенка он тоже есть, и он свой, он особенный. В свой мир он допускает только тех кому он доверяет, кто ему близок, кого он хорошо знает. Каждый маленький ребенок имеет свой жизненный опыт. Опыт не всегда радостный, положительный, позитивный.4. Упражнение «Передай импульс» Цель: Формировать умения и навыки саморасслабления, взаимодействия в группе.- Сейчас я предлагаю перед активной работой немного зарядиться энергией. (звучит музыка) Давайте создадим большой круг. Закройте глаза, представьте радостное солнце, свежий зеленый лес, нежный ветерок играет в ваших волосах, улыбнитесь. Почувствуйте, как вы заряжаетесь от энергии природы. А теперь, возьмитесь за руки. Сейчас спокойно, уверенно начнем передавать импульс радости, духовных сил друг другу. Вот мы с вами образовали круг добра и энергии. Встряхните руки и активно выдохните, на счет «Три». Раз, два, три!!! Замечательно! 5. Упражнение «Чего хотят дети?»Цель: Осознание значимости родительской любви и заботы, важности эмоционального контакта с ребенком. - Представьте мысленно, что вы вернулись в детство. Вам 5-6 лет. Вспомните, чего больше всего хотелось? Запишите одной фразой. (участники записывают свои ответы на розданных им частях сердцах, после чего зачитывают и анализируют написанное). Затем ведущий предлагает из полученных частей собрать мозаику и ответить на вопрос: «Чего на самом деле хотят дети?» Вывод: Дети хотят много любви, тепла и ласки. 6.Упражнение «Совместная картина» Цель: Улучшить эмоциональное состояние, снизить уровень тревожности и повысить настроение. - А сейчас представьте, что мы группа самых продвинутых художников. Мы пишем картины не используя кисти, а делая это пальцами рук. За 5 минут пальчиковыми красками нам нужно нарисовать общую картину, отражающую настроение участников. Каждый участник может использовать любые цвета. (звучит музыка, участники рисуют). Ведущий должен проследить, чтобы участники не оставляли много пустых мест, и, если нужно, включается в общую работу, направляя всех. 4. Рефлексия. Упражнение «Чудесный ларец» Цель: расширение представлений о внутреннем мире людей, поиск жизненных ценностей и жизненных ресурсов.- Уважаемые родители, наше занятие близится к завершению. Посмотрите, пожалуйста, на нашу картину. В ней много ярких красок, а это значит, что каждый из вас, несмотря ни на что, смог найти в своей жизни много позитивных моментов и уйдет сегодня домой в хорошем настроении, а дома сможет поделиться частичкой своей любви и настроения со своими детьми и близкими. - Перед вами чудесный ларец. Я предлагаю образно положить в чудесный ларец пожелания для всех и взять с собой то, чего вам в жизни не хватает (смелости, уверенности и т.д.)- Всем большое спасибо за работу. До новых встреч!