Публикации
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
Автор: Власова Ольга Алексеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
Автор: Власова Ольга Алексеевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 36»Методическая разработка.Тема: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМВоспитатель:Власова О.ААрзамас 2022г.По утверждениям многих психолого-педагогических исследований, сюжетно-ролевая игра возникает у детей не стихийно, а образуется за счет процесса наблюдения за взрослыми людьми в определенной сфере деятельности. Для ребенка овладение игрой осуществляется естественно, происходит это, когда дети посещают разновозрастную группу дошкольной организации. Причиной этому является то, что в данной группе находятся дети, обладающие разным уровнем игровой деятельности: старшие применяют присоединиться к ним в доступной им форме. Со временем, дошкольники накапливают опыт в игре, как в плане определенной тематики, так и в плане игровых действий. С возрастом дошкольники переходят к более сложным видам игровой деятельности. Это и является сутью передачи игровой культуры.Современный дошкольник становится перед проблемой получения игровых навыков подобным путем, потому как в дошкольную организацию детей распределяют по возрастным группам.Для детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности, предоставляющая ему возможность социализироваться в окружающем мире и получать знания о нем.Отечественными педагогами игра рассматривалась как вид деятельности, которая имеет огромное значение для всестороннего развития ребенка, потому как с ее помощью происходит знакомство с миром людей, и отношениями в нем. (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, А. П. Усова и др.).Известные исследователи, Р.А. Иванкова, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, выделяют, что в последнее время в дошкольной организации можно заметить «вытеснение» игры образовательными моментами, студийной и кружковой деятельностью. Сюжетно-ролевые игры дошкольников ежедневно преобразуются в более бедные по своему содержанию, применению игровых замещений и распределению ролей. Можно отметить однообразие тем, повторяемость сюжетов и отсутствие образного отображения реальности.Факторы данных проблем с сюжетно-ролевой игры, объясняют Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова. Для начала, это взаимосвязано с переходом отечественной дошкольной педагогики на новую стадию развития. На сегодняшний момент современный ребенок приобретает информацию с разных источников, это книги, телевидение, интернет, общение со старшими и сверстниками вне дошкольной организации. В образовательном процессе дошкольной организации давно выделены обучающие занятия, с помощью которых реализуются задачи интеллектуального характера, что необходимо для более качественно овладения игрой.В дошкольных образовательных организациях и в педагогической исследованиях, наблюдается вопрос о возращении сюжетно-ролевой игры как одного из видов детской творческой деятельности.Все чаще, можно заметить, что игровая деятельность сокращается по времени, в связи с социальными требованиями родителей которые считают что игра не настолько важна для развития детей и пользуются дополнительным образованием: посещение кружков, спортивных секций, курсов иностранных языков и другое. Игровая деятельность все чаще преобразуется в одну из форм образовательной деятельности детей дошкольного возраста. Именно по этой причине игровая деятельность дошкольника не развивается. Дети почти что не играют, а если и можно заметить игровую деятельность, то она весьма однотипна, недолговременна, без игровых замещений и проявления креативности. В дошкольных организациях игровая деятельности не особо развивается, потому как педагоги не проявляют должного интереса к ней и не стремятся к педагогическому воздействию с помощью игры.Актуальность данного вопроса определяется, для начала тем, что в современной дошкольной образовательной организации чаще всего уделяют большую часть внимания материальному оснащению игры, а не собственно развитию игровых действий и формированию у дошкольников игры как деятельности. Для осуществления правильного педагогического воздействия с помощью сюжетно-ролевой игры воспитателям следует хорошо понимать ее особенности, и конечно просто играть с детьми. Последнее, как считают современные педагоги (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова), в особенности важно в процессе обогащения сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста. И как показывает опыт методической работы, воспитатели не полностью понимают собственную роль в плане обогащения сюжетно-ролевых игр дошкольников.Ведущим мотивом детской игры в старшем дошкольном возрасте становится познавательный интерес, обнаруживающийся в склонности узнавать окружающую действительность. Процесс развития данных познавательных интересов возможен лишь посредством расширения детских представлений об окружающем мире, труде и деятельности старших, которым они подражают.Знакомство ребенка с окружающим миром происходит с раннего возраста. Дети всегда и везде соприкасаются с предметами и явлениями окружающего мира. Все это привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает большую возможность для детского развития. Взрослый для ребенка становится проводником в мир вещей, предметов, явлений и событий.Как показывает практика, воспитатели старших групп главным образом разучивают с детьми готовые сюжеты игры, предусмотренные программой. Воспитатели стремятся охватить игрой по заданному сюжету всю группу. Дети не хотят играть самостоятельно в «разученные» игры, но по предложению педагога они их воспроизводят. Это объясняется отсутствием у детей интереса к сюжетам игр.Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности старшего дошкольникаПод игрой подразумевается особый вид деятельности ребенка, развивающийся в дошкольном детстве и сопровождающий каждого человека на протяжении всей его жизни. В связи с этим, игровая деятельность привлекает к себе много внимания исследователей из разных областей науки и дошкольной педагогики в частности. Большая часть современных педагогов считает, что игра как особый вид деятельности, существует еще с древних времен человеческой жизни.Единого мнения к вопросу о том, что является первичным труд или игра ученые не нашли. В.Г. Плеханов в своем труде «Письма без адреса» пришел к выводу, что игра возникла еще в первобытном обществе с формированием всевозможных видов искусства. По мнению педагога, труд появился ранее игры, чем определял ее содержание и виды. Исследователь также отмечал, что игровая деятельность носит социальный характер, потому как дети играют лишь в то, что наблюдают в реальной жизни. [32, с.85].К.Д. Ушинский, Дж. Селли, К. Бюллер, В. Штерн анализировали процесс игры как проявления воображения и фантазии, прочие связывали игровую деятельность с развитием мыслительных процессов. Большинство исследователей, ученых, которые занимались вопросами описания игр дошкольников, повторяли в различной форме мысль Дж. Селли о том, что смысл игровой деятельности детей состоит в выполнении той или иной социальной роли [44, с. 162].Все исследователи, которые занимались изучением сюжетно-ролевой игры пришли к единогласному выводу о том, что на саму игру детей огромное значение оказывает окружающая их материально-техническая среда. Исследовавшие.Д.Б. Эльконин полагал, что реальность, в которой существует и с которой сталкивается дошкольник, может быть условно поделена на два взаимосвязанных, но вместе с тем различных блока. Первый блок – это область предметов (вещей) как природных, так и созданных людьми; второй блок – это область человеческой деятельности, сфера труда и человеческих взаимоотношений, в которые они входят и в которых находятся в ходе любой деятельности [49, с.94].Работы психолога Н.В. Королевой удостоверяет в том, что ролевая игра необычно чувствительна к области человеческой деятельности и взаимоотношений между ними, что ее содержание определяется именно этими сферами жизни людей [26, с.37].Как мы выяснили ранее, игровая деятельность носит социальный характер. Игры дошкольников прошедших лет и настоящего периода времени доказывают то, что мир взрослых, их взаимоотношения и деятельность отражается в играх детей. Первый кто доказал данное утверждение был К.Д. Ушинский. В своей известной работе «Человек как предмет воспитания» он предопределил игру как, возможный для детей способ войти во всю систему окружающего мира взрослых [44, с.86-88].Окружающая действительность нашего мира весьма многообразна, потому в игровой деятельности представлены лишь некоторые ее моменты, в частности отношение между людьми, определенная трудовая деятельность. Работы А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Р.И. Жуковской указывают на то, что развитие игры на протяжение дошкольного периода детства осуществляется от предметной игры, показывающей просто действия человека, к ролевой, которая характеризует взаимоотношения между людей [48, с.49].Дошкольное детство представляет собой короткий, но весьма многообразный, яркий и очень важный этап для становления личности человека. В данном возрасте дошкольники получают первичные знания об окружающей действительности, у них начинает образовываться отношение к другим людям, к их трудовой деятельности, формируются основы социального поведения. Игра для детей является первым из способов организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольной организации.Игровая деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая достичь состояния полного эмоционального комфорта.Педагог В.А. Сухомлинский утверждал, что «игра – это большое светлое окно, с помощью которого в духовный мир детей вливается живительный поток представлений, понятий об окружающей реальности. Игра – это та искра, которая зажигает огонек интереса и любознательности» [26,с. 92].Значение игровой деятельности в процессе воспитания в большинстве своем зависит от педагогического мастерства, от знания им основ возрастной психологии, индивидуальных и половых особенностей, а также от грамотно спланированной организации и проведения тех или иных игр.С учетом своего формирования и особенностей, игровая деятельность представляет собой социальный феномен, зависящий от развития общества и его культуры. Это своеобразные формы детской жизнедеятельности в социуме, деятельность, в которой дошкольник с помощью игровых условий отражает роли взрослых, воспроизводит их жизнь, трудовую деятельность, взаимоотношения. Форма постижения окружающего мира, ведущий вид деятельности, в которой дошкольник удовлетворяет собственные познавательные, социальные, духовные, эстетические надобности. Специфичной формой игровой деятельности дошкольника является сюжетно-ролевая игра, которая появляется на границе раннего и дошкольного возраста и получает своего расцвета в середине дошкольного детства.Сюжетно-ролевая игра в старшем дошкольном возрасте, является ведущим видом деятельности. Д.Б. Эльконин выделял четыре линии, влияющие на психическое развитие дошкольника:– развитие мотивационно-потребностной сферы;– преодоление познавательного «эгоцентризма» детей;– развитие мыслительных процессов;– развитие произвольности действий.Под сюжетно-ролевой игрой подразумевается особый вид деятельности, которая носит условный характер отражения реальности человеческого существования и бытия [48, с.93].В ней дошкольники воспроизводят окружающий мир, действия и взаимоотношения между людьми, ситуации, которые с ними происходят. Отображение реализовывается благодаря игровым действиям, игровым ролям, игровой предметной ситуации, что дает возможность дошкольникам осуществить сюжетные ситуации или смысловой контекст игры.Сюжетно – ролевая игра дошкольников – это вероятность воспроизводить в игровой деятельности жизнь человека в социуме. В процессе сюжетной игры дошкольник получает позицию других людей и в пределах одного сюжета имеет возможность испытать ситуацию по-иному Выполняя, к примеру, роль мамы, затем – дочери, дошкольник осознает суть и важность материнской заботы и дисциплины детей. С помощью этого перед дошкольником открываются нормы и правила поведения и их значение для определения и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми, совершается осознание надобности соблюдения данных ном и правил, то есть, складывается сознательное выполнение их. Особенность сюжетно-ролевой игры проявляется в том механизме, с помощью которого реализуется игровая деятельность. В качестве психологического механизма выступают игровые замещения: предметно-игровое замещение, вербальное игровое замещение, организация и обогащение развивающей предметно-пространственной среды игрового пространства.Главным условием ролевой игры старших дошкольников считается процесс соблюдения правил с учетом игровых ролей детей. Данные роли они исполняют с помощью всего многообразия игровых действий. На базе сокращения и обобщения игровых действий, осуществляется процесс перехода к интеллектуальным действиям.Структура сюжетно-ролевой игры в большей степени зависит от реальных отношений, которые наблюдают в повседневной жизни дошкольники. В старшем дошкольном возрасте преобладают игровые отношения детей, подчиняя себе реальные отношения.Структурными элементами сюжетно-ролевой игры считается роль, сюжет, содержание, правила, игровые действия, ролевые и реальные взаимоотношения, игровые объекты и предметы-заменители. Под ролью подразумевается способ моделирования поведения человека в различных жизненных ситуациях. Сюжет основывается с учетом темы. К сюжетам следует отнести конкретную последовательность ситуаций, которые разыгрываются в процессе игры. Содержание сюжетной игры – это то, что дошкольник считает необходимым выделить как главный момент реальности или взаимоотношения людей. Дети различных возрастных групп во время игры с одним и тем же сюжетом привносят в нее разнообразное содержание. Для дошкольников младшего возраста – это неоднократное повторение того или иного действия с предметом («качать куклу» – «дочки-матери», «лечить зайца» – «больница»); для дошкольников среднего возраста это – моделирование жизнедеятельности взрослых и эмоционально существенных событий, исполнение роли; для старших дошкольников подразумевает собой – соблюдение правил в процессе игры. Игровые правила являются главным моментом в роли. Соблюдение правил и сознательное отношение к ним можно читать показателем глубины отображаемой в игровой деятельности области социальной действительности. Игровые действия, прежде всего, влияют на выполнению роли: «доктор» выписывает таблетки «больному», «парикмахер» делает стрижку «клиенту», «педагог» учит «учеников» «читать» и прочее.С возрастом игровые операции становятся сложнее: переходя от простого подражания старшим до обобщенного, условного характера. Освоение многообразных игровых операций дает возможность дошкольнику более полно и точно воспроизводить роль.Неисполнение правил может привести к распаду игры. Правила удачнее соблюдаются в коллективных играх, потому как имеется контроль со стороны других.В младшем возрасте дошкольники легко могут нарушить то или иное правило, не осознавая этого, и не замечая подобного со стороны других. После начинают регистрировать нарушение правил друзьями и начинают противиться этому. В старшем дошкольном возрасте правила воспринимаются детьми более осознанно. Дошкольник начинает учиться управлять собственным поведением, как в игре, так и в жизни общества.Ролевые и реальные отношения – первые воссоздают отношение к сюжету и роли (конкретные особенности персонажей), а вторые проявляют отношение к качеству и верности исполнения роли (они дают возможность договориться о распределении ролей, выборе игры и осуществятся в игровых «ремарках» типа «нужно делать так», «ты не так говоришь» и т.п.). Если у дошкольников не получается придти к единому мнению о распределении ролей, то игра, чаще всего, распадается или кто-то из ребят выходит из нее. В выборе партнеров для игры дошкольники основываются на учете собственных симпатий, выделяют ценные в ребенке нравственные черты личности. Игровые навыки, а помимо этого еще и наличие привлекательных игровых предметов.Игровые предметы – игрушки, атрибуты и различные другие предметы, с помощью которых дошкольники разыгрывают сюжет и роли.Спецификой игрового материала является то, что в процессе игровой деятельности предмет применяется не в своем обычном значении (песок, плитки, лоскутки, пуговицы и т.п.), а в качестве заместителей прочих, недоступных детям практически предметов (сахар, тротуарные блоки, ковры, деньги и другое). Замещение появляется всегда в ходе проблемной ситуации: что сделать, когда кукла есть захочет, а ложка отсутствует?В процессе сюжетно-ролевой игры, у дошкольников сформировываются ролевые и реальные взаимоотношения. Ролевые отношения определяют выбор и разделение ролей, выражаются в различных репликах, замечаниях, условиях, которые регулируют ход игры. Чаще ребенок-лидер берет на себя главные роли, вследствие чего, навязывает другим дошкольникам собственное решение, не считаясь с желаниями других. Чем старше дошкольник, тем сильнее он выражает свое стремление к коллективной игровой деятельности, и согласен выполнять второстепенные роли, только ради того чтобы играть со всеми.Таким образом, под игрой подразумевается особый вид деятельности ребенка, который сопровождает людей на протяжении всего их существования.Окружающий мир дошкольника необычайно многообразен и поэтому в процессе игровой деятельности находят отображение лишь некоторые ее стороны, в частности: сфера человеческой деятельности, труда, взаимоотношения между людьми.Благодаря игровой деятельности дошкольник приобретает нужную социализацию в обществе, которая ему будет необходима в будущем.Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возрастаОгромное значение в эффективном игровом обучении играет профессиональная компетентность воспитателя, его умение правильно построить игру не нарушая сюжета.Как известно, одной из причин является то, что воспитатели в дошкольной организации не всегда знакомы или не знакомы вообще с игровыми интересами собственных воспитанников. Однако, которые из них, даже зная специфику современной детской игровой субкультуры, зная привлекающие дошкольников сюжеты и образы, не учитывают их в организации игр, или по собственным мотивам не базируются на них. А ведь именно интерес обеспечивает направление и игрового процесса, делает процесс развития дошкольника в игровой деятельности интересным и эффективным.Игровой интерес пронизывает все структурные элементы сюжетно – ролевой игры: сюжет, роли, игровой материал, игровые действия и реплики, соблюдение правил. Учет игровых интересов дает возможность сформировать дошкольнику событие эмоционального комфорта в игре. Захватывающие герои и интересное содержание естественным путем движут им, раскрывая его творческие возможности, многообразные способности, активизируя накопленный дошкольником жизненный опыт для увлекательной игры. Философ Ницше говорил: «всяким маленьким счастьем следует пользоваться, как больному постелью: для выздоровления – и никак иначе» [34, с.73].На сегодняшний день, содержание образовательных программ в плане сюжетной игры не всегда соответствует интересам дошкольников. Разумеется, и сегодня многие предпочитают играть в «Дочки-матери», «Больница», «Театр», однако в эти классические и любимые сюжеты дошкольники с большим интересом вводят своих любимых героев.Они сопровождают действия традиционных персонажей: мамы, папы, доктора, учителя, песнями популярных современных исполнителей. Необходимо признать, что в теории и практике дошкольной педагогики наблюдается такая проблема, как недостаточный уровень разработанности или вовсе отсутствие педагогических методик, которые позволили бы, изучить специфику детской субкультуры в частности игровой. В само содержание игровой субкультуры старшего дошкольника, как правило, входят его игровые увлечения и предпочтения.Игры для дошкольников носят многосторонний характер, развивают более необходимые черты личности. Для развития личности дошкольников существует установленная последовательность в выборе игр. Воспитателям и родителям, которые занимаются воспитанием детей, нужно выбрать игру учитывая их возраст. Самые первые игры для маленьких детей включают в себя игры-забавы, их сменяют ролевые игры, а позже дошкольники начинают участвовать в играх-задачах. Развивающие игры для маленьких детей должны по длительности занимать немного времени. В них можно играть как на прогулках, так и в свободное от занятий время. Для развивающих игр самым важным является их многоразовый повтор. Данным путем, дошкольники лучше осваивают обучающее содержание игры. Воспитателю самому следует настроиться на игровую деятельность, организовать благоприятную эмоциональную атмосферу для игры, заранее подготовить необходимые материалы для ее осуществления. Однако педагог не всегда имеет возможность предвидеть ход игры, не всегда понимает, как дошкольники могут повести себя в той или иной ситуации. Именно поэтому, действия дошкольников требуют специальных правил управления. Чтобы эффективно управлять детьми, следует завоевать их доверие. Воспитатель обязан проявить интерес к содержанию и тематике игры, тогда дети с интересом обратятся за помощью к нему, и он сможет вникнуть в процесс игры сам. В подобных играх педагог узнает характер и влечения каждого ребенка.Все дошкольники весьма требовательны к тем предметам, с которыми они будут играть, ищут в них сходство с реальностью. В процессе игры дети имеют возможность заменять игрушки другими, которые более подходят для замысла, и наделяемыми их воображаемыми особенностями. В старшем дошкольном возрасте дети понимают важность всех игр и отличают игру от реальности. Эта самостоятельная работа детей пробуждает любопытство, стремление к познанию окружающего мира.Значимую роль в эффективном игровом обучении играют эмоциональное состояние педагога, верная организация режима дня дошкольников, чередование самостоятельной деятельности детей и групповых занятий.Неправильно считать, что игра осуществлена, если воспитатель просто раздал куклы, кубики и другие игровые предметы детям. При профессиональном подходе к воспитанию дошкольников похожее допускаться никак не должно, это не приемлемо.В начале любой развивающей игры педагог должен задать воспитанникам вопросы: «Во что будем играть?», « Какая у тебя роль?», «Какие игрушки тебе необходимы?» Данные вопросы помогают дошкольникам задуматься над темой игры. Если у воспитателя получилось занять детей интересной беседой, то в процессе игры раскроется большинство детских переживаний и мыслей.Воспитатель обязан учить дошкольников, как правильно подойти к процессу распределения ролей. Главные роли хотят играть большинство детей, поэтому в подобной ситуации следует обратить внимание на второстепенные роли, которые не менее интересны, пояснить, в чем заключается их важность и значимость.Взрослому всегда трудно руководить игрой, которая уже началась. Несвоевременным вмешательством можно разрушить представленный ребенком образ, именно поэтому вмешиваться в игровой процесс следует весьма осмотрительно. Любой дошкольник нуждается в индивидуальном подходе при выборе ролей. Недопустимо делить дошкольников на активных и пассивных. В детских коллективах можно встретить детей робких, не уверенных в собственных силах. Их пассивность можно объяснить различными факторами, потому подобный ребенок должен найти поддержку у взрослого. У воспитателя тоже могут появиться проблемы с детьми бойкого характера, которые являются «заводилами» в коллективе. В детях подобного характера следует воспитывать скромность, приучать их к уважительному отношению к окружающим людям и учитывать мнения других.В игровой деятельности дошкольников очень часто возникают всевозможные ссоры, конфликты, причины которых также различны, как и сами дети. Дети могут ругаться из-за игрушки, роли или даже реплики.Цель педагога – аккуратно и тактично разрешить конфликт, научить воспитанников как правильно найти решение в той или иной проблемеВо время игры воспитателям понадобятся разнообразные наглядные пособия и игровой инвентарь. Рекомендовано применять предметы разных размеров, форм и конструкций. Это могут быть куклы, изображающие девочек и мальчиков. Они должны иметь личные имена, должны быть по-различному одеты, а их одежда должна легко сниматься и надеваться. Для отдельных кукол следует иметь набор белья и посуды, чтобы учить дошкольников примитивной трудовой деятельности. Куклы обязаны быть такими, чтобы с одной и той же куклой, можно было осуществить пару действий.В зависимости от выполняемых в процессе игры целей нужно выбирать и подходящие игрушки, которые изображают животных. Они могут быть различного окраса, одинакового размера и наоборот. Для определенных занятий педагогу понадобятся игрушки, способные издавать звуки.Огромное значение в развитии сюжетно-ролевой игры приобретает и сама игрушка. В дошкольном детстве игра – ведущий вид деятельности ребенка. Ребенок проводит в игре большую часть времени. Она вызывает значительные изменения в его психическом состоянии. Игра для дошкольника – очень важное занятие. Взрослые обязаны видеть в игре ребенка составляющие подготовки к будущим трудовым действиям и должным образом направлять их, принимая в этом участие.Нужно позаботиться об игрушках, дабы дошкольнику можно было организовать и обогатить игру. Для детей дошкольного возраста в первую очередь необходимы куклы, которые изображают людей различных профессий, или героев из популярных сказок. Для игры с куклой нужна подходящая по размеру мебель, посуда. Мягкие игрушки, которые изображают животных. Машины и различные виды транспорта. Механические заводные игрушки дают возможности развития интереса к технике.Весьма важно и наличие многообразных строительных наборов и конструкторов. Они раскрывают простор для детского творчества и фантазии. Для детей старшего дошкольного возраста подходят наборы из огромного количества деталей, которые объединяются между собой разными способами. Использование подобного набора дает дошкольнику навык завинчивания гаек, работы с ключом.Одни из самых интересных игрушек у дошкольников – это самоделки. Особенно ценны они тогда, когда дети сами вместе с педагогом, под его руководством вовлечены в процесс изготовления данного вида игрушек. Это способствует развитию их инициативности, воспитывает желание трудиться, и уважать труд других.Для дошкольников всех возрастных групп нужны игрушки, которые бы способствовали развитию движений. К ценным игрушкам для детей необходимо отнести те, которые развивают у них мышление, изобретательность, ловкость, пробуждают творческий потенциал. Главное выработать у дошкольника привычку беречь игрушку, бережно их складывать, убирая после игр. Желательно обучить его делиться своими игрушками при игре с другими, дарить игрушки, которые сделал сам другим детям и взрослым. Пусть ребенок почувствует радость от того, что принес удовольствие другому человеку.Помогая дошкольникам в процессе организации игры не нужно подавлять их собственные желания и намерения, при этом навязывая свои. Следует правильно совмещать контроль с предоставлением свободы и самостоятельности.Необходимо согласиться с тем, что ребенок учится как играть у старших, при помощи подражания их деятельности.Руководство игрой подразумевает, что педагог должен научить дошкольников определять игровые цели, помогать детям в составлении сюжета, распределении ролей, материальном оснащении, а также в предупреждении конфликтных ситуаций во время игры.Все это нужно для того, чтобы повысить уровень развития дошкольников, ведь именно игровая деятельность влияет на полноценное развитие психического состояния всех детей. Правильно построенное руководство игрой поможет дошкольнику упростить эту деятельность и будет стимулировать его развитие.Во время руководства, дети не должны понять, что педагог управляет течением игры. Данное руководство должно быть скрытым, косвенным, но с учетом интересов дошкольников. В отечественной педагогике образовался большой опыт руководства процессом игры. Данным вопросом занимались такие педагоги как Р.И. Жуковская, Н.Ф. Комарова, Д.В. Менджерицкая, Н.Я. Михайленко и многие другие. Ученые делят приемы развития на два блока: косвенное влияние и приемы прямого руководства развитием игровых умений и навыков.Прямой прием руководств развитием игры подразумевает непосредственное воздействие педагога на ход игровой деятельности, решая за детей сюжет, атрибуты игровые и распределяет роли. Все это дает возможность целенаправленно влиять на содержание игры и на поведение детей.Приемов, которые относятся к косвенному влиянию на ход игры детей без непосредственного воздействия в игровой процесс очень много: расширение знаний по окружающему миру, в разговорах с детьми, беседах, при чтении художественной литературы, рассматривание изображений, развитие знаний о содержании конкретной игровой деятельности, ее задач, средства, последовательность сюжета, результат, взаимоотношение между детьми, распределение между ними обязанности, создание игровой ситуации, напоминать об их прошлых играх, на что дети обращали внимание, организация изобразительной, трудовой деятельности для того, чтобы детей подтолкнуть к игре.Прежде чем приступать к игре педагогу необходимо изучить игровые интересы дошкольников, способы развития их понятий об окружающем мире для содержательной игры и предоставить детям материальные условия для осуществления игровой деятельности.При выборе методов и приемов развития сюжетно-ролевой игры необходимо учитывать активность и самостоятельность детей необходимо использовать как можно больше косвенных приемов, тем самым повышать насыщенность сюжетно-ролевой игры.Таким образом, для успешного руководства сюжетно-ролевой игры необходимо завоевать доверие со стороны детей. Педагог должен проявлять интерес к замыслу игры, в таком случае дети будут охотно обращаться за советом и он сможет вникнуть в процесс игры сам.Большую роль в эффективном игровом обучении играет эмоциональное состояние взрослого, его заинтересованности и способствованию развития сюжетно-ролевой игры.Воспитатель должен научить детей к умелому распределению ролей. Ведь каждый ребенок хочет играть именно главную роль. В таком случае необходимо обратить внимание на роли второго плана и объяснить что эти роли не менее важны, чем главная.Важным этапом дошкольного развития является сюжетно-ролевая игра, где подчинение правилу вытекает из самой сути игры. Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные нормы, заключенные в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе. Сюжетно-ролевая игра оказывает большое влияние на социальное развитие ребенка. Социальный мотив закладывается в сюжетно-ролевой игре. Игра — это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений. Когда игра достигает своего пика, то ребенку становится недостаточно заменять отношения игрой, вследствие чего зреет мотив сменить свой статус. В ходе сюжетно-ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника. Развитие замысла в сюжетно-ролевой игре связано с общим умственным развитием ребенка, с формированием его интересов. У детей дошкольного возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. Вследствие чего и замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают их воображением.Стоит согласиться с тем, что ребенок учится играть у взрослых, подражая их деятельности и для лучшего результата усвоения игры, воспитатель должен взять на себя руководствующую роль.Руководить игрой – это значит воспитатель должен научить детей ставить игровые цели, помогать детям в составлении сюжета и содержания игры, следует показать образцы выполняемых ролевых действий и правил соответствующей роли, помочь детям выстроить взаимоотношения со сверстниками во время игры.Руководить игрой необходимо для того, чтобы поднять уровень развития детей, ведь именно игровая деятельность способствует к полноценному развития психического развития каждого ребенка. Правильное руководство играми поможет ребенку облегчить эту деятельность и будет стимулировать его развитие.При руководстве игрой ребенок не должен понять, что воспитатель управляет ходом игры. Руководство должно быть своеобразным, не прямым, без навязывания, косвенными способами, с учетом интереса детей. В отечественной педагогике сформировался большой опыт руководства игровой деятельностью детей. Этим вопросом занимались такие ученые как Р. И. Жуковская, Н. Ф. Комарова, Д. В. Менджерицкая, Н. Я. Михайленко и другие. Ученные разделяют приемы развития на две группы: косвенные воздействия и приемы прямого руководства развитием игровых умений и навыков.Воспитатель должен осознавать свою значимость в осуществлении сюжетно-ролевой игры. Важно помнить в плане обогащения сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста. Ведь ребенок перенимает опыт взрослого, а как показывает опыт методической работы, современные воспитатели не осознают этой значимости в полной мере.Поэтому перед нами встала важная проблема обогащения сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста по средствам ознакомления с окружающим миром.