Публикации Креативно-деятельностный подход как средство развития коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Креативно-деятельностный подход как средство развития коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка
Автор: Бирюкова Екатерина Васильевна

Креативно-деятельностный подход как средство развитиякоммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языкаБирюкова Екатерина ВасильевнаУчитель иностранных языков ГБОУ «Шебекинскаягимназия-интернат» гебекино Белгородской областиСогласно идеям модернизации образования, требованиям современных образовательных стандартов по иностранному языку урок должен иметь коммуникативную направленность, предусматривать созидательную, коллективную работу, обеспечивающую высокий уровень познавательного интереса школьников. Поэтому одним из ведущих методов работы считается коммуникативный метод, который предоставляет возможность учащимся в ходе изучения темы проявить творческую активность, самостоятельно добывая необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников. При этом школьники учатся оценивать свои способности, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, учатся устанавливать причинно-следственные связи. Велика роль учителя в формировании мотивации учения. В связи с этим автор считает, что педагогическая поддержка учителя в процессе обучения является приоритетной. Положительный результат учебной деятельности вызывает у учащихся позитивные эмоции, благодаря чему усиливается мотивация учения. При выполнении проектных заданий успешно сочетаются индивидуальные, парные и групповые формы работы, в ходе чего осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и с учителем - равноправным партнером и консультантом. Здесь очень важен алгоритм взаимодействия учителя и учащихся на разных этапах учебного процесса.Большое значение в организации учебного процесса имеет инструментарий, который отражён в системе занятий. Учение начинается с ознакомления с учебным материалом, затем следует отработка коммуникативных навыков и применение их в устной, письменной речи. Креативные задания могут быть использованы на каждом занятии, исходя из целей и уровня умений обучающихся.На этапе ознакомления учащихся с материалом используются условно-речевые упражнения, которые служат для отработки употребления новой лексики до уровня автоматизма:
  • имитация - прием «цепочка» - I adore “The Beatles”, and you?
  • Я обожаю «Битлз», а ты?
  • подстановка - I `d like to takewith me. Insurance - страховка.
  • Я бы хотела взять… с собой. A visa -виза. Travel leaflet проспект.
  • трансформация - каждое предложение с новыми лексическими единицами должно прозвучать во всех его речевых вариантах (утвердительном, отрицательном, вопросительном, в повелительном наклонении, в другом лице, числе и т.д.).
  • На этапе тренировки совершенствования умений используются приёмы, целью которых является подготовленная диалогическая, полилогическая речь с выходом на монологическую. Для этого необходимо использовать коммуникативные ситуации. Очень важно правильно учитывать различные системы взаимоотношений обучающихся, ведь они весьма разнообразны: социальные, нравственные, отношения совместной деятельности. Управляемая актуализация различных видов взаимоотношений осуществляется с помощью проблемных ситуаций. При их разработке четко определяется коммуникативная задача, учащиеся обеспечиваются языковым и речевым материалом, организовывается поиск нужной информации для выполнения задания, стимулируется мотивация учения, у учащихся развивается способность к самопознанию и самовыражению, воспитывается креативное отношение в решении поставленной задачи.Говорение:
  • Разработан банк коммуникативных заданий по различным темам учебного курса. Например:
  • You are a correspondent. Interview a pop-star.Вы - корреспондент, возьмите интервью у поп-звезды.You are a famous sportsman. Share your secrets about your life in sport.Вы - знаменитый спортсмен. Расскажите о своей жизни в спорте.Коммуникативные ситуации используются не только при обучении говорению, но и при совершенствовании умений в других видах речевой деятельности.Креативное аудирование:
  • «немое письмо» - прослушайте текст, нарисуйте то, что услышали;
  • «диктор» - учащиеся прослушивают текст, определяют тему, отбирают ключевые слова, чертят схемы, заполняют таблицы, затем по своим записям воспроизводят речь «диктора».
  • Креативное письмо:
  • «испорченное письмо» к нам пришло письмо из Британии от нашего знакомого Дэвида, но что-то случилось на почте, там был пожар и письмо местами прожжено, нужно восстановить его и написать ответ» (письмо прожжено как раз в тех местах, где надо восстановить глагольную форму);
  • поэзия «хайку»: Вечерний ветер. The evening wind.
  • Краски дня The colours of the day. Сдуло прочь Have been blown away.
  • письма - истории от лица какого-либо героя или предмета об истории его жизни.
  • Аспект языка - грамматика:
  • по принципу игры «Крестики - нолики» тренируется употребление
  • типов вопросов или другого грамматического материала.
  • Кто-то прислал телеграмму, но на почте перепутали слова. Чтобы узнать, что в телеграмме нужно поставить слова в правильном порядке и времени.
  • Чтение: дайте название тексту, определите основную мысль текста ответь, чтобы ты сделал на месте главного героя; заполни таблицу.Для отработки языкового материала используются опоры:ФСТ (функционально-смысловые таблицы) - построены таким образом, что позволяют облегчить учащимся нахождение слова, для выражения его мысли и построить свое высказывание.Функциональные схемы - они позволяют правильно построить общение:обмен мнениями - сообщи- возрази -объясни- убедисогласись;спор - желание - просьба сомнение- поясни - уточни предложи- откажись;тезис - аргумент - резюме - эта схема используется для построения законченного высказывания. Например: ”Погода сегодня хорошая, так как светит солнце, поэтому я пойду гулять в парк”.Для создания условий активной совместной деятельности в разных учебных ситуациях, чтобы увеличить время говорения каждого ученика использую следующие приемы:
  • Jig saw - “метод пилы” .Этот прием очень экономичен. Учащиеся читают текст или обсуждают проблему в группе, а затем, благодаря рокировке участников групп, происходит смена речевых партнеров, в результате которой объем новой информации увеличивается и значительно повышается уровень коммуникативности, развивается степень самостоятельности участников ситуативного общения.
  • «Круг в круге» Цель этого приёма - извлечение и обмен информацией. Учащиеся образуют внутренний и внешний круги. Внутренний круг стоит на месте, а внешний движется, что позволяет неоднократно сменить речевого партнера.
  • «Две линии» Учащиеся делятся на две группы, становятся лицом к лицу, образуя две шеренги. Одна шеренга стоит на месте, другая движется. Учащиеся общаются одновременно в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Сделав шаг в сторону (к следующему партнеру), меняют партнера. Учащийся, оставшийся без пары, идет в начало шеренги.
  • «Вечеринка» (Cocktail party) - свободное хождение. Получив коммуникативную задачу, учащиеся свободно ходят по классу, обмениваясь информацией, своими мыслями или добывают информацию. Этот прием стимулирует самостоятельность, повышает интерес к изучению иностранного языка.
  • «Все во всем» - подбор самых разнообразных, неожиданных возможностей использования данного предмета не по его прямому назначению. Проявляются такие креативные качества, как гибкость мышления, изобретательность, наблюдательность, воображение, внимание. Игра направлена на развитие креативного поля учащихся.
  • «Пирамида». Задача этого приема прийти к единому мнению, развить умение убедить собеседника. Учащиеся обсуждают проблему вначале в парах, затем в группах, далее - в коллективе и в итоге приходят к консенсусу.
  • «Паук». Помогает систематизировать изучаемую лексику.
  • На этапе применения используется организация личностного общения учащихся. Для этого очень важно обучать их выражать свои мысли, мнения, пожелания, полагаясь на жизненный опыт. С этой целью применяются речевые клише: «To my mind…” (по моему мнению…); “As for me(что касается меня…); “From my point of view…” (с моей точки зрения); “I cannot say it precisely, but I think(не могу сказать точно, но я думаю…) и т.п.Во взаимодействии с учащимися используются следующие способы общения: интерактивный, перцептивный, информационный.Для того, чтобы общение состоялось, очень важно соблюдать нормы этикета. Необходимо систематически проводить «минутки вежливости», где учащиеся обучаются правилам этикета: как правильно сказать комплимент, как выразить благодарность, извиниться, обратиться с просьбой о помощи и т.д.Очень важны и нетрадиционные уроки: диспуты, дискуссии, конференции и т.д.Много внимания уделяется организации рефлексии на уроке:
  • « открытка» - отразите свои мысли на бумаге, нарисуйте наш урок, каким вы его видите;
  • «цветная гамма урока» - учащиеся выбирают цветные карточки. Если урок понравился, был интересным, познавательным - поднимите красную карточку, если урок был обыкновенный - желтую, если урок не понравился - зеленую;
  • мини-сочинения;
  • «цепочка мнений».
  • Для раскрытия и развития творческого потенциала учащихся эффективным педагогическим средством являются внеклассные занятия по предмету: викторины, спектакли, фестивали. Основой обучения служит опора на субъектный опыт учащихся, что является реализацией личностно-ориентированного подхода. Эти занятия углубляют и расширяют знания учащихся, полученные на уроке, повышают их интерес к предмету, положительно воздействуют на взаимоотношения в ученическом коллективе. Внеклассные занятия помогают учителю узнать творческие, индивидуальные способности своих учащихся и учить применять полученные знания на уроке в нестандартных ситуациях.Применение данной методической системы, направленной на обеспечение положительной динамики творческого мышления обучающихся, позволяет побудить учащихся к активному проявлению своих креативных качеств, научить их ставить перед собой задачи, делать выбор и принимать решения, способствовать развитию коммуникативной компетенции учащихся посредством креативно-деятельностного подхода.Литература1. Антропова А.И. Педагогические технологии в медиаобразовании при обучении иностранному языку// Иностранные языки в школе, 2016 №7.-с.62-64.2. М.К.Колкова. Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам. СПб.: КАРО, 2017.3. Кулешова Г.М. Инновация как новая философия образования//Интернет-журнал «Эйдос», 2018.//www.eidos.ru/journal/2018.4. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов педузов и учителей / Е.Н.Соловова. - М.: Просвещение, 2022.5. Соловова Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интегративно-рефлексивный подход. Монография. - М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2014.