Публикации
"Развитие связной речи дошкольников через театрализованную деятельность: от теории к практике"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Развитие связной речи дошкольников через театрализованную деятельность: от теории к практике"
Автор: Луконина Алина Андреевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Развитие связной речи дошкольников через театрализованную деятельность: от теории к практике"
Автор: Луконина Алина Андреевна
"Развитие связной речи дошкольников через театрализованную деятельность: от теории к практике"Театрализованная деятельность являетсянеисчерпаемым источником развития чувств,переживаний и эмоциональных открытий ребёнка,приобщает его к духовному богатству.(В. А. Сухомлинский)АктуальностьОвладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С.Выготский писал: « Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».Начав работу с детьми группы компенсирующей направленности, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная монологическая речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Поэтому, как основную тему своей деятельности я выбрала: «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников»В ходе изучения методической литературы и опыта работы, я пришла к выводу, что необходимо решить основную проблему, которая заключается в том, что нужно развить речь дошкольников. Эта проблема является ключевой проблемой в ходе моей педагогической деятельности.Проанализировав исходную ситуацию, просмотрев документацию педагога- логопеда, изучив диагностику обследования речи детей и проводя занятия с детьми я поняла, что у них не богатый запас слов, они не могут выразить полностью свою мысль, скованно их творческое воображение, плохо развиты навыки связной речи, выразительной речи, моторика, отсутствуют коммуникативные навыки. И пришла к выводу, что помимо занятий с логопедом, необходимо использовать в своей работе такие методы и приемы, которые способствовали бы развитию речи детей. Ребенок находится большее время в ДОУ вместе со сверстниками и воспитателем и нужно создать такую ситуацию, проблему, чтобы направить развитие речи в нужное русло. В ходе исследования, я пришла к выводу, что необходимо развивать речь детей посредством театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность: • помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств• появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению• совершенствует артикуляционный аппарат• формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь•улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий• дети получают эмоциональный подъём•способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса• позволяет формировать опыт социального поведения• стимулирует активную речьУчитывая практическую значимость и актуальность темы, поставила цель и задачи, призванные решить вышеизложенную проблему.Целью моей работы является: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста, посредством театрализованной деятельности.Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу, посвященную этой проблеме; Раскрыть виды театрализованных игр; Изучить роль театрализованных игр в развитии речи детей; Проанализировать формы и методы руководства театрализованными играми, методику руководства играми-драматизациями. Провести сравнительную диагностику речевого развития. Для решения поставленных цели и задач использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседы, психолого-педагогический эксперимент, количественный анализ результатов.Для достижения цели определила последовательность действий:-Изучение научно-методической литературы по теме.-Создание развивающей предметно-пространственной среды для реализации театрализованной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста-Разработка перспективного плана работы с детьми по театрализованной деятельности. (приложение 1)-Взаимодействие с родителями воспитанников по созданию единого образовательного пространстваПланируя театрализованную деятельность с детьми, руководствовалась следующими факторами:возраст, опыт детей, ведущий вид деятельности; доступность содержания деятельности; сохранение положительного эмоционального настроя детей, активизация любознательности; постепенное усложнение; цикличность. Первым направлением моей работы стало проектирование РППС. Так как, я считаю, что правильно организованная предметно-пространственная среда играет большую роль в развитии детей. В процессе проектирования предметно – пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, я учитывала:- индивидуальные социально – психологические особенности ребёнка;- особенности его эмоционально – личностного развития;- интересы, склонности, предпочтения и потребности;- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;- возрастные и полоролевые особенности.В группе я оборудовала театральный уголок, а также «уголок уединения», где ребёнок может побыть один и прорепетировать какую-нибудь роль или просмотреть иллюстрации к театрализации.Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности я разместила разные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый, театр на фланелеграфе театр теней, а также маски, реквизит, куклы, декорации. Кроме того, периодически обновляла материал, ориентируясь на интересы разных детей. Это создало условия для персонифицированного общения с каждым ребёнком.В старшей разновозрастной группе для обучения детей средствам речевой выразительности использовала следующие упражнения.Для снятия мышечного напряжения я использовала следующие упражнения: «Поздоровайтесь друг с другом за обе руки поочерёдно», «Найди взглядом своего товарища», «Не перепутайте движения»; игры: «Капуста», «Перестройся по росту».Пальчиковый игротренинг «Утречко», «Мальчик – пальчик, где ты был?», «Барабанщики», «Солдаты», «Мы – мастера», «Дятел», «Стирка белья», «Погрозим», «Я играю».Для обучения детей средствам речевой выразительности я использовала артикуляционную гимнастику: «Мама шинкует капусту», «Чашечка», «Самовар», «Лошадка», «Чистим зубки», «Иголочка». Предлагала детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» (приветливо, небрежно, просящее, требовательно). Привлекала внимание детей к тому, как можно изменить смысл фразы путём перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово): «Принеси мне игрушку», «Мама ушла на работу». А так же использовала задания – упражнения «Разные настроения», «Я радуюсь, когда…», «Я грущу, когда…».Для развития дикции я использовала скороговорки, игры «Подскажи словечко». С целью развития воображения, мышления, памяти предлагала детям закончить «Короткие истории». При выполнении этих упражнений детьми, я следила за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику.В процессе образовательной деятельности с воспитанниками стараюсь осуществлять поддержку инициативы и самостоятельной творческой деятельности детей. В свободное время они импровизируют небольшие диалоги: например, лисы и зайца, лисы и собак, лисы и петушка и т.д.; стараются следить за своей речью и речью других, отрабатывают жесты, мимику, движения, голос.Совершенствованию навыка диалогической речи воспитанников способствовало рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам художников И.Хохлова, Е.Антоненкова, Т.Мавриной, В.Лебедева, Е.Рачева, беседы об особенностях иллюстрирования художниками драматических моментов сказки.После знакомства детей с произведениями разных жанров: сказкой, стихотворением и рассказом, задавала им вопросы «Чем отличается сказка от рассказа, рассказ от стихотворения?», провела с детьми викторину «Узнай сказку». Вопросы побуждают детей думать, рассуждать. Воспитанники узнавали сказки по иллюстрациям, прочитанным отрывкам, загадкам.Заключительным и самым значимым для детей этапом является постановка сказок. Работа по подготовке детей к постановке спектакля осуществляется поэтапно. На подготовительном этапе знакомлю детей с художественным произведением. Как показала практика, наиболее интересным материалом служат сказки. Для них характерны драматический конфликт между действующими лицами, острота ситуации, эмоциональная насыщенность, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка. Какие постановки будем ставить определяли с помощью голосования. С помощью технологии «Сторисек» знакомились со сказкой. В процессе ознакомления детей с произведением обсуждаем характер, поступки героев, одновременно решаю задачу обогащения словаря детей эмоционально–оценочной лексикой. В дальнейшем читаем с детьми текст по ролям, распределяем роли, уточняем предполагаемые обстоятельства и мотивы поведения отдельных персонажей, организуем репетиции по отрывкам. Я ненавязчиво помогаю детям объединяться в небольшие творческие группы вместе подготовить, оформить и проиграть фрагмент инсценировки, учу детей модулировать голосом: говорить громко, тихо, грубо, мягко, передавать радость, печаль, грусть, страх, произносить текст в характере разных персонажей, выполнять имитационные движения. После таких упражнений дети становятся более раскрепощёнными, свободными, лёгкими в общении, проявляют своё творчество. После разучивания текста начинаем работать над пластикой движений: учу детей посредством движений передавать характер литературного героя. В процессе работы над образом использую видеофрагменты из мультипликационных и художественных фильмов. Вместе с детьми обсуждают, какими средствами актёр создаёт образ (с какой интонацией говорит, как ходит). Обсуждение и подготовка декораций, костюмов, реквизита осуществляется в тесном сотрудничестве с родителями: взрослые изготавливают приглашения, афиши, программы, рисуют декорации, придумывают идеи для костюмов и сами воплощают их. Так же для родителей были представлены папки-передвижки «Домашний театр» «Развиваем речь дома» и другое. Данную работу проводила так же в тесном контакте с узкими специалистами. Вместе с музыкальным руководителем подобрали музыку к различным образам сказочных героев, провели театрализованные представления по сказкам «Гуси - лебеди», «Теремок», «Лягушка- путешественница» и др.Учитель-логопед помогала с работой над выразительностью, интонацией, дикцией, и конечно проводила работу, направленную на развитие артикуляционной моторики, упражнения по развитию речевого дыхания, пальчиковые гимнастики и словесные игры.Инструктор по физической культуре отработал различные движения, помог в организации досугов, праздников, предоставляя детям возможность проявить активность, самостоятельность, творчество.Сама часто исполняю роли в театрализованных представлениях на мероприятиях ДОО. Тем самым показываю детям пример театрального мастерства.Распространяю свой педагогический опыт в детском саду. Подготовила и провела семинар-практикум «Мнемотехника как одна из эффективных и творческих методик в развитии речи детей дошкольного возраста», «Опыт работы по развитию речи посредством театральной деятельности», открытое занятие «Волшебный мир театра».Театр – это средство эмоционально - эстетического воспитания в детском саду, позволяющий формировать опыт социальных навыков поведения, способность проявлять чувство эмпатии, сопереживать героям. Каждая сказка или литературное произведение имеют нравственную направленность, прививая дружбу, доброту, смелость. Постепенно воспитанники проявляют творческую самостоятельность в передаче образов, выразительность речевых и пантомимических действий под музыку. Вся проведённая работа эффективна, на что указывают положительные результаты при повторном обследовании:1. У детей повысился уровень развития речи.2. Вырос интерес к театрализованной деятельности, дети активно принимают участие в драматизации знакомых сказок, разыгрывают небольшие сценки.3.Заметно повысился уровень сформированности коммуникативных навыков.Вывод: сравнив результаты диагностических исследований по театрализованной деятельности, я пришла к тому, что удалось добиться положительных результатов за три учебных года по всем разделам: увеличилось количество детей с высоким уровнем умений на 22%, а с низким уровнем наоборот уменьшился на 25%. В разделе речевая культура видна положительная динамика, количество детей с высоким уровнем развития увеличилось на 10%, с низким уменьшилось также на 15%. Речь дошкольников обогатилась, повысился интерес к театрально – игровой деятельности.Подводя итог, хочется отметить, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. Я не останавливаюсь на достигнутом работу по развитию речи детей через театрализованную деятельность продолжу и в подготовительной к школе группе.