Публикации
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Автор: Гумеров Руслан Ильдарович
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Автор: Гумеров Руслан Ильдарович
УДК 37Гумеров Руслан Ильдарович, педагогдополнительного образования в МБОУ СОШ с. ПервомайскРоссия, с. ПервомайскКЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИАннотация: Статья посвящена структурному анализу кейс-технологии в современном образовательном процессе. Особое внимание уделяется междисциплинарному и исследовательскому подходам, групповой работе и повышению уровня мотивации для эффективности применения кейс-технологии.Ключевые слова: Кейс-технология, критическое мышление, функциональная грамотность, коммуникативные навыки, креативность, гибкость.Annotation: The article is devoted to the structural analysis of case technology in the modern educational process. Special attention is paid to interdisciplinary and research approaches, group work and increasing the level of motivation for the effective application of case technology.Key words: Case technology, critical thinking, functional literacy, communication skills, creativity, flexibility.В современном образовательном процессе акцент на функциональную грамотность становится все более актуальным. Функциональная грамотность представляет собой способность человека эффективно использовать знания и навыки в различных жизненных ситуациях. Одним из способов формирования этой компетенции является кейс-технология. Кейс-технология подразумевает использование конкретных жизненных ситуаций (кейсов) в образовательном процессе. Она позволяет студентам и обучающимся анализировать, обсуждать и решать реальные или приближенные к реальности задачи. [4, с. 115]. Этот подход способствует развитию критического мышления и навыков решения проблем, которые являются ключевыми компонентами функциональной грамотности. [2, с. 17].Одним из важных аспектов кейс-технологии является наличие практического контекста. Обучающиеся сталкиваются с ситуацией, которая требует от них анализа, применения теоретических знаний и выработки решений. Такой подход помогает формировать умение интегрировать различные знания и навыки, а также применять их в конкретных условиях. [6, с. 142].Данная компетенция также способствует развитию междисциплинарного подхода. Зачастую решения, связанные с кейсами, требуют знаний из разных областей — экономики, социологии, психологии и других. Это позволяет учащимся увидеть взаимосвязи между дисциплинами и развивать целостное восприятие проблемы. [3, с. 68].Важным элементом эффективного применения кейс-технологии является групповая работа. Обучающиеся, работая в командах, учатся обсуждать и защищать свои идеи, принимать во внимание различные точки зрения и находить компромиссы. Это значительно развивает их коммуникативные навыки и умение работать в команде.Кроме того, применение данной технологии в обучении позволяет повысить уровень мотивации обучающихся. Работа с реальными проблемами создает у них интерес к учебному процессу и повышает их вовлеченность. Обучающиеся понимают, что знания, полученные в классе, могут быть применены в реальной жизни, что делает учебу более осмысленной.Еще одним значимым аспектом кейс-технологии является возможность оценки и отражения результатов работы учащихся. Результат, получаемый после решения кейсов, помогает обучающимся осознать свои сильные и слабые стороны, а также научиться принимать конструктивную критику. Это создает пространство для самосовершенствования и личностного роста, что является немаловажным в процессе формирования функциональной грамотности. Помимо этого, кейс-технология способствует развитию исследовательских навыков. Обучающиеся учатся самостоятельно находить информацию, анализировать ее и интегрировать в свои решения, что способствует формированию исследовательского подхода к обучению. [1, с. 104]. Такой подход не только укрепляет знания, но и развивает умение задавать вопросы и искать ответы, что является важной частью критического мышления.Таким образом, кейс-технология является эффективным средством формирования функциональной грамотности. Она помогает учащимся не только осваивать теоретический материал, но и развивать практические навыки, необходимые для успешной деятельности в современном мире. Внедрение этой технологии в образовательный процесс будет способствовать подготовке квалифицированных специалистов, способных принимать обоснованные решения в условиях неопределенности и сложности. [5, с. 200]. И конечно, успешная реализация кейс-технологии требует от педагогов быть гибкими и креативными в выборе кейсов, соответствующих интересам и уровню подготовки обучающихся. Это создает условия для индивидуализации обучения, что, в свою очередь, усиливает эффект от применения этой технологии в образовательном процессе.Список литературы:Берсенева, О.В. Кейс-метод – инструмент формирования исследовательских компетенций будущих учителей математики [Текст] / О.В. Берсенева // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2015. - №2(4). – С. 103-105. Бубекова, И.А. Оценивание результатов обучения по кейс-методу[Текст] / И.А.Бубекова // Современные средства оценивания результатов обучения в условиях внедрения компетентностного подхода:материалы республиканского семинара преподавателей дисциплины «Физика» ПОО РТ. – Зеленодольск: Изд-воОтечество, 2016. – С. 14-18. Бурко, Н.В. Кейс-метод как инструмент активного обучения в новых образовательных условиях [Текст] / Н.В. Бурко // Russianagriculturalsciencereview. – 2015. - №6-3. – С. 66-71. Сурмин, Ю. Ситуационный анализ или анатомия кейс- метода [Текст] / Ю.Сурмин, А.Сидоренко, В.Лобода, А.Фурда, И.Катерыняк, К.Меер. – Киев: Центр инноваций и развития, 2002. – С. 286. Толстоухова, И.В. Использование кейс-метода в формировании профессиональных компетенций обучающихся [Текст] / И.В. Толстоухова, Т.А. Фугелова // Современные наукоемкие технологии. – 2016. - №7-1. – С. 200-203. Фомичева, Л.М. Метод анализа конкретных ситуаций или метод «кейс-стади» [Текст] / Л.М. Фомичева //Образование. Инновация. Качество: материалы Международнойнауч. – практич. конф.– Курск: Курская государственная сельскохозяйственная академия им. И.И. Иванова, 2012. – С.140-144.