Публикации «Диалог как основная форма разговорной речи учащихся с недостатками слуха»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Диалог как основная форма разговорной речи учащихся с недостатками слуха»
Автор: Красильникова Галина Александровна

«Диалог как основная форма разговорной речи учащихся с недостатками слуха»Обучение детей с нарушением слуха предусматривает всестороннее развитие речи учащихся. Речь в школе глухих является предметом обучения, поэтому используется термин "развитие речи". В методике развития речи определяется, как нужно организовать обучение, чтобы научить школьников полноценному общению. Умение полноценно общаться – главная цель развития речи школьников. Речь, прежде всего, делится на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя речь – мысленная речь человека, обращенная к самому себе. Внешняя речь – это речь, обращенная к другим.Внешняя речь может быть диалогической и монологической. Диалогическая или разговорная речь – форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими собеседниками.Обучение детей с нарушением слуха языку в начальных классах начинается с развития диалогической речи – как наиболее им доступной и естественной для организации непосредственного словесного общения учителя с классом и детей между собой.Основным признаком диалога является чередование говорения собеседников, причем каждая последующая реплика обусловлена предыдущей. Обмен репликами осуществляется без предварительного обдумывания и непосредственно связан с ситуацией, в которой происходит. Диалог не нуждается в развернутых предложениях, так как его содержание дополняется не только ситуацией, но и интонацией, мимикой, жестами. Диалогическая речь рождается в связи с деятельностью, в совместной деятельности взрослого и ребенка. Усложнение речи происходит в связи с развитием коллективной деятельности детей.Лексические особенности разговорной речи: лексическая бедность, потенциальная свобода словоупотребления, активное использование местоимений, вводных слов (Н: вообще, так сказать).Для развития речи глухих учащихся, так же как и слышащих, используется неподготовленный диалог, возникающий в конкретной сигнальной устной ситуации общения, и беседа. Беседа – это своеобразный развернутый диалог, направляемый определенной темой и целью. Характерным признаком беседы является наличие вопросов и ответов. Диалог – наиболее простой прием, первичный по срокам овладения по сравнению с беседой.Основой для построения методики развития диалогической речи глухих учащихся в условиях современной коммуникативной системы обучения языку является учет таких ее особенностей, как ситуативность, связь с деятельностью участников разговора, сочетание видов самой речевой деятельности – говорения и восприятия.Внешняя речь делится также на устную и письменную. Устная речь воспринимается на слух, а письменная – зрительно. Каждая из них имеет свои особенности.Устная речь возникает при непосредственном живом общении между людьми (диалог, беседа, выступление). Она предполагает наличие говорящего и слушающего. Устная речь располагает такими выразительными средствами, как интонация, пауза, логическое ударение, темп, жесты и мимика.Письменная речь – это подготовленная, подлежащая проверке, исправлению и совершенствованию. Письменная речь всегда графическая.Основной задачей обучения языку в 1-4 классах является овладение глухими диалогической речью как средством общения.Специальных уроков в разговорной речи в школе глухих не выделяется, но в школьной программе имеется раздел "Развитие разговорной речи, Развитие речи".Программа предусматривает научить обучающихся пяти видам речевой коммуникации: 1) понимать обращения и выполнять приказания, выражать просьбу, желание, побуждение; 2) обращаться к товарищам (или другому лицу) по заданию учителя или воспитателя, а также по собственному побуждению;3) отвечать на вопросы и задавать их; 4) сообщать о выполненной и предстоящей работе; 5) участвовать в диалоге.Обучение разговорной речи в школе глухих начинается с усвоения побудительных предложений:
  • побудительные предложения просты и конкретны по содержанию, тесно связаны с действиями человека, обращены к реальным исполнителям этих действий;
  • использование побудительных предложений облегчает понимание детьми назначения слова и фразы, так как речь педагога требует немедленного воплощения, сказанного в их поступках;
  • использование побудительных предложений позволяет начать обучение с формирования импрессивной формы речи, т.е. с формирования восприятия и
  • понимания обращенной речи, что соответствует психологическим закономерностям овладения речью в норме;
  • учащиеся легче и быстрее запоминают и образовывают по аналогии побудительные предложения.
  • В подготовительном классе глухие школьники учатся всем перечисленным видам коммуникации в дактильной форме, овладевая, прежде всего побудительными предложениями, в 1-4 классах эта работа продолжается уже в устной форме.
  • с каждым годом обучения возрастает активная речевая деятельность детей и соответственно уменьшается ведущая роль педагога.
  • типовые фразы усложняются и по лексическому составу, и по синтаксической структуре.
  • Далее возрастания требований программы относится к овладению диалогом. Работа над диалогом начинается в подготовительном классе, где преобладают отдельные вопросы и ответы на них, обособленные реплики. В 1-4 классах школьники учатся более развернутому диалогу не только между двумя лицами, но и между большим количеством участников. Дети с самого начала учатся спрашивать именно потому, что им интересно или нужно узнать, т.е. речь должна быть для них мотивированной. С 1-4 классов весь материал разговорной речи дети воспринимают слухо-зрительно. Обязательно отрабатывается произношение фраз, предназначенных для активного усвоения. При подготовке к уроку учитель продумывает и технику преподнесения речевого материала. Речевой материал может быть преподнесен детям в устной, устно-дактильной и письменной форме (на карточках, табличках, плакатах).Обучение разговорной речи идет по 3 направлениям:
  • закрепление и уточнение различных типов предложений;
  • развитие и совершенствование навыков диалога и беседы;
  • развитие навыков связной монологической речи.
  • Закрепление и уточнение различных типов предложений, и обогащение разговорной речи учащихся.Умениями понимать и выполнять, а затем и составлять поручения школьники овладели еще в начальном звене. В средних классах уточняется понимание ими сути задания: Дается больше образцов поручений. В эти поручения включаются новые слова, характерные для разговорной речи.Путь обучения: от составления предложений по образцу дети переходят к построению их по аналогии, а затем – к самостоятельным высказываниям.Вариативность речи: важно, чтобы дети поняли, что на один и тот же вопрос можно ответить по-разному в зависимости от ситуации:
  • Ты пойдешь на экскурсию?
  • Ответы:
  • Да, обязательно пойду.
  • Не могу пойти, так как…
  • Я хотел бы пойти, но…
  • Обязательно!
  • Конечно!
  • А ты пойдешь?
  • Разве я могу не пойти?
  • В средних классах закрепляются умения речевого этикета. На уроках должен присутствовать такой аспект анализа: вежливо, не совсем вежливо, не вежливо. В результате подобного подхода ученики "начнут более внимательно и самокритично оценивать свои собственные высказывания с позиции "вежливо" - "невежливо".Примерные задания:1. Вы входите в класс и здороваетесь с учителем. Какое из приветствий вежливее? Почему?
  • Здравствуйте!
  • Здравствуйте, Ирина Александровна.
  • 2. Уходя из дома, вы прощаетесь. Какое из ваших прощаний вежливее? Почему?
  • До свидания, мамочка.
  • До свидания.
  • Участие глухих детей в диалогах и беседах начинается в начальных классах, где они общаются с учителем и между собой. Эта работа усложняется в средних классах, где учащихся знакомят с диалогическими единствами, содержанием и структурой реплик в диалоге, учат варьированию их в зависимости от ситуации и реакции собеседника.Для совершенствования навыка ведения диалога важно научить глухих построению различных реплик. В диалоге первая реплика – реплика-стимул – является наиболее самостоятельной и по содержанию, и по структуре. Ответная реплика – реплика-реакция – обычно бывает краткой и восполняется составом первой.В лингвистике единицей диалога считают не отдельную реплику, а диалогическое единство, состоящее из цепи реплик. Для них характерна смысловая, структурная и интонационная законченность. А.Г. Зикеев выделил пять основных групп диалогических единств в зависимости от коммуникативной функции.1. Вопросно-ответные единства, выясняющие определенный элемент мысли с побуждением назвать его.
  • Когда будет культпоход?
  • В пятницу.
  • Куда мы пойдем?
  • В театр.
  • Что будем смотреть?
  • Спектакль "Маугли".
  • 2. Вопросно-ответные единства, требующие подтверждения или отклонения чего-либо.
  • На улице дождь?
  • Нет, сухо.
  • Да, идет дождь.
  • Ты пойдешь в кино?
  • Нет.
  • Почему?
  • Я еще не написал сочинение.
  • 3. Диалогические единства, включающие сообщения, вопрос, ответ на него.Возникновение такого диалога требует создания специально ситуации, когда исходная реплика учителя побуждает учеников задать вопрос.
  • Миша вчера не был на экскурсии.
  • Почему?
  • Он ходил к врачу.
  • 4. Диалогические единства, включающие сообщение и встречное сообщение.Для этого диалога характерны пропуски членов предложения, экономичность речевого оформления. Сообщение одного из разговаривающих вызывает ответную реплику его собеседников, в которой они или соглашаются с высказыванием, присоединяются к нему, или не соглашаются, высказывают отрицательное отношение.
  • Я люблю смотреть мультфильмы.
  • Я тоже.
  • А я нет.
  • 5. Диалогические единства, включающие побуждение к действию и ответную реакцию.
  • Пойдем играть в хоккей.
  • Когда?
  • Сейчас.
  • Пойдем!
  • Развитие диалога происходит по восходящей линии – от маленьких диалогов (3-4 парные реплики), к более сложным по содержанию и объему. Ученики должны овладеть парностью реплик разного характера, умением понять смысл первой реплики и правильно на нее отреагировать. Особое внимание следует уделить отработке парных реплик, называющих направление, время, место действия с вопросами: где? куда? откуда? как?, а также цель и причину того, что услышал собеседник, с вопросами почему? зачем? отчего?
  • Где это случилось?
  • В парке. (Недалеко от школы. Рядом с магазином. Где-то около аптеки).
  • Педагог знакомит учеников с элементарной классификацией диалогических единств, путем их сопоставления.Приемы работы над диалогом:1. Нахождение диалога в художественном произведении и разыгрывание его по ролям.2. Составление диалога из рассыпного текста.3. Исключение из диалога лишних реплик.4. Восполнение диалога.5. Составление диалога по картинкам и иллюстрациям к произведениям.6. Ведение диалога по заданию учителя.7. Смена позиций беседующих.8. Совершенствование диалога.9. Составление диалога по ситуации.Литература1. Ладыженская Т.А. Живое слово. - М., 1986, с.57.2. Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. – М., 1976. – с.204.3. Быкова Л.М., Горбунова Е.А., Зыкова Т.С., Носкова Л.П. "Методика обучения русскому языку в школе для глухих детей". – М., Просвещение, 1977.4. Зыков С.А. "Методика обучения глухих детей языку". – М., Просвещение, 1977.5. Зыкова Т.С. "Обучение глухих школьников планированию речевой деятельности", Дефектология № 5, 1988.6. Понгильская А.Ф. "Обучение глухих детей языку". – М., 1963.7. Быкова Л.М. "Методика обучения русскому языку в школе глухих детей". – М., Просвещение, 1991 г.8. Волкова К.А. "Обучение глухих учащихся VII – VIII классов устной речи". – М., Просвещение, 1971.