Публикации
Я-учитель!
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Я-учитель!
Автор: Масюкова Татьяна Павловна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Я-учитель!
Автор: Масюкова Татьяна Павловна
Эссе «Я – учитель» Размышляя о профессии учителя, его роли в развитии гуманитарного общества и о своём месте в этом процессе, я задалась вопросом: на чём же основывается наша трудная работа? Я уверена, что на опыте, пути проб и ошибок, открытий и успехов. И здесь вспоминается притча китайского философа Конфуция. Однажды Ученик пришёл к Учителю: «Мне нужно решить очень важную проблему, и я хочу спросить, каким способом-вот таким, таким, а может быть, попробовать какой- то другой? В ответ Учитель взял свой толстый деревянный посох и слегка ударил Ученика по лбу. «За что?!»-вскричал тот. «Глупец, сколько раз тебе повторять: один добытый опыт важнее семи правил мудрости»,- изрёк Учитель. Я работаю в школе 32 года (!) И с каждым новым днём, с каждым новым уроком я понимаю, что мне нравится моя работа. Ещё несколько столетий назад И. Кант утверждал: «Работа- лучший способ наслаждаться жизнью». Я наслаждаюсь ею, заряжаюсь поддержкой моих учеников, делюсь с ними эмоциями и переживаниями, вижу, как они меняются из года в год и как изменяют меня. Мне кажется, учитель, переступая порог школы, открывает для себя новую жизнь, где есть место бесконечного самосовершенствования, где можно сохранить частичку детской наивности. По моему убеждению, моя профессия похожа на профессию актёров, однако мне повезло больше. Ведь актёр выступает на сцене перед зрителями, и их разделяет пространство, а задача учителя не просто привлечь внимание, но и сформировать интерес, вовлечь в совместную деятельность, чувство от того, что это удаётся, не передать словами! Я искренне считаю, что педагог обязательно должен уметь перевоплощаться, удивлять, а урок-быть ярким и интересным, приёмы обучения разнообразны. У меня особая профессия, даже в чём-то уникальная: я-учитель начальных классов. На мне лежит большая ответственность перед родителями и перед обществом. Я думаю, что именно любовь – определяющее качество моей специальности, потому что без любви к детям, к своей работе – вряд ли можно стать настоящим Учителем. Без всякого сомнения, любовь к детям даёт силу выдержать многие сложности и темп нашей современной жизни, потому как без оптимизма в школе сегодня не выжить; любовь к своей профессии предполагает ежедневную упорную работу. Нужно много сил для того, чтобы научить читать, считать, писать, рисовать, дружить, жить по школьным и общечеловеческим правилам. И мне это по душе, мне нравится быть нужной. Поэтому я и работаю в начальной школе, где рядом со мной мои ученики и мои коллеги, талантливые люди, почти волшебники, всегда готовые прийти на помощь, и каждый из которых - Личность. Но почему я выбрала именно начальную школу? У любого здания должен быть фундамент, который не заменит ни красивый фасад, ни модный интерьер, ни новая крыша. Без фундамента здание обрушится. Именно таким фундаментом в жизни каждого человека является начальная школа. Человек, который выбирает профессию учителя начальных классов, должен точно отдавать себе отчет, какое бремя ответственности он собирается взвалить на свои плечи. Недаром в народе говорят: «В средней и старшей школе ищите для своего ребенка продвинутую школу, а в начальной школе ищите хорошего учителя». Как сказал Демокрит: «Быть учителем рискованное дело. В случае удачи последняя приобретена ценой большого труда и забот, в случае же неудачи горе несравнимо ни с каким другим». Каким же должен быть учитель начальной школы? Безграничная любовь к детям, доброжелательность, чуткость, внимательность, умение верно оценивать педагогическую ситуацию и быстро находить оптимальный вариант – вот основные черты, которые характеризуют настоящего учителя. На учителя начальных классов ложится двойная ответственность: он должен сотворить чудо: превратить маленького человека в УЧЕНИКА с большой буквы. Желание ребёнка учиться во многом зависит и от учителя, его умения определить возможности школьника, его индивидуальность. Без интереса к личности учителя нет интереса к учению. А я не просто учитель, а первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть-своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение для него будет радостным и полезным. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребёнка, как родители будут относиться к школе, станут ли они верными соратниками, единомышленниками. Миссия учителя-быть проводником доброго, светлого, вечного. И как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом свой собственный неповторимый стиль жизни. Это умение общаться, искусство говорить и внимательно слушать. Особенно важным я считаю развитие творческих способностей учителя, так как только собственный опыт творчества, по моему глубокому убеждению, позволяет воспитывать творческую личность ребёнка. Учитель, а тем более учитель начальных классов, должен быть артистом, владеть способностью перевоплощаться, уметь входить в роль, удивлять. Очень важно, чтобы на каждом уроке ребёнок переживал радость открытия, чтобы у него формировалась вера в свои силы. Поэтому каждый успех ученика я делаю достоянием всего класса, поддерживаю инициативу и начинания своих ребят, тем самым стараюсь создать ситуацию успеха на уроке и проложить мостик к взаимопониманию. Быть одним целым-ты и дети- это цель каждого учителя. А добиться её можно лишь кропотливым трудом. Получится это только у влюблённого в свою профессию учителя. Если у учителя есть желание отдать, то у ученика обязательно появится желание получить. Когда эти два желания совпадают, получается прекрасный результат. У каждого учителя есть свои заповеди. У меня они такие:Умей признавать свои ошибки (и уж тем более старайся не повторять их). Если увидели что-то плохое, сделанное детьми, подумай, в чем твоя ошибка. Старайся видеть успех детей и радоваться каждому из них. Главное достоинство учителя - это чувство справедливости. Люби людей, чтобы люди любили тебя Я, конечно, не Конфуций, но, как и он, считаю, что главное в нашей работе-осуществлять личностно-ориентированное обучение и воспитание. Вот они, мои «начальники», они уже личности: Тани, Васи, Миши, а в будущем: Татьяны Ивановны, Василии Сергеевичи, Михаилы Дмитриевичи.И я люблю их!