Публикации Интегрированный урок русского языка и биологии на тему "Осень"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интегрированный урок русского языка и биологии на тему "Осень"
Автор: Черекова Гелсиня Зайдулловна


Интегрированный урок литературы и биологии на тему Болдинская осень - творческий урожай А.С. Пушкина, 8 класс
Цели: учащиеся должны совершенствовать умение анализировать поэтический текст, систематизировать естественнонаучные знания о процессах, происходящих в растениях и в организме человека осенью; развивать устную речь; научиться видеть красоту русской природы в поэтическом тексте.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина; тексты стихотворения А.С.Пушкина Осень; планы анализа лирического стихотворения; малые опоры по теории литературы: октава, эпитет, ямб, пиррихей, спондей; видеофильм Болдинская осень; аудиокассета Времена года. Осень П.И. Чайковского; плакат с народными названиями месяцев: сентябрь – златоцвет, октябрь – позимник, ноябрь – грудень; картина И.Левитана Осень; гербарий.
Эпиграф к уроку: И с каждой осенью я расцветаю вновь,
Здоровью моему полезен русский холод…
И забываю мир – и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне…
Минута – и стихи свободно потекут.
А.С. Пушкин. Осень.
Ход урока
Вводная часть урока
Учитель биологии. Звучит красивая музыка. Кто знает, что это за произведение? Да, это Времена года П.И. Чайковского, Октябрь. О чем будет сегодняшний наш урок и почему его будут вести два учителя? Конечно, урок будет об осени. Об осени в биологии и литературе. А какая самая знаменитая осень была в творчестве А.С. Пушкина? Конечно, Болдинская осень. Итак, сформулируйте тему урока. Щелчок. Открывается тема урока
Постановка целей урока. Цели формулируют ученики, затем открывается слайд Эпиграф к уроку.
Изучение нового материала.
Природа в творчестве А.С.Пушкина. Стихи об осени.
Учитель литературы. А.С. Пушкин… Знакомство с его творчеством происходит в раннем детстве с чарующими стихами о природе. Она занимает особое место в творчестве поэта, начиная со времени его учебы в Лицее. Давайте вспомним строчки произведений А.С. Пушкина, посвященные природе.
Литературный калейдоскоп
Дети вспоминают любимые строки из стихотворений А.С. Пушкина
Учитель литературы предлагает учащимся ответить на вопросы:
-Почему поэту так мила осенняя пора?
-Почему он сравнивает ее с нелюбимым ребенком в семье?
(Ответы детей) Учитель литературы
Правительство в 30-е годы продолжало бдительно следить за творчеством поэта. Пушкин с тревогой видел, что дела его ухудшаются.
Семья росла, жизнь в Петербурге стоила дорого. Материальное положение поэта стало катастрофическим. К тому же прибавилось новое, серьезное беспокойство: светские сплетни вокруг его жены. Несмотря на это, Пушкин много пишет. Особенно плодотворно было уединение поэта в Болдине осенью 1833 года.
Болдинская осень
Учитель литературы
Давайте просмотрим фрагмент фильма Болдинская осень об этом периоде в творчестве Пушкина
Какие известные произведения пишет Пушкин в Болдине?
Осень как время года в творчестве музыкантов, поэтов, художников
Учитель литературы
Почему осень так привлекала поэтов, музыкантов, художников?
Звучит музыка Чайковского
Учитель биологии
(на фоне музыки) Картина осени на экране ИЛевитана Осень : Осенняя красота природы обусловлена процессами, происходящими в жизни растений с наступлением осени. Предоставляю слово 1-й группе биологов.
Сообщения 1-й группы биологов
Осень. Она заглянула на поля и в сады. В полях убрали хлеб, но в сентябре стоят еще погожие деньки. Не случайно в стихотворении Пушкина звучат такие слова: Короткая, но дивная пора. Почему? Желтые, красные, синие, лиловые листья на деревьях и кустарниках, конечно, говорят, что лето прошло.
На картине Левитана Осень особенно печален и красив русский лес в ранние осенние дни. От дерева к дереву протянуты серебристые нити липкой паутины. Именно в это время разлетаются на тонких паутинках пауки, занимая свои экологические ниши.
Почему же листья изменили свою окраску? Понижение температуры в ночное время, короткий световой период. Всё это приводит к разрушению пигмента хлоропластов – хлорофилла. Одновременно с ним в листьях присутствовали и другие красящие вещества – ксантофиллы – пигменты красно-оранжевых и синих цветов. Летом они не были видны из-за интенсивной окраски зелени. Но как только хлорофилл стал разрушаться, в полную силу вспыхнули другие цвета: оранжевый, желтый, фиолетовый. Не случайно в народе, например, сентябрь называют Златоцвет.
Учитель биологии
Какие погодные условия привели к изменению химического состава растительной клетки? (Температура и свет)
С какими пластидами связаны изменения окраски листьев? (Хлоропласты и хромопласты)
Анализ текста стихотворения Осень
Уч. Литературы. Пушкин в своем стихотворении Осень открыл нам притяжение малой родины через природу. Он показал нам удивительные свойства природы: она звучит.
.
Им пишет всякий. Мальчикам в забаву
Пора б его оставить. Я хотел
Давным-давно приняться за октаву.
А в самом деле: я бы совладел
С тройным созвучием.
Природа осенью
Уч.литературы. Итак, урок литературоведения прервем ненадолго. Дадим слово группе биологов, которые расскажут об изменениях в природе, происходящих в октябре, именуемом в народе позимником.
Выступление 2-й группы биологов.
1.Октябрь – это еще терем расписной. Буйство красок. Но подует ветер, и в воздухе запорхают и упадут на землю разноцветные листья. Серые тучи затянули всё небо, сеет холодный дождь. Гуляет сердитый ветер. Плохое настроение, дисгармония. Наверное, в этом конфликт человека и природы:
+ (плюс) осень
- (минус) плохое настроение.
Дни поздней осени бранят обыкновенно. И есть за что.
2. Так почему опадают листья? Почему растения готовятся к змее? Когда почва делается очень холодной, корни растения теряют способность нести свою службу и впитывать растворы из земли. От этого больше всего страдают листья, потому что именно эти части растения теряют много воды с испарением. Надо прекратить испарение и движение воды по стеблю, иначе она замерзнет и разрушит стебель. Растение образует разделительный слой у основания листового черешка. Здесь накапливается и избыток минеральных солей. Эта часть черешка стала хрупкой. И небольшое дуновение ветерка приводит к опаданию листа. Вместе с ним из растения будут удалены соли тяжелых металлов и других вредных веществ, накопившихся за лето. Листопад – это еще и защита от поломки кроны от налипшего снега и инея.
Учитель биологии: Итак, повторим. Какое значение имеет для растений опадание листьев? (ответы учащихся)
Как Пушкин рисует в стихотворении картину осени?
Уч. Литературы. Да, унылая пора, но для очей – очарованье. Пушкину она приятна. Осень – его любимое время года.
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Послушаем первую строфу стихотворения.
Чтение наизусть подготовленной первым учеником строфы.
Уч. Литературы. Какую картину осени рисует поэт? (Первая строфа – реалистическая картина осени. Реализм осени передан наблюдениями не только из жизни природы, но и в определенных рамках места и времени: это русская осень, русская усадьба, русская деревня. )
- Каково описание осени? На какие детали указывает поэт? (Реалистически, правдиво изображает деревенскую осень, необычайно предметно, точно указывает месяц; поэт отбирает наиболее существенные явления и создает картину точную и выразительную. Детали – журча еще бежит за мельницу ручей, пруд уже застыл, последние листы, дорога промерзает).
-Чем нам дорого это описание?
-А как вы поняли строчки:
…сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы…?
- В какое время, в какой России жил А.С. Пушкин? (Хоть на мгновенье, но поэт вспоминает о крепостной деревне, о взаимоотношениях помещика и крестьянина, то есть поэт, отбирая явления, не обходит и социальных противоречий – неравенства между богатыми и бедными)
-А эти предметные образы с какими соседствуют? Какое изобразительное средство обращает на себя внимание? (Соседствуют с метафорическими образами, это олицетворения – роща отряхает, дохнул осенний хлад.)
-Что можно сказать о лексике? Какие слова использует поэт? Какова их роль? (Есть слова обычной разговорной речи: сосед, мельница, бежит ручей, лай собак. Находим и славянизмы: хлад, страждут. Слова высокого литературного ряда: листы, нагие ветви, отряхает. Их роль – в том, что они придают описанию несколько приподнятый тон. )
Как поэт подводит нас к мысли, что осень для него – пора вдохновения? (Лексика)
Как объясняет поэт свое творческое вдохновение именно осенью?
Учитель литературы. Как же объясняет поэт своё творческое вдохновение. Учитель биологии. Тем, что здоровью моему полезен русский холод. Послушайте выступление группы биологов о самом холодном осеннем месяце.
Выступление 3-й группы биологов.
Ноябрь – грудень, прозван так в народе из-за замерзших к этому времени дорожных кочек. В лесу стоят голые деревья. Сокодвижение прекращено, наступил полный покой, но ничто не мешает растениям ожить весной. А для поэта всё самое живительное начинается осенью:
И с каждой осенью я расцветаю вновь,
Здоровью моему полезен русский холод...
Да, действие холода на организм некоторых людей – это повышение активности:
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят – я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полон – таков мой организм…
Вы наверное замечали, как после долговременной прогулки на свежем и морозном воздухе ваше лицо приобретает здоровый и румяный оттенок, а общее состояние бодрое и удовлетворенное. Это ли не чудо морозного воздуха?Современная криотерапия (лечение холодом) была хорошо знакома и нашим предкам — издревле они с лечебной целью применяли обкладывания льдом, обертывания в смоченные холодной водой простыни. Умеренное, не вызывающее оледенения охлаждение используется в медицине для уменьшения воспалений, как кровоостанавливающее, болеутоляющее и уменьшающее отек средство. Лечение холодом вызывает стрессовое состояние организма, активно регулирует обмен веществ, способствует образованию необходимых гормонов, улучшает не только кровообращение, но и все процессы в организме человека, что дает возможность долго оставаться здоровым.
Учитель биологии. Итак, какие изменения происходят в жизни растений и человека осенью Учитель литературы. Осень – любимая пора Пушкина. Болдинская осень – его творческий урожай. В сентябре им написаны Гробовщик, Барышня-крестьянка, Сказка о попе и работнике его Балде.
В октябре – Метель, Выстрел, Станционный смотритель, Домик в Коломне, Скупой рыцарь, Моцарт и Сальери.
В ноябре: Каменный гость, Пир во время чумы, История села Горюхина.
Заключительная часть урока
Подведение итогов урока Учитель литературы Итак, ребята, урок наш подходит к концу. Давайте попробуем кратко сформулировать основную мысль урока. (Ответы учеников) Достигнуты ли цели урока? (Щелчок по гиперссылке, затем возврат)
Рефлексия. Оцените свое самочувствие на сегодняшнем уроке. Оцените себя. Сдайте листочки самооценки. Всем спасибо за сотрудничество!
Лист самооценки __________________________________________________
Предмет
Активность на уроке (каждый устный ответ отмечается значком +)
Какую оценку ты поставил бы себе за урок
Понравился ли тебе урок (да, нет, не совсем)
Как ты понял материал (понял, не всё понял, не понял)
Литература
Биология
Домашнее задание:
Выучить стихотворение Осень наизусть
Написать сочинение-миниатюру Болдинская осень – творческий урожай поэта.
Приготовить дополнительные вопросы по биологии литературе об осени.