Публикации Разработку урока по предмету "Окружающий социальный мир" по теме "Виды транспорта"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Разработку урока по предмету "Окружающий социальный мир" по теме "Виды транспорта"
Автор: Лежнева Евгения Федоровна

МАОУ СКОШ для учащихся с ОВЗ
Учитель: Лежнева Евгения Федоровна
Класс: 6т
Предмет: Окружающий социальный мир
Тема: Виды транспорта
Цель: расширение представлений учащихся о возникновении различных видов транспорта.
Задачи
Образовательные:
закрепить знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения;
упражнять в умении классифицировать транспорт по видам;
активизировать словарь детей словами-названиями транспортных средств, профессий людей, управляющих этими транспортными средствами;
упражнять в правильном произношении звуков р и шипящих, в умении давать развернутые ответы на вопросы;
закрепить умение работать с бумагой и клеем, создавать из элементов целостную композицию.
Коррекционно-развивающие:
развивать любознательность, мышление, фонетический слух;
коррекция мелкой моторики посредством работы с бумагой и клеем;
Воспитательные: воспитывать уважение к профессии водителя.
Оборудование:
Картинки с изображением разнообразных транспортных средств, дороги, морского причала, железной дороги, аэродрома или неба с облаками. Аудиозаписи звуков, издаваемых транспортом. Три круга символизирующие три сигнала светофора, мячи. Салфетки-паруса для дыхательной гимнастики. Оборудование для аппликации.
Предварительная работа: Наблюдение за транспортом. Рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме Транспорт. Раскрашивание картинок-раскрасок с изображением транспортных средств. Беседа, дидактическая игра или занятие о правилах дорожного движения.
Ход урока
Части занятия
Содержание деятельности
Деятельность педагога
Деятельность детей
Мотивационно-
ориентировочная
- У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься?
Человек придумал множество разных и интересных профессий. Каждый из вас, когда чуть подрастёт, выберет, чем ему заниматься и на какой профессии остановить свой выбор.
Мы же с вами сегодня поговорим о людях, которые помогают нам добраться из одного места в другое, чья задача перевозить людей и грузы на разные расстояния.
Послушайте загадку:
Все дороги мне знакомы.
Я в кабине словно дома.
Мне мигает светофор,
Знает он, что я - ... (Шофёр)
Да, это шофёры. Шофер или как еще его называют, водитель. Как вы думаете, какими качествами должен обладать хороший шофёр или водитель? Что он должен знать и уметь?
М.О.: водитель должен быть ответственным, внимательным, добросовестным, дисциплинированным, трудолюбивым, вежливым).
Но самое главное - шофёр должен очень хорошо знать правила дорожного движения, ведь от этого зависит безопасность и пассажиров, и пешеходов на дорогах. Знать правила дорожного движения должны не только шофёры, но и пешеходы, и не только знать, а всегда выполнять требования этих правил. Это очень важно!
Дидактическая игра Все профессии важны
Рассмотрите виды транспорта и вспомните, кто каким видом транспорта управляет.
Как можно назвать одним словом все, что изображено на этих картинках?
Вступительное слово
Загадывает загадку
Размещает картинку на доске
Обобщает ответы учащихся
Предлагает учащимся дидактическую игру.
Предлагаются следующие виды транспорта: автомобиль, самолёт, корабль, ракета, велосипед, мотоцикл, поезд.
Слушают
Отгадывают загадку (шофёр)
Отвечают на вопросы
Отвечают на вопросы
Основная
Есть разные виды транспорта - одни летают в небе, другие - ездят по дорогам, третьи - плавают по морям и океанам. Есть даже подземный транспорт - метро.
А какие виды транспорта вы знаете?
Хорошо подумайте и ответьте, зачем же транспорт нужен людям?
Дидактическая игра Едет, плывет, летит
дорога, морской причал, железная дорога, аэродром или небо с облаками
Дидактическая игра Угадай на слух вид транспорта
Динамическая пауза Поезд с грузом
Учащиеся становятся в круг. По сигналу они перекидывают мячи друг другу (грузят вагоны). После команды погрузка закончена дети выполняют движения руками (имитация езды поезда) с движением по кругу друг за другом и произношением на выдохе чух-чух-чух (до 1 мин). После чего поезд останавливается, произносится на выдохе ш-ш-ш как можно дольше. Выполняется глубокий вдох через нос - набрались сил и приступили к разгрузке вагонов. Мячи передаются в другую сторону.
Видов транспорта довольно много и с каждым годом становится всё больше и больше - появляются скоростные поезда и монорельсовые дороги. И детям, и взрослым нужно быть очень внимательными там, где вы можете повстречаться с этими большими и сильными машинами - на дорогах, вокзалах, в портах.
Давайте вспомним, в какой последовательности появлялись виды транспорта. Сначала человек передвигался самостоятельно и все грузы носил на себе. Как вы думаете, легко ли было носить на себе тяжести? Это было очень тяжело. Но тут на помощь человеку пришли ... Да, домашние животные. Лошади, ослики, а в жарких странах и слоны. Человек получил возможность путешествовать и перевозить небольшие грузы. Потом человек изобрел лодку и парус, стал строить корабли из дерева и использовать силу ветра, надувающего паруса, он получил возможность плавать по рекам, морям, а затем и океанам. Это открыло перед людьми далекие и загадочные земли.
Дыхательная гимнастика Ветер надувает паруса
Детям предлагается подуть на салфетку - ветер надувает паруса. Предложить попробовать разную силу ветра - дыхания.
Очень много лет домашние животные и ветер верно служили человеку. Но потребности людей всё время росли и уже никакие лошади не могли поднять те тяжести, которые нужно было перенести людям на дальние расстояния. И тут человек понял, что нужно самому изобретать транспортные средства. Так появились и другие виды транспорта, первым из которых был ... воздушный шар. Воздушный шар мог поднять человека или полезный груз и перенести на большое расстояние. Увы, управлять воздушным шаром было почти невозможно - он летел только туда, куда его нес ветер. Поэтому людям пришлось изобретать дальше. Через некоторое время человек изобрёл двигатель - сердце любой машины. Первые двигатели работали на угле и дровах, очень коптили и дымили, но они помогли изобретателям построить первый поезд - паровоз.
Чистоговорка Поезд
Поезд мчится, скрежеща: жэ, че, ша, ща, че, ша, ща.
Продолжим наш рассказ. Паровоз мог перевезти очень большие тяжести и людей на далекие расстояния и оказался очень полезен. Но оказалось, что рельсы, по которым передвигались поезда, можно проложить не везде. Как же быть? И тут изобретатели поставили паровоз на колёса и убрали рельсы - получился первый автомобиль.
С той поры виды транспорта постоянно совершенствовались. После появления бензинового двигателя машины стали быстрее и мощнее. Этот двигатель оказался очень полезен не только для машин
поставив такой мощный двигатель на планер, человек построил первый самолет. А уже потом появились ракеты, подводные лодки, метро и еще много других видов транспорта.
Ну что же, мы сегодня познакомились с разными видами транспорта. С автомобилями, поездами и кораблями вы уже хорошо знакомы, а чуть позже вы познакомитесь и с другими транспортными средствами. Но вы на всю жизнь должны запомнить, что нужно соблюдать осторожность на любых дорогах и в любом виде транспорта и соблюдать правила дорожного движения.
Аппликация Воздушный шар
Учащиеся наклеивают на голубой лист бумаги детали изображения - шар, корзину. Затем приклеивают нитки - стропы. Из смятых салфеток белого цвета делают облака. Учитель обращает внимание детей на то, что облака можно расположить и ниже воздушного шара. Так как воздушный шар может подниматься выше облаков.
Размещает на доске картинки наземного, подземного, воздушного и водного транспорта
Контролирует выполнение игровых действия
Учитель по очереди включает учащимся запись характерных шумов и сигналов, производимых различными видами транспорта - скрип тормозов, гудок поезда, гудок парохода, гул самолёта, стук колес вагона, звук работающего
автомобильного мотора
Контролирует выполнение
Рассказывает о видах транспорта с использование наглядности
Контролирует выполнение
Продолжает рассказ о видах транспорта с использование наглядности
Контролирует выполнение
Продолжает рассказ о видах транспорта с использование наглядности
Учитель помогает тем учащимся, которые нуждаются в помощи
Слушают учителя
Отвечают на вопросы
Дети выбирают себе картинку с изображением какого-то транспортного средства и должны отнести его туда, где изображено место, соответствующее именно этому виду транспорта
После прослушивания фрагмента записи учащиеся определяют, какому виду транспорта соответствует характерный шум.
Выполняют упражнение
Слушают учителя
Выполняют упражнение
Слушают учителя
Выполняют упражнение
Слушают учителя
Выполняют аппликацию
Рефлексивно-оценочная
На каком транспорте вы ездили с родителями?
Задает вопрос
Отвечают на вопрос