Публикации Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках английского языка посредством использования приемов на основе практик цифровой образовательной платформы Skillfolio

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках английского языка посредством использования приемов на основе практик цифровой образовательной платформы Skillfolio
Автор: Бирюкова Екатерина Васильевна

Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках английского языка посредством использования приемов на основе практик цифровой образовательной платформы SkillfolioБирюкова Екатерина ВасильевнаУчитель иностранных языков ГБОУ «Шебекинскаягимназия-интернат» гебекино Белгородской областиГосударственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шебекинская гимназия-интернат» предоставляет возможность получить доступное и качественное образование девушкам 12-18 лет, проживающих на территории Белгородской области. Данное образовательное учреждение является единственной женской образовательной организацией в нашей области. На базе учебного учреждения реализуются программы углубленного изучения русского и иностранного языков на уровне основного общего образования. В соответствии с предпочтениями, интересами и способностями обучающихся на уровне среднего общего образования на основе индивидуальных учебных планов осуществляется профильное обучение по таким предметам, как русский язык, литература, иностранный язык, история, обществознание, право, экономика, география, математика, физика, информатика, биология, химия. Обучающиеся ГБОУ «Шебекинская гимназия-интернат» имеют высокий уровень мотивации к учебной деятельности, являются участниками различного уровня олимпиад, конкурсов, конференций. Большинство обучающихся являются участниками волонтерских движений, различных патриотических акций и марафонов. Образовательная программа гимназии направлена на формирование эффективного образовательного пространства как поля потенциальных воздействий для развития гармоничной личности, владения ключевыми компетенциями, необходимыми для жизни и профессиональной реализации в поликультурную и высокотехнологичную среду.Одной из основных задач педагогического коллектива учебного учреждения является создание оптимальных условий, способствующих индивидуальному развитию и воспитанию каждого обучающегося, вовлечение их в атмосферу деятельности. Перед педагогическим коллективом поставлены задачи, связанные с обеспечением условий для развития интеллектуальных и нравственных качеств учениц гимназии с целью формирования высокообразованной личности, содействия развитию самообразования, самовоспитания и саморазвития каждой ученицы, а также формирования широкого и гуманного взгляда на мир у учащихся.Для успешного выполнения данной задачи необходимо проявить творческий подход в ее решении и использовать эффективные методы в образовательном процессе. Нужно сделать так, чтобы школьное обучение позволяло выпускникам умело ставить значимые цели и достигать их впоследствии, а также адекватно реагировать на разнообразные ситуации в жизни.Развитие инновационных технологий породило необходимость поиска новых технологий, позволяющих обучающимся изучать иностранные языки эффективно, результативно и с интересом. Эффективным решением проблемы развития коммуникации обучающихся является цифровая образовательная платформа Skillfolio, предлагающая использование практик, способствующих развитию иноязычной коммуникативной компетенции учащихся и ориентированных на формирование личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов.Уровень развития коммуникативно-речевой способности зависит от ее лексико-грамматической стороны и качества усвоения различных действий с языковым материалом, начиная простейшими, заканчивая выработкой прочных автоматизмов и сложных творческих умений. Одним из способов повышения уровня продуктивного владения иностранным языком является использование цифровых технологий в обучении иностранному языку.В современных школах обновление процесса преподавания иностранного языка предполагает, что учителя имеют право и возможность подбирать учебные материалы на собственное усмотрение. Сегодня педагоги отказываются от стандартизированных методических подходов, жестко регламентирующих их деятельность в рамках той или иной методической системы. Свое предпочтение они отдают возможности анализировать современное состояние иноязычного образования и эффективно использовать новые технологии в образовательном процессе.Ведущим направлением систем образования в современном мире, в особенности иностранных языков, является системная интеграция цифровых технологий в образовательный процесс.ФГОС нового поколения считает возможным усовершенствование образовательной системы путем интеграции передовых технологий, разработки современных методов обучения и использования информационно-коммуникативных ресурсов. Кроме того, особое внимание уделяется обеспечению образовательных учреждений электронными средствами и повышению квалификации педагогов, а также использованию интернета в образовательном процессе.Современные цифровые технологии в значительной степени способствуют улучшению процесса изучения иностранного языка, чего удается достичь благодаря применению разнообразных мультимедийных и интерактивных ресурсов. Это повышает познавательную активность и мотивацию учащихся, улучшает их языковые и коммуникативные навыки.Применение инновационных цифровых технологий предоставляют доступ к разнообразным информационным источникам, создают возможности для создания виртуальной языковой среды, где обучающиеся могут взаимодействовать друг с другом и общаться с преподавателями через сеть Интернет. Учитесь и улучшайте самообучение и извлекайте пользу из уровня иностранного языка.Цифровые коммуникационные технологии – это особая форма образовательной деятельности, демонстрирующая наглядное сопровождение звуков и изображений на иностранном языке и помогающая нам точнее понять смысл того, что мы видим и слышим.ГБОУ «Шебекинская гимназия-интернат» является региональной инновационной площадкой по реализации инновационной деятельности по теме «Внедрение модели тьюторского сопровождения обучающихся по развитию гибких навыков (soft skills) посредством использования цифровой платформы Skillfolio». Таким образом, мы стремимся к активному использованию и внедрению инновационных цифровых ресурсов как в образовательный, так и воспитательный процесс.Цифровая трансформация образования - это обновление планируемых образовательных результатов, содержания образования, методов и организационных форм учебной работы, а также оценивания достигнутых результатов в быстроразвивающейся цифровой среде для кардинального улучшения образовательных результатов каждого обучающегося.Soft skills (гибкие навыки) - это категория умений и навыков, которые позволяют легко выстраивать коммуникации с другими людьми, эффективнее справляться с разными задачами и быстро обучаться новому.Цифровые технологии доказали свое превосходство в обучении иностранному языку. Очевидно, что они обладает множеством преимуществ по сравнению с традиционными методами обучения. Применение данных технологий в образовательном процессе позволяет индивидуализировать обучение, учитывая уникальные способности и особенности каждого ученика, способствуют поддержанию индивидуального темпа работы каждого обучающегося, стимулирует самостоятельную работу и активизирует познавательные процессы.Развитие научно-методических основ непрерывного образования в условиях цифровизации требует целостности методологических, теоретических, организационных и методических основ построения формы цифрового образовательного пространства в системе непрерывного образования.Выполняя практические задания, предоставляемые платформой Skillfolio на английском языке, обучающиеся обретают не только возможность самореализации, но и возможность улучшить свои навыки английского языка в классе и во внеклассной деятельности.Тематика заданий учитывает личные интересы, жизненный опыт, познавательные возможности и знания обучающихся в определенных областях, а также соответствует рабочей программе учебного предмета «Английский язык».Задания способствуют развитию коммуникативных навыков в процессе изучения иностранного языка, создают условия для активизации изученных языковых средств (лексического материала, грамматических конструкций и изобразительно-выразительных средств).Приступая к работе в новом классе, необходимо определить, какой метод обучения по типу информации предпочтительнее использовать с обучающимися. С этой целью учащимся предлагается использование приема «Aural or visual perception» («Аудиал или визуал»), который позволяет определить, кем являются обучающиеся по ведущему каналу восприятия. Использование данного приема на уроке усвоения новых знаний на этапе первичной проверки понимания помогает учителю получить представление о том, кому из детей легче усвоить информацию с помощью наглядных пособий, рисунков и раздаточного материала, а кто из обучающихся лучше воспринимает информацию на слух. Предлагаются вопросы, на которые нужно ответить. По ответам обучающихся автор получает представление о том, кто является аудиалом, а кто визуалом, кому легче воспринимать информацию на слух, а кому необходимо совершенствовать и развивать этот навык. Практику «Я бы с удовольствием, но…», возможно применять при составлении диалогов по различным темам при реализации учебной программы В.П. Кузовлева в 9 классе на уроках актуализации знаний и умений на этапе применения знаний и умений в новой ситуации. Каждый раздел учебника в этих классах включает в себя урок, в котором обучающимся предлагается построить диалоги, в которых они должны согласиться или отвергнуть предложенную идею по проблеме, используя заданные речевые образцы. На карточке-практике представлены примеры аргументированного отказа от нежелательного предложения. У обучающихся есть возможность придумать и дописать свои ответы, продолжив предложения. Данный прием может быть использован при работе в парах или мини-группах. Один обучающийся выступает с предложением, а другой обучающийся формулирует убедительный отказ, используя данные примеры или продолжая любое из предложений, дополнив его самостоятельно. В рамках изучения темы «Школа-что дальше?» обучающимся предлагается составить и разыграть диалог, выбрав одну из предложенных ситуаций. Так, например, им предлагают обсудить поступление в колледж после 9 класса. При этом необходимо использовать фразы для приведения аргументов и контраргументов. -Are there any plans after leaving school? Are you going to enter a college?-I would like to, but I have other plans for the following year.-Do you ignore the idea of applying to college?-No, but I am going to take a gap year because I need a break to do something different.-Are you going to work during the gap year?-Possibly, but I’m not sure because I want to develop my skills in a different field.-Ok. I see. We’ll discuss it a little bit later. Maybe, you’ll change your mind.-I am not quite sure, but even so, I’ll let you know about it.-See you later.-Bye!При изучении различных тем на уроках актуализации знаний и умений на этапе обобщения и систематизации знаний, а также на уроках систематизации и обобщения знаний и умений на этапе применения знаний и умений в новой ситуации целесообразно использование приема «Звездная карта моей жизни». Данная практика представлена в виде красочных изображений трех планет под названием «Прошлое», «Настоящее» и «Будущее». Предлагается вспомнить свой прошлый опыт и на планете под названием «Прошлое» написать ключевые слова по теме, которые будут использоваться при воспроизведении устного рассказа. На планете под названием «Настоящее» и «Будущее» также необходимо написать ключевые слова по теме, имеющим отношение к вашему настоящему и будущему. Обязательным условием является использование лексики раздела по определенной теме. Примером реализации краткосрочного проекта может являться раздел «Какую школу вы посещаете?» (В.П. Кузовлев, 9 класс). С помощью использования данного приема обучающимся предлагается вспомнить прошлое и рассказать о своей школе и изучаемых предметах в начальной школе. Далее нужно рассказать о том, в какой школе они обучаются сейчас, как происходит обучение, каким образом организован рабочий день, какие предметы они изучают. Также предлагается рассказать о своих планах на будущее.Данный прием может быть использован в 9 классе при повторении времен английского языка: настоящего, прошедшего и будущего на уроках контроля знаний и умений на этапе выявления знаний, умений и навыков, проверки уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. В данном случае целесообразно будет повторение по отдельности прошедшего, настоящего и будущего простого времени (Present Simple, Past Simple, Future Simple), прошедшего, настоящего и будущего длительного времени (Present Progressive, Past Progressive, Future Progressive), прошедшего, настоящего и будущего завершенного времени (Present Perfect, Past Perfect, Future Perfect) для лучшего усвоения грамматического материала. Так, например, учитель предоставляет детям предложение в Present Progressive Tense и предлагает, взяв за основу данное предложение, написать его в Past Progressive и в Future Progressive.Например:We are working on the project right now.We were working on the project the whole day yesterday.We will be working on the project from 5 till 7 tomorrow.Данный прием может также быть использован при повторении времен пассивного залога. Например:The problem has just been discussed.The problem had been discussed before our teacher came.The problem will have been discussed by tomorrow.На уроке-дискуссии автор опыта считает приемлемым использование приема «Плюс. Минус. Интересно». Очень часто, при решении какой-то проблемы, человек оказывается в плену традиционной ловушки: он формулирует свое отношение к данной проблеме. В большинстве случаев, это уже готовое мнение, основанное на опыте, ассоциациях с чем-то знакомым. Эдвард де Боно предлагает при решении жизненных задач, возникающих проблем, применять практику «Плюс. Минус. Интересно». Разбирая проблему, сначала следует отобрать «положительные» аспекты данной проблемы, затем «отрицательные» и, наконец, «интересные». К группе «интересные» следует отнести те признаки ситуации (объекта или явления), которые явно не относятся ни к «положительным», ни к «отрицательным».Например, на заседании Управляющего совета частной школы родители предложили, в целях стимулирования успеваемости, выплачивать ежемесячно денежное вознаграждение учащимся, которые учатся на «хорошо» и «отлично». Что из этого получится? Применив прием «Плюс. Минус. Интересно», можно взглянуть на ситуацию с нескольких сторон, тогда как по классической схеме можно увидеть всего лишь одну грань.Подобные проблемы для обсуждения представлены в учебнике 9 класса В.П. Кузовлева, в котором обучающимся представлены различные вопросы для обсуждения. Использование данного приема возможно на уроках актуализации знаний и умений на этапе обобщения и систематизации знаний при изучении таких тем, как «Интернет. Польза или вред?», «Школа, в которой я учусь», «Получение образования в старших классах. Является ли оно обязательным?» Система работы с использованием приемов на основе практик цифровой образовательной платформы Skillfolio способствует развитию коммуникативных компетенций, развитию познавательных способностей обучающихся, навыков, позволяющих самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, пробуждает у них искренний интерес, а также повышает мотивацию обучающихся на уроках иностранного языка за счет возможности вовлечения ребенка в образовательный процесс и стимулирования его самостоятельного желания развиваться.Литература1.Бодалев А.А. Психологическое общение.- М.: Изд-во Институт практической психологии. - Воронеж: Н.П.О., Модек, 2016. - 256 с.2.Вербицкий А.А.Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции: монография/А.А.Вербицкий, О.Г.Ларионова.- Москва: Логос, 2020.-336с.3. Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании. Формирование и оценивание / Н.Ф. Ефремова. – М.: Национальное образование, 2019. - 416 c.4. Куницына В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов / В.Н. Куницына.- Спб.: Питер, 2019. -544 с. 18. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - Москва.: Просвещение, 2019. - 575 с.5. Серостанова Н.Н. Современные технологии преподавания иностранных языков в эпоху цифровизации образования / Н.Н. Серостанова, Е.И. Чопарова // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 6. - С. 14-176.Сысоев П. В. Подкасты в обучении иностранному языку/ П. В. Сысоев // Язык и культура. - Выпуск № 2 (26). - 2019. -С. 189-201