Публикации 9 класс " Комплексный анализ текста".

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: 9 класс " Комплексный анализ текста".
Автор: Черекова Гелсиня Зайдулловна

9 класс
Комплексный анализ текста
Цели: 1) помочь учащимся проанализировать текст К. Паустовского с точки зрения стиля, синтаксиса, орфографии и пунктуации, определить круг проблем, поднимаемых автором, понять авторскую позицию, высказать собственное мнение о прочитанном.
2)совершенствовать навыки анализа текста, продолжить подготовку к выполнению тестовых заданий;
3)воспитывать у учащихся морально-ценностные чувства
1.Вступительное слово:
- Здравствуйте, ребята! На сегодняшнем уроке мы будем работать с текстом К.Паустовского: анализировать его с точки зрения стиля, синтаксиса, объяснять орфограммы и пунктограммы. Но главная наша задача - определить круг проблем, которые поднимает автор, понять авторскую позицию и высказать собственное мнение о прочитанном.
- Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число, классная работа и тему урока ( запись на доске или на слайде 1)
2. Сообщения учащихся о писателе. 2-3 слайды
Домашнее задание
Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) – русский писатель 20 века, создавший в своих произведениях неповторимый художественный мир, полный психологизма, любви к человеку и природе. Его книги заключают в себе серьезную и глубокую философию, раздумья над жизнью, ее смыслом. Нам он знаком прежде всего своей сказкой Теплый хлеб (5 кл.), рассказом Телеграмма (8 кл.), сборником Золотая роза.
Паустовский – мастер пейзажа. В пейзаже проявляется отношение писателя к природе, его активная любовь к ней. Его книги, воспевающие родину и родную природу, красоту и романтику труда, учат думать, работать, дерзать.
Само слово у Паустовского - это слово поэзии, в которое можно заглядывать, как в родник, надеясь, что в глубине откроется новый, неведомый мир.
3. Чтение учителем текста
Распечатка текста также на столах у учеников
(1)Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3)Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает– забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4)Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы очаровательной красоты (так говорила о них Катерина Ивановна).
(5)Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому неизвестно.
(7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.
(8)–Дорогой мой,– сказала Катерина Ивановна,– уж вы не взыщите с меня, со старой. (9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11)Да и кое-какие деревья я посадила сама.
(12)Она одевалась очень долго. (13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.
(14)Уже вечерело. (15)Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп месяца.
(19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.
(20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.
(22)– Не дай вам бог, родной мой,– сказала она мне,– дожить до такой одинокой старости! (23)Не дай вам бог!
(24)Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!
(По К.Г.Паустовскому)
4. Беседа по вопросам (восприятие текста)
- Кто-нибудь догадался, из какого произведения этот отрывок?
(Да, это отрывок из рассказа К.Паустовского Телеграмма)
- Докажите, что перед нами текст. Вспомним основные признаки текста.
- О чем говорится в тексте?
- Какие очень важные для каждого из нас проблемы поднимает автор?
(Проблему отношения детей к своим родителям; проблему материнской любви; проблему одиночества).
- Мы еще вернемся к работе над содержанием, а сейчас попытаемся выполнить некоторые задания по тексту.
5. Орфографическая работа ( запись в тетради)
- Выписать из 1-2 абзацев слова с частицами и приставками не – ни, объяснить их правописание.
(Никогда, ни на что, не приезжает, не ровен час, не повидав, не приласкав, не погладив, никому, неизвестно)
( на слайде и в тетради)
- Выписать:
1 в.- причастия (предложения 1-19); определить время, страдательное или действительное
2 в. – деепричастия (1 абзац) Произвести их морфемный разбор.
1в. (Считанные, обветренной, зеленеющей)- определить время, страдательное или действительное
2в. (Повидав, приласкав, погладив)- Произвести их морфемный разбор.
- Из предложений 12-13 выписать наречия, определить способ образования.
(Долго, крепко, медленно – суффикс.) На доске ученик
-Морфемный состав каких слов помогает нам понять авторское отношение к главной героине? (уменьшительно-ласкательные суффиксы в словах салопчик, с крылечка подчеркивают теплое, бережное отношение рассказчика к Катерине Ивановне, которое позже он подтвердит сам.)
- В каком предложении говорится об отношении автора к Катерине Ивановне? (в последнем).
Я осторожно повел её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!
- Выпишите из данного предложения словосочетания со связью: 1в.- согласование, 2в.- примыкание.
(осторожно повел, повел домой -2 в.; такая мама- 1в.)
6. Пунктуационный и синтаксический анализ предложений
- Теперь поговорим о синтаксическом строе предложений 2, 7, 19, 20, (читаем в тексте, на слайде) К доске вызвать 2, 4 ученика
- Дайте устную синтаксическую характеристику предложений, составьте их схемы.
2 – СПП с придаточным изъяснительным, первая предикативная часть осложнена обособленным распр. приложением
7 – сложное с подчинительной и бессоюзной связью
19- предложение простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми.
20 - предложение СПП с придаточным цели.
7.
- Какие типы речи представлены в тексте? (Повествование и описание)
- В каких предложениях представлено описание? Какие это предложения? (Простые, почти нераспространенные предложения)
- Однако это не мешает автору, как чуткому художнику, короткими, но точными мазками создать картину осеннего сада.
- Какую роль играет описание в тексте? (Описание осеннего вечера усиливает особую интонацию текста)
- Определите стиль текста (Художественный). Докажите. Признаки стиля.
- Какие выразительные средства использует автор?
( Метафора висел серп месяца помогает создать яркий образ.
Фразеологизм одна на белом свете имеет большое значение для характеристики героини.
Особенности речи Катерины Ивановны: обращения дорогой мой, родной мой, экспрессивные повторы Не дай вам Бог! - также подчеркивают замысел автора.)
- Мы видим, что К.Паустовский не поучает своих читателей, он только стремится быть понятым.
- Обсуждение смысла названия рассказа ( телеграммы посылали в искл. случаях. Иногда с телеграммой связано чувство тревоги, ожидание беды…)
-А какова авторская позиция? Вы поняли?
(Родители любят нас такими, какие мы есть;
Нет ничего горше одинокой старости)
- Согласны ли вы с этим мнением? Об этом вам предстоит порассуждать. Я думаю, что вы поддержите позицию автора. Давайте продумаем аргументы в защиту своей точки зрения, помните, что тема отцов и детей - это очень широкая тема, в данном тексте конкретно говорится о проблеме материнской любви, проблеме одиночества, проблеме равнодушного отношения детей к своим родителям.
8. Итог урока. Домашнее задание (написать сочинение-рассуждение по тексу К. Паустовского). Оценивание. Рефлексия.
У каждого из нас возникает чувство защищенности и покоя, когда рядом с нами мать. Но всегда ли мы осознаем, какой ценой оплачены наш покой, счастье? Какой? Самопожертвованием, самозабвением матери. Эти старинные слова, почти ушедшие из разговорной речи, точнее всего характеризуют материнскую любовь. Самозабвение, т.е. способность забыть себя ради своего ребенка, и есть первый и истинный признак любви.
Однако мы не всегда понимаем, что значит для нас мать. Часто мы видим в ней человека, который готовит, стирает, гладит, без конца учит уму-разуму, что-то позволяет, что-то запрещает или к чему-то принуждает. Как часто мы обижаемся на родителей, как часто обижаем их.
Я желаю счастья и благополучия вашим семьям, здоровья и радости вашим мамам. Любите и берегите их, не жалейте для них добрых слов, чтобы не мучило потом запоздалое чувство вины и горького раскаяния.
4