Публикации
конспект занятия "Праздник правильной речи"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: конспект занятия "Праздник правильной речи"
Автор: Клокова Наталья Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: конспект занятия "Праздник правильной речи"
Автор: Клокова Наталья Николаевна
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Праздник правильной речи"
Цель: обучение грамоте.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
развивать зрительно-пространственное восприятие, усвоение пространственных ориентировок на плоскости;
умение узнавать модель буквы русского алфавита на ощупь, развивая мелкую моторику, тактильные ощущения;
развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;
развивать зрительный гнозис;
продолжать учить детей ориентироваться в пространственной ориентировке собственного тела, выполняя соответствующие инструкции.
Коррекционно - образовательные (обучение грамоте):
упражнять в слоговом анализе и синтезе;
совершенствовать навык слогового чтения;
закреплять умение составлять простые распространенные предложения по заданным словам,
закрепить умение делить слова на слоги;
закреплять правильное употребление предлогов при составлении предложений;
закреплять знания об известных элементарных правилах правописания большой буквы в начале предложения и в написании собственных имен, понятие о границах предложения и точке в конце предложения;
развивать графические навыки, трансформировать буквы, различать неправильно напечатанные буквы, “допечатывать” незаконченные буквы (профилактика дисграфии);
развивать навык чтения слогов, слов, предложений.
Воспитательные:
воспитывать мотивацию к обучению;
воспитывать самостоятельность;
воспитывать потребность поднимать руку, когда есть желание ответить на вопрос педагога;
воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарищей, не перебивать их речь.
Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей
социально – коммуникативное развитие
речевое развитие
художественно – эстетическое развитие
познавательное развитие
физическое развитие
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная, познавательная.
Материалы и оборудование: мяч, конверт с заданием, чудесный мешочек, макеты букв, картинки животных, домики для слов, слоговые капли, карточки с зашифрованными словами, тетради , карандаши (простой, красный, синий зеленый на каждого ребенка), листочки с элементами букв на каждого ребенка, карточки для штриховки.
Ход занятия
1. Организационный момент (рече-моторная разминка)
Логопед:
Поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь всем вокруг,Руку дайте другу слева и скорей вставайте в круг,А теперь соседу справа мячик ты передавай,Друга называй по имени, утра доброго желай
Дети встают в круг, передают ребристый мяч с пожеланиями друг другу вежливых слов, удачного дня и т.д.
-Сегодня нас пригласили на Праздник Правильной речи, а состоится он в стране Грамотеев. Предлагаю вам отправиться в путь:
1, 2, 3 на месте повернись, в стране Грамотеев окажись!
Звучит музыка, дети произносят слова.
- А вот и страна Грамотеев. Смотрите конверт, а в нём задание:
Что за красные ребята?
Парами гуляют, танцуют и поют,
Согласных примиряют и слоги создают?
(Гласные звуки)
-Расскажите, что вы знаете о гласных звуках.
Какие звуки мы называем гласными?
Почему?
В каком замке живут гласные звуки?
Назовите, какие гласные звуки вы знаете?
2. Игра ”Чудесный мешочек”
(Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, закрепить знание букв русского алфавита.)
Логопед: Посмотрите дети, какой у меня красивый волшебный мешочек в нем что-то лежит, а что – можно узнать, если запустить в него обе руки и нащупать предмет, но не подглядывать в него.
Дети: По очереди запускают руки в мешочек, нащупывают модель буквы русского алфавита отгадывают и называют ее, а затем вынимают из мешочка букву и показывают всем какая это буква (М, Д, Ж, З, Ф, Б).
3. Игра Посели слово в замок.
(закрепить умение делить слова на слоги)
-Ребята, пройдите на свои места. Посмотрите, у каждого на столе картинка животного. Назовите их, разделите слова на слоги и определите в какой домик их нужно поселить
4. Игра “Слоговые капли”
(Совершенствовать навык слогового чтения, умение из представленных слогов составить слова, чтение слов.)
- Дети, посмотрите сколько воды. Давайте возьмем по одной капельке, высушим это озеро. Но капли эти не простые, в каждой спрятаны слоги. Давайте соединим эти капельки вместе (слоги) так, чтобы получились слова.
Дети: Выполняют задание и составляют из слогов слова (ВАЗА, СОВА, ЛИСА, ГУСИ).
5. Игра “Волшебные комочки”
(Развитие ловкости, мелкой моторики, умение дописывать буквами нужные элементы, профилактика дисграфии.)
Логопед: Каждому ребенку бросает в руки скомканный лист бумаги “волшебные комочки”. Нужно, прижимая бумажку к столу большими пальцами обеих рук, разгладить остальными пальчиками лист так, чтобы ни один его край не остался загнутым. На листе бумаги задание: ”допиши букве нужный элемент”.
Дети: Дописывают буквам нужные элементы, а затем называют буквы.
6. Игра “Прочитай слова на карточке”
(развивать логическое мышление, анализ и синтез звукового состава слова)
Логопед: Ребята, перед вами карточки с зашифрованными словами. Прочитайте слово, запишите его в тетрадь и нарисуйте его схему.
Дети: Выполняют задание.
Логопед: А сейчас предлагаю немного отдохнуть.
7. Зарядка
(На пространственную ориентировку в собственном теле.)
А сейчас все по порядку (встали руки на пояс) Встанем дружно на зарядкуРуки в стороны согнули (выполняют движения, прослеживая за ними глазами) Вверх подняли, помахалиСпрятали за спину их,Оглянулись:Через правое плечо,Через левое плечо,Дружненько присели (приседают, касаются руками пяток)Пяточки заделиНа носочки поднялись (прослеживают глазами за руками)Опустили руки вниз.
Логопед: Отдохнули, а теперь можно заниматься дальше.
8. Игра “Волшебники”
(Водная азбука, развитие мелкой моторики пальцев рук, зрительный гнозис, фонематический слух и фонематическое восприятие. Профилактика дисграфии. Знание букв русского алфавита, правильное использование предложно-падежных окончаний).
Логопед: Дети, а вы хотите почувствовать себя волшебниками?
Дети: Да….
Логопед: Тогда возьмите восковые карандаши и закрасьте карточки, посмотрим какие чудеса у вас получатся!
Дети: Выполняют задание.
Логопед: Вика, какое волшебство на твоей картинке получилось?
Ребенок 1 Получилась буква О.
Логопед: Придумай слово, которое начинается с этого звука.
Логопед: По очереди опрашивает всех детей, какое волшебство произошло на их картинках.
9. Итог занятия:
Логопед: Ребята, что мы изучали сегодня на занятии? Для чего нам надо знать буквы? Вам понравилось в стране Грамотеев? А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Звучит музыка, и дети хором повторяют слова
1, 2, 3, повернись, в детском саду окажись!
Логопед хвалит детей, отмечает особо отличившихся, благодарит за работу, а водные картинки из азбуки – подарок детям за трудолюбие и старание
Цель: обучение грамоте.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
развивать зрительно-пространственное восприятие, усвоение пространственных ориентировок на плоскости;
умение узнавать модель буквы русского алфавита на ощупь, развивая мелкую моторику, тактильные ощущения;
развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;
развивать зрительный гнозис;
продолжать учить детей ориентироваться в пространственной ориентировке собственного тела, выполняя соответствующие инструкции.
Коррекционно - образовательные (обучение грамоте):
упражнять в слоговом анализе и синтезе;
совершенствовать навык слогового чтения;
закреплять умение составлять простые распространенные предложения по заданным словам,
закрепить умение делить слова на слоги;
закреплять правильное употребление предлогов при составлении предложений;
закреплять знания об известных элементарных правилах правописания большой буквы в начале предложения и в написании собственных имен, понятие о границах предложения и точке в конце предложения;
развивать графические навыки, трансформировать буквы, различать неправильно напечатанные буквы, “допечатывать” незаконченные буквы (профилактика дисграфии);
развивать навык чтения слогов, слов, предложений.
Воспитательные:
воспитывать мотивацию к обучению;
воспитывать самостоятельность;
воспитывать потребность поднимать руку, когда есть желание ответить на вопрос педагога;
воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарищей, не перебивать их речь.
Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей
социально – коммуникативное развитие
речевое развитие
художественно – эстетическое развитие
познавательное развитие
физическое развитие
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная, познавательная.
Материалы и оборудование: мяч, конверт с заданием, чудесный мешочек, макеты букв, картинки животных, домики для слов, слоговые капли, карточки с зашифрованными словами, тетради , карандаши (простой, красный, синий зеленый на каждого ребенка), листочки с элементами букв на каждого ребенка, карточки для штриховки.
Ход занятия
1. Организационный момент (рече-моторная разминка)
Логопед:
Поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь всем вокруг,Руку дайте другу слева и скорей вставайте в круг,А теперь соседу справа мячик ты передавай,Друга называй по имени, утра доброго желай
Дети встают в круг, передают ребристый мяч с пожеланиями друг другу вежливых слов, удачного дня и т.д.
-Сегодня нас пригласили на Праздник Правильной речи, а состоится он в стране Грамотеев. Предлагаю вам отправиться в путь:
1, 2, 3 на месте повернись, в стране Грамотеев окажись!
Звучит музыка, дети произносят слова.
- А вот и страна Грамотеев. Смотрите конверт, а в нём задание:
Что за красные ребята?
Парами гуляют, танцуют и поют,
Согласных примиряют и слоги создают?
(Гласные звуки)
-Расскажите, что вы знаете о гласных звуках.
Какие звуки мы называем гласными?
Почему?
В каком замке живут гласные звуки?
Назовите, какие гласные звуки вы знаете?
2. Игра ”Чудесный мешочек”
(Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, закрепить знание букв русского алфавита.)
Логопед: Посмотрите дети, какой у меня красивый волшебный мешочек в нем что-то лежит, а что – можно узнать, если запустить в него обе руки и нащупать предмет, но не подглядывать в него.
Дети: По очереди запускают руки в мешочек, нащупывают модель буквы русского алфавита отгадывают и называют ее, а затем вынимают из мешочка букву и показывают всем какая это буква (М, Д, Ж, З, Ф, Б).
3. Игра Посели слово в замок.
(закрепить умение делить слова на слоги)
-Ребята, пройдите на свои места. Посмотрите, у каждого на столе картинка животного. Назовите их, разделите слова на слоги и определите в какой домик их нужно поселить
4. Игра “Слоговые капли”
(Совершенствовать навык слогового чтения, умение из представленных слогов составить слова, чтение слов.)
- Дети, посмотрите сколько воды. Давайте возьмем по одной капельке, высушим это озеро. Но капли эти не простые, в каждой спрятаны слоги. Давайте соединим эти капельки вместе (слоги) так, чтобы получились слова.
Дети: Выполняют задание и составляют из слогов слова (ВАЗА, СОВА, ЛИСА, ГУСИ).
5. Игра “Волшебные комочки”
(Развитие ловкости, мелкой моторики, умение дописывать буквами нужные элементы, профилактика дисграфии.)
Логопед: Каждому ребенку бросает в руки скомканный лист бумаги “волшебные комочки”. Нужно, прижимая бумажку к столу большими пальцами обеих рук, разгладить остальными пальчиками лист так, чтобы ни один его край не остался загнутым. На листе бумаги задание: ”допиши букве нужный элемент”.
Дети: Дописывают буквам нужные элементы, а затем называют буквы.
6. Игра “Прочитай слова на карточке”
(развивать логическое мышление, анализ и синтез звукового состава слова)
Логопед: Ребята, перед вами карточки с зашифрованными словами. Прочитайте слово, запишите его в тетрадь и нарисуйте его схему.
Дети: Выполняют задание.
Логопед: А сейчас предлагаю немного отдохнуть.
7. Зарядка
(На пространственную ориентировку в собственном теле.)
А сейчас все по порядку (встали руки на пояс) Встанем дружно на зарядкуРуки в стороны согнули (выполняют движения, прослеживая за ними глазами) Вверх подняли, помахалиСпрятали за спину их,Оглянулись:Через правое плечо,Через левое плечо,Дружненько присели (приседают, касаются руками пяток)Пяточки заделиНа носочки поднялись (прослеживают глазами за руками)Опустили руки вниз.
Логопед: Отдохнули, а теперь можно заниматься дальше.
8. Игра “Волшебники”
(Водная азбука, развитие мелкой моторики пальцев рук, зрительный гнозис, фонематический слух и фонематическое восприятие. Профилактика дисграфии. Знание букв русского алфавита, правильное использование предложно-падежных окончаний).
Логопед: Дети, а вы хотите почувствовать себя волшебниками?
Дети: Да….
Логопед: Тогда возьмите восковые карандаши и закрасьте карточки, посмотрим какие чудеса у вас получатся!
Дети: Выполняют задание.
Логопед: Вика, какое волшебство на твоей картинке получилось?
Ребенок 1 Получилась буква О.
Логопед: Придумай слово, которое начинается с этого звука.
Логопед: По очереди опрашивает всех детей, какое волшебство произошло на их картинках.
9. Итог занятия:
Логопед: Ребята, что мы изучали сегодня на занятии? Для чего нам надо знать буквы? Вам понравилось в стране Грамотеев? А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Звучит музыка, и дети хором повторяют слова
1, 2, 3, повернись, в детском саду окажись!
Логопед хвалит детей, отмечает особо отличившихся, благодарит за работу, а водные картинки из азбуки – подарок детям за трудолюбие и старание