Публикации
Экскурсия "По следам невиданных зверей"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Экскурсия "По следам невиданных зверей"
Автор: Демешко Татьяна Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Экскурсия "По следам невиданных зверей"
Автор: Демешко Татьяна Анатольевна
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Новосибирска"Дом детского творчества "Кировский"Методическая разработка экскурсии «По следам невиданных зверей»Составитель: методист Демешко Т.А. Консультант: учитель биологии МБОУ СОШ №41 Акулинкина Н.А.Новосибирск – 2023г.Методическая разработка экскурсии«По следам невиданных зверей»Экскурсия:По содержанию – тематическая, природоведческая;По месту проведения – музейная;По форме проведения – практико-ориентированная;Состав экскурсантов – молодежная аудитория (школьники, обучающиеся среднего и старшего возраста);Место проведения – музей «Мастерская предков»;Вспомогательный материал: экспонаты музея, картотека, иллюстрации, карта Новосибирской области, ящик с песком, лопатки и кисточки, дополнительная информация об артефактах (кейсы);Продолжительность – 30 минут.Аннотация: Экскурсия повышает мотивацию к изучению общественных и естественнонаучных дисциплин, бережному отношению к малой Родине, так как в школьных программах отсутствуют данные о палеонтологических находках Новосибирской области. Ребята знакомятся с правилами систематизации исторических объектов, приобретают навыки работы с картотекой, иллюстрациями, развивают мелкую моторику рук. Цель экскурсии: развитие интереса экскурсантов через погружения в мамонтовую фауну на основе подъёмного материала археологического клуба «Потомки». Задачи экскурсии:- расширение кругозора учащихся и обучающихся;- формирование основ научного мировоззрения;- воспитание бережного отношения к историческим объектам родного края;- развитие познавательного интереса и активной творческой деятельности. Сегодня мы с вами совершим путешествие во времени и пространстве. Рада всех вас приветствовать в нашем краеведческом музее «Мастерская предков» Дома Детского Творчества «Кировский». Меня зовут Татьяна Анатольевна. Миллионы лет назад жили нетипичные организмы, животные, растения, грибы и даже бактерии. Их останки перешли в объект исследований и стали предметом изучения науки палеонтологии. Палеонтология – это наука о вымерших животных и растениях, существовавших на Земле многие тысячи и даже сотни миллионов лет назад. Палеонтология изучает строение, образ жизни, историю возникновения и вымирания самых разных древних организмов – от микроскопических водорослей до огромных мамонтов и динозавров. Учёные, изучающие ископаемые организмы, называются палеонтологами. Наука это обширная и можно рассматривать, как раздел биологии и рассматривать древние организмы (помогает восстановить картину развития органического мира). С другой стороны, тесно связана с геологией, так как затрагивает геологические слои (для установления относительного возраста геологических отложений). Находки нашего музея связаны с работой археологического клуба «Потомки». Первым руководителем клуба и создателем музея была Свиридова Надежда Викторовна. Многолетние экспедиции, проводившиеся в Тюмени, Алтае, Хакасии, Бердске, районах Новосибирской области позволили собрать богатейшие коллекции палеонтологического и палеоантропологического материала, часть которого демонстрируется в экспозиции Музея. Ископаемые остатки растений и животных находятся в земле, т.е. в горных породах литосферы. Это песок, глина, камни и т.д. Иногда вода вымывает культурный слой и обнажает остатки ископаемых. Водные потоки иногда сами ведут палеонтологические раскопки, а нам остаётся только внимательно осматривать их берега и мелководья. Ископаемые остатки древних животных и растений палеонтологии для краткости называют окаменелостями, или фоссилии («добытый из земли» по латыни) Это могут быть и отпечатки листьев древних растений, раковин, панцирей, кости, следы животных и т.д. Окаменелость – это остатки организмов, прошедших минерализацию веществами земных недр, т.е. превращение в камень. Сохранность может быть не только в виде камня, но и во льду (мамонты целиком находили и даже траву в их желудке), в янтаре (продают муравья, паука) Палеонтолог старается вернуть к жизни организмы, исчезнувшие тысячи и даже миллионы лет назад. Работа начинается со сбора материала в экспедициях, часто в очень трудных условиях. Земная кора – это слоёный пирог, а окаменелости в ней как изюминки, орешки - каждая в своём слое. Чем глубже расположен материал, тем более ранней эпохи соответствует (Приложение 1) Давайте и мы попробуем произвести самостоятельно раскопки (ребята ищут артефакты, очищают их от песка, рассматривают, определяют «что это?») (Приложение 2). Это фрагменты керамического сосуда. Вы правильно определили. Так и студийцы клуба «Потомки» находили фрагменты, отправляли на экспертизу в научные центры и только потом проводили камеральную обработку – шифрование. В нашем музее есть настоящие артефакты, поднятые с разных мест Новосибирской области. Давайте с ними познакомимся. Ребята выбирают свои артефакты (Приложение 3). На каждом предмете есть шифр, нанесённый чёрной тушью (Приложение 4). По шифру можно узнать информацию. Воспользуемся картотекой основного фонда музея (работа с продублированными карточками фонда). Каждый ищет свою карточку по шифру. Нашли, молодцы! Теперь нам известно кому принадлежит данная окаменелость, остатки животного или останки человека (Приложение 5). Этой информации недостаточно, надо погрузиться в эпоху, когда жили эти организмы. Работа с кейсами. (Приложение 6). Каждый рассказывает о своём артефакте. Мы видим, что находки в основном мамонтовой фауны. Палеонтологи часто напоминают сыщика-криминалиста. На юге Сибири, вечной мерзлоты нет, и целиком невозможно найти мамонта, а только их кости. Динозавров в Сибири никогда не находят. На территории Западной Сибири образовался огромный прогиб земной коры, протянувшийся от Уральских гор до Новосибирска (Приложение 7). Этот прогиб постепенно опускался и заполнялся отложениями следующих геологических периодов: глиной, песком, илом. Слои юрского и мелового периодов, находятся в середине этого прогиба на глубине 2 км. На поверхности эти слои нигде не выходят в Новосибирской области, а вот в Кемеровской области иногда встречаются. А вот мамонтовая фауна в Новосибирской области представлена. Это первобытный бизон, шерстистый носорог (вымерли). Лось, северный олень, бурый медведь дошли до наших дней. Наиболее крупное животное – мамонт, поэтому и назвали мамонтовой фауной. Мамонты проживали около 5 миллионов лет назад и вымерли 4000 лет назад. Обсуждение гипотез вымирания мамонтов (Приложение 8). Путешествие в прошлое подошло к завершению. Что вы узнали сегодня нового? Что вам понравилось или не понравилось? (ребята делятся своими впечатлениями). Сегодня вы побывали в роли археолога, палеонтолога… Многие животные мамонтовой фауны вымерли. Почему? Однозначного ответа нет, но возможно вам предстоит открывать эту тайну… Большое спасибо за совместную работу. До новых встреч!Ресурсы1. Мугако А.Л. От древних морей до нынешних дней. Палеонтологические находки на территории Новосибирской области. - Новосибирск. Издательство «Сибирское музейное агентство». 2012.-28с.2. Мугако А.Л. Матильда – мамонт с реки Оёш.- Новосибирск. Издательство «Сибирское музейное агентство». 2012.-20с.3. Мугако А.Л. Следы неведомых зверей. - Новосибирск. Издательство «Сибирское музейное агентство». 2012.- 48с.4.Приложение 1Приложение 2Приложение 3Приложение 4Приложение 5Приложение 6Приложение 7Приложение 8