Публикации Синдром эмоционального выгорания: понятие, симптомы, фазы развития.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Синдром эмоционального выгорания: понятие, симптомы, фазы развития.
Автор: Бубко Ирина Валентиновна

Синдром эмоционального выгорания: понятие, симптомы, фазы развитияСиндром эмоционального выгорания (СЭВ) – актуальная проблема профессиональной деятельности. СЭВ негативно влияет на человека, организацию, в которой работает, и тех, кто рядом с ним, родственников, коллег, клиентов. Сотрудники перестают справляться с обязанностями, снижается творческий подход к работе, деформируют рабочие отношения, роли и коммуникации. Процесс выгорания более опасен в начале развития, т.к. жертвы профессионального выгорания не осознает его симптомов. Сегодня большинство экспертов считает проблему недостаточно изученной и заявляют об отсутствии доказательных практик по профилактике СЭВ и психокоррекции. Однако все большее количество людей испытывают эмоциональное выгорание и СЭВ становится обычным явлением.Термин «эмоциональное выгорание» ( burnout) ввел в психологию американский психиатр в Герберт Фрейденбергер использовал термин для работников психиатрических учреждений. Изначально под термином понималось состояние изнеможения и истощения с ощущением разочарования и собственной бесполезности. Подразумевалось, что чаще всего врачи и сотрудники благотворительных организаций сталкивались с СЭВ. На первых этапах изучения СЭВ носили описательный характер. Исследователи СЭВ Кортни Кокс и Ричард Гриффитс определили 150 симптомов выгорания. Поэтому было сложно определить, где СЭВ, а где индикаторы стресса, расстройства личности. Таким образом, понятие выгорания искажалось.С конца 70-х годов работодатели столкнулись у сотрудников с развитием болезненных состояний на работе, разочарованием в профессии, снижением показателей производительности и качества труда, что приводило к ухудшению психического и соматического здоровья. Состояние сотрудников отражалось и на социальном здоровье общества. Эксперты стали выявлять СЭВ у разных профессий.В 80-х годах началась методологическая фаза в исследовании СЭВ. В 1981 г. социальный психолог Кристина Маслач уточнила термин в соответствии с трехкомпонентной моделью «выгорания». Впервые выгорание рассматривалось как синдром, который включает компонента:- эмоциональную истощенность, которая выражается в эмоциональной опустошенности и усталости от постоянно переживаемого напряжения и стрессовых реакций в процессе работы с людьми;- деперсонализацию, которая выражается в тенденции видеть преимущественно «плохие» стороны в характере и поведении других людей, циничном отношении к труду и объектам труда;- редукцию профессиональных достижений, которая выражается в умаление собственного достоинства и профессионального мастерства, отсутствии перспектив дальнейшего развития.Только совокупность трех компонентов составляет синдром выгорания. Каждый в отдельности синдромом не является.Исследования 21 века расширили сферу понимания СЭВ и его структуры. Сегодня под СЭВ понимается профессиональный кризис, который связан с межличностными отношениями и работой. СЭВ означает отрицательное отношение к «клиентам», труду и его предмету. Это психологическая эмоциональная защита, которая проявляется в снижении эмпатии и проявлении алекситимии. Ученые определяют пять основных групп симптомов, характерных для СЭВ (таблица 1)Таблица 1 – Основные симптомы выгоранияВсе сотрудники сталкиваются с СЭВ и синдром формируется постепенно в процессе профессиональной деятельности. Психологи выдвигают разные теории развития профессионального выгорания. Немецкий психолог Матиас Буриша рассматривает эмоциональное выгорание, как шестифазный процесс (таблица 2).Таблица 2 – Фазы развития синдрома эмоционального выгоранияТрехкомпонентная модель «выгорания» остается актуальной. Развитие общества меняется быстро и это влияет на причины выгорания, а значит поиск доказательных практик по профилактике СЭВ и психокоррекции продолжается. Профессиональная сфера человека влияет на сферу личности и социальную сферу общества, поэтому изучение СЭВ дает возможность понять механизмы формирования жизнестойкости человека и устойчивости сообщества.