Публикации
«Диалог как основная форма разговорной речи учащихся с недостатками слуха»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Диалог как основная форма разговорной речи учащихся с недостатками слуха»
Автор: Красильникова Галина Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Диалог как основная форма разговорной речи учащихся с недостатками слуха»
Автор: Красильникова Галина Александровна
«Диалог как основная форма разговорной речи учащихся с недостатками слуха»Обучение детей с нарушением слуха предусматривает всестороннее развитие речи учащихся. Речь в школе глухих является предметом обучения, поэтому используется термин "развитие речи". В методике развития речи определяется, как нужно организовать обучение, чтобы научить школьников полноценному общению. Умение полноценно общаться – главная цель развития речи школьников. Речь, прежде всего, делится на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя речь – мысленная речь человека, обращенная к самому себе. Внешняя речь – это речь, обращенная к другим.Внешняя речь может быть диалогической и монологической. Диалогическая или разговорная речь – форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими собеседниками.Обучение детей с нарушением слуха языку в начальных классах начинается с развития диалогической речи – как наиболее им доступной и естественной для организации непосредственного словесного общения учителя с классом и детей между собой.Основным признаком диалога является чередование говорения собеседников, причем каждая последующая реплика обусловлена предыдущей. Обмен репликами осуществляется без предварительного обдумывания и непосредственно связан с ситуацией, в которой происходит. Диалог не нуждается в развернутых предложениях, так как его содержание дополняется не только ситуацией, но и интонацией, мимикой, жестами. Диалогическая речь рождается в связи с деятельностью, в совместной деятельности взрослого и ребенка. Усложнение речи происходит в связи с развитием коллективной деятельности детей.Лексические особенности разговорной речи: лексическая бедность, потенциальная свобода словоупотребления, активное использование местоимений, вводных слов (Н: вообще, так сказать).Для развития речи глухих учащихся, так же как и слышащих, используется неподготовленный диалог, возникающий в конкретной сигнальной устной ситуации общения, и беседа. Беседа – это своеобразный развернутый диалог, направляемый определенной темой и целью. Характерным признаком беседы является наличие вопросов и ответов. Диалог – наиболее простой прием, первичный по срокам овладения по сравнению с беседой.Основой для построения методики развития диалогической речи глухих учащихся в условиях современной коммуникативной системы обучения языку является учет таких ее особенностей, как ситуативность, связь с деятельностью участников разговора, сочетание видов самой речевой деятельности – говорения и восприятия.Внешняя речь делится также на устную и письменную. Устная речь воспринимается на слух, а письменная – зрительно. Каждая из них имеет свои особенности.Устная речь возникает при непосредственном живом общении между людьми (диалог, беседа, выступление). Она предполагает наличие говорящего и слушающего. Устная речь располагает такими выразительными средствами, как интонация, пауза, логическое ударение, темп, жесты и мимика.Письменная речь – это подготовленная, подлежащая проверке, исправлению и совершенствованию. Письменная речь всегда графическая.Основной задачей обучения языку в 1-4 классах является овладение глухими диалогической речью как средством общения.Специальных уроков в разговорной речи в школе глухих не выделяется, но в школьной программе имеется раздел "Развитие разговорной речи, Развитие речи".Программа предусматривает научить обучающихся пяти видам речевой коммуникации: 1) понимать обращения и выполнять приказания, выражать просьбу, желание, побуждение; 2) обращаться к товарищам (или другому лицу) по заданию учителя или воспитателя, а также по собственному побуждению;3) отвечать на вопросы и задавать их; 4) сообщать о выполненной и предстоящей работе; 5) участвовать в диалоге.Обучение разговорной речи в школе глухих начинается с усвоения побудительных предложений: побудительные предложения просты и конкретны по содержанию, тесно связаны с действиями человека, обращены к реальным исполнителям этих действий; использование побудительных предложений облегчает понимание детьми назначения слова и фразы, так как речь педагога требует немедленного воплощения, сказанного в их поступках; использование побудительных предложений позволяет начать обучение с формирования импрессивной формы речи, т.е. с формирования восприятия и понимания обращенной речи, что соответствует психологическим закономерностям овладения речью в норме;учащиеся легче и быстрее запоминают и образовывают по аналогии побудительные предложения. В подготовительном классе глухие школьники учатся всем перечисленным видам коммуникации в дактильной форме, овладевая, прежде всего побудительными предложениями, в 1-4 классах эта работа продолжается уже в устной форме.с каждым годом обучения возрастает активная речевая деятельность детей и соответственно уменьшается ведущая роль педагога. типовые фразы усложняются и по лексическому составу, и по синтаксической структуре. Далее возрастания требований программы относится к овладению диалогом. Работа над диалогом начинается в подготовительном классе, где преобладают отдельные вопросы и ответы на них, обособленные реплики. В 1-4 классах школьники учатся более развернутому диалогу не только между двумя лицами, но и между большим количеством участников. Дети с самого начала учатся спрашивать именно потому, что им интересно или нужно узнать, т.е. речь должна быть для них мотивированной. С 1-4 классов весь материал разговорной речи дети воспринимают слухо-зрительно. Обязательно отрабатывается произношение фраз, предназначенных для активного усвоения. При подготовке к уроку учитель продумывает и технику преподнесения речевого материала. Речевой материал может быть преподнесен детям в устной, устно-дактильной и письменной форме (на карточках, табличках, плакатах).Обучение разговорной речи идет по 3 направлениям: закрепление и уточнение различных типов предложений; развитие и совершенствование навыков диалога и беседы; развитие навыков связной монологической речи. Закрепление и уточнение различных типов предложений, и обогащение разговорной речи учащихся.Умениями понимать и выполнять, а затем и составлять поручения школьники овладели еще в начальном звене. В средних классах уточняется понимание ими сути задания: Дается больше образцов поручений. В эти поручения включаются новые слова, характерные для разговорной речи.Путь обучения: от составления предложений по образцу дети переходят к построению их по аналогии, а затем – к самостоятельным высказываниям.Вариативность речи: важно, чтобы дети поняли, что на один и тот же вопрос можно ответить по-разному в зависимости от ситуации:Ты пойдешь на экскурсию? Ответы:Да, обязательно пойду. Не могу пойти, так как… Я хотел бы пойти, но… Обязательно! Конечно! А ты пойдешь? Разве я могу не пойти? В средних классах закрепляются умения речевого этикета. На уроках должен присутствовать такой аспект анализа: вежливо, не совсем вежливо, не вежливо. В результате подобного подхода ученики "начнут более внимательно и самокритично оценивать свои собственные высказывания с позиции "вежливо" - "невежливо".Примерные задания:1. Вы входите в класс и здороваетесь с учителем. Какое из приветствий вежливее? Почему?Здравствуйте! Здравствуйте, Ирина Александровна. 2. Уходя из дома, вы прощаетесь. Какое из ваших прощаний вежливее? Почему?До свидания, мамочка. До свидания. Участие глухих детей в диалогах и беседах начинается в начальных классах, где они общаются с учителем и между собой. Эта работа усложняется в средних классах, где учащихся знакомят с диалогическими единствами, содержанием и структурой реплик в диалоге, учат варьированию их в зависимости от ситуации и реакции собеседника.Для совершенствования навыка ведения диалога важно научить глухих построению различных реплик. В диалоге первая реплика – реплика-стимул – является наиболее самостоятельной и по содержанию, и по структуре. Ответная реплика – реплика-реакция – обычно бывает краткой и восполняется составом первой.В лингвистике единицей диалога считают не отдельную реплику, а диалогическое единство, состоящее из цепи реплик. Для них характерна смысловая, структурная и интонационная законченность. А.Г. Зикеев выделил пять основных групп диалогических единств в зависимости от коммуникативной функции.1. Вопросно-ответные единства, выясняющие определенный элемент мысли с побуждением назвать его.Когда будет культпоход? В пятницу. Куда мы пойдем? В театр. Что будем смотреть? Спектакль "Маугли". 2. Вопросно-ответные единства, требующие подтверждения или отклонения чего-либо. На улице дождь? Нет, сухо. Да, идет дождь. Ты пойдешь в кино? Нет. Почему? Я еще не написал сочинение. 3. Диалогические единства, включающие сообщения, вопрос, ответ на него.Возникновение такого диалога требует создания специально ситуации, когда исходная реплика учителя побуждает учеников задать вопрос.Миша вчера не был на экскурсии. Почему? Он ходил к врачу. 4. Диалогические единства, включающие сообщение и встречное сообщение.Для этого диалога характерны пропуски членов предложения, экономичность речевого оформления. Сообщение одного из разговаривающих вызывает ответную реплику его собеседников, в которой они или соглашаются с высказыванием, присоединяются к нему, или не соглашаются, высказывают отрицательное отношение.Я люблю смотреть мультфильмы. Я тоже. А я нет. 5. Диалогические единства, включающие побуждение к действию и ответную реакцию.Пойдем играть в хоккей. Когда? Сейчас. Пойдем! Развитие диалога происходит по восходящей линии – от маленьких диалогов (3-4 парные реплики), к более сложным по содержанию и объему. Ученики должны овладеть парностью реплик разного характера, умением понять смысл первой реплики и правильно на нее отреагировать. Особое внимание следует уделить отработке парных реплик, называющих направление, время, место действия с вопросами: где? куда? откуда? как?, а также цель и причину того, что услышал собеседник, с вопросами почему? зачем? отчего?Где это случилось? В парке. (Недалеко от школы. Рядом с магазином. Где-то около аптеки). Педагог знакомит учеников с элементарной классификацией диалогических единств, путем их сопоставления.Приемы работы над диалогом:1. Нахождение диалога в художественном произведении и разыгрывание его по ролям.2. Составление диалога из рассыпного текста.3. Исключение из диалога лишних реплик.4. Восполнение диалога.5. Составление диалога по картинкам и иллюстрациям к произведениям.6. Ведение диалога по заданию учителя.7. Смена позиций беседующих.8. Совершенствование диалога.9. Составление диалога по ситуации.Литература1. Ладыженская Т.А. Живое слово. - М., 1986, с.57.2. Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. – М., 1976. – с.204.3. Быкова Л.М., Горбунова Е.А., Зыкова Т.С., Носкова Л.П. "Методика обучения русскому языку в школе для глухих детей". – М., Просвещение, 1977.4. Зыков С.А. "Методика обучения глухих детей языку". – М., Просвещение, 1977.5. Зыкова Т.С. "Обучение глухих школьников планированию речевой деятельности", Дефектология № 5, 1988.6. Понгильская А.Ф. "Обучение глухих детей языку". – М., 1963.7. Быкова Л.М. "Методика обучения русскому языку в школе глухих детей". – М., Просвещение, 1991 г.8. Волкова К.А. "Обучение глухих учащихся VII – VIII классов устной речи". – М., Просвещение, 1971.