Публикации АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ "ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО" для детей с ограниченными возможностями здоровья

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ "ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО" для детей с ограниченными возможностями здоровья
Автор: Спириденко Мария Александровна

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств Каргатского района Новосибирской области"АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ "ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО" для детей с ограниченными возможностями здоровья Возраст обучающихся: 6,5-14Срок реализации: 4 годаАвтор-составитель:Спириденко М. А.,преподаватель по классу фортепиано гаргат, 2023Структура программы учебного предметаI. Пояснительная записка- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе- Срок реализации учебного предмета- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета- Сведения о затратах учебного времени- Форма проведения учебных занятий- Цели и задачи учебного предмета - Планируемые результаты обучения детей с ОВЗ- Структура программы учебного предмета- Методы обучения- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
  • Содержание учебного предмета
  • - Учебно – тематический план - Годовые требования по классам - Примерный репертуарный список
  • Требования к уровню подготовки обучающихся
  • Формы и методы контроля. Критерии оценок
  • - Аттестация: цели, виды, форма, содержание- Критерии оценки
  • Методическое обеспечение учебного процесса
  • - Методические рекомендации по развитию творческих навыков - Методические рекомендации педагогическим работникам- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
  • Списки рекомендуемой учебной и методической литературы
  • - Учебная литература- Методическая литература-Коррекционная педагогика
  • Пояснительная записка
  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Основы музыкального исполнительства в классе фортепиано», далее Программа, разработана с учетом требований следующих нормативных документов: 1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ от 29.12 2012 года (ред. от 16.04.2022 г.); 2. Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, приказ Министерства образования и науки РФ от 26 июня 2012 г. N 504; 3. Методических рекомендаций по реализации адаптированных общеобразовательных программ, способствующих социально-педагогической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их образовательных потребностей. (Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2016 года « ВК-641-09).4. Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» изменениями и дополнениями от 28.06.2021 N 219-ФЗ); Данная программа является адаптированной программой обучения детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья: задержка психоречевого развития; небольшие двигательные нарушения рук) по классу фортепиано со сроком реализации 4 года для обучающихся в возрасте от 6,5 до 14 лет. Необходимость создания такой программы в обучении детей по классу фортепиано продиктована требованиями сегодняшнего дня. В настоящее время наблюдается тенденция к повышению качества обучения и воспитания обучающихся, в связи с чем, индивидуализация образования детей с ОВЗ приобретает особую актуальность. Данная категория обучающихся является одной из сложных и неустойчивых в плане восприятия и освоения учебной информации. Это важно учитывать, поскольку именно в период обучения закладываются фундаментальные знания и умения, которые впоследствии будут развиты и приумножены. При работе с данной категорией детей особое внимание уделено разработке индивидуальных образовательных маршрутов и программ, тематических внеклассных мероприятий, направленных на самореализацию ребенка с ОВЗ в процессе общения и коллективной творческой деятельности со здоровыми детьми, как в период обучения так и каникулярное время, что безусловно позволяет им овладевать широким комплексом социальных ролей, норм и правил поведения. Работа по социальной адаптации детей-инвалидов носит открытый социально-педагогический характер, что позволяет: - погрузить «особого» ребенка в среду сверстников; - включить в совместную деятельность с ребятами и с педагогом; - приобщить к общепринятым нормам и правилам общения и поведения; - раскрыть индивидуальные способности, данные природой; - проявить творческую инициативу и самостоятельность; - дать почувствовать свою значимость и ценность. Практическая составляющая работы педагога – музыканта, описанная в программе, основывается на базе определенных принципов обучения детей коррекционной группы, в основе которых лежит игровой метод работы: изучение нотной грамоты сопровождается использованием дидактического материала, настольных игр, выполнением творческих заданий. Понимая значимость применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе обучения детей, в программе присутствуют и элементы музыкотерапии: рисование под музыку, произвольные движения и танцы, обсуждение музыки и сочинение рассказов. Данная программа направлена на приобретение детьми с ограниченными возможностями здоровья знаний, умений и навыков игры на фортепиано, на развитие их адаптационных механизмов, улучшение навыков социального взаимодействия и общественного поведения, развитие способности творчески самовыражаться. При разработке программы использована Примерная программа для Детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств. Составитель В.А. Салахидинова, Москва 2006 г.Срок реализации учебного предмета Срок реализации программы учебного предмета "Основы музыкального исполнительства в классе фортепиано» составляет 4 года, продолжительность учебных занятий составляет 34 недели в год.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предметаОбщая трудоемкость учебного предмета "Основы музыкального исполнительства в классе фортепиано» при 4 -летнем сроке обучения составляет 544 часа. Из них: 272 часа - аудиторные занятия, 272 часа - самостоятельная работаСведения о затратах учебного времениНедельная нагрузка по предмету "Основы музыкального исполнительства в классе фортепиано» с 1 по 4 класс составляет 2 часа в неделю. Занятия подразделяются на аудиторную и самостоятельную работу. Самостоятельная (внеаудиторная) работа предполагает выполнение обучающимися домашнего задания, участия в творческих мероприятиях, конкурсах и планируется из расчета 1-4 класс –2 часа в неделю.Форма проведения учебных занятийЗанятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.Цели и задачи учебного предметаЦель:
  • раскрытие творческого потенциала личности лиц с ОВЗ, формирование жизненных и социальных компетенций через общение с миром музыкального искусства.
  • Задачи:
  • обучить игре на музыкальном инструменте фортепиано (чтение с листа, разбор музыкальных произведений, исполнение несложных произведений в ансамбле);
  • развить основные музыкальные способности (слух, музыкальная память, ритм);
  • включить в разнообразные виды деятельности совместно со здоровыми учащимися (участие в творческих коллективах, посещение зрелищных мероприятий, участие в конкурсах и фестивалях)
  • расширять музыкальный кругозор учащихся с ОВЗ.
  • Планируемые результаты обучения детей с ОВЗ
  • Приобретение учащимися с ограниченными возможностями здоровья навыков игры на фортепиано в соответствии с их возможностями и способностями, по составленным индивидуальным образовательным маршрутам в соответствии с индивидуальными планами.
  • Развитие творческих, исполнительских и импровизационных способностей, с использованием сохраненных функций организма.
  • Развитие творческой активности, ответственности, исполнительской воли, хорошего музыкального вкуса и сценической культуры.
  • Успешная социализация учащихся с ОВЗ в обществе через участие в концертах и конкурсах инструментального исполнительства, а так же через участие в профильных сменах во время каникул.
  • Расширение музыкального кругозора учащихся с ОВЗ.
  • Структура программы учебного предметаДанная программа содержит следующие разделы:
  • пояснительная записка;
  • содержание учебного предмета;
  • планируемые результаты освоения программы;
  • формы и методы контроля. Критерии оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса;
  • списки рекомендуемой учебной и методической литературы.
  • Методы обучения Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей. Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
  • словесный метод (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядный (демонстрация приемов работы);
  • практический (освоение приемов игры на инструменте);
  • - метод проблемного обучения – ставлю перед учеником проблему, развиваю его мыслительную активность, находчивость, смекалку и воображение;-метод «От музыки к технике» - применяя этот метод, добиваюсь чтобы ученик сначала представил музыкальный образ, а потом уже совместно с ребенком решаю какими способами и приемами раскрыть его на инструменте;-метод активизации логического мышления – основан на использовании различной аналитических приемов, наводящих вопросов, сравнений, обобщений и умозаключений. Цель работы – достичь наиболее ясного осознания получаемой словесной и звуковой информации. Я стараюсь помочь ученику сформировать понятия и умозаключения, научить выражать свои мысли в словах;-метод ассоциации – это один из действенных методов развития воображения. Опора на зрительные образы предполагает сравнения, связанные с произведениями других видов искусства, картинами природы, окружающей жизни, природы. Можно использовать слуховые ассоциации со звучанием других музыкальных инструментов, оркестра, выразительной человеческой речи. При определении эмоционального содержания произведения ассоциации с общими категориями помогают выявить конкретный музыкальный образ, проследить его развитие, уточнить характер каждого эпизода произведения, его изменения. Все формы работы по практическому освоению музыкальной информации содержат в себе возможности для перевода их в творческое русло. Важно дать ученику возможность попробовать себя в различных видах музыкального творчества, начиная с элементарных и вплоть до импровизации.Детям с ОВЗ требуется особый, щадящий режим, поэтому с основными формами музыкальной работы я использую дополнительные методы:
  • Логоритмика – это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия для ранее возбужденных отделов. После такого активного отдыха повышается внимание и улучшается восприятие учебного материала.
  • Психогимнастика – проводится с целью восстановления и сохранения эмоционального благополучия и предупреждения психических растройств. В нее входят игровые задания, элементы психологических этюдов, пластические упражнения.
  • Релаксация – позволяет использовать особые упражнения, которые помогают расслабить мышцы рук, ног, лица и туловища. Использую методику В.П. Петрушина. Конечно не все аспекты этой методики используются мною в полную меру, но основные моменты помогают переключить внимание и восстановить умственную деятельность ученика.
  • Дыхательная гимнастика – надежное средство борьбы с усталостью, напряжением и раздражительностью. Часто усталость приходит так быстро из-за того, что организм ребенка недостаточно хорошо снабжается кислородом. Существует простой метод снятия напряжения: несколько глубоких вздохов-выдохов (вздох носом, выдох-ртом.) дыхательная гимнастика активизирует иммунную систему и защитно-приспособленческие механизмы организма, способствуют преодолению стрессовых состояний.
  • Пальчиковые игры – считаю этот метод работы очень важным и полезным для детей с ОВЗ.
  • Описание материально-технических условий реализации учебного предметаМатериально-техническая база должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Материально-техническое обеспечение дополнительного образования учащихся с ОВЗ отвечает особым образовательным потребностям. В связи с этим в структуре материально- технического обеспечения процесса образования отражена специфика требований:
  • к организации пространства, в котором обучается ребенок с ОВЗ;
  • к организации временного режима обучения;
  • к техническим средствам обучения, включая ИКТ, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.
  • Уроки проводятся в классе, оборудованном для занятий. В классе должен быть инструмент, учебники и методические пособия. Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам.Кадровое обеспечение Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы для детей с ОВЗ и инвалидностью осуществляется педагогическими работниками, освоившими соответствующую программу курсов повышения квалификации.
  • Содержание учебного предмета
  • Учебно – тематический план1 год обучения2 год обучения3 год обучения4 год обученияГодовые требования по классам В течение всех лет обучения преподаватель должен познакомить обучающихся с творчеством выдающихся композиторов, чьи произведения изучаются в классах фортепиано и фортепианного ансамбля, с музыкальными жанрами, формами, наиболее употребляемыми терминами, развивать умение словесно охарактеризовать исполняемые музыкальные произведения.1 классЗнакомство с ребенком, выявление его музыкальных интересов, определение способностей. Знакомство с инструментом фортепиано. Навык правильной посадки.Организация игровых движений, «пальчиковая гимнастика», упражнения на координацию рук, работа над свободой игрового аппарата, упражнения на клавиатуре, знакомство с клавиатурой, знакомство с нотной грамотой: название нот и октав, скрипичный и басовый ключи, метроритм, длительности, такт, размер, затакт, знаки альтерации.Характер в музыкальном произведении. Штрихи: non legato, Legato, Staccato.Динамические оттенки.Техническиенавыки:позиционнаяигра,подкладываниеи перекладывание первого пальца, аппликатура.Игра в ансамбле с педагогом.В течение года педагог должен проработать с учеником 10-12 произведений (по возможностям ученика).
  • класс
  • Продолжение освоения нотной грамоты. Введение более сложного ритмического рисунка, разбор нотного текста (звуковысотное строение мелодий, ритмический рисунок, штрихи, ладовая окраска, динамика).Музыкальный образ в произведении. Работанадпостановкойпианистическогоаппарата,развитием артикуляции. Упражнения на развитие пальцевой техники.Музыкальные термины.Игра в ансамбле с педагогом. Подбор по слуху. Чтение с листа. В течение года педагог должен проработать с учеником 8-10 произведений (по возможностям ученика).
  • класс
  • Усложнение изучаемого музыкального материала.Художественный образ в музыкальном произведении. Работа над средствами музыкальной выразительности: (метроритм, динамика, штрихи). Более тщательная работа над звуком.Работа над техническими приемами игры на фортепиано (позиционные последовательности,гаммообразныепассажи,интервальные последовательности). Развитие мелкой моторики. Работа над свободой игрового аппарата. Хроматическая гамма отдельными руками или двумя руками.Музыкальные термины, игра в ансамбле, подбор по слуху. Знакомство с педализацией.В течение года педагог должен проработать 6-8 произведений (по возможностям ученика).
  • класс
  • Повышениетребованийккачествуисполняемогоматериала: мелодическое интонирование, артикуляция, динамические оттенки, фактура.Выработка ритмически устойчивой пульсации, сложные ритмические рисунки (синкопы, пунктирный ритм). Работа над техническим развитием игрового аппарата.В течение года педагог должен проработать с учеником 4-6 произведений.Примерный репертуарный списокПервый год обученияПьесы:Абелев Ю. «Осенняя песенка» Геталова О. «Лягушки танцуют»Ляховицкая С. «Где ты, Лека», «Дразнилка» Красев М.«Ёлочка»Гедике А. «Заинька»Бекман Л.« Елочка»Руббах А.« Заика», «Воробей»Степовой Я. «На качелях», «Пчелка»Холминов А. «Дождик»Любарский Н. «Курочка»Филипп И. «Колыбельная»Гнесина Е. «Русская песня»Лещинская И. «Весёлый маляр»Филиппенко А. «Цыплята»Этюды:Гнесина Е. Этюд Шитте Л. Этюд Ансамбли:Артоболевская А. «Вальс собачек» переложение В. Игнатьева Украинский народный танец «Казачок»Р.н.п. «Как пошли наши подружки»Р.н.п. «Во саду ли»Филиппенко А. «По малину»Крупа- Шушарина С. «Вальс кошки и мышки»Кикта В. «Солдатик оловянный»Второй год обученияПьесы:Моцарт В. МенуэтКригер МенуэтБарахтина Ю. ВариацииКабалевский Д. «Ежик»Лонгшанп - Друшкевичова К. «Из бабушкиных воспоминаний», «Полька» Торопова Н. «Полька для медвежонка», «Мурка танцует»Бачинская Н. «Старинные часы с кукушкой»Назарова – Метнер Т. «Латышская полька»Кореневская И. «Дождик», «Осень», «Танец»Качурбина М. «Мишка с куклой»Литовко Ю. «Весёлые лягушки»Чайковский П. «Старинная французская песенка», «Марш деревянных солдатиков» Градески Э. «Задиристые буги»Роули А. «В стране гномов»Констан Ф. «Разбитая кукла»Гайдн Й. «Анданте»Гречанинов А. «В разлуке» Штейбельт Д. «Адажио»Русская народная песня «Тень-тень», обр. В. Калинникова Украинская народная песня «Ой, лопнул обруч»Савельев Б. «Песенка кота Леопольда»Колтунова А. «Неуклюжая полечка»Этюды:Беркович И. Этюд Гнесина Е. Этюд Жилинский А. «Утренняя зарядка» Черни К. Избранные фортепианные этюды. Ред. Гермера Г. ч. 1.Шитте А. сборник этюдов для фортепиано 1-2 класс.Ансамбли:«Кузнечик» перел. О. Геталовой«Липа вековая» Русская народная песня, обр. Е. Комальковой Варламов А. «На заре ты её не буди»Савельев Б., перел. В. Игнатьева «Песенка кота Леопольда» Спадавеккиа А. «Добрый жук»Весняк Ю. «В деревне»Колтунова А. «Озорное шествие»Третий год обученияПьесы:Лонгшамп -Друшкевичова К. «Марш» Гайдн Й. МенуэтГендель СарабандаМоцарт В. МенуэтВиндер «Настроение»Беркович И. ВариацииКабалевский «Легкие вариации»Кореневская И. «Дождик»Гладков Г. «Я на солнышке лежу»Шаинский В. «Песня Чебурашки»Шаинский В. «Песенка Крокодила Гены»Савельев Б. «Если добрый ты»Бетховен Л. «Сурок»А.Колтунова «Вариации», « Мышкина полечка» Этюды:Беркович И. «40 мелодических этюдов для начинающих» Гнесина Е. «Маленькие этюды для начинающий» Тетр. 4: № 31, 33Лак Т. Соч. 172 «Этюды» Лемуан А. Соч. 37 «50 характерных прогрессивных этюдов» ( по выбору)Черни К. Избранные фортепианные этюды ред. Гермера. ( по выбору)Шитте А. «25 этюдов» № 2, 3, 6, 9Торопова Н. «Этюд» ре минор, «Весенний этюд», «этюд» ми минорЖилинский А. ЭтюдАнсамбли:Бетховен Л. «Три немецких танца»Шеринг Дж. «Колыбельная»Вебер К. «Вальс»Хачатурян К. «Помидор»Четвертый год обученияПьесы:Бах И.С. Маленькие прелюдииГайдн Й. МенуэтБах И.С. МенуэтБеркович И. СонатинаКолтунова А. «Полька-гавот», «Игривая полечка»Сигмейстер «Пьеса» Шуман «Дед мороз», «Деревенская песня», «Маленький романс»Чайковский П. «Вальс»Ребиков В. «Вальс», «Дервиш»Майкапар С. «Мелодия», «Элегия», «Легенда»Чайковский П. И. «Хор»Пахульский «В мечтах»Кожевников В. «Я шагаю по Бродвею»Щуровский «Танец», «Утро»Гречанинов «Грустная песенка» Стриббог «Мелодия»Парцхаладзе «Танец»Этюды:Александров А. этюдБургмюллер Ф. Соч. 109 №1Беренс Г. «32 избранных этюда» соч. 61: № 1 – 3, 26 Соч. 88 «Этюды» № 5, 7Бертини А. «28 избранных этюдов» соч. 32 № 4, 5, 9 Гедике А. Соч. 47 «30 легких этюдов» № 20, 26Торопова Н. «Переменка» , «Коррида»Киркор Г. Соч. 15 «12 пьес – этюдов» № 1Лемуан А. Соч. 37 «Этюды» № 28 – 30, 32, 33, 36, 37, 41, 44, 48, 50Лешгорн А. Соч. 66 «Этюды» № 1 – 4Майкапар С. Соч. 31 «Стаккато – прелюдия»Черни К. «Избранные этюды» под ред. Гермера Ч. 2 № 6, 8, 12 Соч. 299 № 1, 2, 4, 14Беркович И. Этюд Ансамбли:Рубинштейн А. «Мелодия», перел. О. Геталовой Новиков А. «Смуглянка», перел. О.ГвоздевойМоцарт В. «Менуэт»Манчини Г.«Розовая пантера»
  • Требования к уровню подготовки обучающихся
  • Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета "Основы музыкального исполнительства в классе фортепиано» и включает следующие знания, умения, навыки:
  • воспитание интереса к восприятию музыкального искусства, самостоятельному музыкальному исполнительству;
  • сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
  • знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
  • знание профессиональной терминологии;
  • наличие умений читать с листа легкие произведения
  • навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
  • навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности.
  • При освоении программы следует помнить, что приоритетным является не овладение знаниями, а приобретение умений применять эти знания.
  • Формы и методы контроля
  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание Оценка качества реализации адаптированной образовательной программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, академических концертов, зачѐтов, концертных выступлений. Контрольные уроки, зачѐты и экзамены могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ. При проведении академических концертов, зачѐтов следует учитывать состояние здоровья обучающегося с ОВЗ, его развитие. Возможно проведение зачѐта в классном порядке. Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, учитывающие специфику физических и интеллектуальных данных детей с ОВЗ, особенности их развития. Они включают в себя типовые задания, методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных обучающимися знаний, умений, навыков в области музыкального искусства, предусмотренного на учебный предмет. Обучение завершается итоговой аттестацией, которая проводится в виде итогового прослушивания. Возможны другие формы завершения обучения. При выборе той или иной формы завершения обучения образовательная организация вправе применять индивидуальный подход. При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе: − общие знания о композиторах, музыкальных произведениях; − общие знания об основах музыкальной терминологии, инструментального репертуара, ансамблевого репертуара; − достаточный для ребѐнка с ОВЗ уровень владения инструментом для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и жанров; − владение навыками слухового восприятия; − наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры.План выступлений учащихся (контрольные точки)Критерии оценки Система оценок в рамках промежуточной и итоговой аттестации предполагает пятибальную шкалу в абсолютном значении: «5» - отлично; «4» - хорошо; «3» - удовлетворительно; Оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление каждого обучающегося.В критерии оценки уровня исполнения должны входить следующие составляющие: степень индивидуального развития учащегося с ОВЗ; развитие творческого потенциала; наличие исполнительской культуры, музыкального мышления; степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.Индивидуальная траектория достижений каждого ребенка позволяет отслеживать формирование социальных и жизненных компетенций относительно самого себя, а не сравнивать результаты относительно возрастной нормы здоровых сверстников.
  • Методическое обеспечение учебного процесса
  • Методические рекомендации по развитию творческих навыков Приступая к работе с учащимися с ОВЗ, необходимо учитывать их ограниченные возможности здоровья и в соответствии с этим составлять для них индивидуальные образовательные маршруты и вести их по индивидуальным планам, отмечая в них все достижения ребенка с ОВЗ. При обучении детей с ОВЗ игре на фортепиано необходимо учитывать степень ОВЗ. Для этого работать по индивидуальным планам, постоянно контролируя и корректируя игру ребенка, и составлять ИОМ (индивидуальный образовательный маршрут), который составляется согласно «Положения об индивидуальном образовательном маршруте учащегося». В индивидуальных планах прописывается вся работа с ребенком: характеристика, репертуар изучаемых произведений по годам обучения, используемые методы при обучении ребенка с конкретными ОВЗ, результаты по техническим зачетам и отчетным мероприятиям. Аттестация учащихся с ОВЗ проводится согласно «Положения об аттестации учащихся» и «Положения об индивидуальном учете результатов освоения учащимися дополнительных общеобразовательных программ, хранения в архиве информации о данных результатах», опять таки с обязательным учетом их ограниченных возможностей. Нельзя не учитывать, что переживание красоты мелодии обычно выражаются у детей с ОВЗ в стремлении играть по слуху, поэтому необходимо поддерживать их интерес к подбору аккомпанемента, самостоятельному аккомпанированию. Большое значение имеет выбор песенных мелодий, которые дети желали бы подобрать на инструменте. Игра мелодий должна сопровождаться их гармонизацией, введением подголосков и голосов, а также разных видов фактуры. Большое значение имеет наблюдение за ритмами, которые ребенок слышит в жизни. Крик кукушки, стук колес, ритмы танцев и прочее – все это стимулирует самостоятельное детское творчество, Поэтому естественно этот процесс завершится импровизацией, в основу которой будут положены первые навыки в области ладового мышления, ритма, гармонизации и фактурной разработки. Пение, игру легких песен, варьирование мелодий и их транспонирование полезно производить в обстановке творческих игр. Воспитание творческого подхода начинается с простейших упражнений: заполнение пропущенных текстов мелодий, доигрывание окончаний, придумывание вариантов, а затем и вариаций на заданный мотив.Методические рекомендации педагогическим работникамВ работе с учащимися используется основная форма учебной и воспитательной работы - индивидуальный урок с преподавателем. Он включает совместную работу педагога и ученика над музыкальным материалом, проверку домашнего задания, рекомендации по проведению дальнейшей самостоятельной работы с целью достижения учащимся наилучших результатов в освоении учебного предмета.Содержание урока зависит от конкретных творческих задач, от индивидуальности ученика и преподавателя.Успеваемость,заинтересованностьиработоспособностьученика зависятотегопсихофизическогосостояния.Необходимосоздание благоприятного эмоционально психологического климата на уроке, занятия должны проходить в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности.Во избежание переутомления во время занятий необходимы частая сменавидовдеятельностинауроке,проведениефизкультминуток,«пальчиковой гимнастики».В работе с учащимися преподавателю необходимо придерживаться основных принципов обучения: последовательности, постепенности, доступности, наглядности в изучении предмета. В процессе обучения нужно учитывать индивидуальные особенности учащегося, его психофизическое развитие, степень музыкальных способностей и уровень его подготовки на данном этапе. Работа в классе должна сочетать словесное объяснение материала с показом на инструменте фрагментов изучаемого музыкального произведения.Преподаватель должен вести постоянную работу над развитием чувства ритма, слуховых представлений учащегося, средствами музыкальной выразительности, качеством звука в произведении. Важнейшим фактором, способствующим правильной организации учебного процесса, повышению эффективности воспитательной работы и успешному развитию музыкально- исполнительских данных учащегося является планирование учебной работы и подбор репертуара.Основная форма планирования - составление преподавателем индивидуального плана для учащегося в начале учебного года и в начале второго полугодия. В индивидуальный план включаются разнохарактерные по форме и содержанию произведения русской и зарубежной классической и современной музыки с учетом специфики преподавания предмета фортепиано. Основной принцип работы: сложность изучаемых произведений не должна превышать возможности ребенка. Большое значение имеет разнообразие репертуара: сочетание изучения небольшого количества сложных произведений с прохождением большого числа довольно легких произведений, доступных для быстрого разучивания, закрепляющих усвоенные навыки и доставляющие удовольствие в процессе музицирования. Музыкальный материал должен подбираться согласно возрасту ребенка, а также в зависимости от тяжести дефекта. Он должен быть соразмерен его психофизиологическим особенностям с учетом не только пианистических и музыкальных задач, но и характера ребенка: его интеллекта, артистизма, темперамента, душевных качеств, наклонностей, в которых как в зеркале отражаются душевная организация, сокровенные желания. Несмотря на нехватку некоторых навыков - ученик должен играть разную музыку. Поскольку музыка оказывает на ребенка большое эмоциональное воздействие, целесообразно включать в репертуар программную музыку.Работа над крупной формой учит способности мыслить крупными построениями, сочетать контрастные образы, свободно владеть разнообразной фактурой, получить представление о форме музыкального произведения.В работе над полифоническими произведениями развивается полифоническое мышление – способность дифференцированно слышать и воспроизводить на инструменте одновременное звучание нескольких самостоятельных голосов. Это один из наиболее сложных разделов музыкального воспитания.В работе над разнохарактерными пьесами педагогу необходимо пробуждать фантазию учащегося, рисовать яркие образы, развивать эмоциональную сферу его восприятия музыки. Работа над пьесами занимает преобладающее место в исполнительском обучении. В пьесах кантиленного характера добиваемся умения «петь» на инструменте, разнообразия звуковых красок, тонкости нюансировки; в танцевальных пьесах работаем над характерным ритмическим рисунком; в характерных пьесах вырабатываем различные приемы игры, владение разнообразными штрихами.В работе над этюдами необходимо приучать учащегося к рациональному, осмысленному и точному использованию аппликатуры, создающей удобство на клавиатуре, чему должно способствовать планомерное и систематическое изучение гамм, арпеджио и аккордов.Игра в ансамбле с педагогом дисциплинирует ритмику, учит слушать себя и партнера, способствует развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, целеустремленность. Ансамблевое музицирование – одна из самых доступных форм ознакомления учащихся с миром музыки. Творческая атмосфера этих занятий предполагает активное участие детей в учебном процессе. Каждый ребенок становится участником ансамбля, независимо от уровня его способностей в данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере.Большая часть программы разучивается на аудиторных занятиях под контролем педагога. Предлагаемые репертуарные списки, требования по технике, программы контрольных уроков являются примерными, предполагают дополнение, варьирование со стороны преподавателей в соответствии с их методическими установками, а также с возможностями и способностями конкретного ученика. В зависимости от желания педагога испособностей учащегося репертуар может изменяться и дополняться. Большинство разучиваемых произведений предназначено для публичных выступлений на контрольных уроках, зачетах, концертах; некоторые произведения можно использовать для работы в классе или с целью ознакомления.Важный элемент обучения – публичные выступления. Это возможность для каждого ребенка раскрыть свой талант, реализовать себя посредством музыки, ощутить радостную атмосферу сотворчества. В течение учебного года успешно занимающиеся учащиеся имеют возможность выступать на классных и отчетных концертах (1-2 за учебный год), принимать участие в школьном конкурсеМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихсяСамостоятельные занятия должны быть построены таким образом, чтобы при наименьших затратах времени и усилий, достичь поставленных задач, быть осознанными и результативными. Рекомендуемый объем времени на выполнение самостоятельной работы определяется с учетом методической целесообразности и составляет 2 часа в неделю.Для организации домашних занятий обязательным условием является наличие дома у ученика музыкального инструмента и нотного материала. Самостоятельные занятия должны быть регулярными (3-4 раза в неделю). Роль педагога в организации самостоятельной работы учащегося велика. Она заключается в необходимости обучения ребенка эффективному использованию учебного внеаудиторного времени. Педагогу следует разъяснить ученику, как распределить по времени работу над разучиваемыми произведениями, указать очередность работы, выделить наиболее проблемные места данных произведениях, рекомендовать способы их отработки.Самостоятельные домашние занятия учащегося предполагают продолжение работы над освоением произведения, которая была начата в классе под руководством педагога. Выполнение домашнего задания - это работа над деталями исполнения (звуком, техническими трудностями, динамикой, нюансировкой, артикуляцией), а также запоминание и исполнение произведений наизусть.Для плодотворной и результативной самостоятельной работы ученику необходимо получить точную формулировку домашнего задания, которое будет записано педагогом в дневник учащегося. Заниматься дома следует по нотам, следить за правильным исполнением штрихов, аппликатуры, динамики, педали и других указаний автора, редактора или педагога. Работа над разнохарактерными пьесами должна заключаться не в многократном проигрывании их с начала до конца, а в проработке трудных мест, указанных педагогом, выполнении его замечаний, которые должны быть отражены в дневнике.Полезно повторение учеником ранее пройденного репертуара. Результаты домашней работы проверяются, корректируются и оцениваются преподавателем на уроке. Проверка результатов самостоятельной работы учащегося должна проводиться педагогом регулярно. Необходимо построить систему взаимодействия с родителями ребенка с ОВЗ для обучения. Для этого надо:
  • ознакомить родителей с программой, целями и задачами обучения;
  • организовать посещение концертов, театров совместно с обучающимися детьми с целью накопления слухового опыта, расширения кругозора.
  • VI.Списки рекомендуемой учебной и методической литературыУчебная литература
  • Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие. М.: Российское музыкальное издательство, 1996
  • Артоболевская А. Хрестоматия Маленького пианиста: Учебное пособие. СПб.: Композитор, 2016
  • В музыку с радостью: Учебно-метод. пособие / сост. О. Геталова, И. Визная.
  • КорольковаИ.С.Крохе–музыканту.Нотнаяазбукадлясамых маленьких.1 – Ростов – на –Дону: «Феникс» 2004.- 58с
  • Майкапар С. Бирюльки. СПб.: Композитор, 2014
  • Милич Б. Фортепиано 1,2,3 кл. М.: Кифара, 2006 Милич Б. Фортепиано 4 кл. – М.Кифара, 2001
  • Милич Б. Фортепиано. Маленькому пианисту. – М.Кифара, 1997
  • Мордасов Н. Сборник джазовых пьес для фортепиано Ростов-на-Дону: Феникс, 2004
  • Музицирование для детей и взрослых, вып. 2 / Сост. Ю.В. Барахтина Н. Окарина,2008
  • Музицирование для детей и взрослых, вып. 3 / Сост. Ю.В. Барахтина Н. Окарина,2009
  • Музыка для детей. Фортепианные пьесы: вып.2 / Сост. К. С. Сорокина
  • Музыкальная коллекция, 2-3 классы ДМШ. Сборник пьес для фортепиано
  • / Учебнометод. Пособие / Сост. Гавриш О.Ю., Барсукова С.А. Ростов н/Д: Феникс, 2008Музыкальная мозаика для фортепиано, вып. 1, 2-3 кл. / Сост. Барсукова С. А. Ростовн: Феникс, 2002
  • Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли для фортепиано, вып. 1, 3-4 кл.
  • /сост. Барсукова С. А. Ростов н/Д: Феникс, 2002
  • Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли для фортепиано, вып. 2, 3-4 кл.
  • /сост. Барсукова С. А. Ростов н/Д: Феникс, 2003Методическая литература
  • Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано – М.: Музыка, 1978
  • Артоболевская А. Д. Первая встреча с музыкой. Из опыта работы педагога - пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста – М.: Сов. Композитор, 1992
  • Баренбойм Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство – Л.: Музыка, 1974
  • Выготский Л.С. Педагогическая психология М.: Педагогика, 2000
  • Ковалько В.И. Школа фикультминуток. М.ВАКО, 2005.
  • Либерман Е. Работа над фортепианной техникой – М.: Классика XXI век, 2003
  • Милич Б. Воспитание ученика пианиста – М.: Кифара, 2002
  • Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика. М.: ВЛАДОС, 1999.
  • Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей – М., 2003
  • Шаймухаметова Л.Н. Исламгулова Р.Х. Музыкальный букварь в играх/ загадках, картинках. – Уфа, 2000
  • Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. Л.: «Музыка» - 1985.
  • Коррекционная педагогика1. Глухова А.Е. Арттерапия в системе коррекционной помощи детям с речевыми нарушениями / А. Е. Глухова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2014. – № 17(76). – С. 467-473. – URL: (дата обращения: 24.06.2022). 2. Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики руки: учебно-практическое пособие. Изд.: «Гном и Д». - М., 2001.3. Ковалёва Е.М. Дети-инвалиды в современном обществе. – М.: Лист-Нью, 2005.4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребёнком. – СПб, 2002.5. Медведева Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании: учебник для СПО / 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2017. – 274 с. 7. Неретина Т.Г., Клевесенкова С.В., Угринова Е.Е., Кирилюк Н.Н., Болотова Е.Н., Заякина Н.М., Суфлян Л.Ю., Еремеева Н.А. Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями: [электронный ресурс] учеб. пособие по коррекционной педагогике / – 2-е изд., стереотип. – М.: ФЛИНТА, 2011. – 186 с. – ISBN 978-5-9765-1206-1.// . 8.Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика: пособ. для родителей и педагогов Изд.: «Родничок», М., 2000.9.Сборник научно-методических материалов/ Под ред. А.Ю.Белогурова, О.Е.Булановой, Н.В.Поликашевой// Социализация детей с ОВЗ на современном этапе. - М.: Издательство «Спутник», 2014.10.Солодянкина О.В. Воспитание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ. 2007.