Публикации Гендерные особенности школьной адаптации в младшем школьном возрасте

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Гендерные особенности школьной адаптации в младшем школьном возрасте
Автор: Коршунова Яна Сергеевна

КОРШУНОВА Я. С.ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕКемеровский педагогический колледж, г. КемеровоНаучный руководитель – к. пед. н. В.М. Кузина В статье рассматриваются вопросы школьной адаптации младших школьников, выдвигается гипотеза о проявлении некоторых гендерных различий в школьной адаптации первоклассников, описываются причины, детерминирующие эти различия. Ключевые слова: адаптация школьная, гендерные особенности формирования адаптации к школьному обучению. Процесс социальной адаптации играет важную роль в развитии личности на любом жизненном этапе человека, так как успешность данного процесса оказывает влияние на качество выполняемой людьми деятельности. Особенно, это касается школьной адаптации, которая рассматривается в трудах отечественных педагогов и психологов как подвид социальной адаптации. Поступление в школу ведет к существенному изменению в установках общественных взаимоотношений и деятельности учащихся и сходится с этапом второго физического кризиса, приходящегося на возраст 6-7 лет. Школьная адаптация является важным залогом успешного обучения ребенка в школе. В связи с изменением социальной роли, изменяется самосознание личности ребенка, происходит переоценка ценностей. Именно в первое время пребывания ребенка в школе складываются новые формы его отношений с окружающей средой, с самим собой, формируются способы взаимодействия со сверстниками и взрослыми, определяются направления личностной самореализации. В период разных видов педагогической практики нам пришлось взаимодействовать с детьми младшего школьного возраста, обучающимися в первых и вторых классах. Наши наблюдения, а также опрос учителей начальных классов показали, что младшие школьники адаптируются к новым социальным условиям и новой для себя социальной роли с разной успешностью, в частности, мальчики адаптируются к школе совершенно не так, как девочки. Гендерные различия в школьной адаптации младших школьников, как мы заметили, проявляются как в темпе её протекания, так и в её содержательных характеристиках. В процессе педагогической практики нам встречались дети, у которых школьная адаптация не завершалась даже к концу обучения в первом классе и не проявлялась в начале обучения во втором классе; чаще это были мальчики. С такими детьми было очень тяжело работать, они отличались низким уровнем сформированности познавательной мотивации, диагностическое обследование таких детей выявляло преобладание у них игровой мотивации; они, например, приносили в школу игрушки и могли играть с ними даже на уроках. Учебные задания, требующие сосредоточенности, усидчивости и упорства, были очень сложны для них. Они с трудом осваивали учебный материал и часто отказывались работать, выполнять задания, особенно письменные. Нас заинтересовали причины проявления гендерных различий в школьной адаптации детей начальных классов, что определило тему нашего исследования. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме школьной адаптации младших школьников показала, что она нашла отражение в трудах многих и педагогов, и психологов. Так изучением разных аспектов школьной адаптации детей начальных классов занимались такие ученые, как П.К. Анюхин, Р.М. Битянова, А.Л. Венгер, С.Г. Вершловский, Г.С. Зобина, Л.А. Кадыбович, И. К. Кряжева, А.Г Мороз, Р. В. Овчарова,Т. С. Полякова, И.В. Шалыгина и др. В трудах названных ученых раскрывается сущность школьной адаптации, факторы её определяющие, этапы и условия её формирования. Однако, гендерные аспекты психологической адаптации первоклассников к школе изучена на сегодня недостаточно. Таким образов, нами вскрыто противоречие между необходимостью создавать условия, необходимые для формирования успешной школьной адаптации и недостаточной изученностью гендерных особенностей этого процесса. Нами была выдвинута гипотеза о том, что существуют следующие гендерные особенности школьной адаптации первоклассников:
  • проявление разного темпа протекания адаптации к школе у мальчиков и девочек;
  • в содержательном аспекте мальчикам труднее дается освоение новых социальных отношений, новых социальных норм, правил поведения в детском коллективе;
  • младшие школьники нуждаются в гендерном подходе в процессе формирования у них школьной адаптации, который требует научной и практической разработки.
  • Для подтверждения выдвинутой гипотезы мы изучили теоретические аспекты проблемы школьной адаптации, возрастные особенности психического развития мальчиков и девочек, поступающих в первый класс, провели диагностическое изучения уровня школьной адаптации младших школьников, а также использовали метод опроса учителей начальных классов. Проведенное нами исследование показало, что в отечественной психологии учеными доказано различие в темпе психического развития мальчиков и девочек 6-7 лет, составляющее 1-1,5 года. Многие исследователи указывают также на то, что у мальчиков, поступающих в школу, чаще наблюдается гиперактивность, более низкий, чем у девочек, уровень сформированности коммуникативного опыта и уровень речевого развития, у них беднее словарный запас, всё это безусловно затрудняет процесс школьной адаптации. Однако мы считаем, что гендерные различия в школьной адаптации мальчиков и девочек обусловлены не только отставанием первых в общем психическом развитии, но разными подходами к воспитанию мальчиков и девочек в семье, разным уровнем требований, который к ним предъявляется как родителями, так и воспитателями дошкольных учреждений. Так, девочки раньше приобщаются родителями к труду по самообслуживанию и привлекаются к семейным заботам, учатся заботиться о других, у них раньше появляется определенный круг обязанностей, в целом, к дочерям родители предъявляют более высокие требования, чем к сыновьям. Аналогичное явление наблюдается и в дошкольных учреждениях, как в последующем и в школе: девочки охотнее вовлекаются педагогами в разные виды социально полезной деятельности, получают разные поручения, нежели мальчики. Из чего мы делаем вывод, что отставание в общем психическом развитии мальчиков и последующие их проблемы школьной адаптации обусловлены не только биологическими факторами, но и социальными, а именно, ошибками взрослых в воспитании мальчиков. Свои предположения мы продолжим проверять экспериментально в период государственной педагогической практики.Список литературы1.Агафонова, И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации/ И.Н. Агафонова // Начальная школа. –1999. –№1. –С.23-40.2. Венгер Л. А. Готов ли ваш ребенок к школе? – М. : Знание, 1994. – 192 с. 3. Змановская, Е.В. Оценка социально-психологической адаптированности/ Е.В. Змановская// Девинтология: Учеб.пособие. – М.: Академия, 2007. –С.207-213.4.Коломинский, Я.Л. Психология детей шестилетнего возраста: Учеб.пособие. –2-е изд., перераб. и доп. / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько.–Мн.: Университет, 1999. –316 с.5.Кирпичёв В. И. Адаптация ребёнка к школе. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 136 с. 6.Маркович Д. Н. Адаптация первоклассников к обучению в школе // Пачатковая школа. – 2009. – № 7. – С. 18-22.