Публикации «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Автор: Смирнова Анна Сергеевна

Луганская Народная РеспубликаГосударственное бюджетное общеобразовательное учреждение Луганской Народной Республики «Луганская лингвистическая гимназия №36 имени маршала Г.К. Жукова»учитель начальных классовСмирнова Анна Сергеевна Статья«Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»Для того, чтобы современный урок был не только интересным и радостным, но, прежде всего, проходил более эффективно, давал прочные знания, учил ребенка самостоятельно мыслить, находить и принимать решение - необходимо использовать различные методы и технологии, которые способствуют активизации познавательной деятельности младших школьников. В настоящее время с переходом на ФГОС НОО и ООО в образовании происходит перестройка методов работы с обучающимися. Всё чаще на практике в учебном процессе широкое распространение получают игры различного рода. Игра – специальный вид деятельности, свойственный человеку на всех этапах его жизненного пути и имеет исключительное значение. Игра для ребенка является и учебой, и творчеством, и трудом, и средством воспитания. Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут.В.А. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место игра занимает в жизни ребенка. Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, развиваются творческие способности личности. Без игры и не может быть полноценного умственного развития» [6]. Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного мира информацией. Во всем мире неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. СМИ, телевидение, компьютер, интернет на молодое поколение обрушивают огромный объем информации. Задачей современности становится развитие у обучающихся самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, которая вызывает у младших школьников живой интерес к процессу познания [4]. Цель статьи – показать эффективные способы активизации познавательной деятельности младших школьников при использовании дидактической игры в процессе обучения.Процесс активизации познавательной деятельности младших школьников заключается в побуждении учащихся к энергичному учению, перехода из пассивной деятельности в активную, когда ученики с удовольствием включаются в умственную работу [7]. Чтобы активизировать учебно-познавательную деятельность у учащихся младшего школьного возраста, нужно его заинтересовать, замотивировать. Для формирования положительной учебной мотивации необходима целенаправленная работа, где одно из эффективных способов является дидактическая игра (игра обучающая), цель которой – активное освоение учебной деятельности, учебной задачи. Именно при включении учащихся в игровую ситуацию интерес к учебной деятельности у ребят возрастает, работоспособность повышается. Благодаря дидактическим играм младшие школьники могут наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы и обобщать, а также дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях. Дидактическая игра учащимся облегчает процесс усвоения знаний, помогает сделать трудноусвояемый теоретический учебный материал занимательным, доступным и увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное настроение. Опыт работы показывает, что изученный в процессе игровой деятельности материал забывается медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. И как следствие - усвоение знаний становится более качественным и прочным. В игре дети охотно преодолевают трудности, тренируют силы, развивают свои познавательные способности (внимание, память, мышление, воображение), а также формируют свои личностные качества. Высоко оценивая значение игры, А.Н. Лоншакова в своей работе писала: «Создание игровой атмосферы на уроках развивает познавательный интерес, активность и познавательную деятельность учащихся, снимает усталость, позволяет удержать внимание» [3].Все дети, которые приходят в школу, идут с желанием учиться. Чтобы это желание не пропало, педагогу необходимо ежедневно в процессе обучения находить максимум педагогических ситуаций, в которых может быть использовано стремление учащегося к активной познавательной деятельности, применять различные формы для ее активизации. Педагог должен постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий учащимся эффективно и качественно усваивать программный материал. Поэтому так важно использовать игровые элементы и игру на уроках. Сегодня многими учителями начальных классов применяются такие дидактические  игры, как:- игры- путешествия, игры - сказки, игры- загадки;- игры- викторины, игры – соревнования, игры- эстафеты; - сюжетно ролевые игры, интеллектуальные игры и др. Однако, следует заметить, что количество игр на уроке должно быть разумным. Учитель обязательно должен продумать целесообразность проведения той или иной дидактической игры, а также тот момент, в какой части урока она должна быть проведена, а именно:- вначале урока - игра должна помочь организовать и заинтересовать учащихся; - в середине урока - игра должна нацелить детей на усвоение темы, - в конце урока - игра может носить поисковый характер.Целью педагога является организация  через дидактическую игру творческого сотрудничества учащихся и  получение конечного результата.При организации дидактической игры педагогом также должны быть учтены следующие требования:- игра не должна отвлекать учащегося от учебного содержания;-в игре не должно унижаться достоинство её участников, в том числе и проигравших;- игру нужно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать, но не подавлять, обеспечивать каждому участнику возможность проявления инициативы;-правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а содержание предлагаемого материала – доступно пониманию. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально;- игру нужно закончить вовремя, получить результат, подвести итог. Только в этом случае она сыграет положительную роль [5]. При проведении дидактической игры педагог должен не только четко придерживаться её структуры (игрового замысла, правил, игровых действий, познавательного содержания и дидактических задач, результатов игры – по А.К. Бондаренко) и этапов (подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ), но и иметь высокий уровень педагогического мастерства и такта [1]. Результатом дидактической игры будет являться показатель уровня достижений обучающихся в усвоении знаний. Главное чтобы дидактическая  игра помогала достичь цели. В настоящее время есть множество методических пособий, помогающих учителю проводить разнообразные дидактические игры на уроках математики, окружающего мира, русского языка и литературного, так как их применение намного повышает усвояемость изучаемого материала. Цель таких пособий: помочь учителям начальных классов в организации и проведении дидактических игр. Разнообразие игровых средств дает учителю возможность выбрать такую игру, которая наиболее соответствует теме и цели урока. А младшим школьникам дает возможность осознать правило, которое только что изучили на уроке, закрепить, повторить и обобщить полученные ранее знания, то есть способствовать более прочному усвоению учащимися учебного материала. Рассмотрим примеры некоторых дидактических игр:При организации дидактической игры на уроках математики проводится работа по формированию математических представлений у обучающихся [2]. Это: - игры с цифрами и числами («Какой цифры не стало?», «Путаница», «Угадай!», «Убираем цифры», «Составь табличку», «Назови соседей» и т.д.).Используя сказочный сюжет, учитель знакомит учащихся с образованием чисел (например, в пределах 10), учит сравнивать равные и неравные группы предметов. В процессе игры дети развивают свое внимание, память, мышление, речь (т.к. сопровождают свои действия словами).- игры – путешествие во времениЖивая неделя», «Волшебный цветок», «Дни недели», «Назови пропущенное слово», «Круглый год», «Двенадцать месяцев»). Используя данные игры, учитель знакомит детей с днями недели, месяцами года ит.д. Такие игры помогают младшему школьнику быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность. Игры могут усложняться.- игры с геометрическими фигурами («Геометрическая мозаика», «Собери предмет из геометрических фигур», «Аппликация из геометрических фигур» «Найди предмет», «Какая фигура лишняя»). Используя данные игры, учитель формирует у учащихся понятия о геометрических фигурах, умение находить их отличительные признаки, учит различать окружающие предметы по форме и сравнивать их с геометрическими фигурами, развивает внимание и воображение учащихся, их творческую и мыслительную деятельность. Учащимся даются задания разной сложности: одни - составляют изображения предмета из геометрических фигур; другие - работают по условию; третьи - работают по собственному замыслу. гры на логическое мышление («День и ночь», «Молчанка», «Математическая эстафета», «Логические цепочки» и др.). Используя данные игры, учитель развивает у учащихся элементы логического мышления, формирует умение определять последовательность, умение рассуждать, делать свои умозаключения. При организации дидактической игры на уроках русского языка и литературного чтения выделяются следующие этапы работы: сообщается тема, цель, форма проведения игры (коллективная, индивидуальная, групповая, в парах), учащиеся знакомятся со сценарием игры, распределяются роли; контролируется последовательность действий, оказывается необходимая помощь, подводятся итоги и рефлексия (впечатление детей об игре). Игры могут быть:- фонетические («Передай скороговорку», «Глухой телефон», «Угадай первый звук», «Кто внимательный?» и др.). Используя данные игры, учитель развивает у учащихся фонематический слух, отрабатывает четкость и чистоту произношения, учит выделять звук из слова, производить звуковой анализ.- лексические («Не ошибись», «Скажи правильно», «Отгадай по описанию», «Вставь слова в стихотворные строчки», «Составь слово»). Используя данные игры, учитель развивает у учащихся словотворчество, умение различать слова- предметы и слова – понятия, учит понимать обобщенный смысл слов, уточняет их многозначность, учит подбирать синонимы и антонимы, рифмы к стихам.- грамматические («Знаток русского языка», «Найди ошибку», «Пропавшие слова», «Подскажи словечко», «Вопросы цепочкой», «Закончи фразу» и др.)Используя данные игры, учитель развивает у учащихся внимание, логическое мышление, учит правильно употреблять слова, понимать их переносный смысл, составлять предложения из данных слов, распространять предложения, раскрывать единство текста.- орфографические («Как пишется», «Исправьте ошибки», «Буква потерялась», «Зоркий глаз», «Будь внимателен», «Ловушка» и др.). Используя данные игры, учитель формирует у учащихся орфографическую грамотность через сравнение слов в тексте с эталоном; учит запоминать правильность написания слов, правил, развивает внимательность при поиске ошибок; воспитывает сотрудничество при работе в малых группах.- игры для развития связной речи («Сочини предложение», «Фантазер». «Новая сказка», «Снежный ком», «История с продолжением», упражнение «Если бы …» и др.). Используя данные игры, учитель:- развивает словарный запас учащихся, - формирует умение связно, последовательно и понятно передать окружающим содержание готового языкового сообщения или самостоятельно составить языковое высказывание; - учит детей аргументировано строить свои собственные суждения, давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы.При организации дидактической игры учителями на уроках окружающего мира проводится работа по формированию представлений учащихся начальных классов о живой и неживой природе, по развитию у детей познавательной активности, внимательности, наблюдательности, умению использовать в работе ранее полученные знания, умению рассуждать, сравнивать, высказывать свои мысли. Очень часто учителя используют имеющиеся аналоги телевизионных игр. А именно: «Поле чудес», «Звездный час», «Что? Где? Когда?», «Самый умный», «Соревнование знатоков», наполняя своим содержанием. И это правильно, ведь школьникам легче запомнить правила таких игр, потому что они часто видели их по телевизору. Задания познавательного характера при подготовке к дидактическим играм приучают учащихся к самостоятельной творческой практической работе. В ходе игры дети ведут напряженную умственную работу, коллективно ищут оптимальные варианты достижения поставленной цели, используя теоретические знания на практике.Таким образом, использование на уроках и во внеурочной деятельности дидактических игр способно вдохновить учителя и учащегося на сотрудничество и получение положительных результатов. Процесс познания у младших школьников идет гораздо быстрее, а усвоение ими материала - качественнее. Дети незаметно для себя приобретают определённые знания, умения и навыки, в полной мере раскрывают свой потенциал. Значит, дидактические игры – очень важное средство активизации познавательной деятельности учащихся.Список используемой литературы1. Бондаренко А.А. Дидактические игры на уроках обучения грамоте // Начальная школа. – 2011. – №10. – С.14–16.2. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения / Е.В. Карпова. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 237 с. 3. Лоншакова А.Н. Использование дидактических игр на уроках математики, как один из путей активизации мыслительной деятельности учащихся [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 07.04.2017).4. Сорокин Н.А. Дидактика: учебное пособие для студентов педагогических институтов/Н.А.Сорокин – Москва: Просвещение, 1974. – с. 2225. Стрелкова Е.А. Игра – это серьёзно!// Начальная школа: плюс – минус. 2001, №4.6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1974. – с.288.7. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1979. – 160 с.