Публикации «Музыкально-массажные игры, как средство оздоровления детей дошкольного возраста»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Музыкально-массажные игры, как средство оздоровления детей дошкольного возраста»
Автор: Лилия Вакифовна Гараева

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Арский детский сад №9 Арского муниципального района РТМастер-класс: «Музыкально-массажные игры,как средство оздоровления детейдошкольного возраста»                                                                                                            Подготовила: Гараева Л.В.Цель: Распространение педагогического опыта по применению технологии игрового массажа, самомассажа  в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:         раскрыть значение здоровьесберегающей технологии;         поделиться личным опытом работы по сохранению здоровья дошкольников;         распространить педагогический опыт по применению игрового массажа с детьми дошкольного возраста;         познакомить педагогов с элементами игрового массажаХод мастер – класса:1.Теоретическая часть.Вступление: Здравствуйте, уважаемые коллеги. Меня зовут Елена и я рада всех вас видеть.С прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс   по применению игрового самомассажа под девизом:  «Пусть детство будет здоровым!»Начать  хочу с прекрасных слов:Здоровые дети – в здоровой семье.Здоровые семьи – в здоровой стране.Здоровые страны – планета здорова.Здоровье! Какое прекрасное слово!Так пусть на здоровой планетеРастут здоровые дети!Нам родители доверяют самое дорогое, что есть у них – своих детей. И каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым и счастливым.Ребенок отправляется в долгое путешествие по жизни, и мы ему в этом поможем. (на магнитной доске рисунок воздушного шара). В настоящее время все чаще используются нетрадиционные методы оздоровления детей. Одним из таких является игровой массаж и самомассаж. Под действием массажа происходит покраснение кожи (сосуды расширяются, повышается теплоотдача, затем сосуды сужаются, что приводит к охлаждению и тренировке центра терморегуляции). Упражнения игрового массажа в сочетании с пальчиковой гимнастикой обогащают не только внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное  влияние на развитие памяти, мышления, развивают фантазию, способствуют снятию мышечного напряжения. Потирание кончиков пальцев успокаивают нервную систему. Упражнения игрового массажа можно проводить в любой удобной позе, в любое удобное время.Игровой массаж и самомассаж учит детей сознательно заботиться о своём здоровье,  является профилактикой простудных заболеваний, прививает им чувство ответственности за своё здоровье, уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие.Массаж не только приятен, но и полезен – об этом дети тоже знают. В чем его особенность? В простых приемах, не требующих специальной подготовки: прикосновение, особенно прикосновение пальцев, рук, кулачков, постукивание, поглаживание, похлопывание, а иногда и пощипывании.Умение общаться через тактильное прикосновение необыкновенно важно. Подобные игры учат обходиться друг с другом ласково, доверительно, бережно и аккуратно.Весь материал, в котором предполагаются движения (особенно рук), лучше усваивается в стихотворной форме, так как стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, «оречевление» деятельности даёт больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы).Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.Главное правило игрового массажа – никакой боли. Только приятные ощущения позволят в дальнейшем плодотворно выполнять эти игровые задания. Что можно использовать для массажа:        природный материал (шишки, орехи, горох, фасоль, камушки)         массажные мячики         прищепки         шестигранные карандаши         массажные мячики         шарики су-джок, массажные пружинки         кистевые эспандеры         бросовый материал (пробочки, старые фломастеры, колпачки от них) 2. Практическая часть.Уважаемые участники, а теперь я предлагаю вам перейти к практическому занятию и выполнить несколько видов массажа. Массаж спины.Если говорить о массаже спинки, то он способствует нормализации деятельности нервной системы, улучшению кровообращения, а также отлично снимает напряжение в этой области. Наконец он просто помогает расслабиться (если это поглаживающие движения).Игровой массаж «Пёсик»  Участники стоят в кругу, выбирается песик (одеваем маску). Он встает в середину круга. Все говорят слова и показывают движения:Песик в бане вымыл ушки  (поглаживают и растирают уши)Шейку (поглаживают шею),Кожицу  на брюшке (поглаживают живот).И сказал дружочку пес: «Ты мне спинку не потрешь?»«Песик» встает к детям, все поворачиваются друг за другом и растирают спину своему соседу кулачками.  Эту игру можно провести и в парах. Можно добавить другого персонажа, например, ёжика. 2. Аурикуломассаж — это массаж ушной раковины, который активизирует работу всего организма. Ухо человека по форме напоминает человеческий зародыш или продольный разрез больших полушарий мозга. Специалисты полагают, что помимо чисто внешнего сходства они имеют много общего и в нервных связях.Учеными замечено, что, если ребенку 2 — 3 раза в день проводить массаж ушных раковин, он меньше болеет, лучше развивается, нормализуется работа многих систем организма. Правильно проводимый самомассаж ушей для детей является незаменимым средством для профилактики простудных заболеваний.«Взяли ушки за макушки»(самомассаж ушной раковины выполняется большим и указательными пальцами – большой палец находится сзади)Взяли ушки за макушки    (большим и указательным пальцами с обеих сторон)Потянули…                        (несильно потянуть вверх)Пощипали…                                (несильные нажимы пальцами, с постепенным продвижением вниз)Вниз до мочек добежали.      Мочки надо пощипать:        (пощипывание в такт речи)Пальцами скорей размять…      (приятным движением разминаем между пальцами)Вверх по ушкам проведём  (провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами) И к макушкам вновь придём. Самомассаж головы и шеи укрепляет нервную систему, успокаивает и нормализует сон ребенка. Можно порекомендовать следующий самомассаж лица и головы, который укрепляет также луковицы волос и усиливает приток крови к головному мозгу.1. Сильным нажатием пальчиков ребенок имитирует мытье головы.2. Затем пальцами, как граблями, ведет от затылка, висков, лба к середине головы, словно сгребает сено в стог.3. «Догонялки» — сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавишам, «бегает» по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то догоняют друг друга.4. «Конкурс причесок» — ласково, с любовью расчесывает пальцами, словно расческой, волосы. Самомассаж  рук   для детей важно проводить регулярно, чтобы активизировать определенные зоны в головном мозге. Так как каждый пальчик, как на ручках, так и на ножках детей отвечает за определенный орган, рекомендуется выполнять такие упражнения вместе с детьми. Самомассаж пальцев рук для детей позволяет улучшать мозговую активность и ускоряет психологическое развитие ребенка. 1.     Массаж бельевыми  прищепкамиБельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. (Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими.)Кусается сильно котёнок-глупыш,Он думает: это не палец, а мышь.—Но я же играю с тобою, малыш!—А будешь кусаться — скажу тебе «кыш!».Либо, другой вариант:Тянут прищепкой поочередно все пальцы на правой руке, затем – на левой:С веток ягоды снимаюИ в лукошко собираю Веселые прищепкиМы весёлые прищепки,Коль поймам держим крепко!Раз, два, три, четыре, пять!Прищепки будем мы катать!(Прищепка лежит на левой руке, любуемся ею, покачивая головой вправо-влево, накрываем её правой рукой и прокатываем между ладонями)Большой пальчик мы поймаемИ немного покачаем!   (Ловим прищепкой большой палец левой руки и качаем пальчик с прищепкой)Указательный поймаемИ немного покачаем!   (Ловим указательный палец левой руки и качаем) Средний пальчик мы поймаемИ немного покачаем!   (Ловим средний палец левой руки и качаем) Безымянный мы поймаемИ немного покачаем! (Ловим безымянный палец левой руки и качаем)И мизинец мы поймаемИ немного покачаем!   (Ловим мизинец левой руки и качаем)Раз, два, три, четыре, пять!Прищепки будем мы катать!(Прищепка лежит на правой руке, накрываем её левой рукой и прокатываем между ладонями, затем выполняем аналогичные действия на левой руке)1, 2, 3, 4, 5!Мы закончили играть.Пальчики свои встряхнёмИ немного отдохнём!   (Соединяем поочерёдно пальцы обеих рук, встряхиваем кисти рук,) 2.     Массаж «Иголки»Берём бигуди-спирали для волос. Катаем ее между ладонями, приговаривая:У сосны, у пихты, ёлкиОчень колкие иголки.Но ещё сильней, чем ельник,Вас уколет можжевельник.«Метелица»Крутит, вертит, стелетсяПо дворам метелица,Заметает все пути,Не проехать, не пройти.(Прокручивают бигуди между указательным и большим пальцами. Вращают бигуди на ладони. Проводят по каждому пальцу. Катают между ладонями). 3.     Массаж грецкими орехами (можно заменить комочком плотной бумаги)«Орех»(Движения соответствуют тексту)Я катаю свой орехПо ладоням снизу вверх.А потом обратно,Чтоб стало мне приятно.Я катаю свой орех,Чтобы стал круглее всех 4.     Самомассаж ладоней шишкамиХодит ёжик без дорожек,Не боится никого.С головы до ножекВесь в иголках ёжик.Как же взять его?(Катают шишку медленно между ладонями круговыми движениями). 5.     Массаж ладоней мячиками- «ёжиками»Массажный мячик предназначен для микромассажа.   Шипы на его поверхности  при перекатывании воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение. Игры с массажными мячиками можно проводить как по телу малыша, так и используя только  ручки. Эти мячики легко умещаются в детской ладошке, что позволяет с ними весело играть и развивать мелкую моторику рук.«Горка»Руку положить на колено, ладошкой кверху. Пальцы плотно сжаты между собой. На руку положить мячик. Другой рукой начинать поднимать мячик до шеи. Затем мячик слегка прижать наклонённой головой. Подержать на счет до 5, а затем «спустить» мячик вниз. Счет постепенно увеличить до 10. То же упражнение выполняется другой рукой. Важно проследить за тем, чтобы ребенок прокатил мячик по всей длине руки.Забирался мячик в горку,Отдохнул он на пригорке.Захотелось поиграть,Покатился вниз опять. 6.     Массаж шариками су-джокСу-джок терапия – это массажное воздействие на биологически активные точки кисти и стопы.«Непростой шарик»Этот шарик непростой,Весь колючий, вот такой!Меж ладошками кладем,Им ладошки разотрем.Вверх, вниз его катаем,Свои ручки развиваем.(Движения соответствуют тексту). Ира просит: «Ежик, ёж,Ты мне платьице сошьешь?»Ёж ответил из-под ёлки:«Ниток нет, одни иголки!» 7.     Самомассаж колечками от шарика су-джок «Клюква»Нарумянив солнцем щечки,Клюква выросла на кочке.До чего жеКрасная!Крупная!Атласная!Гладкая!Блестящая!Кислая!Хрустящая!(Положить колечко на ладонь, обвести указательным пальцем. На каждое название надевать пружинное кольцо на палец и снимать).8. Массаж с помощью шестигранных карандашей:Сильно палочку покрутим,И огонь себе добудем!9. Точечный самомассаж ватными палочками «Смородина»Как на щечке родинки,Черные смородинки.На кустах в саду растут-Похозяйничаем тут(Нажимают на подушечку каждого пальца ватной палочкой, затем ставят палочку на большой палец руки и держат указательным, затем меняют руки и повторяют на другой руке).3. РефлексияОбращаюсь к участникам.-   Посмотрите, у нас появилась поляна «Здоровья».   Но на ней не хватает …(цветов). Я предлагаю оживить нашу поляну: взять цветочки (раздать клейкие цветочки)  и записать на нём ваше впечатление от мастер-класса, и прикрепить к стебельку.  Я прикрепляю цветочек   «Удовольствие от общения».Участники прикрепляют цветы с надписями.   Рада, что мастер-класс стал для вас... (Читаю надписи.) 4. Заключительная. Всем известно выражение «Движение – жизнь». И с этим трудно поспорить. Мы с вами хорошо поработали,   я предлагаю вам немного подвигаться. Встаньте, дружно потянитесьИ друг другу улыбнитесь!Руки, ноги  разомнемИ игру скорей начнём!  (аудиоигра «У жирафа пятна») И в заключение мне хочется прочитать  четверостишье:Получен от природы дар –Не мяч и не воздушный шар,Не глобус это, не арбуз.Здоровье! Очень хрупкий груз.Чтоб жизнь счастливую прожить,Здоровье  нужно сохранить. Спасибо за внимание.  Мне было очень приятно поработать с вами. Надеюсь,  я была для вас сегодня полезна. До свидания.Игра на сплочение коллектива«Круг с карандашами»Цель игры: при выполнении упражнения от участников требуются четкая координация совместных действий и соизмерение своих движений с движениями партнера. Задание практически невыполнимо, если каждый участник думает только о своих действиях, не ориентируясь на других.Время:15 минут.ПодготовкаДля игры нужны карандаши или авторучки (желательно закрывающиеся колпачками или с убирающимся стержнем) — по одному на каждого участника.ОписаниеУчастники встают в круг, стоящие рядом должны удержать подушечками указательных пальцев карандаши или ручки. Расстояние между соседями — 50—60 см. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания:1.Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.2.Вытянуть руки вперед, отвести назад.3.Сделать шаг вперед; два шага назад; шаг вперед (сужение и расширение круга).4.Наклониться вперед, назад, выпрямиться.5.Присесть, встать.В дальнейшем можно усложнить и разнообразить упражнение:Сделать одновременно два движения (например, шагнуть вперед и поднять руки).Использовать не указательные, а безымянные пальцы или мизинцы.Держать руки не в стороны, а скрестить их перед грудью (левой рукой держит карандаш партнера справа, правой — партнера слева).Выполнять упражнение с закрытыми глазами.ОбсуждениеКакие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали? А на что ориентироваться при их выполнении? Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться “чувствовать” другого человека? А двоих — справа и слева — одновременно?