Публикации «Профессиональная ориентация детей школьного возраста в условиях дополнительного образования»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Профессиональная ориентация детей школьного возраста в условиях дополнительного образования»
Автор: Кудряшова Оксана Алексеевна

«Профессиональная ориентация детей школьного возраста в условиях дополнительного образования»Система дополнительного образования детей в России возникла в 1992 году. Она явилась преемником внеклассной и внешкольной работы, внешкольного воспитания. Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте. В современных условиях развития дополнительного образования детей актуализируются задачи по формированию пространства успешной социализации обучающихся, их профессионального самоопределения на основе осознанного выбора жизненного пути с учетом индивидуальных особенностей и потребностей рынка труда. Эффективность профессионального самоопределения личности обучающегося зависит от того насколько в соответствии с современными трендами социального и экономического развития общества в учреждениях дополнительного образования детей выстроена система профориентационного сопровождения данного процесса. При этом следует отметить, что в решении задач профессиональной ориентации подрастающего поколения в настоящее время особое место занимает дополнительное образование детей. Основное содержание дополнительного образования детей — практикоориентированная деятельность, способствующая выявлению склонностей и талантов ребенка, формированию его интересов, помощи в профессиональном самоопределении.Говоря о возможностях ДОП в рамках профориентации, условно можно выделить следующие группы программ: - программы социально-гуманитарной направленности, формирующие представления о профессиях, способствующие выбору профессий;- программы не выводящие на конкретную профессию, но перекидывающие мостик к предпрофессиональным и професссиональным программам;- программы выводящие на конкретную профессию;- летние краткосрочные программы.Методы в основе которых лежит способ организации занятий:- наглядный /видео и мультимедийные материалы;- практический экскурсии; - профессиональные пробы. Испытание моделирующие элементы профессиональной деятельности.Практика профориентационной работы в учреждениях дополнительного образования показывает с одной стороны сложности в реализации профориентационных задач, а с другой – потенциал в их решении. Одновременно выявляется противоречие между уже существующим уровнем знаний, сложившейся практикой профориентационной работы и возрастающей необходимостью совершенствования образовательного процесса, в контексте личностного развития обучающихся, их профессионального самоопределения.Специфические условия и функции дополнительного образования детей заключаются, прежде всего, в высокой степени его вариативности, благодаря которой каждый может выбрать образовательное направление, отвечающее его интересам и склонностям, выбирать круг общения и деятельности. Добровольно включаясь в образовательный процесс, ребенок и его родители тем самым доверяют педагогам свое ценное достояние — свободное время, надеясь, что результатом такой инвестиции станет эффективно развивающаяся личность.Система дополнительного образования детей предоставляет широкие возможности для профессионального определения ребенка, в числе которых:наличие условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы и времени их освоения;многообразие видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы и потребности;личностно-деятельностый характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, ее профессиональному самоопределению;личностно-ориентированный подход в работе педагогов дополнительного образования.Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации, проявление развития личности в ее стремлении к профессиональному становлению.Одним из основных механизмов развития дополнительного образования детей является межведомственная и межуровневая кооперация, интеграция ресурсов, в том числе организация сетевого взаимодействия организаций различного типа, ведомственной принадлежности. В целях обеспечения качества профориентационной работы в учреждениях дополнительного образования, реализующих дополнительные общеобразовательные, определяется необходимость вовлечения социальных партнеров в образовательный процесс на основе такой эффективной технологии взаимодействия как наставничество. Наставничество предполагает систему обучения, при которой формирование надпрофессиональных и профессиональных компетенций происходит непосредственно в реальной рабочей обстановке. Обучение строится на решении реальных профессиональных задач, которые обучающийся выполняет под руководством высококвалифицированного специалиста. При этом акцент делается не только на практическую составляющую, но и на личностное развитие обучающегося, что является приоритетным целевым ориентиром в системе дополнительного образования детей. Передача ценного личного жизненного опыта в процессе профессионального взаимодействия наставника и ученика, способствует согласованию внутриличностных и социальнопрофессиональных потребностей у обучающихся. Взаимодействие с социальными партнерами предоставляет возможность осуществлять профориентационную работу с учетом ситуации на рынке труда и динамики его изменения, создавать место реализации первых профессиональных проб и личностной самореализации обучающихся.