Публикации Подвижные народные игры как средство оздоровления и развития физических качеств учащихся

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Подвижные народные игры как средство оздоровления и развития физических качеств учащихся
Автор: Майоров Владимир Владиславович

Урок на тему: «Подвижные народные игры как средство оздоровления и развития физических качеств учащихся »Магнитогорск2024гОглавлениеВведение …………………………………………………………………………..3Решение проблемы………………………………………………………………..4Конспекс урока в 4 классе по теме «Подвижные народные игры как средство оздоровления и развития физических качеств учащихся»………………….. ...5Методы обучения…………………………………………………………………8Заключение…………………………………………………………………...…9 Список используемой литературы………………………………………………10ВведениеГармоничному развитию физической подготовленности обучающихся способствует грамотное использование русских народных игр на уроках физической культуры, а также правильное “включение” элементов игр в процесс физического воспитания. В игре проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять и делать выводы, тем самым игра является осознанным проявлением деятельности, которая оказывает большое воздействие на формирование личности. Занятия играми способствуют развитию у детей способностей к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, в самих занятиях играми, а также в гимнастике, спорте и туризме.Физическая активность во время игры способствует совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств. Для подвижных игр на уроках физкультуры в начальных классах отведено основное место. Использование подвижных игр на уроках физической культуры способствует воспитанию у учащихся младших классов положительных черт характера, создает благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. Эффективным средством закаливания организма выступают игры летом и зимой на открытом воздухе. Слова мыслителя Платона были о том, что детей до 10 лет необходимо больше развивать физически, по его мнению тогда в будущем им не понадобятся доктора.Игра составляет одну из основных сфер жизни человека уже с давних пор. Именно с помощью игры ребенок имеет возможность познать мир, воспитывает волю, делает процесс обучения более интересным. Игра – самый увлекательный способ обучения, формирования детской души, развития физических сил и возможностей.Решение проблемыСамой явной проблемой школьной жизни является снижение двигательной активности детей в сочетании с нервно-психическими перегрузками. Результаты мониторингов подтверждают нарастающую подверженность детей хроническим заболеваниям, ухудшение общего состояния их здоровья. Помочь исправить ситуацию поможет введение различных форм телесно-двигательной практики на уроке и на переменах. Подвижные игра развивают ребенка, и в отличии от обычных физических упражнений, не надоедают ему благодаря своему занимательному характеру. Главной задачей на подобных уроках физической культуры является активное и методически грамотное использование подвижных и народных игр в процессе физического воспитания обучающихся. При выборе игры для урока необходимо соблюсти ряд установок:
  • Предусмотреть педагогическую задачу, которая должна быть решена игрой.
  • Определить место игры в уроке.
  • Обозначить основное двигательное содержание игры.
  • Распределить физическую и эмоциональную нагрузку.
  • Распределить детей по возрасту, полу и степени физической подготовленности.
  • Определить место проведения игры и необходимые пособия.
  • Установить методы организации детей для проведения игр.
  • Подвижные игры - это игры направленные на общефизическое развитие детей. Благодаря сложным и разнообразным движениям, игровая деятельность вовлекает в работу все мышечные группы, способствуя развитию опорно-двигательного аппарата, нормальному росту, укреплению различных функций и систем организма и формированию здоровой осанки. Тем самым данная разработка является актуальным пособием по проведению уроков физической культуры. Конспексурока по подвижным играм для учащихся 4-го классаТема урока:«Подвижные народные игры как средство оздоровления и развития физических качеств учащихся».Задачи урока:
  • Развитие быстроты, ловкости.
  • Повысить общую выносливость, работоспособность и координацию движения.
  • Создать положительный настрой и хорошее настроение.
  • Инвентарь и оборудование: мяч волейбольный, маска медведя.Место проведения: спортивный зал.Ход урокаМетоды обучения, применяемые на уроке:
  • игровой метод, суть которого заключена в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры;
  • соревновательный метод помогает повысить подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.
  • Формы деятельности:
  • игровая,
  • спортивная,
  • соревновательная.
  • Организационно-содержательные приёмы:
  • предложена программа физического воспитания с использованием народных и подвижных игр;
  • проведено частичное исследование эффективности применения народных и подвижных игр на уроках физкультуры в начальной школе.
  • Средства обучения:
  • сообщение, рассказ о том, что необходимо сделать;
  • показ, наглядное выполнение .
  • ЗаключениеОсновным залогом успеха внедрения народных игр среди учащихся младших классов всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Подвижные игры, таким образом, могут положительно влиять на умственное развитие. Однако нельзя переоценивать подобное влияние, поскольку при проведении подвижных игр в силу их специфики прежде всего решаются задачи собственно физического воспитания.Рациональное использование соревновательно-игрового метода оказывает эффективное воздействие на развитие силы, воспитание трудолюбия, целеустремленности, настойчивости, формирует психологическую устойчивость учащихся к успехам и неудачам, способствует преодолению психологического барьера – неуверенности в своих силах. Также соревновательно - игровой метод формирует у занимающихся целевую установку на осознанное развитие физических качеств. С помощью народных подвижных игр широко раскрываются возможности соревновательно- игрового метода, цель которого : развитие физических качеств школьников. Необходимо правильно использовать данный метод для большего увлечения детьми. Благодаря этому методу дети заинтересованы, подтянуты, нацелены на результат, а именно победа своей команды, воспитывается командный дух, закрепляются правильные представления о поведении в реальной жизни и о существующих в обществе отношениях между людьми.Список используемой литературы
  • Лепёшкин В.А. Подвижные игры для детей./ В.А. Лепёшкин. – М.: «Школьная пресса», 2005. - 260с.
  • Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры./ М.Ф. Литвинова.- М.: «Просвещение», 1986. - 79с
  • Надеждина В.В. 130 домашних игр для детей и родителей./ В.В.Надеждина.- М.: «Харвест», 2007.
  • Осокина Т.И., Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР./ Т.И. Осокина, А.В. Кенеман. – М.: «Просвещение», 1988. – 239с.
  • Жуков М.Н. 86 Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.