Публикации Творчески играем, грамоту изучаем!

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Творчески играем, грамоту изучаем!
Автор: Кошелева Галина Владимировна

Тема: «Творчески играем, грамоту изучаем в рамках дополнительной образовательной общеразвивающей программы «Грамотейка»Автор: Кошелева Галина Владимировна, учитель – логопед МАДОУ детский сад № 17. г. Балаково, Саратовская область.Я педагог дополнительного образования по подготовке детей к обучению грамоте. Моя программа по подготовке к обучению грамоте предназначена для работы с детьми 5 –7 лет в дошкольном образовательном учреждении. Она обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении двух лет пребывания ребенка в старшей и подготовительной группе в дошкольном учреждении. Возраст детей, участвующих в реализации программы – 5–7 лет
  • й год обучения, дети 5–6 лет;
  • 2-ой год обучения, дети 6–7 лет).
  • Я считаю, что творчество – это высшая и наиболее сложная форма человеческой деятельности, способ его самоутверждения, процесс самореализации творческой индивидуальности и непременное условие его самосовершенствования. (Слайд 1) Творческие способности заложены и присутствуют в каждом ребенке, поскольку творчество – это естественная, природная функция мозга, которая проявляется и реализуется в определенной деятельности в меру наличия специальных способностей. В дошкольном возрасте приобщение к творчеству происходит в игровой форме средствами умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания, данный процесс протекает и в учебной деятельности, когда ребенок начинает осваивать научные знания, художественные образы, нравственные ценности. От ребёнка это требует анализа, планирования и рефлексии учебной деятельности, что стимулирует развитие его творческого потенциала. Педагог должен организовать такую деятельность, при которой учение превращается в исследовательскую деятельность, которой можно и необходимо управлять, придерживаясь следующих требований: внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям творческой активности детей;  стремиться помогать каждому ребенку понять самого себя; всячески поощрять в детях стремление высказывать и обсуждать с товарищами свои креативные идеи. (Слайд 2) Старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму. Проблема готовности ребенка к обучению грамоте является одной из самых актуальных при организации работы с детьми старшего дошкольного возраста. Изучение психолого-педагогической литературы по проблемам готовности ребенка к овладению грамотой и практика работы с детьми показали, что у большинства воспитанников дошкольных образовательных учреждений, посещающих группы общего развития, при поступлении в школу трудности проявляются уже в период обучения грамоте. Поэтому целесообразно уделять внимание проблеме по формированию готовности детей к успешному овладению грамотой, первоначальными навыками чтения и письма. Начиная работу по подготовке к обучению грамоте с детьми с 5 лет, можно избежать многих трудностей при начале школьного обучения. Современная школа предъявляет к дошкольнику более высокие требования к усвоению знаний и умений, его интеллектуальным способностям. Неподготовленный к школе ребенок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается и не может включиться в общий режим работы. А большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. В чем же их причины? Основные причины подобного явления — нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, а также несформированность навыков звукового анализа и синтеза. То есть, если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу. В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).Поэтому в настоящее время при подготовке детей старшего дошкольного возраста к овладению навыкам чтения и письма педагогам дошкольных образовательных организаций целесообразно использовать более действенные, инновационные формы и методы обучения, такие, например, как (Слайд 3)
  • интерактивные технологии;
  • наглядное моделирование;
  • информационно– коммуникативные;
  • игровые технологии;
  • методы совместного проектирования.
  • Интерактивное обучение – специальная форма организации познавательной деятельности. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания или общения, в результате применения методов и приёмов интерактивного обучения в речевом развитии позволяет решать задачи, такие как, умение принимать нравственные нормы и правила при работе в команде.Наглядное моделирование - позволяет изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей материала (темы) он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти ребенка, способствует формированию связной речи у детей дошкольного возрастаИнформационно – коммуникативные технологии-способствуют расширению представления об окружающем мире, обогащению словарного запаса, дети более логично и последовательно будут излагать свои мысли. Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Применение компьютера влияет на мотивацию детей, проявляется интерес, часто задают вопросы, охотно отвечают на заданные педагогом вопросы, что в свою очередь благоприятно влияет на развитие речи детей.Игровые технологии – способствуют насыщению информацией, развивают психологические процессы дошкольника, получение удовольствия и максимальной пользы. Игровые технологии разнообразны мы с вами рассмотрим лишь некоторые из них.Работу по формированию и развитию творческих способностей у детей стараюсь проводить на каждом занятии во время кружковой деятельности. Часто использую на занятиях дидактические игры и рекомендую родителям играть с детьми дома используя разный подручный материал для закрепления знаний. (Слайд 4) Интерактивные методы обучения, как и большинство дидактических игр, с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, развитию самостоятельности, инициативы. С другой — решают определенную дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков. В игре дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Игра стимулирует познавательную активность, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности.Самое важное умение, которое необходимо формировать в период обучения грамоте – это умение грамотно строить ответ, опираясь на вопросы педагога. В общении заключается социальная роль человека в обществе. Привить интерес к чтению, как способу овладения информацией. В наш информационный век – этопожалуй одна из основных задач. Лишь на основании правильной информации человек может сделать определённые выводы и действовать в соответствии с ними. (Слайд 5)Важную роль в развитии творческого потенциала старших дошкольников играют учебные задания, которые выступают в качестве цели мыслительной деятельности и определяют её характер. Творчество предполагает осуществление нешаблонных способов действий, умение ставить новые цели, обосновывать, сравнивать. (Слайд 6)Предлагаю вашему вниманию небольшую коллекцию моего арсенала интерактивных игр:«Четвертый лишний» (цели)«Да – Нетка»…«Беру тебя в мои друзья»…«Вычитание букв»… и так далее, список вы видите на слайде. (Слайд 7) Начинать работу по развитию творческих способностей, детей можно уже в период обучения грамоте, при знакомстве с буквой. Детям предоставляется возможность изображать букву из разных материалов и разными способами. Представлять на что она похожа? С помощью этой техники ребята легче усваивают способ написания буквы. Вот что получается. (слайд 8)В разных вариантах можно использовать игру “Живые слова” не только на первых занятиях по ознакомлению детей с предложением, с его словесным составом и последовательностью слов в предложении, но и в более поздний период, когда дети могут записывать короткие предложения под диктовку.Эту игру можно использовать и при изучении темы “Слово”, когда дети начнут учиться делить слово на слоги, составлять слова из слогов. Назвать эту игру нужно «Живое слово» или «Живые слоги».При ознакомлении детей со звуковой стороной слова, при обучении звуковому анализу важное место также отводится игре или «Игровым технологиям» (слайд 9)При изучении и выделении звуков хорошо использовать игру «Назови слова, в которых есть данный звук». (Слайд 11)Так, при изучении звука [у] расставляю на столе игрушки. На занятие в гости к детям приходит кукла Ульяна. Из письма, которое она принесла, дети узнают, что у нее сегодня день рождения.– Давайте подарим Уле игрушки, в названиях которых слышится звук [у], – предлагаю детям. Дети произносят слова, называющие игрушки:– Кукла, уточка, петушок, кубики, курочка, гусь, утюг, улитка.Когда все предметы были названы, спросила у детей: “А что вы, могли бы подарить Ульяне из игрушек, в названиях которых есть звук [у]? Предлагаю детям нарисовать предметы с этим звуком. Дети выбирают раскраски только со звуком [У] в разной позициив слове у детей закрепляется умение определять место звука в словах.Развитию внимания, умения определять на слух нужный звук способствует игра «Какой звук заблудился?». Во время занятия, посвященного изучению буквы «ж», я дала детям такое задание:– Послушайте стихотворение и назовите слово, в котором заблудился звук. Определите, какой звук заблудился.Куклу выронив из рук,Маша мчится к маме:«Там ползёт зелёный лукс длинными усами!»– Какой буквой обозначается звук [ж]? Запишите это слово с нужной буквой. Можно дать задание составить два предложения с данными словами (лук, жук).На грядке вырос зеленый лук.К нему ползёт ужасный жук.В своей практике я использую игровые технологии, направленные на формирование способности ориентироваться в звуковой и знаковой системе языка: (Слайд 12)«Лингвистический эксперимент» - при обучении детей вычленению ударения я провожу такой эксперимент. Зажигаю свечу, подношу к губам и произношу трёхсложное слово. Почему свеча погасла при произнесении последнего слога? – потому что последний слог ударный, он произносится с силой, усиливается напор потока выделяемого воздуха.«Какая буква выглянула в окошко? » В окошко, вырезанное по силуэту, показываю фрагмент буквы, по которому дети должны угадать букву.«От какой буквы деталь? » по недописанной детали дети должны дописать букву, вариантов может быть несколько.Данные игры не только помогают запоминанию и узнаванию буквы но и развивают пространственное мышление и внимание.Игра «Слоговой домик» - способствует запоминанию слога, сортировке их по гласной или согласной букве, учит быстро читать слоги.«Прочитай слово по его половине» способствуют профилактике различных ошибок при письме.Ребенок читает слово по его верхней или нижней половине, затем находит вторую половину, соединяет и проверяет правильность выполнения задания.При закреплении знаний о гласных и согласных буквах помогает игра «Буква заблудилась». На магнитной доске расставлены буквы, которые перепутал Незнайка.Гласные: О, С, Е, М, У.Согласные: Н, К, И, А, Т.Дети находят то, что перепутал Незнайка, доказывают правильность своих слов, составляют буквы на место. Когда у детей сформированы понятия «Твёрдые и мягкие согласные звуки», т. е. умственное действие звукового анализа слова перешёл во внутренний план, провожу игру: «Два короля».- Жили – были 2 короля. Один король правил государством твёрдых звуков, а другой - королевством мягких звуков. Во дворце Твёрдого короля находились только твёрдые вещи, а Мягкого - только мягкие. И слова они любили разные: один с мягкими согласными звуками, а другой – с твёрдыми. А теперь поиграем в этих королей. Выберем из вас твёрдого и мягкого короля.Вариант 1. У каждого короля есть свой дворец. Выберите каждый для своего дворца вещи, подходящие вам. Не забудьте, что Твёрдый король должен выбирать слова с твёрдыми согласными звуками, а Мягкий – слова, в которых есть хотя бы один мягкий согласный звук. (Вот список предлагаемых вещей - шкаф, стол, диван, кровать, кресло, стул, комод, зеркало, полка, будильник, лампа, ложка, вилка.)Вариант 2. Короли любят ходить на охоту. Кто из них на кого будет охотиться (лиса, волк, кабан, белка)В этой игре дети учатся анализировать звуковой состав слова и делать простейшие выводы.Эта технология включает в себя и технологию «Наглядное моделирование» (слайд 14) Игра «Домики». Цель: Упражнять детей в определении позиции заданного звука в словах.
  • Развивать пространственные отношения,
  • фонематический слух.
  • Совершенствовать тонкую моторику пальцев рук.
  • Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов. (слайд 15)• Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;• Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;• Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок,• фасоли и другие мелкие предметы;• Вырывать из бумаги образ буквы;• Выкладывание букв из липучек, палочек Кюизенера. В игре «Дизайнер букв» поистине проявляется творчество детей. В процессе игры нужно с помощью разных подручных материалов выложить, нарисовать, слепить изучаемую букву, используя этот метод я закрепляю образ буквы с детьми. С помощью игры «Конструктор букв» дети должны собрать букву из разных элементов, нарисованных на прозрачных пластиковых крышках. В развитии речи ребенка, его творческого мышления большое значение имеет игра «Помоги Карандашу». Каждый ребенок старается составить свой рассказ, хочет лично помочь Карандашу. На занятиях часто встречаются слова, используя которые необходимо составить рассказ. (Слайд16)АИСТ, СОСНЫ, КУСТЫ, ОСИНЫ, ОСОКА Приведу рассказ детей:У реки растут кусты и осока. Стоят высокие сосны и осины. На сосне аист свил гнездо.Данная игра ценна тем, что во время ее проведения осуществляется индивидуальный подход в формировании у детей умений составлять рассказ по опорным словам. Если первые рассказы составляли сильные дети, то в конце, я предлагала и слабым, мало активным детям рассказать о том, что нарисовал Карандаш. И дети постепенно учились составлять текст по образцу прослушанных рассказов и по картине, которую видели. Так у ребят появлялась уверенность в своих силах. Применяемые интерактивные технологий на занятиях, делают процесс обучения грамоте более интересным, занимательным, создают у ребят бодрое рабочее настроение, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала. В нашем саду для применения Интерактивных технологий созданы все условия. Для занятий с детьми малыми подгруппами есть сенсорный настенный планшет, интерактивная песочница, интерактивная доска, переносной проектор, у каждого специалиста есть ноутбук и проведен интернет (Слайд 17) Предлагаю вашему вниманию небольшой видеофрагмент с элементами применяемых мной технологий (Слайд 18) ВИДЕОНемаловажную роль в обучении грамоте занимают родители, для закрепления знаний дома, прошу с детьми поиграть в юных конструкторов и сделать из подручного материала букву, изученную на занятии в рамках дополнительного образования «Игры на кухне» (слайд 19). Для повышения компетенции родителей провожу:
  • Анкетирование
  • Тренинги
  • Мастер – классы
  • Семинары – практикумы
  • В конце года все родители приглашаются на итоговое занятие. (слайд 20)Начиная с первого занятия, учу детей выражать свои мысли в устной форме, анализировать и рецензировать ответы своих товарищей, вступать в беседу в дискуссию со мной. Если у ребенка нет своего взгляда, не развита самостоятельность суждений, отсутствует творческий подход к изучаемым фактам, у него вряд ли разовьётся глубокий интерес к какой – либо области знаний. (Слайд 21)Известно, что прочно усваиваются только те знания, которые "добыты" самостоятельно. Иными словами, то, что ребенку просто сообщают, может пройти мимо его сознания, но то, до чего он додумался сам, его собственное открытие, остается навсегда. И для того чтобы открытие состоялось, нужно суметь ненасильственно направить активность ребенка на анализ учебного материала. Его мыслительная работа должна проходить в наиболее естественной для этого возраста форме - "игре по правилам". Одним из условий выигрыша здесь является понимание и соблюдение правил игры. В нашем случае правило игры - это как раз тот учебный материал, который требуется усвоить. Спасибо за ВНИМАНИЕ!