Публикации Активизация творческого потенциала учащихся в образовательном процессе через использования информационных технологий.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Активизация творческого потенциала учащихся в образовательном процессе через использования информационных технологий.
Автор: Викулова Наталья Ивановна

Активизация творческого потенциала учащихся в образовательном процессе через использования информационных технологий Викулова Наталья Ивановнаучитель начальных классов, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Средняя школа № 50 имени воина-интернационалиста Донского Н.В.», г. Красноярск «Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться вот единственный курс учительской жизни». К.Д. Ушинский«Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете». И. ГётеПоэтому цель школы не в том, чтобы ученик знал больше, а в том, чтобы он умел узнавать, добывать нужные ему знания, умел применять их в жизни, в учебной деятельности, в любых ситуациях.Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка, и это налагает особую ответственность на учителя начальной школы. Долгое время начальная школа в системе образования являлась «школой навыка». Сегодня начальная школа представляется иначе. Сегодня она должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе - местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие.Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в Концепции модернизации Российского образования. В Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения подчёркивается необходимость создания качественно новой развивающей модели массовой начальной школы.В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить, становление личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей, развитие творческого потенциала формирование универсальных учебный действий, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Именно информационные технологии, являясь универсальными средствами обучения, позволяют не только формировать у учащихся знания, умения и навыки, но и развивать личность ребёнка, удовлетворять его познавательные интересы. В психологических исследованиях отмечается, что ИКТ влияют на формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучающихся, обогащает восприятие учебного материала, способствует его научному пониманию. Применение ИКТ в начальной школе призвано преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировать детский труд, оптимизировать процессы понимания и запоминания учебного материала, поднять на более вы сокий уровень интерес детей к учёбе. Поэтому темой моей работы является «Развитие творческих способностей учащихся в урочной деятельности».С 2012 года ежедневно мы ведём уроки с мультимедийной поддержкой и можем с уверенностью сказать, что использование ИКТ на уроке:расширяет возможности предъявления учебной информации;усиливает обратную связь в системе «ученик-учитель»;повышает интерес к предмету, эффективность развития и уровня обученности учеников;стимулирует развитие творческих способностей детей, развивает память, внимание;последовательность рассуждений и их доказательств, интеллект;вызывает появление чувства творческого удовлетворения;не возникает стрессовой ситуации, когда перед учителем и одноклассниками приходится проявлять свою несостоятельность.А это очень важно, поскольку современные дети уже окружены проблемой возникновения стрессовой ситуации. Почти каждый ребёнок имеет дома компьютер и использует его только для игр. А вы, наверное, видели - в какие компьютерные игры играют наши дети. Большинство игр-стрессовые. А мы показываем другую положительную сторону использования персонального компьютера и наши дети с удовольствием готовят презентации и проекты для уроков.Как и всякое новое дело, на начальном этапе оно требует значительных усилий учителя с одной стороны, с другой стороны помогает современному учителю в его работе.Цель моей работыопределить возможности использования информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе;добиться повышение качества образования младших школьников и повышения мотивации к обучению в школе.Задачи:использовать на уроках различные формы работы с применением ИКТ;развивать творческие способности и познавательную активность учащихся при выполнении проектных и исследовательских работ;воспитывать самостоятельность, способность к самообразованию;использовать ИКТ как средство контроля и оценки качества обучения;Цели использование ИКТ в работе с младшими школьниками За последние годы произошло коренное изменение роли и мест персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Формирование информационной культуры в школе происходит, прежде всего, с помощью средств ИКТ. Как показывает моя педагогическая практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать, и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности обучаю щихся начального звена.Практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Они открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информа- ции, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. Обеспечивается развитие у каждого школьника собственной образовательной траектории. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на раз- витие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.При использовании ИКТ стало легче осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению, появилась возможность рациональнее организовать весь учебный процесс.Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся. Использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка), обеспечивает наглядность; привлекает большое количество дидактического материала, повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5–2 раза; обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разно - уровневые задания). Таким образом, применение ИКТ: расширяет возможность самостоятельной деятельности, формирует навык исследовательской деятельности; обеспечивает доступ к различным справочным системам, электроннымбиблиотекам, другим информационным ресурсам; в общем, способствует повышению качества образования.Данная технология способствует:активизации познавательной деятельности учащихся.развитию мышления, логики.направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и ис- следование.продвигает ребёнка в общем развитии;помогает преодолеть трудности, вносит радость в жизнь ребёнка;создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе. Младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации. Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность. Основные направления информатизации начального образованияИнформатизация начального образования проходит по следующим направлениям:использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, использование в своей работе ЦОР, использование Интернет-ресурсов, и т. д.);введение учебного курса «Информатика» как учебного предмета для младших школьников;проведение урока с использованием ИТ (применение ИТ на отдельных этапах урока, использование ИТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями);осуществление проектной деятельности младших школьников с использованием ИКТ.Возможности использование ИКТ в начальной школе. Спектр использования возможностей ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мыдолжныпомнитьзаповедь«НЕ НАВРЕДИ!».«В 1999 году в Британии опубликованы результаты научных исследований английских психологов. Их выводы достаточно категоричны: до десяти лет ребенку у компьютера делать нечего! Пристрастие детей до 9—10 лет пусть даже к развивающим и обучающим играм может замедлить их развитие, подавить интерес к обычным детским играм и контактам со сверстниками, не способствует повышению концентрации внимания и развитию воображения. Английские ученые советуют воспитывать детей, ориентируясь на традиционные методы. До 10—11 лет для ребенка гораздо полезнее, как для психического, так и для физического здоровья, читать вместе с родителями книги, рисовать и играть на воздухе в подвижные игры».Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИТК должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.Какие же возможности ИТК помогут учителю начальных классов создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала.Выделим основные:создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т. д.);создание презентаций на определённую тему по учебному материалу;использование готовых программных продуктов;поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке урока, внеклассного мероприятия, самообразования;создание мониторингов по от слеживанию результатов обучения и воспитания;создание тестовых работ;Опыт применения уроков с использованием ИКТ в начальной школеВ современном мире на детей обрушивается огромный поток информации, не умея быстро сконцентрировать своё внимание, отсеять второстепенное и запомнить нужное дети становятся невнимательными и более рассеянными. Как утверждают психологи: «Лучший способ стать внимательным — это никогда не позволять себе делать никакой работы невнимательно!»Познавательная активность ребёнка организует внимание на исследуемом объекте достаточно долго, пока не иссякнет интерес. Следовательно, для развития познавательной активности ребёнка на уроке, развития произвольного внимания и успешного усвоения материала, уроки должны быть интересным и разнообразными. Добиться разнообра зия на уроках мне помогает возможность использования ИКТ в учебном процессе.При подготовке к урокам можно использовать электронные ресурсы учебного назначения: презентации к урокам; логические игры; тестовые задания; ресурсы Интернет; электронные энциклопедии. В работе я использую готовые мультимедийные продукты и компьютерные обучающие программы, создаю собственные мультимедийные обучаю- щие программы и презентации, проекты, использую средства сети Интернет в учебной и внеклассной работе. Информационные технологии я применяю на всех учебных предметах. Я использую на уроках учебные и игровые программы. На уроках русского языка использую тренажёры. При работе над задачами использую компьютерные анимационные слайды. Преимущество их в том, что в любое время я могу вернуться к началу задачи, остановиться на отдельных его фрагментах, побеседовать с учащимися, выслушать различные мнения. В 3 и 4 классах применяю слайд-фильмы с анимированными задачами на движение. Для создания таких слайдов использую анимационные картинки, взятые из Интернета, которых у меня накопилась целая коллекция.Наиболее удачной формой использования ИКТ в образовательном процессе являются презентации, созданные при помощипрограммыMicrosoft Power Point. Несколько лет назад я освоила эту компьютерную программу. Главное в презентациях тезисность, информативность, наглядность, увлекательность. Благодаря этой программе и я, и дети составляем презентации по самым разнообразным темам и предметам. Для их создания используем фотографии, рисунки, картинки, анимацию, дополнительную информацию. Вот некоторые те мои презентаций по окружаюшему миру «Берегите природу», математика «Виды треугольников» «Который час?», «Мышки».Использование мультимедийных презентаций в начальной школе сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика. Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока принцип привлекательности. Благодаря презентациям, учащиеся, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать. Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных, игровых работ, позволяет за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Высокая степень эмоциональности учащихся значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс но и повышают мотивацию обучения учеников. Следует помнить, что дети младшего школьного возраста с удовольствием учатся играя. Мы считаем, что игра — это поле творчества. Именно в игре проявляется гибкость и оригинальность мышления.На занятия к нам приходят сказочные герои: Незнайка, Карандаш, Буратино, Точка, Самоделькин, Циркуль, а также вредная проказница Резинка и др. Дети помогают им выполнять какие- либо задания, путешествуют вместе с ними по стране Геометрии.Очень нравятся детям задания творческого характера. Например, даны геометрические фигуры – ломаная, треугольник, отрезки и круг. Мы предложили своим ученикам дорисовать фигурыВключение в ход урока информационно-коммуникационных технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Однако не факт, что использование компьютера на уроке даёт возможность овладеть новыми знаниями«легко и счастливо». Лёгких путей в науку нет. Но использую все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство ребят, испытало и осознало притягательные стороны познания нового, совершенствовали умственные способности, преодолевали трудности.Для упрочнения знаний, развития интереса к школьным предметам учащимся предлагаются творческие задания, которые выражаются: в составлении кроссворда, ребуса по теме, в изготовлении учебного пособия; в подготовке различных творческих сообщений; в изготовлении презентаций и др.) Использование ИКТ в образовательном процессе позволяет мне проводить уроки:на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);обеспечивает наглядность;привлекает большое количество дидактического материала;повышает объём выполняемой работы на уроке;обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуальный подход к ученику, применяя разно-уровневые задания). Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стараюсь учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и помощью информационных технологий. Использование ИКТ на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик.Итогом внедрения ИКТ в образовательный процесс является позитивная динамика изменения мотивации учащихся им интересно учиться, всё это, безусловно, влияет на качество знаний, на успешность обучения.Использование компьютера на уроках это не дань моде, не способ переложить на «плечи» компьютера многогранный творческий труд учителя. А лишь одно из средств, позволяющих интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, развивать творческие способности, повышать мотивацию ученика и увеличивать эффективность урока.«Если бы компьютер не был изобретен как универсальное техническое устройство, его следовало бы изобрести специально для целей образования»нтони Маллан Источники: 1.Окулова Е. психолог ст. «Ребёнок в заэкранье» // Наука и жизнь. 2005. № 3. URL: 2.Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. Доклад В. 3.М. Филиппова на заседании Правительства РФ 25.10.2001 официального сервера Правительства РФ).4.Платонов К. К. Занимательная психология. М.: Молодая гвардия, 1964.