Публикации Наставничество как одна из социокультурных практик учреждения дополнительного образования.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Наставничество как одна из социокультурных практик учреждения дополнительного образования.
Автор: Демешко Татьяна Анатольевна

Наставничество как одна из социокультурных практик учреждения дополнительного образования.УДК 37.0 Т.А.Демешко, Е.Л.Алфёрова Статья посвящена анализу педагогического опыта Дома детского творчества «Кировский» города Новосибирска. Предлагается путь решения локальной проблемы по возрождения системы наставничества.Ключевые слова: наставничество, наставник, наставляемый. «Наставники - они живут повсюду. Лишь на них и держится Земля. Их руками делается чудо, И сердца их для тебя горят». Каждый человек приходя в новый коллектив, не важно – молодой специалист или со стажем работы, встречается с необходимостью адаптироваться в новых условиях. Можно это делать самому. А лучше, чтобы нового члена коллектива встретил опытный и открытый для общения специалист. Такой наставник, который в неформальном общении, основанном на доверии и партнерстве, раскроет личностный потенциал наставляемого и поможет успешной социализации в современном коллективе. Помощь, шефство, наставничество зародилось вместе с появлением жизни человека на земле и звучало так: «Научился разводить костёр - научи другого. Научился писать петроглифы - передай другому поколению». Традиции наставничества в нашем Доме Творчества мы можем проследить с момента застраивания «Затулинского жилмассива». Численность жителей очень быстро росла и была сопоставима с численностью маленького города. Жилмассив прирастал детскими садами, общеобразовательными школами. В 1972 году создаётся центр занятости детей – Дом Пионеров. С 1992 года переименован в Дом Творчества. Малыши, подростки посещали всего 3 кружка и впитывали в себя мир прекрасного. Дети подросли и вернулись в Дом Творчества в качестве педагогов дополнительного образования: Климина Елена Леонтьевна, Демешко Татьяна Анатольевна. Прошли годы и уже новые фамилии: Вагайцева Екатерина Сергеевна, Аврутова Екатерина Андреевна, Кудрявцева Василина Николаевна. Новый коллектив! Как адаптироваться и не нарушить устои стабильного коллектива? Нужна помощь, и она приходит. В нашем учреждении сложились наставнические пары, которые вышли на бессрочное наставничество. Взяв в студию ребёнка, научив всем азам предмета, они пошли дальше, но уже как коллеги. Это удаётся не каждому, но это работает, и никакая «погода в доме» их уже не разлучит. Наставники не только в профессии, но и в жизни - Перцева Елена Юрьевна, Лаптинов Роман Павлович и наставляемые - Аврутова Екатерина Андреевна, Горст (Кудрявцева) Василина Николаевна, работают в парах уже много лет. Наставляемые приобрели уже свой собственный опыт: защитили квалификационные категории, стали лауреатами, победителями, призёрами в состязаниях различных уровней от районного до международного. Стремительное развитие общества и анализ работы с кадрами создала предпосылки для формирования системы наставничества в Доме Творчества. В 2022 году созданы официальные документы для целевой системы наставничества, сформированы наставнические пары, выстроена дорожная карта. Чего-то не хватает. Не хватает общего дела. Краеведческий музей «Мастерская предков» создан в Доме Творчества Свиридовой Надеждой Викторовной в 1994 году. Пандемия, коронавирус, смена руководителей музея приостановили деятельность музея до 2019 года. В 2022 году нам удалось сформировать группу единомышленников среди наставников (Алфёрова Елена Львовна, Беляева Елена Валерьевна, Перцева Елена Юрьевна) и наставляемых (Клюнк Галина Александровна, Андрющенко Тамара Борисовна). Вместе создали проект «Возрождение музея» - союз опыта и молодости. Работы хватило на всех: от шитья костюмов до написания сценариев и дальнейшего проведения экскурсий. Как итог с 21 января 2023 года музей возобновил свою работу. Разработано большое количество экскурсий и мастер-классов. За этот год музей посетило 1528 человек! Итог совместной работы. И совсем не важно в какой момент срабатывал ситуационный или реверсивный вид наставничества. Все работали на один результат, как единый живой организм. Произошел толчок к переосмыслению процесса адаптации специалистов в предлагаемых условиях. Наши наставляемые создают теперь свои творческие проекты, параллельно получают высшее образование, проходят обучающиеся семинары, активно участвуют в мероприятиях учреждения «Новый год», «Масленица», в районных и городских - «Парад Дедов Морозов -2023», «Масленица», «День знаний». Совместно с наставническими парами проведен круглый стол «Первый опыт педагогической практики: проблемы и пути их решения». Каждый озвучил свою позицию, определены приоритетные направления, планирование дальнейшей работы. В июне этого года, по инициативе наставников и наставляемых, пройдёт фестиваль национальных культур в «Затулинском Дисперсном парке» для всех жителей микрорайона. Впервые организовали и провели два творческих проекта для педагогов-наставников и для обучающихся с целью повышения престижа наставничества, поощрения, признания значительного личного вклада педагогов-наставников в поддержку молодых специалистов, популяризация просветительской деятельности среди студийцев. Проект «Вы-наставники» показал скрытые таланты педагогов-наставников, которые продемонстрировали в формате мастер-классов. Детский проект «Наставники-дети» собрал детей от 4 до 14 лет. Дети, которые почти не пересекаются с другими студийцами. Состязания между наставническими парами, игровые моменты, колядование. Весело, дружно, комфортно. Маленькие помощники, чудотворцы, которые оставили душевный след. «Внутри них – маленькое солнце, что горит и дарит всем нам свет!» Большая российская энциклопедия трактует термин «наставничество» как процесс передачи опыта и знаний от старших к младшим членам общества [1]. В советское время – распространенная форма коммунистического воспитания и профессиональной подготовки молодёжи на производстве [2]. Каждый наставник даёт своё определение термина «наставничество», опираясь на свои переживания. Для одних – это социальный лифт (Лаптинов Р.П.), для других – стартовая площадка для адаптации молодых специалистов (Перцева Е.Ю.), для третьих - взаимообогащение друг друга опытом, путь к творческому развитию… (Алфёрова Е.Л.). Каждое определение заслуживает особого внимания. Решая одну проблему по возрождению наставничества, возродили детское движение наставников и музей «Мастерская предков». Очень надеемся, что система наставничества позволит сохранить и приумножить традиции Дома Детского Творчества «Кировский». Библиографический список:1. Большая российская энциклопедия: В 30 т./ гл.ред. А.М. Прохоров.- М: Государственное научное издательство. «Большая российская энциклопедия», 2004.2. Советский энциклопедический словарь. А.М. Прохоров.- М.: «Советская энциклопедия», 1984.