Публикации
РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С НОРМАЛЬНЫМ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С НОРМАЛЬНЫМ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Автор: Медяникова Ольга Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С НОРМАЛЬНЫМ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Автор: Медяникова Ольга Сергеевна
РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С НОРМАЛЬНЫМ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТ
Развитие произвольной активности тесно связано с формированием личности в целом и усложнением мотивации. Вопросы формирования и становления произвольной регуляции поведения, регулирующей функции речи у детей дошкольного и школьного возраста, конкретные особенности их на разных этапах раннего дошкольного возраста служили предметом исследования Л.И. Божович, А.В. Быковой, Л.С. Выготского, А.В.Запорожца, З.М. Истоминой, В.К. Котырло, М.И. Лисиной, В.И. Лубовского, А.Р. Лурии, Я.З. Неверович, Е.О. Смирновой, Т.Н. Шульги и д.р. [1] В данных работах рассматриваются этапы развития произвольной регуляции деятельности и поведения у детей в дошкольном возрасте. В младенческом возрасте эта фаза начинается с возникновения движений, направленных на объект, при этом главным условием перехода от спонтанных движений к целенаправленным является аффективная притягательность объекта, возникающая у ребенка в процессе взаимодействия с взрослым. При первых месяцах жизни ребенок привлекает внимание взрослого к себе и сообщает посредством вокализаций об ощущениях удовольствия или дискомфорта. Базой формирования произвольного поведения и целенаправленных действий младенца становятся звуковые и двигательные комплексы разной эмоциональной выразительности. В 6 - 8 месяцев на начальном этапе понимания обращенной речи, так же удается выявить первые признаки возникновения речевой регуляции действий ребенка. На этом этапе развития действие разделено между ребенком и взрослым, который берет на себя функцию произвольной регуляции поведения младенца.
Процесс формирования речевой деятельности (и соответственно усвоения системы родного языка) в онтогенезе в концепции речевого онтогенеза А. А. Леонтьева подразделяется на ряд последовательных периодов или стадий.
1-й - подготовительный (с момента рождения до года);
2-й - преддошкольный (от года до 3 лет);
3-й - дошкольный (от 3 до 7 лет);
4-й - школьный (от 7 до 17 лет).
Первый этап формирования речи охватывает первые три года жизни ребенка. Развитие детской речи до трех лет в свою очередь (в соответствии с принятым в психологии традиционным подходом) подразделяется на три основных этапа:
1. доречевой этап (первый год жизни), в котором выделяются периоды гуления и лепета;
2. этап первичного освоения языка (до грамматический) - второй год жизни;
3. этап усвоения грамматики (третий год жизни). А. А. Леонтьев указывает, что временные рамки этих этапов крайне вариативны (особенно ближе к трем годам); кроме того, в развитии детской речи имеет место акселерация - сдвиг возрастных характеристик на более ранние возрастные этапы онтогенеза [8].
Активно развивающаяся речь постепенно становится регулятором поведенческой активности ребенка. Исследования С.В. Яковлевой показали, что система прямых словесных приказов детям до трех лет оказывает только побуждающее действие, не приводя к возникновению тормозных реакций остановки начавшегося движения. У детей 1,5 - 2-х лет не возникает реакция на сигнал по предварительной речевой инструкции, если же удается добиться необходимой двигательной реакции, то она в последующем не тормозится. Собственная речь ребенка не может служить регулятором его поведения, а объединение речевых и двигательных реакций приводит к взаимному торможению. Однако в 2 - 3 года дети уже способны воспринять систему правил, задаваемых речевой инструкцией, после нагляднодейственной тренировки.
Исследования А.Р. Лурия и А.Г. Поляковой (1970) показали, что в этом возрасте у детей номинативная функция речи преобладает над регулирующей, так как ребенок, знающий названия предметов, легко их находит и дает взрослому, пока инструкция не вступает в конфликт с условиями окружающей среды. Иначе ребенок начинает руководствоваться не словом, а яркими характеристиками предметов. Указанная импульсивность сокращается к 1,5 годам.
Только к началу 2 года жизни для ребенка становится возможным задержанное выполнение инструкций. Ступень развития знаково - символической деятельности ребенка - появление речевых средств связывается с усложнением до словесных уровней коммуникации, с необходимостью понимания речи взрослых и активного владения этими психологическими орудиями. Совокупность таких условий как эмоциональное и деловое сотрудничество с взрослыми, насыщение опыта детей речевыми воздействиями взрослых, по мнению М.И. Лисиной, создает объективные и субъективные возможности овладения речью [5].
А.Р. Лурия подчеркивал, что корни произвольного действия следует искать в тех формах общения ребенка со взрослым, в которых он сначала выполняет инструкции взрослого, постепенно формируя способность выполнять и свои собственные речевые инструкции. К концу первого года жизни ребенок способен выполнять простые движения по словесной инструкции типа: Покажи глазки, Возьми игрушку и т.п. А.Р. Лурия подчеркивал, что речь матери, часто сопровождающаяся указательным жестом, вносит изменения в организацию психической деятельности ребенка. Называние предмета матерью и ее указательный жест перестраивает внимание ребенка, выделяют объект из ряда других [7].
На данном этапе развития регулирующей функции речи поведение легко нарушается при непосредственном воздействии объектов, вызывающих сильную ориентировочную реакцию. На этом этапе фактором, мешающим ребенку выполнять речевую инструкцию взрослого, является пассивностью действий ребенка, которая оказывается настолько значительной, что ребенок не может преодолеть ее. К 2,5 годам ребенок может уже преодолевать инертность своего действия, но не в состоянии подчиниться речевой инструкции взрослого, если она не подкреплена наглядным примером. Только к 3-3,5 годам эта ломкость речевой инструкции под влиянием наглядного воздействия исчезает, и речевая инструкция взрослого начинает выполняться четко.
Результаты, полученные в опытах, проведенных В.В. Лебединским, показали, что ребенок примерно в возрасте 3 лет может выполнить по речевой инструкции единичные действия, но оказывается не в состоянии выполнить серию действий и, начав выполнять заданную программу, легко соскальзывает на инертный стереотип. Только к 4 - 4,5 годам, когда созревают структуры лобных долей мозга, являющиеся мозговым аппаратом речевой регуляции движения, выполнение всех этих программ становится доступным ребенку [4].
Одним из начальных этапов в развитии речи Л.С. Выготский считал период эгоцентрической речи, когда ребенок начинает сопровождать ею свои действия. Чем сложнее выполняемая ребенком деятельность, тем более выраженной оказывается его речь, такая речь способствует целенаправленной деятельности ребенка. Так, по мнению Л.С. Выготского, рождается интеллектуальная, а вместе с тем регулирующая поведение функция речи самого ребенка. С возрастом эгоцентрическая речь подвергается переходу, превращению во внутреннюю речь и в этой форме сохраняет свою планирующую функцию, по форме она еще внешняя, но по функции уже внутренняя [2].
По данным В.И. Лубовского, переход к внутренней словесной регуляции начинается тогда, когда ребенок оказывается в состоянии обобщить связь сигналов и своих ответных действий [6].
Экспериментальные данные М.М. Кольцовой [3] подтверждают, что сначала речь у ребенка на 4 - ом году жизни переходит из громкой в шепотную, а затем и во внутреннюю речь, во - вторых, она сокращается, превращаясь из развернутой во фрагментарную и свернутую. Высшей формой словесной регуляции деятельности является планирование своей деятельности . Если номинативная речь складывается у нормально развивающихся детей в возрасте около 2-х лет, то речь, предшествующая действию и организующая его, складывается между 4-5 годами. К 4 годам у ребенка формируются основные функции языка, которые являются базой для развития познавательных процессов и приобретения достаточно осознанного навыка произвольной регуляции речевой деятельности. Однако истинным регулятором деятельности и поведения ребенка слово взрослого становится только к 4-5 годам, когда у ребенка уже значительно развита смысловая сторона речи. Полноценная регулирующая функция речи возникает к концу дошкольного возраста, которая становится средством регуляции высших психических функций. Игровая деятельность, которая является в данный период ведущей деятельностью, требующая согласованного выполнения правил, способствует становлению и формированию планирующей функции речи у детей. Контекстной речью ребенок овладевает в процессе обучения, когда у него вырабатывается потребность в новых речевых средствах. С того момента, когда речь ребенка становится вне ситуативной и вне контекстной, можно считать, что он овладел минимумом речевых умений. Коммуникативная и обобщающая функция речи формируются в тесном единстве, поскольку с помощью речи ребенок не только получает новую ин- формацию, но и усваивает ее. К 6 годам устойчиво усваиваются основные функции языка, которые определяют выполнение ребенком самонаправляющей, самокорригирующей роли в обучении и игре. С развитием сюжетно - ролевых игр, творческих видов предметно- практической деятельности возникает диалогическая и монологическая речь, которая излагается в более простой форме с учетом тщательного отбора адекватных лексических средств и с использованием сложных синтаксических конструкций. К старшему дошкольному возрасту у детей формируются необходимые предпосылки для успешного овладения осознанной саморегуляции, в том числе и нейродинамические, обеспечивая произвольность поведения ребенка. В этот период формируются не только чувствительность, восприимчивость к освоению определенных приемов и правил, но и социальная активность, направленная на организацию собственной деятельности в соответствии с этими правилами. При этом речевое опосредование предметно- практической деятельности выступает как регулятивная операция, присутствует на всех ступенях формирования произвольной общей деятельности, проявляется способность к дифференцированному отбору языковых средств высказывания в зависимости от ситуации и участников общения, что дает основание говорить о потенциальных возможностях старшего дошкольника быть субъектом полноценного речевого взаимодействия [3].
Таким образом, на ранних этапах онтогенеза отмечаются лишь предпосылки будущего сознательного управления произвольной регуляции речевой деятельности. А результате ребенок овладевает функцией речи так же, как и другими предметами в ходе практического употребления средств языка в своей речевой деятельности. Следовательно, произвольная регуляция речевой деятельности у детей с нормальным психофизиологическим развитием, должна быть сформирована к концу дошкольного возраста.
Список литературы
Божович, Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе [Текст] /Л.И. Божович //Вопросы психологии. – 1976.
Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций [Текст] /Л.С. Выготский. – М.: Изд-во АПН СССР, 1960.
Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить [Текст] /М.М. Кольцова – М.: МиМ, 1998.
Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей [Текст] /В.В. Лебединский. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1985.
Леонтьев А.А. Психология общения. - 3-е изд. - М.: Смысл, 1999
Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] /М.И. Лисина. – М.: Педагогика, 1986.
Лубовский, В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии) [Текст] /В.И. Лубовский – М.: Педагогика, 1978.
Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст] /А.Р. Лурия /Под ред. Е.Д. Хомской. – 2-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 1998.
Развитие произвольной активности тесно связано с формированием личности в целом и усложнением мотивации. Вопросы формирования и становления произвольной регуляции поведения, регулирующей функции речи у детей дошкольного и школьного возраста, конкретные особенности их на разных этапах раннего дошкольного возраста служили предметом исследования Л.И. Божович, А.В. Быковой, Л.С. Выготского, А.В.Запорожца, З.М. Истоминой, В.К. Котырло, М.И. Лисиной, В.И. Лубовского, А.Р. Лурии, Я.З. Неверович, Е.О. Смирновой, Т.Н. Шульги и д.р. [1] В данных работах рассматриваются этапы развития произвольной регуляции деятельности и поведения у детей в дошкольном возрасте. В младенческом возрасте эта фаза начинается с возникновения движений, направленных на объект, при этом главным условием перехода от спонтанных движений к целенаправленным является аффективная притягательность объекта, возникающая у ребенка в процессе взаимодействия с взрослым. При первых месяцах жизни ребенок привлекает внимание взрослого к себе и сообщает посредством вокализаций об ощущениях удовольствия или дискомфорта. Базой формирования произвольного поведения и целенаправленных действий младенца становятся звуковые и двигательные комплексы разной эмоциональной выразительности. В 6 - 8 месяцев на начальном этапе понимания обращенной речи, так же удается выявить первые признаки возникновения речевой регуляции действий ребенка. На этом этапе развития действие разделено между ребенком и взрослым, который берет на себя функцию произвольной регуляции поведения младенца.
Процесс формирования речевой деятельности (и соответственно усвоения системы родного языка) в онтогенезе в концепции речевого онтогенеза А. А. Леонтьева подразделяется на ряд последовательных периодов или стадий.
1-й - подготовительный (с момента рождения до года);
2-й - преддошкольный (от года до 3 лет);
3-й - дошкольный (от 3 до 7 лет);
4-й - школьный (от 7 до 17 лет).
Первый этап формирования речи охватывает первые три года жизни ребенка. Развитие детской речи до трех лет в свою очередь (в соответствии с принятым в психологии традиционным подходом) подразделяется на три основных этапа:
1. доречевой этап (первый год жизни), в котором выделяются периоды гуления и лепета;
2. этап первичного освоения языка (до грамматический) - второй год жизни;
3. этап усвоения грамматики (третий год жизни). А. А. Леонтьев указывает, что временные рамки этих этапов крайне вариативны (особенно ближе к трем годам); кроме того, в развитии детской речи имеет место акселерация - сдвиг возрастных характеристик на более ранние возрастные этапы онтогенеза [8].
Активно развивающаяся речь постепенно становится регулятором поведенческой активности ребенка. Исследования С.В. Яковлевой показали, что система прямых словесных приказов детям до трех лет оказывает только побуждающее действие, не приводя к возникновению тормозных реакций остановки начавшегося движения. У детей 1,5 - 2-х лет не возникает реакция на сигнал по предварительной речевой инструкции, если же удается добиться необходимой двигательной реакции, то она в последующем не тормозится. Собственная речь ребенка не может служить регулятором его поведения, а объединение речевых и двигательных реакций приводит к взаимному торможению. Однако в 2 - 3 года дети уже способны воспринять систему правил, задаваемых речевой инструкцией, после нагляднодейственной тренировки.
Исследования А.Р. Лурия и А.Г. Поляковой (1970) показали, что в этом возрасте у детей номинативная функция речи преобладает над регулирующей, так как ребенок, знающий названия предметов, легко их находит и дает взрослому, пока инструкция не вступает в конфликт с условиями окружающей среды. Иначе ребенок начинает руководствоваться не словом, а яркими характеристиками предметов. Указанная импульсивность сокращается к 1,5 годам.
Только к началу 2 года жизни для ребенка становится возможным задержанное выполнение инструкций. Ступень развития знаково - символической деятельности ребенка - появление речевых средств связывается с усложнением до словесных уровней коммуникации, с необходимостью понимания речи взрослых и активного владения этими психологическими орудиями. Совокупность таких условий как эмоциональное и деловое сотрудничество с взрослыми, насыщение опыта детей речевыми воздействиями взрослых, по мнению М.И. Лисиной, создает объективные и субъективные возможности овладения речью [5].
А.Р. Лурия подчеркивал, что корни произвольного действия следует искать в тех формах общения ребенка со взрослым, в которых он сначала выполняет инструкции взрослого, постепенно формируя способность выполнять и свои собственные речевые инструкции. К концу первого года жизни ребенок способен выполнять простые движения по словесной инструкции типа: Покажи глазки, Возьми игрушку и т.п. А.Р. Лурия подчеркивал, что речь матери, часто сопровождающаяся указательным жестом, вносит изменения в организацию психической деятельности ребенка. Называние предмета матерью и ее указательный жест перестраивает внимание ребенка, выделяют объект из ряда других [7].
На данном этапе развития регулирующей функции речи поведение легко нарушается при непосредственном воздействии объектов, вызывающих сильную ориентировочную реакцию. На этом этапе фактором, мешающим ребенку выполнять речевую инструкцию взрослого, является пассивностью действий ребенка, которая оказывается настолько значительной, что ребенок не может преодолеть ее. К 2,5 годам ребенок может уже преодолевать инертность своего действия, но не в состоянии подчиниться речевой инструкции взрослого, если она не подкреплена наглядным примером. Только к 3-3,5 годам эта ломкость речевой инструкции под влиянием наглядного воздействия исчезает, и речевая инструкция взрослого начинает выполняться четко.
Результаты, полученные в опытах, проведенных В.В. Лебединским, показали, что ребенок примерно в возрасте 3 лет может выполнить по речевой инструкции единичные действия, но оказывается не в состоянии выполнить серию действий и, начав выполнять заданную программу, легко соскальзывает на инертный стереотип. Только к 4 - 4,5 годам, когда созревают структуры лобных долей мозга, являющиеся мозговым аппаратом речевой регуляции движения, выполнение всех этих программ становится доступным ребенку [4].
Одним из начальных этапов в развитии речи Л.С. Выготский считал период эгоцентрической речи, когда ребенок начинает сопровождать ею свои действия. Чем сложнее выполняемая ребенком деятельность, тем более выраженной оказывается его речь, такая речь способствует целенаправленной деятельности ребенка. Так, по мнению Л.С. Выготского, рождается интеллектуальная, а вместе с тем регулирующая поведение функция речи самого ребенка. С возрастом эгоцентрическая речь подвергается переходу, превращению во внутреннюю речь и в этой форме сохраняет свою планирующую функцию, по форме она еще внешняя, но по функции уже внутренняя [2].
По данным В.И. Лубовского, переход к внутренней словесной регуляции начинается тогда, когда ребенок оказывается в состоянии обобщить связь сигналов и своих ответных действий [6].
Экспериментальные данные М.М. Кольцовой [3] подтверждают, что сначала речь у ребенка на 4 - ом году жизни переходит из громкой в шепотную, а затем и во внутреннюю речь, во - вторых, она сокращается, превращаясь из развернутой во фрагментарную и свернутую. Высшей формой словесной регуляции деятельности является планирование своей деятельности . Если номинативная речь складывается у нормально развивающихся детей в возрасте около 2-х лет, то речь, предшествующая действию и организующая его, складывается между 4-5 годами. К 4 годам у ребенка формируются основные функции языка, которые являются базой для развития познавательных процессов и приобретения достаточно осознанного навыка произвольной регуляции речевой деятельности. Однако истинным регулятором деятельности и поведения ребенка слово взрослого становится только к 4-5 годам, когда у ребенка уже значительно развита смысловая сторона речи. Полноценная регулирующая функция речи возникает к концу дошкольного возраста, которая становится средством регуляции высших психических функций. Игровая деятельность, которая является в данный период ведущей деятельностью, требующая согласованного выполнения правил, способствует становлению и формированию планирующей функции речи у детей. Контекстной речью ребенок овладевает в процессе обучения, когда у него вырабатывается потребность в новых речевых средствах. С того момента, когда речь ребенка становится вне ситуативной и вне контекстной, можно считать, что он овладел минимумом речевых умений. Коммуникативная и обобщающая функция речи формируются в тесном единстве, поскольку с помощью речи ребенок не только получает новую ин- формацию, но и усваивает ее. К 6 годам устойчиво усваиваются основные функции языка, которые определяют выполнение ребенком самонаправляющей, самокорригирующей роли в обучении и игре. С развитием сюжетно - ролевых игр, творческих видов предметно- практической деятельности возникает диалогическая и монологическая речь, которая излагается в более простой форме с учетом тщательного отбора адекватных лексических средств и с использованием сложных синтаксических конструкций. К старшему дошкольному возрасту у детей формируются необходимые предпосылки для успешного овладения осознанной саморегуляции, в том числе и нейродинамические, обеспечивая произвольность поведения ребенка. В этот период формируются не только чувствительность, восприимчивость к освоению определенных приемов и правил, но и социальная активность, направленная на организацию собственной деятельности в соответствии с этими правилами. При этом речевое опосредование предметно- практической деятельности выступает как регулятивная операция, присутствует на всех ступенях формирования произвольной общей деятельности, проявляется способность к дифференцированному отбору языковых средств высказывания в зависимости от ситуации и участников общения, что дает основание говорить о потенциальных возможностях старшего дошкольника быть субъектом полноценного речевого взаимодействия [3].
Таким образом, на ранних этапах онтогенеза отмечаются лишь предпосылки будущего сознательного управления произвольной регуляции речевой деятельности. А результате ребенок овладевает функцией речи так же, как и другими предметами в ходе практического употребления средств языка в своей речевой деятельности. Следовательно, произвольная регуляция речевой деятельности у детей с нормальным психофизиологическим развитием, должна быть сформирована к концу дошкольного возраста.
Список литературы
Божович, Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе [Текст] /Л.И. Божович //Вопросы психологии. – 1976.
Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций [Текст] /Л.С. Выготский. – М.: Изд-во АПН СССР, 1960.
Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить [Текст] /М.М. Кольцова – М.: МиМ, 1998.
Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей [Текст] /В.В. Лебединский. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1985.
Леонтьев А.А. Психология общения. - 3-е изд. - М.: Смысл, 1999
Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] /М.И. Лисина. – М.: Педагогика, 1986.
Лубовский, В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии) [Текст] /В.И. Лубовский – М.: Педагогика, 1978.
Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст] /А.Р. Лурия /Под ред. Е.Д. Хомской. – 2-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 1998.