Публикации Задания для школьной олимпиады по русскому языку (7-8 классы)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Задания для школьной олимпиады по русскому языку (7-8 классы)
Автор: Кулибаба Оксана Владимировна

Задания для школьной олимпиады по русскому языку для 7 - 8 классовОЛИМПИАДАРУССКИЙ ЯЗЫК7 КЛАССШкольный этап№1. Выделите грамматические основы в тексте. Сколько простых предложений в нем содержится?Вдруг лебедей метнулась пара.Не знаю, чья была вина.Закат замлел над дымкой пара,Аллея  как поток вина.В. Брюсов. №2. Какое лингвистическое явление использовано в рифме стихотворения (смотри текст задания №1)? Раскройте содержание этого термина? №3. Перепишите первую строку текста задания №1. Какие звуки передает буква Е в словах первой строки текста? №4.  Запишите словами следующие сочетания и сложные слова. Назовите два самых длинных слова: на 385-й день, 86-копеечный, 56-процентный, 42-градусный, 30-тонка, 250-летие. №5.  Объясните лексическое значение выделенных слов в тексте. Являются ли эти значения прямыми или переносными. Докажите свое решение.Но свежее пахнет зеленямиМолодой озябший чернозем,И струится чище над полямиЗвездный свет в молчании ночном.И. Бунин. №6. Докажите, что фраза (Не) (за) чем вот здесь прятаться имеет несколько вариантов орфографического и пунктуационного решения,  а значит, и неодинакового понимания.ОТВЕТЫ ОЛИМПИАДА РУССКИЙ ЯЗЫК 7 КЛАСС №1. Выделите грамматические основы в тексте. Сколько простых предложений в нем содержится? (5 простых предложений). Вдруг лебедей метнулась пара.Не знаю, чья была вина.Закат замлел над дымкой пара,Аллея как поток вина.В. Брюсов.3 балла №2. Какое лингвистическое явление использовано в рифме стихотворения (смотри текст задания №1)? Раскройте содержание этого термина?Омонимия – совпадают в написании и произношении формы разных слов – это омоформы.Пара – пара; вина – вина.3 балла№3. Перепишите первую строку текста задания №1. Какие звуки передает буква Е в словах первой строки текста?(Лебедей, метнулась – и, э).4 балла№4. Запишите словами следующие сочетания и сложные слова. Назовите два самых длинных слова: на 385-й день, 86-копеечный, 56-процентный, 42-градусный, 30-тонка, 250-летие.На триста восемьдесят пятый день, восьмидесятикопеечный, пятидесятипроцентный, сорокаградусный, трехтонка, двухсотпятидесятилетка. Самое длинное слово – восьмидесятикопеечный, 21 буква.6 баллов№5. Объясните лексическое значение выделенных слов в тексте. Являются ли эти значения прямыми или переносными. Докажите свое решение.Но свежее пахнет зеленямиМолодой озябший чернозем,И струится чище над полямиЗвездный свет в молчании ночном.И. Бунин.Молодой – несколько значений, не достигший зрелого возраста. Озябший – тот, который замерз, ощутил холод. Так передается образ ранней весны. Слово озябший в переносном значении. Это олицетворение.3 балла№6. Докажите, что фраза (Не) (за) чем вот здесь прятаться имеет несколько вариантов орфографического и пунктуационного решения, а значит, и неодинакового понимания.Несколько вариантов:
  • Не за чем вам… (негде). 2. Незачем вам здесь… ( ни к чему, нет причины). 3. Не за чем вам… ? (говорящий хочет получить информацию, спрашивает, а не сообщает).
  • 3 балла ОЛИМПИАДАЛИТЕРАТУРА 7  КЛАССШкольный этап№1.  Сопоставьте фрагменты стихотворений. В каких из них дуб – это символ «вечной» природы, противопоставленный «бренной» жизни человека? Аргументируйте свой ответ. №2. Верите ли вы, что 1) панночка была ведьмой;  2) поэт А.С. Пушкин обожал зиму;  3) предок Н.В. Гоголя был выходец из Шотландии;  4) М.Ю. Лермонтов никогда не был на Кавказе;  6)  песнь о вещем Олеге написал Пушкин; 7) в рассказе «Лошадиная фамилия» речь идет о лечении зубов;  8) Ася гуляла по Бежину лугу? №3. Вспомните и запишите по памяти строки из произведений А.С. Пушкина, в которых встречаются такие слова:
  • очарованье, прощальная, увяданье, багрец; 
  • на дровнях, почуя, бразды, на облучке, жучку.
  • После того как запишите строки, назовите эти произведения. №4. Вспомните и назовите подлинное имя героев:   Дефорж; соперник купца Калашникова; два кавказских пленника; герой по прозвищу Хамелеон, горный мастер, Карлик Нос, барышня-крестьянка, Человек-амфибия, человек на часах, Бирюк. №5. По словам А.Твардовского, «заглавие не реклама, а само произведение… Простые слова заглавия под конец чтения  должны наполниться смыслом…» Какие произведения, на ваш взгляд, имеют  самые интересные, необычные заглавия? Объясните свой выбор. №6. Напишите  небольшое сочинение: опишите литературного героя, кого вы считаете чудаком.ОТВЕТЫОЛИМПИАДА ЛИТЕРАТУРА 7 КЛАСС№1. Сопоставьте фрагменты стихотворений. В каких из них дуб – это символ «вечной» природы, противопоставленный «бренной» жизни человека? Аргументируйте свой ответ.ОТВЕТ в стихотворении Пушкина.1 балл за правильный ответ + 3 балла за аргументацию (4 балла)№2. Верите ли вы, что 1) панночка была ведьмой; + 2) поэт А.С. Пушкин обожал зиму; - 3) предок Н.В. Гоголя был выходец из Шотландии; - 4) М.Ю. Лермонтов никогда не был на Кавказе; - 6) песнь о вещем Олеге написал Пушкин; +7) в рассказе «Лошадиная фамилия» речь идет о лечении зубов; + 8) Ася гуляла по Бежину лугу? – (по 0,5 за верный ответ – всего 4 балла№3. Вспомните и запишите по памяти строки из произведений А.С. Пушкина, в которых встречаются такие слова:
  • очарованье, прощальная, увяданье, багрец; (2 балла)
  • на дровнях, почуя, бразды, на облучке, жучку.
  • После того как запишите строки, назовите эти произведения. (2 балла) - 4 балла№4. Вспомните и назовите подлинное имя героев: Дефорж (Дубровский); соперник купца Калашникова (Кирибеевич); два кавказских пленника (Жилин и Костылин); герой по прозвищу Хамелеон (Очумелов), горный мастер (Данила), Карлик Нос (Якоб), барышня-крестьянка (Лиза Муромская), человек-амфибия (Ихтиандр), человек на часах (Постников), Бирюк (Фома). (по 0,5 за правильный ответ – всего 5 баллов)№5. По словам А. Твардовского, «заглавие не реклама, а само произведение… Простые слова заглавия под конец чтения должны наполниться смыслом…» Какие произведения, на ваш взгляд, имеют самые интересные, необычные заглавия? Объясните свой выбор. За рассуждение – 5 баллов, за каждый пример по 1 баллу.№6. Оцениваем характеристику литературного героя- чудака – 5 баллов.