Публикации
«Развитие межполушарных связей, как неотъемлемая часть во время урочной и внеурочной деятельности»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие межполушарных связей, как неотъемлемая часть во время урочной и внеурочной деятельности»
Автор: Труциненко Наталья Валериевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие межполушарных связей, как неотъемлемая часть во время урочной и внеурочной деятельности»
Автор: Труциненко Наталья Валериевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специализированная школа с углубленным изучением предметов естественно – математического цикла № 135 города Донецка»Республиканский конкурс «Педагог года Донецкой Народной Республики» «Методическая мастерская»учителя начальных классов на тему «Развитие межполушарных связей, как неотъемлемая часть во время урочной и внеурочной деятельности»Подготовила:учитель начальных классовМБОУ «Специализированная школа № 135 г. Донецка»Труциненко Наталья ВалерьевнаНоминация «Педагог общего образования»Донецк, 2023Пояснительная запискаЗакон Донецкой Народной Республики «Об образовании», Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего общего образования Донецкой Народной Республики определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования.В период дистанционного обучения перед учителями стоит проблема не только в мотивации и заинтересованности обучающихся, но и в коррекции письма, звукопроизношения, а так же развитии памяти, воображения, логического мышления. Недостаточность развития данных критериев может быть вызвана не сформированным межполушарным взаимодействием, что приводит к снижению обучаемости. В связи с неправильной обработкой информации, у ребенка возникают трудности в устном и письменном счете, происходит нарушение устной и письменной речи, наблюдаются проблемы в восприятии и обработке полученных знаний.Поэтому развитие межполушарного взаимодействия у младших школьников способствует всестороннему развитию и повышению уровня обучаемости школьников.Цель данной методической разработки, является развитие межполушарных связей, способствуя синхронной работы полушарий, что в свою очередь содействует улучшению восприятия и запоминанию полученной информации, пониманию речи собеседника, быстрому переходу от одной деятельности к другой.Задачи:Способствовать развитию межполушарного взаимодействия посредством специальных кинезиологических упражнений, игр, тренажеров. Предотвращать развитие нарушения письма (псевдолеворукости, зеркального написания букв и цифр), речевых нарушений, агрессивного поведения и непроизвольных движений рук ( тиков). В своей работе я использую данные упражнения, так как считаю что развитием межполушарных связей необходимо начинать заниматься в дошкольном возрасте и в начальных классах, когда у детей формируются первичные навыки восприятия, письма, образного и логического мышления.Игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия рекомендовано проводить в начале урока, что способствует активизации сосредоточенности обучающегося к дальнейшей работе на уроке.Внедряя данные упражнения в свои уроки, я заметила повышение интереса обучающихся. При выполнении кинезилогических упражнений развивается мелкая моторика, что в свою очередь повышает качество письма. Совершенствуя данную методику и добавив речевую гимнастику, можно добиться автоматизма произношения трудновыговариваемых звуков.Хочу предоставить цикл нейропсихологических упражнений, которые я использую во время урочной и внеурочной деятельности. Внедряя данные и модифицированные упражнения, позволяют внести в урок своеобразную изюминку. Я считаю, что дополнение традиционных уроков нетрадиционными, позволит повысить мотивацию и степень обучаемости младших школьников. Внедрение квест – уроков, виртуальных путешествий, способствуют развитию логического мышления, интеллектуальных способностей, мышления и т.д. Благодаря использованию в работе с нейропсихологических методов и приемов могут быть достигнуты следующие результаты:повысится общая работоспособность; улучшится внимание (устойчивость и концентрация), память, мышление; улучшится качество освоения учебного материала; проявятся необходимые социально-поведенческие навыки взаимодействия, благодаря повышению уровня саморегуляции и самоконтроля; будут развиваться творческие способности ребенка. Упражнения 1 «Модифицированная таблица Шульте» Цель: Развитие концентрации и распределения вниманияВариант 1. Нужно найти и показать все числа от 1 до 25 (одного цвета), затем все числа от 25 до 1 (одного цвета). Вариант 2. Показать числа двух цветов одновременно, от 1 до 25 и от 25 до 1.Например: 1 (желтый) — 1 (зелёный).Упражнение 2 «Числовой поиск» Цель: развитие произвольного внимания и восприятия.Вариант 1.Ученик получает подготовленную таблицу с числами и карточки с примерами. Необходимо сопоставить карточку с числом – ответом. Можно использовать на уроке математике, как устный счет. Вариант 2. Можно правой рукой следить за примером, а левой – находить ответ и зарисовывать его.Упражнение 3 «Найди лишнюю букву»Цель: развитие самоконтроля и концентрации внимания.Для детей, которые зачастую путают буквы (например к- н , б – п, д – т), можно предложить упражнение «Найди лишнюю букву». Ребенку предоставляется стихотворение, в каждом слове которого необходимо зачеркнуть лишнюю букву (определенную букву, например «Б»). Снегопбад, снегобпад, Снежнбое пбаденье. Снебг бидёт набугад, Словноб сновибденье.Упражнение 4 «Попробуй повторить»Цель: развитие мелкой моторики, сообразительности, внимания, нейростимуляция речевых аппаратов.Учащимся предоставляется ряд движений рук, которые необходимо повторить. Можно постепенно ускорять выполнение упражнений. Данное упражнение можно использовать во время физкультминутки на уроках письма, русского языка и математики.Вариант 1. Упражнение выполняется одной рукой, постепенно ускоряя ритм.Вариант 2. Выполнять упражнение одновременно двумя руками, поочередно меняя положение рук.Для нейростимуляции речевых аппаратов можно усовершенствовать данное упражнение, добавив дифференциацию звуков. К каждому движению рук можно добавить определенное слово, которое вмещает в себя трудновыговариваемые звуки.Например: ДОСКА - ТОСКАУпражнение 5 «Лабиринт»Цель: развитие сообразительности, внимания, координации. Данное упражнение необходимо выполнять одновременно и правой, и левой рукой. В том случае, если пальчики встретились, упражнение выполнено верно. Можно придумать множество модификаций и использовать такое упражнение и на уроках русского языка ( потерявшееся слово) , и на уроках математики (соедините ответ с выражением).Упражнение 6 «Графические диктанты»Цель: развитие координации, самоконтроля, мелкой моторики.Учащимся предлагают следовать указанному направлению, которое указывает учитель или предоставленные стрелочки (вверх, низ, вправо, влево). Выполнив упражнение верно, должен получиться определенный рисунок. Можно усложнить выполнение данного упражнения, добавив эти же задания для одновременного выполнения левой руки.Упражнение 8 «Рисуем двумя руками»Цель: развитие межполушарного взаимодействия. Учащимся предоставляется графическое изображение (точки с цифрами по порядку или алфавит, рисунки по стрелкам и т.д). Необходимо нарисовать или дорисовать рисунок одновременно двумя руками.Упражнение 9 «Ухо – нос»Цель: улучшение мышления, развитие самоконтроля, повышение стрессоустойчивости.Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение . Упражнение 10 «Кто первый»Цель: развитие координации, внимания, сосредоточенности.Вариант 1. На полу раскладываются фигуры разной формы и цветов. Водящий крутит вертушку с перечнем фигур и называет ту, на которую показала стрелка. Участники должны быстро занять место на находящейся на полу фигуре. Вариант 2. Можно модифицировать упражнение, добавив на фигурах задание или вопросы (примеры для устного счета, вопросы частей речи для закрепления и т. д.) Упражнение 11 «Передай»Цель: развитие координации, сосредоточенности, внимания.Участники, стоя в кругу, передают мешочек по кругу, у кого оказывается мешочек, говорит: «От топота копыт». Параллельно ногами передается шайба, у кого оказывается, говорит: «Пыль по полю летит». Сначала упражнение проводится поэтапно, сначала, только мешочек, потом только шайба, затем все вместеУпражнение12 «Минуты релаксации»Упражнения на релаксацию проводятся как в начале занятия — с целью настройки, так и в конце — с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Они способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.Вариант 1. Учитель читает текст, учащиеся повторяют соответствующие движения. «Сядьте в удобное положение. Расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня. Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого озера. Слышны лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро.Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…А теперь открываем глаза. Мы снова в школе, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня». «Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу: зайчик на лбу, на носу, на ротике, на щеках, на подбородке - нежно погладь его ладонями. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь голову, шею, одну руку, вторую. Погладь его и подружись с ним. Ты отдохнул». Список использованной литературы и Интернет-ресурсов.Марычева О. И., Габараева К. А. Гимнастика для ума. Сборник упражнений для активизации умственной деятельности. [Текст] / под ред. Рябовой О. А. – Карпогоры, 2020. – 20 с. Общественный фонд «Будущее страны». Проект «Учиться лучше вместе», реализуемый при финансовой поддержке ЮСАИД и технической поддержке ЮНИСЕФ, 2020 г. Праведникова Ирина Игоревна Нейропсихология. Игры и упражнения, Изд. «АЙРИСпресс»,2017 Соболева О.Л. Экспериментальный учебник. М.-Новая школа,1997