Публикации Конспект урока по литературе в 5 классе "И. С. Тургенев рассказ "Муму". Знакомство с героями"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока по литературе в 5 классе "И. С. Тургенев рассказ "Муму". Знакомство с героями"
Автор: ТУПИКИНА ТАТЬЯНА АЛЕКСЕЕВНА

Урок литератур в 5 классеТема: «И.С. Тургенев рассказа «Муму». Знакомство с героями.»Цели урока:- познакомить учащихся с детскими годами И.С. Тургенева, с началом его литературной деятельности;- познакомить с историей создания рассказа «Муму»;- продолжить работу по развитию навыков анализа художественного текста;-  способствовать развитию языкового и литературоведческого кругозора учащихся;- развивать умение выразить свои мысли, оценивать поступки героев;- воспитание общечеловеческие ценности;- умение работать в группе: уважать мнение товарища, развитие чувства взаимопомощи, поддержки. ХОД УРОКА
  • Оргмомент
  • Слово учителя об И.С. Тургеневе
  •  Образ И.С. Тургенева – одного из классиков русской литературы, долгое время жившего за границей, во Франции, можно представить по воспоминаниям его французского друга и писателя Альфонса Доде. Он говорил: «Добрый великан» И. С. Тургенев казался «олицетворением русского богатыря, с серебристой прядью волос на широком полуотвесном лбу». Он был человеком «с красивой осанкой, огромного роста, широкоплечий, с румяным лицом чисто русского склада».Учитель предлагает посмотреть на портрет И.С. Тургенева на доске и на цветной вклейке учебника.Иван Сергеевич Тургенев – человек удивительной судьбы и писательского дарования. Не случайно, что именно его произведения первыми получили мировую известность и были переведены на многие языки мира. Родился Иван Сергеевич 28 октября (9 ноября) 1818 в Орле, в имении своей матери Варвары Петровны Лутовиновой. Она была умной, образованной, некрасивой женщиной. Властная женщина  держала свое имение в строгости. Она была жестокой помещицей – крепостницей. Ей ничего не стоило оторвать от семьи и сослать в дальнюю деревню на скотный двор горничную только за то, та не успела стереть пыль с ее столика, или приказать высечь всех садовников на конюшне, если увидела, что сорван ее любимый цветок. С сыном мать тоже была строга и непреклонна. «Прелести» такого воспитания Тургенев показал в романе «Дворянское гнездо»: «Его будила в четыре утра, тотчас окатывала холодной водой и заставляла бегать вокруг высокого столба на веревке; ел он раз в день по блюду, ездил верхом. И каждый день вносила в особую книгу отчет прошедшего дня и свои впечатления». Тяжелые  впечатления детства на всю жизнь вызвали отвращения Ивана Сергеевича к крепостному праву. К угнетению одних людей другими, к насилию и жестокости крепостничества. Молодой Тургенев дал Аннибалову клятву: « Я не мог дышать одним воздухом. Оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем собрал и сосредоточил все, против чего я решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примиряться… Это моя Аннибаловская клятва». На доске: Аннибалова клятва – клятва победить; решительно бороться до конца. Такую клятву произносили воины карфагенского полководца Аннибала, иначе – Ганнибала.(дети записывают определение в словарик)   Но будучи человеком умным и образованным, мать Ивана Сергеевича, Варвара Петровна понимала и важность образования. Поэтому она наняла для сыновей Николая и Ивана гувернеров и учителей. Создала в доме прекрасную библиотеку, организовала оркестр крепостных музыкантов и устроила в боковой галерее театр, в представлениях которого принимали участие и хозяева, и гости, и дети, и даже крепостные крестьяне. Это позволило Тургеневу без труда в сентябре 1833 года поступить на словесный факультет Московского университета. А конкурс был нешуточным. Из 167 кандидатов было зачислено на первый курс лишь 25 человек.  В 1837 году Тургенев завершил учебу в университете и решил продолжить научные знания в прославленном центре философской мысли – Берлинском университете.        На родину Иван Сергеевич вернулся в мае 1841 года, окрепшим и физически, и духовно человеком, знающим себе цену и обладающим своим видение окружающего мира. Впереди его ждала уже другая жизнь – жизнь. Полная творческих успехов и открытий.
  • Беседа
  • Вспомните, какие произведения И.С. Тургенева вы читали? (стихотворение в прозе «Воробей»)-Какие факты биографии И.С. Тургенева вас удивили?4.  Чтение статьи учебника «Иван Сергеевич Тургенев» об истории создания рассказа «Муму». Слово учителя: Закрываем учебник.  Я уверена, что каждый из вас внимательно прочел статью. Перед вами на столе лежит листок. На листке дан текст, но пропущенными словами, словосочетания. Попробуйте дополнить текст подбирая по смыслу слова или словосочетания. Соблюдайте грамматические правила, не искажайте исторические факты.Поменяйтесь с соседом по парте листочками. Внимательно посмотрите правильный вариант текста (текст представлен на доске). Посчитайте количество правильных и неправильных ответов. Внизу, под текстом,  напишите полученные данные и подпишитесь.  Листочки отдайте мне.
  • Выявление первичного впечатления учащихся от знакомства с рассказом Тургенева «Муму»
  • - Кто из вас уже прочитал рассказ Тургенева «Муму»?- Какое впечатление на вас произвел этот рассказ?- Кто из героев рассказа понравился вам? Кто не понравился? Почему?
  • Работа над первой главой рассказа «Муму» (Герасим в доме барыни).
  • - Как выглядит дом барыни? (В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом)- Что мы узнали о барыне? (Живет в Москве, является вдовой, окружает себя  многочисленной дворней)- Можно ли уже по первому абзацу судить об отношении автора к своей героине? (Автор пишет о барыне отстраненно, немногословно, но в нескольких словах почти исчерпывает ее характеристику: она одинока, скупа, жизнь она прожила безрадостно и теперь лишь «доживает»)Барыне посвящен один абзац. О ней все сказано.  Другой герой, Герасим. Он глухонемой. А значит, о себе ничего не сможет сказать. Что нам делать? Как узнать, что он за человек? (Надо обратить внимание на его внутренне состояние, поступки, действия, взаимоотношения с другими героями рассказа)И.С. Тургенев сначала обозначает общественное положение героя. Герасим – дворник, из числа челяди барыни, а значит крепостной, человек, не имеющий прав. Эта характеристика очень важна для понимания всей истории Герасима. Сначала причислив Герасима ко всей челяди, автор тут же выделяет героя, используя в портрете прием контраста.- Найдите в тексте слова, которыми автор описывает главного героя (Герасим был «самым замечательным лицом», «двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения», весело смотреть на него», «Славный был мужик»…. «и не будь его несчастье»).Автор любуется своим героем. И мы это видим, по тому как автор использует эмоционально окрашенную лексику «Славный был мужик…» глухонемота героя – это метафора бесправия, бессловесности крепостного человека, тем более нелепым, неестественным это выглядит при его богатырской силе.Молодцы!- Чем Герасим выделялся среди крестьян?- Какие художественные приемы использует автор для характеристики состояния? (Автор использует сравнение).Докажите свою правоту примерами из текста («он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной почве»; «лежал неподвижно, как пойманный зверь», недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык…») Молодцы! -Вспомните, как Герасим оказался в Москве? Как об этом пишет И.С. Тургенев? (Автор пишет коротко: «Взяла его из деревни). Написано так, как будто героя как нечто бездушное, вещественное. И здесь автор использует прием контраста: богатырь, которого, как вещь, может использовать беспомощная старуха. В последнем предложении абзаца несколько глаголов – сказуемых (привезли, купили, сшили, дали, определили), но нет подлежащего, как будто то, что произошло с Герасимом. – действие неизвестных сил, которым подвластно все.- Как относились к Герасиму окружающие? («Все  в околотке очень стали уважать его»)- За что уважали его? (За силу)- Как проявлялся характер Герасима в отношениях с окружающими? (В отношениях с окружающими проявляется добродушие героя, чувство собственного достоинства: «права свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице». Герасим «был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок») И.С. Тургенев вводит юмористические нотки: «даже петухи при нем не смели драться, – а то беда!», «сам смахивал на степенного гусака».Сравнение с гусаком не принижает Герасима, а лишь подчеркивает его важность, степенность, рассудительность, которыми обладает данная птица.
  • Итог урока. Слово учителя.
  • Иван Сергеевич в начале рассказа знакомит читателей с главным героем и дает ему характеристику с помощью портрета, описания действий, окружающей обстановки (интерьера), изобразительно-выразительных средств (сравнений, метафор, эпитетов).Все слова представлены  на доске.Мы представляем, как выглядит Герасим, узнаем, что силой привезли из деревни, что он одинок, во многом из-за своего физического недостатка; видим как он относится к людям, к работе. Автор явно симпатизирует своему герою, любуется его богатырской силой, трудолюбием, чувством собственного достоинства, его внутренней независимостью. Автор уважает своего главного героя.
  • Домашнее задание
  • подготовить характеристики Татьяны, Гаврилы, Капитона.