Публикации
Экологический проект . Дом в котором я живу...
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Экологический проект . Дом в котором я живу...
Автор: Демешко Татьяна Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Экологический проект . Дом в котором я живу...
Автор: Демешко Татьяна Анатольевна
Экологический районный проект«Дом, в котором я живу…» «Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт» (Кошкина Л.С. «Современные тенденции образования»). Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится приоритетным направлением работы любого образовательного учреждения. Человек 21 века должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. Планета Земля одна, а людей много. Человек маленький, а Земля огромная. Но у каждого есть Родина, там, где ты родился, там где ты живешь. Кировскому району, частице города Новосибирска, никак не менее 300 лет: район продолжил историю большого села Кривощековского, которое ведет свое летоисчисление от самых первых лет русской колонизации на территории будущей Новосибирской области. Информация о существовании «новоселебной» деревни на территории современного Новосибирска содержится в документах первых алтайских горнорудных предприятий, которые датированы концом XVI века. Видимо, эта деревня стала одним из первых невоенных поселений колонистов из Московского Государства в Телеутском каганате. Телеутский каганат охватывал большую часть Верхнего Приобья и назывался страной «белых калмыков» (1). Население Затулинского жилмассива составляет больше половины численности жителей всего Кировского района (. Один из самых крупных микрорайонов города. Он начал строиться более полувека тому назад, в начале 60-х, а, начиная с 2000-х, к Затулинке один за другим начали прижиматься современные жилые комплексы (Акатуйский, Рихарда Зорге, Тихие зори, Южно-Затулинский и Тулинский (3). Территория небольшая, жителей много, проблем хватает: учреждения дополнительного образования работают по программам, согласно ФГТ, общеобразовательные школы по ФГОС, а проектная деятельность приоритетна во всех образовательных учреждениях; не во всех образовательных учреждениях изучается школьниками предмет «экология»; единственный в Новосибирской области Дисперсный парк не используется как площадка для исследований ; с каждым годом увеличивается число несанкционированных свалок.Цель: содействовать формированию целостного экологического мировоззрения и этической ценностей по отношению к природе посредством проектно-исследовательской и природоохранной деятельности.Задача:Создать команду единомышленников среди педагогов, специалистов дополнительного образования, учителей образовательной школы для организации и проведения мероприятий экологической направленности; Определить наиболее эффективные формы организации экологических мероприятий и способствовать включению учащихся в активный творческий поиск; Создать банк диагностических материалов и данных мониторинга окружающей среды; Использовать Затулинский дисперсный парк как открытую площадку для мини-исследований; Провести мастер-классы и индивидуальные занятия по основам проектирования среди воспитанников ДДТ «Кировский»; Апробировать методику «Организация детского проекта в учреждении дополнительного образования». Проект экологической направленности, практико-ориентированный.Проект включает этапы:Экологический марафон «Экоград» Лаборатория «Проектирование» Мастерская «Этичная мода» Благоустройство территории или «полевая практика» Экологический марафон «Экоград» Девиз: «Действуй разумно, начинай смело, отвечай за результат» Марафон — это небольшой курс, который включает в себя уникальную информацию по определенной теме. Цель марафона – пройти все мини-уроки и выполнить все задания, чтобы достичь результата. Экологический марафон – это система мероприятий, изучающих экологическую обстановку построенных на основе проведения и анализа простейших школьникам экспресс - исследований. формирование ответственного отношения к окружающей среде (4). Принципы марафона:добровольность участия и научность содержания; практическая направленность и умный полезный досуг; находчивость и инициативность; деловая активность и умение быстро принимать решения в условиях неопределённости. Этапы реализации марафонаЛаборатория «Проектирование» В рамках требований новых федеральных стандартов и государственных требований приоритетным направлением остаётся проектно-исследовательская деятельность. Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов (6). Проектная деятельность — одна из активных форм обучения школьников, направленная, в первую очередь, на формирование навыков. Проект — это временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата. Проект — это всегда что-то новое. Проект обязательно должен решать проблему. У проекта всегда есть социально востребованный результат. У проекта есть временные рамки. Предполагаются разные виды проектов: просветительские, исследовательские, творческие, информационные с элементами исследования. Этапы реализацииПримерные темы проектных работ:Видовой состав растений в дисперсном парке Затулинский Дисперсный парк как открытая площадка для мини-исследований Полевая практика как форма изучения растений Парки нашей страны. Парки зарубежных стран. Ландшафтного дизайна на придомовой территории ДДТ «Кировский» Микроклимат. Детский Дом Творчества. Растения открытого грунта Сибири . Бытовые отходы Затулинского жилмассива. Рециклинг, как природоохранная технология Экомода, как направление экологической грамотности Экомода, как образ жизни Пути рационального пользования природных ресурсов дома. Экологические конкурсы как этапы повышения экологической грамотности населения. Как стать участником водосбережения в доме. Энергосбережение моего дома. Огород на подоконнике. Витамины рядом. Экзотические удобрения, мифы и реальность. Мастерская «Этичная мода» Этичная мода – это дизайн, производство и распространение одежды, направленные на снижение вреда для людей и планеты. Часто концепции этичной моды базируются на тех же принципах, что и у экологичной, но этичная мода добавляет к эко-философии несколько важных принципов. Принципы этичной моды, то есть в идеале сознательная мода опирается на принципы экологичности, гуманности и прозрачности (5). Экологические направления в дизайне одежды – это способ изменить отношение людей к окружающему миру. Апсайклинг (от англ. upcycling) — это вторичное использование материалов и вещей с созданием для них нового функционала и увеличения их ценности. Творческий подход к «новому прочтению» старых вещей (8).Этапы реализацииБлагоустройство территории, озеленение Благоустройство территории - комплекс мероприятий по инженерной подготовке и обеспечению безопасности, озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства. Озеленение - элемент благоустройства и ландшафтной организации территории, обеспечивающий формирование среды муниципального образования с активным использованием растительных компонентов, а также поддержание ранее созданной или изначально существующей природной среды на территории муниципального образования (7). Предполагается содержание, сохранность зелёных насаждений на прилегающей территории ДДТ «Кировский». Применение знаний, умений, навыков на практике. Использование методик проращивания и размножения растений, полевых практик, принципов и методов ландшафтного проектирования.Ожидаемый результат проекта:- совместная работа педагогического состава общего и дополнительного образования для создания единой системы выявления, поддержки, развития способностей и талантов;- развитие критического мышления (поиск информации, анализ, синтез, осмысление, применение, оценка);- проявление коммуникативных умений (умения совместной деятельности, умения дискутировать, принимать решения, работать в команде, выполняя разные социальные роли);- использование социальных навыков, полезных в жизненной ситуации;- распознавание проблем и спрятанных в них возможностей;- увеличение числа активных школьников в решении локальных экологических проблем района, города;- осуществление профессиональных проб, способствующие успешной адаптации в дальнейшей жизни, построение индивидуальной образовательной траектории ребёнка. РесурсыПриказ Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 г. № 613 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"